Авторы учебного пособия «Управление природопользованием» Щуров Б.В., Губанов Л.Н., Зверева. В.И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторы учебного пособия «Управление природопользованием» Щуров Б.В., Губанов Л.Н., Зверева. В.И.



Авторы учебного пособия «Управление природопользованием» Щуров Б.В., Губанов Л.Н., Зверева. В.И.

Содержание курса «УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ».

Глава 1. Методологические и организационно-правовые основы системы управления.

1.1. Основные понятия теории управления. Объект и субъект управления, их взаимосвязи.

1.2. Эволюционный путь развития современных отечественных и зарубежных школ менеджмента.

1.3. Сочетание стратегии и тактики управления.

1.4. Понятие механизма управления: задачи, функции, средства.

1.5. Проектирование и совершенствование организационных структур управления.

1.6. Формирование системы методов управления и их классификация.

1.7. Особенности формирования и развития экологического менеджмента.

Глава 2. Основы управления природопользованием и их связь с практикой экологического регулирования.

2.1. Природопользование. Кризис природопользования.

2.2. Управление природопользованием в условиях натуральных форм хозяйствования.

2.3. Природопользование в условиях товарно-денежных отношений.

2.4. Промышленная революция, научно-технический прогресс и изменение отношений в системе «общество-природа».

2.5. Социальные издержки природопользования.

2.6. Эколого-экономические проблемы использования новых промышленных материалов.

2.7. Экономический рост или устойчивое развитие. Концепция экологически устойчивого развития общества. Критерии и показатели устойчивого развития. Экологические ограничения экономического развития.

2.8. Природный капитал в экономике переходного периода. Концепция «природного капитала». Цены и ценности. Рост и развитие.

2.9. Оценка экосистемных услуг и природного капитала.

2.10. Эколого-экономическая система учета природных ресурсов.

Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием.

3.1. Источники экологического законодательства.

3.2. Основные принципы экологического права.

3.3. Конституционные основы экологического законодательства

3.4. Экологические права и обязанности граждан в сфере природопользования

3.5. Ответственность за экологические правонарушения.

3.6. Закон «Об охране окружающей среды».

3.7.Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

3.8. Лимитирование и лицензирование природопользования.

3.9.Стандарты воздействия на окружающую среду и их обоснование.

 

Глава 4. Органы государственного управления природопользованием.

4.1. Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

4.2. Функции и задачи государственного управления природопользованием.

4.3. Компетенция федеральных, региональных и местных органов управления в области природопользования.

4.4. Функции и задачи законодательных органов в области природопользования и охраны окружающей среды.

4.5. Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования.

4.6. Полномочия правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

4.7. Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием.

4.8. Компетенция специально уполномоченных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

4.9. Функциональные и территориальные специально-уполномоченные органы управления природопользованием.

 

Глава 5. Экономический механизм природопользования как функция государственного управления.

5.1. Управленческие задачи экологизации экономики.

5.2.Особенности государственного регулирования и управления природопользованием в условиях переходного периода экономики России.

5.3. Экономическая ценность природных ресурсов и подходы к их оценке. Плата за пользование природными ресурсами.

5.4. Понятие экономического ущерба и природоохранные мероприятия по его снижению.

5.5. Плата за загрязнение окружающей среды.

5.6. Система экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

5.7. Реализация природоохранных программ на разных уровнях управления.

 

Глава 6. Система управления природопользованием на предприятии (Управление природопользованием на микроуровне).

 

6.1. Механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой. Обострение проблем природопользования.

6.2. Основные загрязнители, их источники, классификация, нормирование, характер воздействия.

6.3. Выбросы вредных веществ и их инвентаризация на предприятии.

6.4. Дифференциация предприятий по степени экологического риска.

6.5. Санитарно-защищенные зоны промышленных предприятий и производств.

6.6.Качество атмосферного воздуха и его контроль на предприятии.

6.7. Использование водных ресурсов на предприятии.

6.8. Хранение, транспортировка, обезвреживание и захоронение токсичных отходов.

6.9. Влияние отраслей народного хозяйства на состояние окружающей среды.

6.10. Оценка воздействия на окружающую среду.

6.11. Экологическая экспертиза.

6.12. Экологическая паспортизация объектов, экологическая статистическая отчетность предприятия.

6.13. Экологический аудит.

