Глава 16. Социальный сектор. Региональные проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 16. Социальный сектор. Региональные проблемы



Вслед за восстановлением дореформенного объема ВВП России удалось к концу первого десятилетия XXI в. достичь советского уровня реальных располагаемых денежных доходов населения. По остальным показателям социального сектора картина остается.Этому способствует не всегда удачная социальная политика.

Социальная модернизация

Экономическая модернизация России не может быть до конца успешной, если она не сопровож­дается модернизаций остальных механизмов национальной социально-экономиче­ской модели. Трехсотлетний опыт предшествующих попыток модернизации показал, что наша страна может делать существенные рывки в своем догоняющем развитии, но без комплексной модернизации сделать Россию развитой страной невозможно. Отсюда необхо­димость сопровождать нынешнюю экономическую модернизацию политической, этической (через улучшение этических показателей) и социальной модернизациями.

В Концепции-2020 ставится задача модернизации социального сектора и прежде всего через усиление помощи бедным и снижение неравенства, а также через более активную со­циальную поддержку и адаптацию населения. Для этого намечается достижение ряда целе­вых ориентиров (см. ниже). Однако в Концепции-2020 отсутствуют описание инструментов для достижения этих ориентиров социальной модернизации (впрочем, это относится не только к социальным, но и остальным ориентирам). Попытки модернизировать социальный сектор в 2000-е гг. часто оказывались или дорогостоящими (например, монетизация ряда бесплатных льгот населению в начале 2000-х гг. оказалась намного более дорогой для бюд­жета, чем планировалось) или спорными. Так, к спорной можно отнести начинающуюся с середины 2012г. реформу бюджетных организаций (а в основном это организации социально-культурные): им предложат разделиться на казенные (остаются полностью на бюджетном финансировании, а заработанные ими на стороне доходы поступают в бюджет) и остальные (вместо фиксиро­ванной бюджетной сметы будут получать государственное задание и государственные суб­сидии на его выполнение, а доходы от реализованных только сверх государственного зада­ния платных услуг оставлять себе, однако государство снимет с себя субсидиарную ответст­венность за эти учреждения).

Бедность

Российская статистика к бедным (малоимущим) относит ту часть населения, денеж­ные доходы которой ниже прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей мини­мальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязатель­ные платежи и сборы. Она определяется ежеквартально для трудоспособных, пенсионеров и детей по всем субъектам Российской Федерации, исходя из сложившихся в них цен. В по­следнем квартале 2009г. она составляла 5144 руб. в среднем по России (для трудоспособных – 5562 руб., пенсионеров – 4091 руб., детей – 4922 руб., для семьи и из двух трудоспособных и одного ребенка – 16046 руб.), колеблясь от 3805 руб. в Тамбовской области до 10890 руб. в Камчатском крае.

Под воздействием мирового экономического кризиса доля малоимущего населения в России возросла с 13,3% в 2007г. до 14% в 2009г., но остается намного меньше начала 1990-х гг. (33,5% в 1992г.) и середины прошедшего десятилетия (17,7% в 2005г.). Концепция-2020 прогнозирует уменьшение этого показателя до 6-7% в 2020г. Есть и другой подход к определению бедности – это лица с доходами ниже 50% от медианного дохода. Таких в России в 2007г. было 22% и Концепция-2020 планирует уменьшение этой доли до 15%.

Бедность порождается прежде всего невысокими доходами основной части населения. Так, среднемесячные доходы семьи их трех человек в первом полугодии 2009г. составляли около 37,5 тыс.руб., а население полагало (по данным выборочного опроса в том же году), что для «нормальной жизни» семье из трех человек достаточен доход в среднем 56 тыс. руб. (в Москве – 91 тыс. руб., Санкт-Петербурге – 96 тыс.руб.), которого хватает на продукты питания и одежду, платные услуги по здравоохранению и образованию, но не на покупку жилья[61]. Доля населения, у которого доходы были ниже достаточных для «нормаль­ной жизни», составляла в том же году около 55% и, вероятно, отражала реальную ситуацию с бедностью в России, если считать бедными (малоимущими) тех, у кого не хватало доходов для «нормальной жизни».

В свою очередь, низкие доходы проистекают прежде всего из-за невысо­кого уровня такой главной части доходов населения, как заработная плата. В I кв. 2010г. она состав­ляла 19,5 тыс. руб. (в среднем за 2009г. – 18,8 тыс.руб.). Таким образом, семья из трех чело­век даже при двух работающих не могла обеспечить себе «нормальной жизни». Неудиви­тельно, что основная масса бедных в России – это люди, которые работают, но которым пла­тят ниже того минимума, который они считают нормальным. Можно было бы предположить, что взгляды россиян на нормальную оплату труда завышены, но статистика подтверждает, что основная часть живущих ниже прожиточного минимума (60%) – это занятые. Подобная ситуация объясняется прежде всего тем, что основная часть доходов в обществе олигархического государственно-монополистического капита­лизма достается отнюдь не основной части населения.

Неравенство

Неравенство по доходам резко выросло в начале 1990-х гг. (в основном из-за ускоренной приватизации государственной собственности) и продолжало увеличиваться в последующие годы (см. табл.8.1). В 2009г. верхний квинтель населения присваивал себе 48% всех денежных доходов населения (а с учетом скрытых доходов, например, взяток – более половины), а доходы высшего дециля превышали доходы низшего дециля в 16,7 раза.

Хотя в ряде стран схожего уровня (например, Чили, Турции) расслоение по доходам выше, но в большинстве других стран, более близких России (Польше, странах Балтии, на Украине, в Казахстане) оно заметно ниже. В результате в российском обществе, с его традиционно сильной ориентацией на справедливость, распространено ощущение социальной несправедливости. Оно базируется на неприятии того, что основная часть российских олигархов получила свой доход скорее в результате ускоренной приватизации, чем в силу своих предпринимательских способностей, а богатство бюрократической верхушки – это следствие использования власти в своих интересах. Концепция-2020 ставит одним из ориентиров социальной политики снижение к 2020г. разницы в доходах высшего и низшего дециля до 12 раз, не называя при этом почти никаких мер для достижения этой цели (об отказе российского руководства от прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц даже в будущем см. гл….)

Социальная поддержка населения

Помимо политики доходов, другим важным направлением социальной политики является социальная поддержка (социальная защита) населения. Она нацелена прежде всего на социально уязвимые группы населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)