Предназначение, задачи и объекты действий подразделений РзА 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предназначение, задачи и объекты действий подразделений РзА



С момента своего возникновения военная авиация стала одним из надежных источников сведений о наземном и воздушном противнике, необходимых командующим, командирам для оценки обстановки и планирования боевых действий.

Первые аэрофотоснимки были получены уже в мае 1886 года, когда начальником воздухоплавательной команды поручиком А.М. Кованько отечественным фотоаппаратом с воздушного шара был сфотографирован Васильевский остров в Петербурге с высот 800, 1200 и 1350 м.


 

В настоящее время разведывательная авиация (РзА) является одним из родов авиации ВВС, который решает свои боевые задачи, как в интересах ВВС, так и в интересах обеспечения разведывательной информацией штабы объединений, соединений и частей других видов и родов войск ВС.

В комплексе мероприятий, направленных на подготовку и ведение боевых действий (БД) большое внимание уделяется организации воздушной разведки (ВР). От результатов последней во многом будет зависеть успех боевых действий войск.

Решая задачу завоевания господства в воздухе, основные усилия ВР необходимо направлять на выявление аэродромной сети, позиций ЗРК, пунктов управления, резервов в районе сосредоточения и на марше, переправ, командных пунктов, складов и баз снабжения.

Особенно большое напряжение от экипажей разведывательных самолетов требуется при оказании непосредственной авиационной поддержки действий сухопутных войск (СВ).

В данном случае РА должна в первую очередь выявить позиции вражеских войск, районы их сосредоточения, позиции пусковых установок тактических ракет, места расположения командных пунктов и радиотехнических средств поражения.

Разведывательная авиация, имеет на вооружении пилотируемые и беспилотные самолеты разведчики и предназначена для добывания сведений о войсках противника, объектах местности и погоды, в интересах частей и соединений ВВС и других родов ВС.

В отдельных случаях самолеты - разведчики могут уничтожать вскрытые ими особо важные объекты противника.

Основными целями разведки до начала боевых действий являются:

¾ вскрытие непосредственной подготовки противника к вторжению;

¾ установление возможных сроков развязывания им боевых действий.

В этот период воздушная разведка выполняется ограниченными силами над своей территорией или над нейтральными водами.

Основными задачами ВР с началом боевых действий являются:

¾ установление мест расположения средств массового поражения и средств их доставки;

¾ вскрытие мест расположения войск, оборонительных рубежей и объектов обороны противника;

¾ определение характера перевозок противника по железным, шоссейным и другим дорогам и путям сообщения;

¾ выявление группировки авиации противника;

¾ вскрытие подготовки воздушных и морских десантов;

¾ установление местонахождения авианосных сил флота, подводных лодок, пунктов управления и радиотехнического обеспечения боевых действий противника;

¾ вскрытие системы ПВО противника;

¾ уточнение мест расположения объектов перед ударами;

¾ разведка радиационной обстановки и погоды;

¾ определение результатов ударов ракет и авиации. Объектами разведки являются:

¾ ракетно-ядерные средства;

¾ аэродромы;

¾ группировки войск, оборонительные рубежи (полосы), узлы обороны и


 

опорные пункты;

¾ железнодорожные, автомобильные, воздушные и речные (морские) перевозки;

¾ пункты управления и радиоэлектронные средства;

¾ силы и средства ПВО;

¾ военно-промышленные объекты;

¾ корабли (суда) в море и ВМБ (порты);

¾ местность, погода, радиационный фон;

¾ результаты ударов.

Решение задач ВР могут быть успешными при выполнении определенных требований к ней.

Основные требования к организации и ведению воздушной разведки:

¾ целеустремленность (сосредоточение основных сил разведки на важнейших направлениях и по времени действий);

¾ активность (настойчивое стремление каждого экипажа выполнить боевую задачу);

¾ своевременность (получение информации в срок, обеспечивающий ее эффективное использование войсками);

¾ непрерывность (днем, ночью при любых условиях обстановки);

¾ скрытность;

¾ достоверность;

¾ точность и наглядность информации.