6.14. Современные ресурсосберегающие малоотходные технологии.

 

Глава 7. Управление окружающей природной средой.

7.1. Рациональное использование и охрана воздушного бассейна. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.

7.2. Нормирование качества атмосферного воздуха.

7.3. Рациональное использование водных ресурсов. Управление водопользованием и стимулирование снижения водоемкости в технологических процессах.

7.4. Основные источники загрязнения воды. Мониторинг загрязнения вод.

7.5. Земельные ресурсы и их рациональное использование.

7.6. Нормирование загрязнения почв.

7.7. Важнейшие проблемы воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов.

7.8. Использование минеральных ресурсов России.

Глава 8. Эколого-экономическое регулирование природопользованием на международном уровне.

8.1. Принципы и формы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

8.2. Изменения в сфере природопользования в период научно-технического прогресса.

8.3. Природные ресурсы и их территориальное распределение.

8.4.Значимость природного наследия России для мирового сообщества.

 

8.5. Актуальные проблемы управления природопользованием

Введение

 

Курс по управлению природопользованием предназначен для студентов по специальности «Природопользование» (специалисты, магистры). Цель курса – подготовка специалистов, владеющих теоретическими основами и практическими навыками современного менеджмента природопользования. В нем рассматриваются основные методологические подходы к анализу состояния природной среды, определению стратегических направлений развития общества и его окружающей среды (цели, прогнозы, планы), а также выработка и реализация задач, форм, методов, функций (тактики достижения целей) на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, на уровне предприятия и фирмы по коренному изменению отношения к природопользованию.

Курс «Управление природопользованием» дает базовые знания по менеджменту, координирует его со всеми предшествующими курсами и дисциплинами по природопользованию, знакомит будущих экологов с профессиональными требованиями, вырабатывает навыки будущих специалистов к решению конкретных практических задач. Этот курс предназначен для изучения студентами механизмов управления природопользованием на макро- и микроуровнях. Управление водопользованием, лесопользованием, землепользованием, недропользованием – сложнейшая проблема для мирового сообщества. В настоящее время природопользование переживает кризис, обусловленный перепотреблением природных ресурсов меньшей частью населения и недопотреблением ее большей частью, а также истощением природных ресурсов и антропогенным загрязнением окружающей среды. Студентам предлагается изучить современные экологические проблемы кризиса природопользования в России и других странах.

Благодаря конкретным фактам и цифрам студенты должны иметь четкое представление о том, что наша планета имеет ограниченные запасы всех своих ресурсов, а также ограниченный запас прочности противостоять негативным влияниям хозяйственной деятельности человека.

Управление природопользованием сначала сформировалось и нашло применение в наиболее промышленно-развитых странах, а затем распространилось в другие страны, в том числе и в Россию. Студентам необходимо получить системное представление об административных, экономических и социально-психологических методах регулирования и управления природопользованием. Прежде всего студенты должны изучить систему экологического законодательства России, подразделяющуюся на природоохранительное и природно-ресурсовое законодательства и включающую более 550 действующих документов. Необходимо четко знать основные законодательные акты в области природопользования и охраны окружающей среды. Студенты должны знать структуру законодательных и исполнительных органов власти и их полномочия в области рационального природопользования РФ, а также органы управления природопользованием в субъектах РФ.

В настоящее время все большее значение приобретают экономические механизмы управления природопользованием. Студенты должны познакомиться с экономической оценкой ущерба от загрязнения окружающей среды (воздуха, водоемов, земель); с системой платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также с системой платежей за хранение и размещение отходов.

Студентам предлагается овладеть методами управления природопользованием на промышленных предприятиях; знать дифференциацию предприятий по степени экологического риска, их санитарно-защитные зоны; уметь проводить экологический контроль и мониторинг техногенных экосистем, а также экологическую паспортизацию объектов. В настоящее время большое значение приобретают экологический маркетинг на предприятии, разработка экологически чистых промышленных технологий.

 

Раздел 1. Методологические и организационно-правовые основы системы управления.

 

В первой части курса излагаются основные методологические и организационно-правовые основы системы управления, вводится понятие механизма управления, его задач, функций, форм, методов и т. д. Обсуждаются проблемы совершенствования организационных структур, новых информационных технологий, современных средств оргтехники, повышения квалификации персонала управления, использования опыта отечественных и зарубежных школ менеджмента.

