Международное сотрудничество в борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное сотрудничество в борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации



 

В связи с тем, что воздушное судно — источник повышенной опасности, государства используют строгие меры как на национальном, так и на международном уровне по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. явилась первым универсальным международно-правовым актом, в котором дается определение одному из таких актов — пиратству. Статья 15 данной конвенции устанавливает, что любые неправомерные акты насилия, задержания или грабежа, совершаемые с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата, в отношении какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту, квалифицируются как пиратство. При этом указанные действия будут пиратскими только в случае их совершения в открытом море или воздушном пространстве над ним.

Статья 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила принципиальные положения Женевской конвенции 1958 г. в отношении пиратства.

Обе конвенции устанавливают, что любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на пиратском судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения государства, совершившего такой захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять судьбу захваченного судна, летательного аппарата или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами и летательными аппаратами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными на это.

В 1963 г. вследствие участившихся незаконных актов на борту воздушных судов была принята в Токио Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна. В ней дается определение незаконного захвата гражданского воздушного судна: “Если лицо на борту с помощью силы или угрозы силой незаконно совершает акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном в полете, или если такой акт готовится к совершению...” (п. 1 ст. 11)[123].

Токийская конвенция также применяется в отношении обычных уголовных преступлений на борту воздушного судна (кражи, убийства, провоз наркотиков и т. п.).

Эта Конвенция является единственной, содержащей нормы, которые регламентируют действия командира и членов экипажа при совершении незаконного акта на борту судна или попытки его совершения. Командир может применить к виновным лицам меры принуждения, а также потребовать или разрешить помощь других членов экипажа и просить (разрешать), но не требовать помощь пассажиров для принятия указанных мер принуждения (п. 2 ст. 6). За действия, предпринятые в соответствии с Токийской конвенцией, ни командир воздушного судна, ни другой член экипажа, ни пассажир, ни владелец или эксплуатант воздушного судна не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве по поводу обращения с лицом, против которого действия были предприняты (ст. 10).

Токийская конвенция находится в силе с 1969 г. Украина в ней участвует.

Конец 60-х годов был отмечен резким увеличением количества незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации. Реакция международного сообщества последовала быстро. В 1970 г. была принята в Гааге Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. В 1971 г. в Монреале была заключена многосторонняя Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Обе конвенции в силе, Украина является государством—участником обеих конвенций.

Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1970 г. любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, совершает преступление, если оно:

а) незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия, или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль либо пытается совершить любое такое действие или b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие. Государства—участники конвенции обязаны применять в отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2).

Для целей рассматриваемой Конвенции воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящиеся на борту (п. 1 ст. 3).

Гаагская конвенция 1970 г. не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной и полицейской службах.

Государство—участник Конвенции, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого государства (ст. 7). Таким образом, Конвенция исходит из принципа альтернативной юрисдикции — “либо выдай, либо суди” (aut dedere aut judicare). Хотя в Конвенции нет положения об обязательной выдаче преступников, зафиксированные в ней преступления подлежат включению в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между государствами-участниками (п. 1 ст. 8).

Гаагская конвенция 1970 г. применяется только к случаям, когда место взлета или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации. Другими словами, Конвенция не применяется к внутренним полетам, однако не имеет значения, совершало ли воздушное судно международный полет или полет по внутренним линиям (п. 3 ст. 3).

В соответствии со ст. 1 Монреальской конвенции 1971 г. любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

а) совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

b) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя, или может угрожать его безопасности в полете;

c) помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно, или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете;

d) разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете;

e) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Любое лицо также совершает преступление, если оно: а) пытается совершить какое-либо из преступлений, упомянутых выше, или b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое преступление.

Воздушное судно считается находящимся в эксплуатации с начала его предполетной подготовки наземным персоналом или экипажем для конкретного полета и до истечения 24 часов после любой посадки; период эксплуатации в любом случае продолжается в течение всего периода нахождения воздушного судна в полете (ст. 2).

Данная Конвенция в основном дублирует положения Гаагской конвенции 1970 г. о юрисдикции по указанным преступлениям, процессуальных мерах задержания, выдачи, наказания преступников, расследования обстоятельств преступления и т. п.

В 1988 г. к Монреальской конвенции был принят Протокол, который с незначительными изменениями Конвенции, распространил ее действие на случаи совершения незаконных актов насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.133 (0.007 с.)