Объекты бухгалтерского учета, основные методические приемы и правила 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты бухгалтерского учета, основные методические приемы и правила



Объекты бухгалтерского учета, основные методические приемы и правила

Объекты бухгалтерского учета.

Объектами бухгалтерского учета являются:

- имущество предприятия (хозяйственные средства), находящееся в виде активов, обязательств и капитала,

- движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции,

- результаты деятельности предприятия, которые определяются посредством сравнения доходов с расходами.

К важнейшим объектам учета на предприятии относятся нематериальные активы, основные средства, материалы, расчеты по заработной плате, производство продукции и производственные затраты, пошедшие на ее изготовление, готовая продукция и ее реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты и т.д.

Для целей бухгалтерского учета имущество организации принято классифицировать по составу и размещению (по экономическому содержанию), а также по источникам образования (Таблица 1).

Учетной единицей является хозяйственная операция, которая характеризует отдельное хозяйственное действие, вызывающее изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования.

Хозяйственные операции заключаются в приобретении и использовании основных средств, материальных ценностей, в определении затрат на производство продукции и т.п. Таким образом, хозяйственные операции – это процесс, результатом которого являются изменения в составе имущества и их источниках.

Наконец, финансовым результатом деятельности называется полученная за период прибыль или убыток, складывающаяся из разницы доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью.

Основные методические приемы и способы.

Задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом, решаются посредством использования различных приемов и способов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, который включает в себя следующие элементы: документирование, оценка, счета бухгалтерского учета, двойная запись, инвентаризация, баланс и отчетность.


Таблица 1

Бухгалтерский баланс

 

3.1. Баланс организации: понятие, структура, назначение, содержание. Основное уравнение бухгалтерского баланса.

Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение предприятия.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться. По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

Это достигается содержанием и структурой баланса, состоящего из двух равных частей: в одной отражается имущество по составу (основные средства, запасы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) – актив, а в другой – по источникам формирования (уставный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.) – пассив баланса (таблица 4).

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественно-финансовый потенциал предприятия. Благодаря бухгалтерскому учету идентифицируются, оцениваются, классифицируются и регистрируются все факты хозяйственной жизни предприятия, которые отражаются и накапливаются в учетных системах, а затем отражаются в бухгалтерском балансе.

Степень аналитичности баланса определяется уровнем агрегированности отображенных в нем данных. Связь здесь обратно пропорциональная, т.е. чем выше уровень агрегированности, тем менее аналитичен баланс. Каждая строка актива и пассива баланса характеризует в денежном выражении величину отдельных видов имущества предприятия или источников формирования и называется статьей баланса.

Структурно бухгалтерский баланс состоит из 5-ти разделов: 2 раздела в активе и 3 раздела в пассиве (таблица 4).

В разделах представлены группы статей, например, группа «Запасы» из 2-го раздела актива баланса или группа «Кредиторская задолженность» из 5-го раздела пассива баланса. Группы состоят из статей баланса. Статья – это самая мелкая неделимая часть баланса.

Итоговая статья баланса (Итого актив и Итого пассив) называются «Валюта баланса».