Раздел 2. Основы управления природопользованием и их связь с практикой экологического регулирования.

 

Во второй части обсуждаются основы управления природопользованием и их связь наблюдается кризис природопользования, обусловленный перепотреблением природных ресурсов, их истощением и загрязнением окружающей среды. Излагаются концепция экологически устойчивого развития общества и проблема экологического ограничения экономического развития. Описывается эколого-экономическая система учета природных ресурсов и обсуждаются экологически скорректированные макроэкономические показатели с практикой экологического регулирования. Отмечается, что в настоящее время

 

Раздел 3. Правовые методы регулирования природопользованием.

В третьей главе излагаются правовые методы регулирования природопользованием. В настоящее время экологическое законодательствоРоссийской Федерации включает более 550 действующих документов, в том числе 45 Законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений Правительства, 13 Указов Президента и блок ведомственных нормативов. В основе всего экологического законодательства лежит Конституция РФ, провозглашающая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. Ведущее место среди всех законодательных актов принадлежит Закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, охватывающему все стороны взаимоотношений «человек – общество - природа»

 

Раздел 4. Органы государственного управления природопользованием.

В четвертой главе описывается структура государственного управления охраны окружающей среды и рациональным природопользованием, а также излагаются полномочия законодательных и исполнительных органов власти в этой сфере. Федеральным органом исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов является Министерство природных ресурсов. Излагаются также функции и задачи органов управления природопользованием в субъектах РФ.

 

Раздел 5. Экономический механизм природопользования как функция государственного управления.

В пятой главе излагаются экономические механизмы природопользования, обсуждаются особенности государственного регулирования и управления природопользования в условиях переходного периода экономики России. Большое значение имеет правильное определение экономической ценности природных ресурсов и осуществление платежей за их использование. Обсуждаются вопросы экономического ущерба загрязнения окружающей среды (воздуха, водоемов, земель) и приводятся методики расчетов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также за размещение и хранение отходов.

 

Раздел 6. Система управления природопользованием на предприятии (Управление природопользованием на микроуровне).

В шестой главе обсуждается механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой, их дифференциация по степени экологического риск, экологический контроль и мониторинг техногенных экосистем. В настоящее время большое значение имеет экологическая паспортизация объектов и экологическая статистическая отчетность предприятия.

 

Раздел 7. Управление окружающей природной средой.

 

В седьмой главе обсуждаются вопросы управления окружающей природной средой, в частности рационального использования и охраны воздушного бассейна, земельных и водных ресурсов

 

Раздел 8. Эколого-экономическое регулирование природопользованием на международном и глобальном уровне.

В восьмой главе обсуждаются проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Национальные программы в природоохранной деятельности приносят положительные результаты только при их согласованности с международными документами. В обобщенном и кратком виде обсуждены международно-правовые принципы в области экологии

 

 

Основные понятия теории управления. Объект и субъект управления, их взаимосвязи

В теории управления («о курса независимо от объекта управленческой деятельности. управление – менеджмент – руководство») существует ряд общепризнанных понятий, терминов, постулатов, познание которых необходимо для системного изучения лекционног

Прежде всего, с точки зрения общетеоретического понимания, управление производством – это управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями и социально-экономическими процессами. Это х отношений в обществе.

Из данного определения вытекает ряд других, более конкретных терминов и понятий.

С точки зрения кибернетического подхода управление – это система различных форм и методов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

В большом экономическом словаре термин «управление» сформулирован с позиций функционального подхода как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Приведенные термины не противоречат и дополняют друг друга для более полного понимания системы управления.

Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой. К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы. К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.

Общепризнанным считается постулат: первичным является объект управления, в нашем случае природоохранная деятельность людей, вторичным – субъект управления. В качестве субъекта выступают органы управления (аппараты, отдельные руководители) различного уровня – предприятия, муниципалитета, региона, федерации, осуществляющие управленческие функции различного уровня: планирование и прогнозирование, организацию, контроль, регулирование, учет, стимулирование и т.д.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью прямых и обратных потоков информации. Информация о ходе производственного процесса из управляемой системы в управляющую. Эта информация анализируется и служит основой для выработки командных воздействий и решений, которые поступают в управляемую систему для исполнения. Помимо внутрипроизводственных связей между объектом и субъектом управления управляющая система (субъект управления) также широко использует внешние связи и внешнюю информацию: банковские процентные ставки, уровень безработицы, процессы инфляции, изменение оптовых и розничных цен и др.