Для выполнения требований, предъявляемых к разведке, предусматривается быстрая обработка полученных результатов на борту и передача информации по каналам связи на наземные пункты управления.

 

Организация, базирование и вооружение подразделений РзА

Организация подразделения разведывательной авиации, также как и других авиационных подразделений, включает в себя: систему управления (управление), боевые подразделения и подразделения обеспечения. Известно, что система управления включает в себя: органы управления, пункты управления, технические средства управления.

В состав органов управления авиационного подразделения входят:

¾ командование (командир, заместители командира);

¾ штаб, возглавляемый начальником штаба;

¾ отделения, службы (должностные лица), командиры и штабы подчиненных подразделений.

Боевые подразделения представляют собой авиационные эскадрильи (аэ), способные самостоятельно выполнять боевые задачи.

Для базирования подразделению назначаются основной и запасной аэродромы.

На аэродромах каждой эскадрилье выделяется зона рассредоточения, в которой оборудуется укрытия для самолетов и специальной техники, личного состава, рулежные дорожки и подъездные пути, развертывается командный пункт эскадрильи.

В мирное время авиационное подразделение базируется, как правило, на одном аэродроме. В военное время - может быть назначено для базирования два аэродрома (основной и запасный).

Управление подразделением при подготовке к боевым действиям и в ходе них


 

осуществляется с командного пункта (КП) и запасного командного пункта (ЗКП), а также с пунктов наведения авиации.

В зависимости от обстановки, на КП авиационной базы организуется круглосуточное боевое дежурство полных или сокращенных боевых расчетов, которые обеспечивают управление дежурными силами и средствами и своевременный перевод авиационных подразделений в высшие степени боевой готовности.

 

 

Способы боевых действий и боевые порядки РзА

В зависимости от масштаба и характера решаемых задач, предназначения, получаемой разведывательной информации, воздушная разведка подразделяется на три вида (табл. 7):

Таблица 7

Вид разведки Характеристика
Организуется Ведется
Стратегическая ГШ ВС РФ, ГК и ГШ ВВС и ВМФ, ГК войск направлений в интересах ведения операций на ТВД
Оперативная ГШ ВВС, ГК войск направлений, Командующими и штабами войск фронтов, объединений ВВС и ПВО в целях ведения операций объединений видов ВС
Тактическая командующими войск фронтов, командующими (командирами) общевойсковых объединений, соединений и частей ВВС в целях ведения БД соединениями и частями

Стратегическая воздушная разведка организуется главнокомандующими видов Вооруженных Сил или Верховным Главнокомандующим.

Стратегическая ВР может выполняться самолетами - разведчиками ДА и ВТА и, средствами космической разведки.

Оперативная воздушная разведка организуется командованием фронта, ведется на глубину проведения фронтовых, воздушных и морских операций самолетами- разведчиками ФА.

Тактическая воздушная разведка организуется командованием армии в тактической глубине противника в интересах соединений различных родов войск.

Для ведения тактической разведки используются самолеты-разведчики ФА, а также тактические беспилотные разведчики.

Наблюдение поля боя организуется армейским командованием и ведется непрерывно и постоянно.

В интересах боевых действий авиацией могут вестись:

¾ предварительная воздушная разведка (при недостатке данных для принятия решения на выполнение задач);

¾ доразведка (для уточнения положения объектов, их ПВО, радиационной обстановки и погоды на маршруте и в районе боевых действий);

¾ контрольная разведка (в ходе или после авиационного удара для


 

определения его результатов).

¾ Разведывательная авиация применяет следующие основные способы воздушной разведки:

¾ визуальное наблюдение;

¾ воздушное фотографирование;

¾ воздушная разведка с помощью радиоэлектронных средств.

