Виды социологического исследования (по целям и задачам) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социологического исследования (по целям и задачам)



1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.

2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.

3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.

4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.

5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.

6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.

7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.

8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.

9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.

10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).

11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.

Этапы социологического исследования

1 этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).

2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.

3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка.

4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.

5 этап (5% времени) – отчет (оформление).

6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).

Проблема выборки.

При проведении социологического исследования можно изучать (опрашивать) все население. Например, с начала 19 века в европейских странах проводятся переписи населения. Сегодня они проводятся повсеместно, дают ценную информацию, но стоят очень дорого. Даже в богатых странах они проводятся раз в 10 лет. Поэтому гораздо чаще применяются выборочные социологические исследования. Основа таких исследований – выборочная совокупность, которая является уменьшенной копией, микромоделью генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) – множество людей, которых социолог опрашивает.

Генеральная совокупность – все население или та, его часть, которую социолог намерен изучить.

Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. человек, а получает достоверные данные обо всем населении США (240 млн. чел.) именно на основе репрезентативности выборочной совокупности. Ошибка не превышает нескольких процентов. Одна из самых авторитетных социологических фирм в России – ВЦИОМ.

Существуют различные типы выборки, которые помогают достигнуть ее репрезентативности:

1) случайная выборка, в которую с помощью таблицы случайных чисел с одинаковой вероятностью могут быть включен любой элемент генеральной совокупности. Это делается для того, чтобы избежать субъективного фактора;

2) систематическая (псевдослучайная) выборка, в которой соотношение между размером выборки и численностью генеральной совокупности используется для определения интервала. Например, выбирается каждый десятый человек из генеральной совокупности;

3) стратифицированная выборка, в которой предполагается разделение генеральной совокупности на слои, а затем составление выборки внутри каждого слоя;

4) кластерная выборка, при которой проводится классификация групп населения по географическому признаку. Этот метод применяется при значительной пространственной разбросанности объектов исследования;

5) целевая выборка, когда ученый сам отбирает респондентов.

6) серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определенные «гнезда» - семья, коллектив и т. п. Эта выборка не всегда является репрезентативной и используется, когда размер выборки небольшой, для более «глубоких» видов исследования.

7) квотная выборка – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде определенных пропорций, или квот, распределения признаков изучаемых объектов.

8) многоступенчатая выборка – на каждой ступени отбора меняется единица отбора.

9) комбинированная выборка – на каждой ступени отбора меняется единица и техника случайного отбора.

При крупномасштабных исследованиях используются многоступенчатые выборки, когда прибегают к нескольким простым методам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.005 с.)