Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила изложения практического материала курсовой работы.
В большинстве случаев студенты выполняют курсовую работу реферативного характера. В последнее время, все чаще стали появляться курсовые работы опытно-практического характера. Работы такого содержания являются наиболее сложными для студента, поскольку предполагают проведение практической части исследования, что требует большего количества времени и сил. Однако, все усилия оправданы, поскольку выполнение таких работ оказывает неоценимую помощь студенту для будущего написания выпускной квалификационной работы. Выполняя курсовую работу практического или опытно-экспериментального характера, студент для подтверждения выделенных теоретических положений проводит небольшое исследование, апробируя какой-либо метод психолого-педагогического исследования на практике. В этом случае необходимо заранее продумать условия применения метода исследования и подготовить все необходимые материалы. Наиболее востребованными являются методы наблюдения, анкетирования, опроса, беседы и моделирование. При описании практической части исследования следует указать следующие основные моменты: 1. Выделить цель, с которой был использован тот или иной метод исследования. 2. Указать автора методик и литературный источник, из которого он взят. Если разработчиком являлся автор курсовой работы, это отмечается в данном пункте. 3. Дать краткую характеристику испытуемых – указать их количество (не менее 5 чел.), пол, возраст, а также характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования. 4. Указать используемую аппаратуру - дается описание используемых приборов или аппаратов, ее назначения, технических характеристик (если исследование проводилось с использованием аппаратуры). 5. Описать процедуру проведения, указать последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции. При описании практической части исследования целесообразно приводить убедительные примеры и давать оценки. 6. Распространенной ошибкой в представлении практического материала исследования является ее описательный характер, когда студент просто описывает процесс наблюдения, эксперимента и пр., не подвергая полученные факты анализу или ограничиваясь только их количественной характеристикой в «процентах». Следует помнить, что собранный фактический материал тщательно изучается, анализируется и обрабатывается количественно и качественно. Качественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений. Количественный анализ предполагает подсчет показателей по выделенным критериям (количество верных и ошибочных ответов, количество выделенных признаков и т.д.), выделение процентного соотношения тех или иных факторов, признаков и т.п., что выражается в графиках, таблицах, диаграммах.
7. Составной частью психолого-педагогических исследований являются измерения. Их функции заключаются в количественном выражении уровня развития, наличия или интенсивности определенных признаков или свойств (знаний, умений, способностей и т.д.), которые изменяются под влиянием учебно-воспитательного процесса. Измерения подразделяют на прямые и косвенные [14, С.15]. Прямое представляет собой непосредственное сравнение измеряемого объекта с нормативом, эталоном (вес, рост и т.д.). Косвенное осуществляется на основе работы воспитанников, ответов на вопросы, разных проявлений в поведении (дисциплинированность, активность, моральные качества и т.п.). Самым простым способом измерения в педагогических исследованиях являются устные, письменные экзамены и практические занятия. С их помощью определяются продуктивность работы участников исследования, их характерные черты и особенности. Оценить уровень сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности дошкольников, учащихся и др. можно лишь в процессе каких-либо определенных действий, совершаемых этими людьми, когда они могут активно проявить свои знания, умения, качества личности. В процессе практической или опытно-экспериментальной работы студент должен определиться в своих измерителях и характеристиках наработанного фактического материала: в параметрах, критериях, показателях, которые должны быть представлены в тексте работы [14, С.31]. Автору исследования необходимо четко выделить, по каким измерителям будет производиться оценка явлений или процессов.
Параметр – характеристика процесса, явления или системы. Известны следующие параметры усвоения знаний: число учебных элементов в учебном предмете (полнота предмета), уровень усвоения содержания предмета (уровень усвоения деятельности), ступень абстракции изложения содержания предмета (научность обучения), автоматизация усвоенной деятельности (освоение деятельности), осознанность усвоения (способность к аргументации решений и действий). Критерий – признак, согласно которому процесс, явление или результат можно оценить и отнести к одному из уровней (ступеней, степеней). Показатель – величина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного аспекта функционирования системы. Например, в проблеме развития познавательной активности учащихся параметрами, характеризующими ее, могут быть: вопросы познавательного характера учащихся к учителю, самостоятельный поиск информации по учебному предмету, инициатива в выполнении творческой задачи познавательного характера и т.д. Критериями познавательной активности может быть частота, полнота и т.д. проявления этих характеристик. Показателями являются конкретные числовые характеристики их проявлений у детей в единицу условно взятого времени (в течение одного урока или часа и т.д.). 8. Выделить результаты исследования - излагаются полученные данные, которые целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм и сопроводить текстовым пояснением к ним. 9. В большинстве случаев, студент останавливается только на оценке положительных сторон проведенной работы, уменьшая или игнорируя негативные явления, замалчивая возникшие трудности, или искажает результаты своего исследования. Только строгий, объективный анализ всех положительных и отрицательных моментов и результатов проведенного исследования может дать действительную картину состояния вопроса, позволяет выявить реальные трудности и дать действенные практические результаты. Умение студента критически оценить собственный опыт работы и сделать правильные выводы для практики – важнейший показатель зрелости профессиональной педагогической подготовки и научного мышления студента-выпускника, который получает первый опыт выполнения данной деятельности при написании курсовой работы.
