Восстание степана разина 1667-1671 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание степана разина 1667-1671 гг.



Войны с Польшей, Крымскими татарами и Швецией (1654-1667), а также непрекращающиеся проблемы на Украине требовали мобилизации дворянской кавалерии. В связи с этим владельцы не присутствовали в собственных владениях значительную часть года. Контроль за крестьянами ослаб. Мужики толпами бежали из имений, разоряя по пути господские дома. Многие беглые находили себе пристанище на средней и нижней Волге (где всегда была нужда в матросах и грузчиках), а также на Украине и на территории донских казаков. Основным принципом как у донских, так и у запорожских казаков являлся отказ в выдаче любого, просившего убежища. На Украине каждый последующий гетман клялся Москве возвращать беглых, но не делал этого.

Наплыв беглецов на Дон угрожал нарушить баланс между состоятельными казаками («домовитыми») и бедными (голытьбой). Лишь немногим из вновь прибывших удавалось найти работу. Поскольку большая часть из них являлась крестьянами, было бы естественным, если бы им выделили землю для обработки. Однако это противоречило основному древнему закону донских казаков, который запрещал земледелие на их территории. Этот закон был нацелен на предотвращение образования больших земельных владений из опасений развития крепостного права. Трудности добывания средств к существованию на Дону вынуждали многих новичков присоединиться к голытьбе в предприятиях, обещающих легкую добычу.

Поскольку путь на Черное море преграждал приказ Донского правительства, внимание предприимчивых элементов из казацкой голытьбы обратилось к Волге и Каспийскому морю. Суда, доставлявшие товары из Нижнего в Астрахань, были желанной добычей для казаков. Летом 1666 г. казацкая голытьба под предводительством Василия Уса прорвалась через Воронеж и двинулась на север. Ряды казаков быстро увеличивались за счет крестьян и холопов. Казакам удалось приблизиться к Туле, однако их силы оказались недостаточными, чтобы взять эту мощную крепость, и вскоре они отступили. Когда Ус с товарищами возвратился на Дон, власти Донской армии арестовали его вместе с несколькими сподвижниками и подвергли всех порке.

Вскоре на Дону появился новый лидер – Степан Тимофеевич Разин. Тогда ему было около 40 лет. Он был деятельной натурой, бесстрашным человеком могучего телосложения и необузданного авантюрного нрава. В нем сочетались противоречивые свойства. Степан мог быть великодушным и крайне жестоким. Разин оказался смелым и находчивым командиром с несомненными стратегическими способностями. Разин принадлежал к состоятельной, «домовитой» семье, но связал свою судьбу с голытьбой.

Донские казаки, как и запорожцы, традиционно выступали против крепостного права. Набег Василия Уса в 1666 г. выявил, что крестьяне Московии находятся на грани бунта. Но прежде всего они должны были завоевать авторитет среди донских казаков, и успешная морская экспедиция казалась для этого наилучшим способом. В 1667 г. Разин двинулся на Волгу. Он напал на крупный речной караван. Стрельцы отказались защищать караван от казаков. Затем суда Разина прошли мимо Царицына. Их никто не остановил. Казаки вошли в Каспий, добрались до устья Яика, поднялись по реке и захватили Яицкий городок. Стрельцы гарнизона не оказали сопротивления казакам, однако отказались вступить в армию Разина. Большую часть стрельцов казаки убили; спаслись лишь немногие. На зиму 1667/68 г. Разин расположился в Яицком городке.

В январе 1668 г. гетман Левобережной Украины Брюховецкий начал мятеж против царя. Гетман призывал донских казаков поддержать восстание запорожцев против Москвы. Он советовал донским казакам действовать в содружестве с Разиным. В марте 1668 г. Разин вышел из Яицкого городка на Каспийское море. Его флотилия состояла из 24 судов на которых было 16 сотен казаков. Разин вооружил свои суда пушками Яицкого городка. Казаки разграбили побережье Каспийского моря от Дербента до Баку. В городе Реште казаки потеряли 4 сотни людей. Казаки разорили Ферахабад. Флот персидского шаха не смог разбить казаков возле Баку. Разин захватил дочь персидского адмирала. Согласно легенде, Степан выбросил ее за борт.