Визуальное наблюдение является в настоящее время наиболее универсальным и безотказным способом воздушной разведки, доступным всем экипажам. Оно позволяет просматривать большие районы, и является незаменимым при поиске и доразведке малозаметных ракетно-ядерных средств, средств управления, ПВО и других подвижных объектов.

Данные могут передаваться по радио сразу же после обнаружения целей. Слабыми сторонами этого способа является снижение возможностей визуального наблюдения: с увеличением высоты и скорости полета самолета-разведчика, при повышении степени сложности объектов, а также субъективность получаемой информации.

Касаясь последнего, зарубежные источники отмечают, что нередко разные экипажи сильно расходятся в оценке одного и того же объекта.

Воздушное фотографирование, хотя и уступает визуальному наблюдению в скорости получения информации, однако имеет перед ним определенные преимущества в объективности и документальности, подробности и достоверности.

Оно позволяет:

¾ зафиксировать на фотопленке самые сложные объекты;

¾ получить довольно полные данные о группировках войск противника, его оборонительных сооружениях, больших железнодорожных узлах, аэродромах и позициях ракетных установок;

¾ выявить даже самые незначительные изменения в объектах разведки.

В период Карибского кризиса американской стороне удалось выявить развертывание наших ЗРК и других ракетных позиций с большой точностью и достоверностью.

Однако возможности воздушного фотографирования, как и визуального наблюдения, зависят от погоды и времени суток. Дождь, туман, снегопад, облачность - помехи этих способов разведки. Даже при простых метеоусловиях качество фотоизображения обуславливается состоянием атмосферы, ночью же фотографирование возможно только при искусственном освещении объектов.

В зависимости от времени и способа выполнения фотографирования, положения оптической оси аэрофотоаппарата (АФА), метода экспонирования и фотоматериалов различают следующие виды аэрофотосъемки:

¾ дневную и ночную;

¾ плановую, перспективную и панорамную;

¾ одиночную, маршрутную и площадную;

¾ кадровую и щелевую;

¾ черно-белую, цветную и спектрозональную.

Плановое фотографирование - такое фотографирование, когда оптическая ось объектива (АФА) в момент съемки перпендикулярна плоскости фотографируемой местности (допуск ± 3 градуса). Аэроснимки, полученные таким образом, удобнее сличать с картой, на них проще производить линейные измерения.


 

Перспективное фотографирование - когда оптическая ось объектива АФА направлена под углом 45 - 84° к снимаемому объекту. Такие снимки дают вид объекта в том виде, как привык их видеть глаз человека.

Перспективное фотографирование: дополняет плановое; применяется для получения данных о конфигурации рельефа местности и объектах, особенно таких, как инженерные сооружения; помогает вскрыть маскировочные мероприятия противника; в случае сильного противодействия противника позволяет фотографировать необходимые объекты, не заходя в зону ПВО объекта.

При панорамном фотографировании местность снимается с самолета спереди, сзади, справа, слева.

При одиночном фотографировании в процессе разведывательного полета производится один или несколько снимков объектов (целей), не связанных между собой.

Маршрутное аэрофотографирование выполняется с одного захода самолета, при котором производится серия аэрофотоснимков, взаимоперекрывающихся примерно на 30% по направлению захода.

Площадное аэрофотографирование - двухмаршрутное, и более, аэрофотографирование, при котором маршруты аэрофотоснимков имеют поперечное перекрытие (до 50 %).

На самолетах-разведчиках с большим радиусом действия могут устанавливаться до 7 - 8 АФА.

В зависимости от времени суток и характера освещенности различают дневную и ночную аэрофотосъемку.

Дневная аэрофотосъемка применяется при дневном освещении объекта при отсутствии облачности, тумана, дымки.

Ночная аэрофотосъемка производится при искусственном освещении местности. Открытие и закрытие фотоаппарата при ночной аэрофотосъемке осуществляется автоматически от вспышки специальной электрической лампы, работающей от разряда электроконденсаторов большой мощности. Для ночного фотографирования применяется НАФА.