Стиль изложения материла. «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют» (Михаил Ломоносов) [12, С.492]. Стиль изложения материала является показателем общей культуры автора и степени его проникновения и понимания сути проблемы исследования. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» (Никола Буало) [12, С.493]. Следует помнить, что стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы. Поэтому автору работы важно обратить внимание на уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к исследовательским работам, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований академического этикета, т.е. определенных принципов письменного общения членов научного сообщества между собой.
Остановим свое внимание на наиболее характерной особенности языка письменной научной речи, которой является построение изложения материала в форме рассуждений и доказательств. Академический этикет требует убедительной доказательности выдвигаемых автором положений, смысловой законченности, целостности, последовательности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Это могут быть вводные слова и обороты, отражающие [8, С.23]: · последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак; · противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее, с другой стороны, впрочем, напротив; · причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же; · переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев…, перейдем к …, необходимо остановиться на…; · выводы и итоги работы – итак, таким образом, значит, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать и др. Помните, научный текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Его отличает точность словоупотребления, ясность и краткость изложения материала. Стиль научного языка – стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Точку зрения автора отражает местоимение «мы». Например, «нами установлено», «мы приходим к выводу». Конструкции с местоимение «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями. Например, «К проблеме социальной реабилитации детей дошкольного возраста подходят с различных точек зрения». Используют изложение мнения автора от третьего лица («автор считает, что…») и страдательный залог («разработана модель…»). Принципиальную роль при изложении содержания работы играет строгость и четкость применяемой терминологии. Употреблять термины и понятия нужно в точном значении, однозначно, умело и к месту. Поэтому в процессе написания курсовой работы следует постоянно следить за тем смыслом, который исследователь вкладывает в используемый общеупотребительный или специальный термин или понятие.
В завершении напомним, что стиль изложения материал должен отличаться логичностью, объективностью, точностью, ясностью, и вместе с тем, краткостью изложения. Словам должно быть тесно, а мыслям просторно. Итак, в основной части исследования студент последовательно описывает и анализирует теоретические и практические аспекты проведенной работы, отмечает положительные стороны и возникшие трудности, оценивает эффективность применяемых методов и анализирует результаты. 2.1.4. Заключение, библиографический список и приложение Заключение – небольшая по объему часть работы (не менее 1 и не более 2 страниц), где логично и аргументировано представляются главные выводы, обосновываются предложения, характеризующие в сжатом виде итоги исследовательской деятельности студента. Необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Однако, следует предупредить студентов от распространенной ошибки, когда в заключении автор работы констатирует выполнение поставленных задач следующим образом: «Изучены теоретические подходы к проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрены и проанализированы методики диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. Апробированы методики...». В заключении же необходимо сделать краткий, доказательный, обоснованный и содержательный вывод, к которому пришел автор, решая ту или иную задачу. Целесообразно выделить практическую значимость научного исследования. Автором излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов исследования. Следует учесть, что каждая рекомендация, сделанная в работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или образовательном процессе. Кроме того, следует отметить перспективу дальнейшего исследования по данной теме, очертить встающие новые задачи, оценить возможные перспективы их научного развития. Образец написания заключения представлен в прил. 8. Библиографический список. Отличительной чертой современного общества является расширение информационного пространства. Современный уровень информатизации общества делает информацию бескрайней и доступной почти каждому. Умение своевременно получить, обработать, проанализировать и принять соответствующее решение – ключ к успеху современного человека. Начиная исследование, студент осуществляет библиографический поиск – продолжительный труд, значение которого огромно, поскольку от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской деятельности. В результате данной работы составляется библиографический список – перечень изученных автором источников, используемых в ходе работы над темой. Библиографический список всегда просматривается тем, кто знакомится с работой, и дает адекватную информацию об уровне осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, о широте научного кругозора автора, а также позволяет судить о научной культуре студента и его этичной позиции по отношению к авторам используемых источников.
В ходе библиографического поиска библиография возрастает. Для написания курсовой работы рекомендуется познакомиться и проанализировать около 20 литературных источников. Однако стоит предупредить автора работы от распространенной ошибки – не пытайтесь искусственно расширить этот список за счет работ, с которыми вы не работали, поскольку дополнительные источники легко проверяются членами комиссии. Большинство включенных в библиографический список источников необходимо отразить в тексте работы с помощью ссылок. Внимательно работая с литературой, необходимо переписать полную и точную информацию о книге или статье, что в последствии при составлении библиографического списка поможет составить библиографическое описание. Библиографию необходимо вести весьма тщательно, чтобы в дальнейшем не возвращаться несколько раз к какому-либо источнику, когда автор работы забывает записать, сколько в книге страниц или какой год ее издания. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления, с которыми мы познакомимся позднее. «Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы» (Уистен Хью Оден) [12, С.346]. Бесспорно, в ходе библиографического поиска, студент встретится с различными источниками: как с теми, которые «незаслуженно забываются», так и с теми, которые помогут в написании курсовой работы. Для того чтобы, разобраться в литературном потоке, необходимо знать технологию работы с литературой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.015 с.) |