В августе 1669 г. войско Разина вернулось в Астрахань. Они передали воеводе пленных персов. Персидские купцы выкупили пленных. Воевода Астрахани опасался перечить казакам. Из сорока своих пушек Разин сдал воеводе лишь половину. Казаки пробыли в Астрахани 10 дней, продавая местным жителям шелк и другие товары по символическим ценам. Неудивительно, что они снискали необыкновенную популярность. В начале сентября Разин двинулся вверх по Волге к Царицыну. Воевода Царицына вдвое поднял цены на вино, чтобы предотвратить пьянство казаков. Казаки пришли от этого в ярость и убили воеводу. Из Царицына Разин возвратился на Дон и разбил свой лагерь. Люди Разина передали половину своей добычи домовитым казакам, которые накануне похода снабдили их оружием и одеждой.

Донские казаки разделились на сторонников Разина и сторонников атамана Яковлева. Весной 1670 г. Разин был в Черкасске, а затем отправился вверх по Дону. Там к нему присоединился Василий Ус и его казаки. В совокупности под командой Разина было 7 тыс. казаков. Разин объявил, что он восстает не против царя, а против бояр, которые держат царя в неволе. Также были распространены слухи, что у Разина в лагере находится царевич Алексей (скончавшийся незадолго перед этим), и патриарх Никон. Никон в то время был еще жив.

Летом 1670 г. Разин захватил Царицын. Москва направила вниз по Волге отряд в тысячу стрельцов и из Астрахани 25 сотен стрельцов. Разин разбил стрельцов, которые шли с верховьев Волги. Затем Разин развернулся против Астраханской армии. Стрельцы перешли на сторону Разина. Казаки захватили знатных людей Астрахани и казнили около 400 человек. Разин оставался в Астрахани примерно 4 недели. Он начал готовиться к кампании против Москвы. В. Ус остался командовать в Астрахани, а Разин выступил вверх по Волге. Флотилия Разина состояла из двухсот судов; две тысячи конных казаков двигались вдоль берега. Из Казани в Симбирск срочно двинулся воевода Юрий Барятинский. Ядро его войска составляли два отряда московских солдат, подготовленных иностранными офицерами. Битва Барятинского и Разина под Симбирском была ожесточенной. Посадские впустили казаков в город. Барятинский отступил добирать солдат. Крестьяне, мордва, чуваши, мари присоединились к движению. В 1670 г. старшина Левобережной Украины восстановила контроль над голытьбой. Новый гетман присягнул царю. В сентябре 1670 г. Москва направила дополнительные силы против Разина. В октябре Разин потерпел поражение от Барятинского. Разин пытался укрыться в Самаре, но жители не впустили его в город. Домовитые казаки восстановили свое влияние, а авторитет Разина падал. В феврале 1671 г. Разин пытался захватить контроль в донском правительстве в Черкасске, но попытка не удалась. Разин отступил в Кагальник. Верные Яковлеву казаки штурмом взяли крепость и выдали Разина Москве. Восставшие продолжали удерживать Астрахань даже после поражения Разина. Степана Разина казнили 6 июня, а Астрахань пала 26 ноября 1671 г.

Бунт донских казаков и крестьян под предводительством Степана Разина был яростным выражением оппозиции московским способам управления и тяготам общественного строя, многие годы копившейся в различных слоях населения Руси. Разинское восстание являлось частью серьезного кризиса, который терзал Московское царство на всем протяжении второй половины 17 столетия и был преодолен лишь крайним напряжением его сил и при поддержке политической и социальной основы нации – дворянства, консервативных элементов посадских и старшины донских казаков.

