Нормы международного права и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы международного права и их классификация



Норма права является первичным элементом любой системы права, например, как клетка в живом организме. Термин “норма” латинского происхождения и в переводе на русский язык означает узаконенное установление, признанный обязательным порядок, установленная мера.

Норма международного права — это правило поведение, создаваемое государствами и иными субъектами международного права путем согласования своих позиций и признаваемое ими в качестве юридически обязательного.

Кроме норм международного права, международные отношения могут находиться под воздействием иных регуляторов — норм международной вежливости, обыкновений, норм международной морали. Отличие последних от норм международного права заключается в том, что они не носят юридически обязательного характера. Поэтому институт ответственности за нарушение норм международного права существенно отличается по процедуре применения и последствиям от аналогичного института при нарушении норм международной вежливости или морали.

Специфика международного права как особой системы проявляется также в конструкции международно-правовых норм. В отличие от классической трехзвенной конструкции, международно-правовые нормы в большинстве своем содержат лишь диспозицию. Санкции же за нарушение этих норм определяются в отдельных соглашениях или системой международного права в целом.

Как и в любой юридической норме, в норме международного права содержанием являются права и обязанности субъектов международного права. Зная свое право, субъект международного права может обоснованно предполагать возможное или должное поведение другого субъекта, заключающееся в выполнении обязанности, корреспондирующей соответствующему праву. Тем самым отношения между субъектами международного права приобретают упорядоченный, предсказуемый характер, а нормы выполняют регулятивную функцию.

Для международного права, как и внутригосударственного, также характерно объединение норм в институты и отрасли, хотя со своими целями и специфическим объектом регулирования. Под институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом такого регулирования (например, институты признания, правопреемства, ответственности и т.д.).

Отрасль международного права — это основное подразделение данной системы права, охватывающее качественно обособленную область международных отношений, регулируемых специальными нормами и институтами. В международном праве выделяются такие отрасли, как право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право и др. Некоторые отрасли современного международного права очень древние (например, дипломатическое и консульское право, международное морское право), другие же появились недавно — международное воздушное право и международное космическое право. Естественно, что процесс формирования отраслей международного права перманентен. Сколько будет существовать международное право, столько и будут появляться новые качественно обособленные международные отношения, урегулированные нормами права, поскольку государства и иные субъекты международного права объективно заинтересованы в более эффективном регулировании определенных комплексов международных отношений, имеющих общий объект регулирования.

Среди международно-правовых норм особо выделяются основные принципы международного права, т. е. юридические нормы, образующие фундамент международного права. Все остальные международно-правовые нормы должны им соответствовать. Нарушение субъектом международного права какого-либо основного принципа квалифицируется международным сообществом как посягательство на международный правопорядок. Основными принципами международного права являются принцип суверенного равенства, добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров и др. (ст. 2 Устава ООН).

Одно из отличий международного права от внутригосударственного заключается в процедуре, способах и формах создания международно-правовых норм. На международной арене нет каких-либо законодательных органов, которые разрабатывали бы и принимали нормы международного права. Эту работу выполняют сами субъекты международного права в ходе двусторонних и многосторонних контактов. Единственный способ, с помощью которого создаются международно-правовые нормы, — это согласование позиций между субъектами международного права в отношении правила поведения и придания ими данному правилу поведения юридически обязательного характера. По форме к нормам международного права относятся общие (специальные) конвенции либо международный обычай.

В настоящее время в науке международного права ведутся дискуссии в отношении деления международно-правовых норм на “мягкое право” (soft law) и “твердое право” (hard law). Что касается первого, то тут доминирует две точки зрения. Сторонники первой считают, что к “мягкому праву” следует относить такие специфические международно-правовые нормы, которые не устанавливают четких прав и обязанностей, а указывают лишь общее направление поведения субъектов международного права. Такие формулировки, как “стремиться”, “прилагать усилия”, “добиваться”, характерны для этого типа норм, которые довольно часто встречаются в политических договорах.

Представители второй точки зрения по проблеме “мягкого права” считают, что нормы этого вида содержатся в не правовых международных актах (например, в резолюциях международных организаций и конференций, в двусторонних и многосторонних заявлениях и коммюнике). Формально такие акты не являются юридически обязательными, однако их роль и значение в укреплении мира и безопасности, развитии сотрудничества между государствами и иными субъектами международного права неуклонно возрастают. Поэтому положения резолюций ООН, документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как и многих других аналогичных актов, будучи морально-политическими по своему характеру, в большинстве своем добросовестно выполняются субъектами международного права. Кроме того, “мягкое право” позволяет обеспечить более эффективное функционирование международной системы и ее отдельных компонентов, поскольку “твердое право” в силу объективно присущей ему жесткости не может столь быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в данной системе, как это может сделать “мягкое право”. Таким образом, “мягкое право” как бы сокращает пути прохождения "твердого права" и готовит благоприятную почву для его успешного развития.