Говоря о предприятии как о системе и совокупности его элементов, как в объекте, так и субъекте дифференцированно рассматриваются подсистемы, решающие свои конкретные специфические задачи: техническую, технологическую, организационную и социальную.

Все подсистемы представляют единство функционирования предприятия и тесно взаимосвязаны между собой.

Однако социальная система совместно с экономической выступает в качестве задающего блока: определяет стратегию и тактику развития, формулирует принципы и методы организации производства.

Вышеизложенные основы управления (менеджмента) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2.

 

Система управления

       
 
 
   

 


управляемая

система

           
   
   
 
 
 

 


 

у

 
 

 


Управляемая

система

информационные

потоки прямой и

обратной связи

Рис.1.1. Взаимосвязь управляющей и управляющей систем в общей системе управления.

 

Вместе с тем, с точки зрения системного подхода, следует рассмотреть происходящие процессы в объекте управления (управляемой системе), рис. 1.2.

 

       
 
   
 

 


Готовая продукция

Оборотные фонды: сырье, материалы, энергия. полуфабрикаты

       
   
 
 

 

 


Вход процесс выход

 

Рис.1.2. Процесс соединения элементов (ресурсов) в объекте управления

Следует акцентировать внимание обучающихся на особенностях и понятиях «менеджмент», «менеджер». Эти термины быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

- ориентацию фирмы (организации) на спрос и потребности рынка с целью получения намечаемой прибыли;

- постоянное стремление к повышению эффективности производства: получение оптимальных результатов с наименьшими затратами;

- хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения;

- необходимость использования современной информационной базы с применением компьютерной техники для многовариантных расчетов и т. д.

В управлении производственной деятельностью так или иначе широко привлекаются частные фирмы, финансовые, банковские и др. рыночные структуры. Вместе с тем во многих случаях мероприятия по восстановлению природной среды не дают прямого экономического эффекта, они дают значительный социальный эффект. Производство, регионы, муниципалитеты вынуждены выделять большие средства из бюджетов для восстановления нарушенного баланса.

В этом случае понятие «управление» шире понятия «менеджмент», а следовательно и изучаемая дисциплина получила название «управление природопользованием»

 

Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

 

Конституция Российской Федерации (1993 г.)
Природоохранное законодательство Экологическая безопасность Природно-ресурсовое законодательство
Действующие законодательные акты
Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями) Земельный кодекс, 2001
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г Закон РФ «О безопасности», 1992 Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г Водный кодекс, 1995г
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г) ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г
Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г ФЗ «Об использовании атомной энергии» Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г).
Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г ФЗ «О пожарной безо­пасности» ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г.
ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г   ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г   Закон «О животном мире», 1995 г.
ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г   Лесной кодекс, 1997 г.
ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г   ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г.
Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении
ФЗ «Об экологическом страховании» ФЗ «Об экологической безопасности» ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)».  
ФЗ «Об экологических фондах» ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия» ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов»  
ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов» ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» ФЗ «О растительном мире»  
ФЗ «Об охоте и рыболовстве» ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения» ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».  
ФЗ «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений» ФЗ «О питьевой воде»    
ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования»      
         

 

 

Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.

Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).

Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:

К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.

Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.

Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.

Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием

 

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющем управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Министерство природных ресурсов является комплексным и головным органов всей системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является:

Ø Федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;

Ø Специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраной водного фонда;

Ø Специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

Ø Специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;

Ø Фекдеральным органом управления в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;

Ø Специально уполномоченным органом в сфере государственной экологической экспертизы;

Ø Федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Правовой статус Министерства складывается из следующих функций: координационной, контрольно-инспекционной, разрешительной, информационной, эколого-просветительной, природно-заповедной, международной.

Министерство природных ресурсов России:

Ø Осуществляет координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, осуществляет государственный мониторинг состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, устанавливает порядок его ведения, а также участвует в ведении другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга состояния иных видов природных ресурсов;

Ø Обеспечивает функционирование федеральных и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок сбора, обработки, хранения и учета геологической информации о недрах и условия ее использования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.086 с.)