Процесс перехода к абсолютизму был еще далек от завершения. В стране отсутствовали такие непременные атрибуты абсолютной монархии, как регулярная армия, финансовая система. Не сломлено было экономическое могущество церкви. Время Алексея Михайловича было важным этапом в экономической эволюции страны. Процесс реформирования России протекал весьма своеобразно, под жестким контролем самодержавия и православия. В России экономическое развитие, успехи науки, секуляризация духовной жизни осуществлялись на основе сохранения традиционного общества при дальнейшем распространении крепостничества, практически изжитого на Западе.

Среди социально-экономических преобразований наиболее важные – это появление мануфактур, развитие ярмарок и расширение межрайонных связей, углубление специализации. В царствование Алексея Михайловича были основаны Олонецкие железоделательные заводы – отливали пушки, ядра, делали ружья и другие железные вещи. Мастерами были иностранцы, но заводчики обязывались научить своему мастерству присланных к ним русских работников. Встречались некоторые суконные и полотняные фабрики, но предназначенные только для царского двора.

В 1669 г. умерла первая жена царя Мария Милославская. Через 40 дней Алексей Михайлович начал поиски новой супруги. Государю представили список девиц, где было 67 фамилий. Из них Алексей Михайлович выбрал Наталью Нарышкину, из смоленских дворян. Царь был вдвое старше своей второй жены, которая подарила ему сына Петра и двух дочерей. Умер Алексей Михайлович в возрасте 46 лет. Накануне он благословил на царство Федора.

Федор и Софья

В январе 1676 г. царский престол занял старший сын Алексея Михайловича Федор, которому еще не было 15 лет. Он был неизлечимо болен. Власть осуществляли его родственники по матери – Милославские. Тогда отменили казнь путем отсечения рук и ног. Помещикам мусульманам запретили (1681 г.) владеть крестьянами православного вероисповедания. Были уничтожены откупа на винную продажу и таможенные сборы. Окончательно запретили местничество. Царь даже приказал сжечь все разрядные книги, чтобы впредь никто не мог унижать других, ссылаясь на заслуги предков.

В 1681 г. при родах умерла первая жена Федора – Агафья Грушецкая, следом за ней скончался новорожденный младенец. Царь вторично женился на Марфе Апраксиной и в 1682 г. умер в возрасте 20 лет. Федор не оставил распоряжения о наследнике престола. Престол заняла дочь царя Алексея Михайловича от первого брака Марией Милославской Софья. Женщины на престол не допускались. В X в. правила княгиня Ольга. Вторым случаем было регентство матери Ивана Грозного – Елены Глинской. Софья Алексеевна родилась в 1657 г. Софья полюбила Василия Голицына, образованного человека, знавшего латынь и польский. Многому она могла научиться у князя Хованского, своих родственников Милославских. Большое влияние оказывал на Софью ее учитель Симеон Полоцкий. Когда умер Федор, претендентов на власть было два: 15 летний Иван от Милославской (слаб здоровьем и почти лишен зрения) и девятилетний Петр от Нарышкиной. Решение вопроса о том, кто будет царствовать, зависело от исхода борьбы двух семейных кланов – Милославских и Нарышкиных. Первоначально вопрос очень быстро решился в пользу Петра. Но тут вмешалась двадцатипятилетняя Софья Алексеевна. Она взяла власть и удерживала ее семь лет.