Среди юристов-международников нет единого подхода к проблеме классификации норм международного права. Наиболее часто можно встретить следующую классификацию международно-правовых норм:

1) по сфере действия — универсальные и локальные (региональные);

2) по юридической силе — императивные и диспозитивные;

3) по функциям в системе — материальные и процессуальные;

4) по способу создания и по форме существования — обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы предназначены для регулирования отношений между всеми субъектами международного права и образуют в совокупности общее международное право. Устав ООН может служить ярким примером универсальных норм. Следует отметить, что Международный Суд ООН часто ссылается в своих решениях на “общие нормы международного права”. Локальные или региональные нормы (иногда их также называют партикулярными) регулируют отношения между двумя или несколькими субъектами международного права, которые не обязательно должны располагаться в одном регионе Земли.

Императивные нормы международного права (jus cogens) — это такие правила поведения, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Иными словами, это нормы, обладающие высшей императивной силой, а отсюда особый способ их изменения — принятие новой императивной нормы. Примером императивных норм являются основные принципы международного права.

Диспозитивные же нормы допускают отступление от них по взаимному согласию субъектов международного права, при этом нельзя причинять ущерб правам и законным интересам третьих государств. После достижения указанного соглашения такие нормы становятся столь же обязательными для исполнения субъектами международного права, как и императивные. К диспозитивным нормам относятся, например, такие нормы международного морского права, как о делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа между противолежащими или прилежащими прибрежными государствами, о прилежащей зоне и др.

Материальные нормы регулируют международные отношения, складывающиеся по поводу достижения определенных благ. Они как бы отвечают на вопрос: “Что следует достигнуть?” Процессуальные нормы призваны создать наиболее благоприятные условия для реализации предписаний материальных норм в различных условиях правовой деятельности субъектов международного права. Основная задача процессуальных норм — это выработка юридической технологии применения материальных норм с целью достижения максимального результата с минимальными издержками. Примером международных процессуальных норм могут служить многие положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., касающиеся порядка создания, действия и прекращения международных договорных норм. Профессор
И.И. Лукашук считает, что в международном праве сформировалась новая отрасль — процессуальное право, которая должна сыграть позитивную роль в вопросах повышения эффективности функционирования международного права[19].

Юридические особенности обычных и договорных норм были рассмотрены в предыдущем параграфе. Что же касается норм решений международных организаций, то они закрепляются в нормативных резолюциях межправительственных организаций. Большинство резолюций таких организаций носят рекомендательный характер, однако некоторые из них содержат обязательные правила поведения субъектов международного права, которым они адресованы. В частности, такими нормами являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по финансово-бюджетным и административным вопросам Организации Объединенных Наций.

§ 3. Кодификация и прогрессивное развитие
международного права

Одним из видов систематизации правового материала является кодификация, - т.е. форма нормотворческой деятельности субъектов международного права, направленный на переработку действующих международно-правовых норм, устранение пробелов и противоречий в международном праве и создание на этой основе новых кодифицированных актов, заменяющих все прежние акты, действовавшие в определенной области международных отношений. Юридической формой кодифицирующих актов выступает международный договор.

В процессе этой деятельности осуществляется прогрессивное развитие международного права. Большой вклад в прогрессивное развитие международного права вносит ООН, ее главные, вспомогательные органы и специализированные учреждения. Так, в 1947 г. был создан вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссия международного права, главной целью которой является содействие кодификации и прогрессивному развитию международного права. Комиссия состоит из 34 членов — признанных авторитетов в области международного права. Членский состав Комиссии должен отражать основные формы цивилизации и основные правовые системы мира. Члены Комиссии избираются в личном качестве Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 5 лет.

Комиссия подготавливает проекты документов по международному праву, которые затем рассматриваются на представительных международных конференциях с целью принятия конвенций по вопросам, представляющим интерес для международного сообщества. На основе проектов Комиссии были приняты следующие важные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против дипломатических агентов и лиц, пользующихся международной защитой (1973 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и др.

Функции по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют и другие вспомогательные органы ООН: Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия по наркотическим средствам и др. Участвуют в этой деятельности также и специализированные учреждения ООН
(например, ИМО, МОТ, ЮНЕСКО).

Региональные организации (Совет Европы, Организация африканского единства, Организация американских государств и др.) занимаются вопросами кодификации и прогрессивного развития международного права в рамках своих уставных полномочий.

Глава 4.

Основные принципы международного права [20]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.009 с.)