Спектрозональная аэрофотосъемка выполняется на специальном, чаще всего 2- слойном фотоматериале, на котором объекты местности изображаются не в натуральных условиях, а в условных цветах, резко отличных один от другого (например в пурпурном и голубом, красном и зеленом).

Применяется такая аэрофотосъемка при ведении воздушной разведки замаскированных объектов, незаметных при визуальном наблюдении и фотографировании на обычные фотоматериалы.

Спектрозональные снимки облегчают дешифрирование изображений.

Радиоэлектронная разведка заключается в добывании сведений о противнике с помощью радиоэлектронных средств, она подразделяется на:

¾ радиоразведку;

¾ радиотехническую;

¾ радиолокационную;

¾ тепловую (инфракрасную);

¾ лазерную;

¾ телевизионную.

Радиоразведка - добывание сведений о противнике путем радиопоиска,


 

перехвата его радиопередач.

Радиотехническая разведка (РТР) - добывание сведений о типе, назначении работающей РЭС противника (радиолокационных, радионавигационных, радиотелеуправления).

Радиолокационная разведка (РЛР) - добывание сведений об объектах (целях) противника, в том числе определение их координат или параметров движения с помощью радиолокационных станций.

Воздушная тепловая разведка ведется с помощью теплопеленгаторов и позволяет вскрыть теплоконтрастные объекты: боевую технику, самолеты на аэродромах, ВПП аэродромов и другие объекты.

Лазерная разведка - это обнаружение, распознавание и определение координат объектов (целей) с помощью приборов, работающих на принципе использования энергии лазерного излучения. Для ведения лазерной разведки применяются лазерные дальномеры.

Телевизионная разведка - это добывание сведений о противнике с помощью телевизионной разведывательной аппаратуры.

Разведывательная авиация при выполнении боевых задач применяет следующие способы боевых действий: разведка одиночными самолетами (парами); разведка одновременным полётом большого числа самолетов- разведчиков.

Боевые порядки зависят от задания на разведку. Полёт по маршруту осуществляется в боевых порядках, принятых для данного типа самолёта-разведчика и для основного рода авиации, к которому принадлежит этот тип.

Самолеты-разведчики вылетают на выполнение боевой задачи по заранее разработанному плану или по вызову с пункта управления из положения дежурства на аэродроме.

Разведка одиночными самолетами (парами) является самым распространенным способом действий разведывательной авиации.

Разведка с одновременным полётом большого числа самолетов применяется при необходимости в короткое время добыть разведанные о значительном количестве объектов.

 

Боевые возможности, вооружение и основные ТТХ самолётов РзА

Для ведения воздушной разведки используются штатные подразделения ВВС, на вооружении которых стоят самолеты – разведчики. Воздушную разведку ведет каждый экипаж, выполняющий боевой или специальный полёт. Большинство самолётов– разведчиков создано на базе боевых самолетов.

Большая скорость, дальность и потолок являются самыми необходимыми боевыми свойствами самолета-разведчика.

Самолеты-разведчики обладают большими дальностями и продолжительностью полета из-за отсутствия бомбардировочного оборудования и увеличения запаса горючего за счет дополнительных топливных баков. Большая скорость полета самолета-разведчика позволяет сократить время доставки добытой разведывательной информации, которая в условиях войны быстро изменяется. Основные ТТХ рассматриваемых самолетов РзА приведены в табл. 8.

Таблица 8

Основные ТТХ МиГ-25 Р СУ-24 МР Ил-20М

 

Тип двигателя 2 ТРДФ Р- 15Б-300 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ 4 ТВД АИ-20М
Масса пустого самолета, кг      
Нормальная взлетная масса, кг      
Максимальная скорость, км/ч      
Крейсерская скорость, км/ч      
Экипаж, чел      
Размах крыла, м 13.42 17,64 37.42
Длина самолета, м 21.55 22,67 35.90
Высота самолета, м 6.00 5,92 10.17
Тяга 2 х 100.1 2 х 11200 4 х 4250
Площадь крыла, м2 62.40 51,02 140.60
Практическая дальность, км      
Практический потолок, м      

Высокая живучесть, маневренность и наличие оборонительного вооружения позволяют самолету-разведчику выполнить боевую задачу в сложной воздушной обстановке, характеризующейся большим количеством авиации в воздухе и сильным воздействием ПВО противника.