Все события разворачивались на фоне растущего мятежа стрелецкого войска. Сила была в руках стрельцов и они диктовали свои условия. Милославские сумели направить недовольство стрельцов против Нарышкиных. Многие близкие родственники Петра были убиты. Правление Софьи началось 16 мая 1682 г. на следующий день после начала мятежа. Было сформировано правительство из сторонников Софьи. Начальником посольского приказа Софья назначила своего фаворита князя Василия Голицына, самого образованного человека того времени. Стрелецкий приказ возглавил Иван Хованский, а Иноземный, Рейтарский и Пушкарский (т.е. армию) – дядя царевны Иван Милославский. Правительство пошло на уступки стрельцам. Их зверства в отношении сторонников Нарышкиных были публично одобрены. В конце мая стрельцы потребовали чтобы управление вручить сестре, пока цари малы. Тем временем вновь подняли голову раскольники. Софья приказала отрубить голову одному из расколоучителей Никите Пустосвяту. Главным покровителем раскольников в Москве был глава стрелецкого приказа князь Хованский. Ему Софья была обязана своим возвышением и сама даровала князю опасное могущество, назначив его главою стрельцов. 19 августа 1682 г. по Москве разнесся слух, что стрельцы собираются перебить всю царскую семью и возвести на престол Хованского. Софья собрала знатных людей и послала отряд схватить Хованского. Князя и его сына казнили. Князь В. Голицын в разгар стрелецкого бунта был назначен главой посольского приказа, а затем стал фактически главой правительства при Софье. Голицын понимал важность для России европейских знаний. Он содействовал поездкам русских людей за границу, приглашал иностранных специалистов. Об интересах князя свидетельствует сохранившийся список книг его библиотеки. Среди них – произведения на латинском, польском, немецком языках, сочинения политические, богословские, по церковной истории, географии, зоологии и даже ветеринарии.

Как глава Посольского приказа Голицын содействовал включению России в активную европейскую политику на стороне католических стран – Польши, Австрии, Венеции против Турции. Переговоры с Польшей о «вечном мире» были непростыми. Тридцать девять раз съезжались уполномоченные и не могли ничего решить: поляки не уступали Киев, а русские не соглашались начинать войну против Турции. Наконец, в обмен на помощь Польше против Турции поляки отказались от своих претензий на Киев. Софья с радостью возвестила народу: «Никогда еще при наших предках Россия не заключала столь прибыльного и славного мира, как ныне». То обстоятельство, что именно после заключения в 1686 г. «вечного мира» с Польшей Софья стала называть себя «самодержицею», свидетельствует о значении в ее глазах этого события.

Голицын был вынужден предпринять военные походы против крымских татар, хотя понимал, что Россия к ним не готова. Походы 1687 и 1689 гг. были неудачными и скомпрометировали Голицына: в стране всегда ценилось воинское искусство. Но следует отметить, что это были первые не оборонительные, а наступательные действия России в южном направлении. У Голицына были обширные планы преобразования государства. Он мечтал о распространении просвещения, торговли и преобразования государственной системы, стремился укрепить армию путем ее реорганизации. При степени его влияния на Софью путь, предлагаемый Голицыным, вполне мог стать реальной альтернативой Петровским реформам. Но Голицын не был русским царем, а время власти Софьи неумолимо шло к концу. Странный триумвират, стоявший во главе государства, не мог сохраняться долго. Царевичи подрастали, и если Ивана в качестве конкурента можно было не принимать в расчет, то было совершенно ясно, что взросление Петра окрыляло его сторонников, жаждавших реванша. Для многих было видно, что развязка близится. Уже в январе 1688 г. Петр участвовал в заседании Думы. Брат его матери Л. Нарышкин был пожалован в бояре. Но окончательный разлад наступил после возвращения Голицына из второго неудачного похода на Крым, когда Петра с трудом уговорили дозволить раздачу наград участникам похода.

Сложившиеся враждебные лагери ждали друг от друга нападения. Результатом этого ожидания явилось известное бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру под защиту ее стен в 1689 г. и переход на его сторону основной массы народа и войска. Попытки Софьи к примирению успеха не имели. В Москву был послан боярин Троекуров просить Софью удалиться из Кремля в монастырь. В сентябре Софья переселилась в Монастырь, откуда ей было запрещено выезжать. Так закончилось ее правление. Но судьба уготовила ей еще одно испытание. Во время стрелецкого восстания 1698 г. сторонники Софьи хотели «выкликнуть» ее на царство. Восстание было подавлено с небывалой жестокостью. В то время Софья отрицала свою связь с восставшими, но допускала, что «стрельцы могли желать меня на правительство, потому что прежде я была правительницею». Чтобы навсегда устранить ее как конкурентку, Петр приказал ей принять постриг. Софья умерла в монастыре в 1704 г.

Таким образом, к концу XVII в. Россия должна была ответить на вызов модернизирующейся Европы. Но это могло быть осуществлено разными способами, методами и темпами. Политика, проводимая Софьей, означала постепенное вхождение в Европу через юго-западное направление – через Украину и Польшу, с ориентацией на европейские католические страны. Мягкость вхождения, меньшая болезненность преобразований обеспечивалась долгим взаимным влиянием России и Польши в XVI в. Возможно, что подобный вариант развития был более привлекателен, так как массовое народное сознание уже было подготовлено к такому процессу. Но возможность была погублена династическим кризисом в русском государстве. В традиционной России женщина не могла быть полноправной государыней, что считалось «зазорным». Кроме того, москвичи не одобряли западничества двора, осуждали его как вероотступничество. Петр пришел к власти на волне традиционализма и начал осуществлять свой курс, более жесткий, чем предложенный его предшественниками.

 

Культура

В России в XVI столетии проявились две основные тенденции: уменьшение роли церкви в национальной культуре и усиление западного влияния. Это присутствовало в каких-то формах уже в начале века, но вполне очевидным стало во второй половине в таких областях русской жизни, как религия, искусство, музыка и образование.

В архитектуре «шатровый» стиль с различными вариациями до середины столетия оставался господствующим, когда против него выступил патриарх Никон на том основании, что он не соответствует образцам византийской архитектуры. Результатом (которого Никон предвидеть не мог) было возросшее влияние западных форм, и особенно барокко, на русскую архитектуру. Последнее было популярно на Украине, но много характерных сооружений присутствовало и в Московской архитектуре. В иконописи новая школа, которой покровительствовал Строганов, выдвинулась между 1580 и 1630 годами. Мастера ее писали главным образом небольшие иконы. Даже когда писалась большая, она исполнялась в манере миниатюры. Их характерными цветами были черный, глубокий коричневый и красный. Выдающимся русским художником второй половины XVII столетия был Симон Ушаков, который непосредственно использовал западную технику рисования. Его произведения, по сущности их стиля, были не «иконами», а картинами на религиозные темы.

Годы с 1500 по 1650-й были временем расцвета русского церковного пения. Русские церковные песнопения, по своему происхождению восходящие к греческим, в послемонгольский период во многом стали отличаться от византийских образцов из-за своей тесной связи с русской народной песней. Элементы полифонии также вошли в церковное пение в 16 веке. В украинской церкви полифоническое пение, навеянное западными образцами, превалировало в 17 столетии. После никоновских реформ в Московии были введены так называемые киевские песнопения и соответствующая нотная запись вместо старой системы «крюков» (хотя раскольники не приняли ни новых мелодий, ни новых нот). Принципы киевской полифонии использовались русскими композиторами конца 17 столетия также и для светской музыки. Это стало началом современного русского лирического вокала.

Хотя никакой инструментальной музыки использовать в церковной службе не разрешалось, с 1660 года высшие классы московского общества стали знакомиться со светской инструментальной музыкой. Музыканты вывозились из-за границы. Инструментальная музыка и пение присутствовали в театре. До тех пор в Московии не было театра в западном смысле этого слова. Религиозные процессии, такие как изображение въезда Христа в Иерусалим (где принимали участие и царь, и патриарх), отвечали потребности русских в драматических действиях. Среди простолюдинов был популярен показ кукол (Петрушка) в праздничное время на городских улицах. На Украине религиозный театр развивался в богословских школах. Поселившийся в Москве выдающийся украинский преподаватель Симеон Полоцкий (он был учителем царя Федора) написал несколько религиозных пьес, которые можно считать первыми образцами русской драматической литературы.