Самолёты разведывательной авиации оснащены:

¾ современным навигационным оборудованием (включает в свой состав бортовые ЭВМ, обеспечивающие высокую точность полета по заданному маршруту);

¾ разведывательным оборудованием (состоит из аэрофотоаппаратов, позволяющих фотографировать днем и ночью, радиолокационных станций, инфракрасной аппаратуры и т.д.).

Опыт современных военных конфликтов указывает на перспективность применения беспилотных самолетов-разведчики, поскольку их гораздо труднее обнаружить и поразить наземными средствами ПВО нежели самолеты-разведчики. Они могут фотографировать наземные объекты с малых и больших высот, вести радиотехническую разведку с передачей информации на землю. На беспилотных разведчиках устанавливается фотографическая, телевизионная, инфракрасная и радиотехническая аппаратура.

На вооружении разведывательной авиации находится современный самолет- разведчик Су-24МР (рис. 29Рис. 29).


 

Рис. 29. Самолет-разведчик Су-24МР

 

Су-24 МР может выполнять всепогодную комплексную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину более 400 км за линию фронта при противодействии средств ПВО противника. Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1, обеспечивающим высокую вероятность обнаружения и распознавания объектов военной техники, в том числе ложных и замаскированных. В мирное время его оборудование позволяет обнаруживать радиационное заражение местности и воздуха в районах АЭС, обнаружения разливов нефтепродуктов, обнаружения лесных пожаров, картографирования местности. На самолет могут подвешиваться топливные баки, увеличивающие его практический радиус действия.

На самолете размещена фотоаппаратура для панорамной и перспективной съемки, средства радиолокационной, ИК и телевизионной разведки. На самолет подвешиваются сменные контейнеры с оборудованием лазерной, радиотехнической и радиационной разведки. Управление средствами разведки осуществляется автоматически и вручную. Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет самолета по запрограммированному маршруту, вывод самолета на участок разведки и полет с огибанием рельефа местности на малых высотах.

Для ведения радиолокационной разведки в носовой части самолета размещается РЛС бокового обзора «Штык». В фюзеляже размещаются аэрофотоаппараты АП-402М для панорамной, АФА «А-100» для перспективной съемки местности и ИК система разведки.

Аппаратура лазерной разведки подвешивается под фюзеляжем в контейнере

«Шпиль-2М», а контейнер «Эфир-1М» с аппаратурой радиационной разведки подвешивается на правом подкрыльном узле.

Самолет Су-24МР превосходит все зарубежные фронтовые разведчики по комплексности получаемой информации.

Для защиты от атак истребителей на самолете подвешиваются две УР ближнего боя Р-60 с ИК-головкой самонаведения.

Характеристики систем и средств разведки Су-24МР представлены в табл. 9..

Собранная фотоинформация доставляется с помощью сброса пенала в заданном районе с проявленными на борту фотоматериалами. Вся остальная развединформация передается на наземные пункты обработки и анализа по радиоканалам. Вся разведанная информация снабжена навигационными данными с привязкой по координатам и времени.


 

Таблица 9

 

Вид разведки Высота полета, м Максимальное разрешение, м
Радиолокационная 100- 3000 5-7,5
Телевизионная 200-1000 0,56
Лазерная 150-500 0,3
Инфракрасная 200-1000 0,3-0,9
АФА – панорамная 150-2000 0,2-0,3
АФА – перспективная 50-2000 0,3-0,4

 

МиГ-25Р предназначен для оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот (рис. 30Рис. 30). В ответ на появление в США высотных разведчиков Lokheed U-2 и Martin/General Dynamics RB-57F во второй половине 50-х годов в ряде советских ОКБ начались исследования аналогичных высотных разведывательных самолетов с крылом большого удлинения. Однако в 1959 году усилия конструкторов были переключены на создание сверхзвукового самолета Е-155 в варианте как истребителя-перехватчика (Е-155П), так и высотного разведчика (Е-155Р). Кроме того, рассматривалась возможность создания самолета-носителя аэробаллистической ракеты Е-155Н.

 

Рис. 30. Высотный разведчик МиГ-25 Р


 

Параллельно с основным вариантом Е-155Р некоторое время прорабатывался и альтернативный вариант самолета-разведчика с крылом изменяемой стреловидности (машина должна была иметь экипаж из двух человек и улучшенные взлетно- посадочные характеристики), однако эта линия не получила дальнейшего развития.

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств противника в прифронтовой полосе, перспективной радиолокационной съемки местности, перехвата открытых переговоров (рис. 31).

 

Рис. 31. Самолет РТР Ил-20М

 

Самолёт сделан на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М, располагавшего большой дальностью и продолжительностью полета и имевшего вместительный фюзеляж, что было необходимо для размещения комплекса специального оборудования и обслуживающего его тактического экипажа.

Самолёт-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20» (обозначение НАТО - Coot-A). Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла». Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях, и, кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях

– другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.

Однако этими системами не ограничивался состав специального оборудования


 

Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», позволявшей, в отличие от системы

«Ромб», получать более подробные сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в передней и средней кабинах самолета.

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных подразделений ВВС, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов).

Также на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В 90-е гг. из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, однако должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил- 20М могли самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22М3. Однако устаревшие Ту-22РДМ также в 90-е гг. были сняты с вооружения, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в крайне ограниченном количестве. В тоже время некоторое количество Ил-20М по- прежнему еще остается в строю. Правда с 90-х гг. многие из них чаще всего привлекаются исключительно для транспортных перевозок.

 

3.5. Основы боевых действий подразделений дальней авиации

Предназначение, задачи и объекты действий подразделений дальней авиации (ДА)

Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

В современных условиях предназначение дальней авиации можно сформулировать следующим образом: ДА, являясь средством ВГК, компонентом СЯС, составной частью ВВС, служит для решения стратегических, оперативно- стратегических и оперативных задач на континентальных, океанских (морских) театрах военных действий и на отдельных стратегических - операционных направлениях.

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики.

Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.

Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.

Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту- 95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.

Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование


 

самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Исходя из предназначения и боевых возможностей самолётов, подразделения ДА решают следующие задачи:

¾ Стратегические – поражение группировок войск и авиации, разрушение его военно-экономических объектов и узлов коммуникаций в стратегической глубине.

¾ Оперативные – поражение группировок войск и авиации, разрушение его военно-экономических объектов и узлов коммуникаций в оперативной глубине, во взаимодействии с ФБА.

¾ Задачи на ТВД – поражение военно-морских сил противника на морских (океанских) ТВД.

¾ Тактические (в определенных условиях) - по поражению группировок войск и авиации, узлов коммуникаций в тактической глубине.

¾ Стратегической воздушной разведки – для получения данных об объектах действий боевых действий и их ПВО, о местности, погоде, воздушной и радиационной обстановке, а так же контроль результатов ударов.

Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Качественно новой задачей, обусловленной появлением кораблей - носителей стратегических высокоточных крылатых ракет типа "Томагавк" с неядерной БЧ, является поражение соединений (групп) таких кораблей. Это весьма сложная задача. Дело в том, что оперативные ракетные группы, как и авианосные, будут иметь сильную круговую глубокоэшелонированную ПВО, а местоположение кораблей - носителей КРМБ в походных и боевых порядках будет тщательно маскироваться за счет использования ложных целей и радиоэлектронных помех.