В то же время царь и некоторые из бояр стали интересоваться западным театром: время от времени спектакли ставились в царском дворце и в боярских домах. В пригородной резиденции царя было построено здание театра, где пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид поставил семь пьес, переведенных им с немецкого. Большинство из них имело библейские и классические сюжеты – «Эстер и Юдифь» и балет «Орфей».

Трагические события Смутного времени послужили основой для многочисленных исторических трактатов и рассказов. В большинстве из них несчастье русского народа объяснялось как Божья кара за грехи правителей и народа. Царь Борис Годунов и, конечно, оба Лжедмитрия представлялись злодеями. Первый обвинялся (до сих пор бездоказательно) в том, что по его приказанию убили настоящего Дмитрия. В последующий период стали популярны исторические повести. К этому типу принадлежат повесть о захвате Азова донскими казаками и полуфантастическая история молодого купца Саввы Грудицына, заявлявшего, что он участвовал в кампании против Польши в 1632 г. Совсем в другом стиле написана в конце столетия повесть «Фрол Скобелев». Это реалистическое и даже циничное повествование об удачливом проходимце, предвосхищающее появление реалистической сатиры XIX века.

Уникальным русским литературным памятником XVII в. является автобиография протопопа Аввакума, возглавлявшего раскольников. Это человеческий документ громадного психологического и исторического значения. В нем огненная личность Аввакума и его религиозная страсть находят яркое выражение. Не менее замечателен язык: колоритный разговорный русский, который он использовал в период, когда церковнославянский был единственной подходящей вехой для развивающейся литературы.

В Московии в конце XVII столетия существовали только начальные школы. Небольшие группы детей обучались дьяконами и пономарями, в некоторых случаях светскими учителями. Упор делался на чтение и письмо, арифметика изучалась в ограниченных пределах. Главной целью этих школ было обучение будущих дьяков и священников, а также мелких правительственных служащих. На Украине положение было иным. Православное духовенство здесь испытывало давление со стороны римского католицизма и поэтому было вынуждено поддерживать такой же интеллектуальный уровень, как и римские католики, и строить соответствующую образовательную систему. Начальные школы на Украине были организованы лучше, чем в Московии. В 1631 г. была создана духовная школа высшего типа (позже в России известна как Академия). Она стала главным центром обучения на Украине. С приглашением многих украинских учителей в Москву во второй половине века киевская ученость стала ведущим фактором в модернизации культуры Московии. Чтобы сломить монополию украинцев, патриарх пригласил в Москву двух греческих учителей – братьев Лихудов. Они открыли в Москве в 1687 г. духовную школу (подобную киевской, но с изучением греческого языка). Позже эта школа получила известность как Славяно-греко-латинская академия.

Поскольку в то время в Москве и на Украине не было школ, где можно было изучать науку и технику, знание латинского языка открывало двери многим русским и украинцам для овладения западной ученостью. Инструкции на языках (западных и восточных) предлагались Посольским приказом для послов, некоторые из них должны были хорошо изучить географию и политическую историю. Русское освоение Сибири неожиданно сделало важный вклад в географическую науку в целом. Русские художники и архитекторы во второй половине XVII века уже имели близкое знакомство с западными технологиями. И многие из русских помощников западных инженеров в металлургическом и других производствах изучили достаточно, чтобы обходиться без иностранцев.

Подводя итоги, можно сказать, что к концу XVII столетия в России сформировался тонкий слой западно ориентированной культурной элиты. Этот слой играл двоякую роль: служил связующим звеном между Россией и Западом и был источником, откуда распространялись новые идеи в России. Нужен был сигнал со стороны правительства, чтобы пренебречь традициями и предрассудками и двигаться вперед по пути западничества. Этот сигнал был дан Петром Великим.

 

 

Глава 8. Модернизация традиционного общества в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.028 с.)