Большое значение приобретает задержка выдвижения наиболее опасных соединений оперативных и стратегических резервов противника при отражении агрессии. Эта задача ограниченным составом ДА с наибольшей эффективностью может быть решена путем применения современных авиационных КР по главным узлам маршрутов выдвижения резервов (мостам, железнодорожным станциям, переправам и т.п.) с целью срыва планов агрессора по вводу резервов в бой.

Главной задачей дальней авиации в интересах борьбы за господство в воздухе, учитывая геополитическое положение России и возможные районы боевого маневрирования авианосных многоцелевых групп (АМГ), а также непредсказуемость истинного направления военной угрозы, является разгром АМГ путем потопления или вывода из строя авианосца.

Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в


 

масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно- экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.

В ходе решения задач экипажами и подразделениями ДА, объектами их действий будут являться:

¾ центры и органы управления государственной власти;

¾ центры и органы управления войсками;

¾ базы и комплексы стратегических и оперативно-стратегических ракет;

¾ авианосцы в море и на рейдах;

¾ корабли;

¾ подводные лодки в море и на военно-морских базах;

¾ морские порты военного и гражданского назначения;

¾ крупные коммуникационные узлы (ж.д. узлы, станции);

¾ основные автомобильные коммуникационные узлы и заводские районы;

¾ аэродромы базирования авиации противника;

¾ крупные гидро- и атомные электростанции.

На выполнение боевых задач самолётами ДА оказывают значительное влияние ряд условий. Одно из них — большая удаленность объектов удара. Это обстоятельство вызывает необходимость дозаправки топливом в полёте.

Сложнее решаются вопросы обеспечения боевых действий и особенно радиоэлектронной борьбы в условиях самостоятельного преодоления глубоко эшелонированной ПВО противника и прикрытия самолётов ДА от атак истребителей- перехватчиков противника.

Война в Южной Осетии, показала, что ВВС не могли обеспечить надежного поражения указанных целей, не обеспечивали прикрытие ударных машин самолетами РЭБ, не выделяли специальных самолетов для уничтожения обнаруженных средств ПВО, а главное — подвергали большому риску пилотов. Российские летчики не ожидали такого мощного зенитного противодействия, с каким они столкнулись над Южной Осетией.

Ни советским, ни российским ВВС еще ни разу не приходилось в реальной боевой обстановке противостоять современным зенитно-ракетным комплексам, подобным «Буку» и «Спайдеру». Заместитель начальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын сказал на пресс-конференции, что применение дальнего бомбардировщика Ту-22МЗ в операции по принуждению Грузии к миру было «не самым верным решением - эту тяжелую машину послали на неподавленную грузинскую ПВО, потери, понесенные российской авиацией (четыре самолета: бомбардировщик Ту-22МЗ и три штурмовика Су-25) говорят о неполноте имевшейся в ее распоряжении разведывательной информации о численном составе, техническом оснащении и степени боеготовности грузинской ПВО.

Учитывая современное состояние экономики страны, а также ее геополитическое положение, главным направлением развития дальней авиации принято считать:

¾ поддержание дальней авиации на уровне, который обеспечивает решение


 

всех поставленных задач стратегического содержания;

¾ наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;

¾ модернизацию боевых авиационных комплексов (особенно это касается боевых самолетов);

¾ создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК

ДА).

 

Организация, базирование и вооружение подразделений ДА

Начиная с 2009 года, авиационные гарнизоны ВС России переформировываются путём слияния воинских частей обеспечения и подразделений авиационной базы гарнизона в одно формирование под названием «авиабаза». Таким образом, термин приобрёл второе значение: теперь он означает не только военный аэродром, но и войсковую часть, базирующуюся на этом аэродроме. Авиабаза 2 разряда соответствует по численности авиаполку (24-32 самолета). Авиабаза 1 разряда — ещё более крупное соединение, по численности соответствующее комбинированной авиационной базы (до



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.112 с.)