Таблица 4

Бухгалтерский баланс

Показатели На 01.01. (руб.) На 01.ХХ (руб.)
АКТИВ    
I. Внеоборотные активы    
Нематериальные активы    
Основные средства    
Незавершенное строительство    
Доходные вложения в материальные ценности    
Долгосрочные финансовые вложения    
Отложенные налоговые активы    
Прочие внеоборотные активы    
ИТОГО по разделу I.    
II. Оборотные активы    
Запасы, в том числе:    
сырье, материалы    
животные на выращивании и откорме    
затраты в незавершенном производстве    
готовая продукция и товары для перепродажи    
товары отгруженные    
расходы будущих периодов    
прочие запасы и затраты    
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям    
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)    
в том числе покупатели и заказчики    
Краткосрочные финансовые вложения    
Денежные средства    
Прочие оборотные активы    
ИТОГО по разделу II    
Итого баланс    
ПАССИВ На 01.01 (руб.) На 01.ХХ (руб.)
III. Капитал и резервы    
Уставный капитал    
Собственные акции, выкупленные у акционеров    
Добавочный капитал    
Резервный капитал    
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)    
ИТОГО по разделу III    
IY. Долгосрочные обязательства    
Займы и кредиты    
Отложенные налоговые обязательства    
Прочие долгосрочные обязательства    
ИТОГО по разделу IY.    
Y. Краткосрочные обязательства    
Займы и кредиты    
Кредиторская задолженность, в том числе    
поставщики и подрядчики    
задолженность перед персоналом организации    
задолженность перед государственными внебюджетными фондами    
задолженность по налогам и сборам    
прочие кредиторы    
Задолженность перед участниками по выплате доходов    
Доходы будущих периодов    
Резервы предстоящих расходов    
Прочие краткосрочные обязательства    
ИТОГО по разделу Y    
Итого баланс    

 

Важнейшим свойством баланса является постоянное равенство общего итога актива и пассива баланса. Это равенство объясняется тем, что в активе и пассиве баланса отражаются одни и те же хозяйственные средства, но сгруппированные по различным классификационным группам – составу и источникам образования.

Таким образом, основное уравнение баланса:

АКТИВЫ = ПАССИВ

В современных переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учету уравнение двойственности представляется в следующем виде:

Актив = КАПИТАЛ +ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Под капиталом понимается та часть источников, которая принадлежит владельцу. Под обязательствами понимаются заемные (полученные на условиях кредитования или заимствования) и привлеченные средства (привлеченные нормами делового оборота).

В балансе применяется принцип срочности или ликвидности, и соответственно все активы делятся на внеоборотные, то есть находящиеся в организации более одного года и оборотные, которые не привязаны к годовому циклу, а привязаны к кругообороту оборотного капитала. Так же и с обязательствами – в 4-м разделе отражены долгосрочные обязательства, срок погашения которых наступит более чем через 12 месяцев с даты составления отчетности, а в 5-м разделе – краткосрочные, срок погашения которых наступит в течение 12-ти месяцев с даты составления баланса.

Существует множество видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам.

1. По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки.

Вступительный баланс составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятие приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора с целью оценки реального состояния дел на предприятии.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации, они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учетной, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц. Соответственно при объединении нескольких предприятий в одно составляется объединительный баланс.

По способу очистки выделяют баланс-брутто и баланс-нетто. Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. В балансе-нетто регулирующие статьи исключены, что называют очисткой. Например, в балансе-брутто сумма амортизации основных средств, как источник формирования хозяйственных средств будет отражена в 3-м разделе пассива «Капитал и резервы» и соответственно будет учтена в валюте баланса. В балансе-нетто на сумму амортизации основных средств уменьшат 3-й раздел пассива (соответственно по этой статье здесь будет отражен ноль и отражать ее не надо), и соответственно уменьшат 1-й раздел актива «Внеоборотные активы» (статью «Основные средства» будут отражать не по первоначальной стоимости, как в балансе-брутто, а по остаточной стоимости). Таким образом, итоги баланса-брутто и нетто не будут совпадать. Другим примером регулирующей статьи может служить убыток, который в балансе-брутто отражается в активе баланса, а в балансе-нетто в пассиве (соответственно со знаком минус).

Современный баланс как форма отчетности является балансом-нетто (то есть очищенным от регулирующих статей), что позволяет осуществлять финансовый анализ без дополнительных расчетов.

2. По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств. Книжный баланс составляют только на основании книжных записей без инвентаризации. Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации.

3. По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

Единичный баланс отражает деятельность только одной организации, а сводный баланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

4. По характеру деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности – не основные.

5. По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.

Классификация счетов.

Существует несколько подходов к классификации синтетических счетов. В таблице 7 представлена классификация бухгалтерских счетов по их структуре.

Таблица 7

Формы бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях" установило, что организации могут использовать для ведения бухгалтерского учета следующие формы:

-единую журнально-ордерную форму счетоводства, утвержденную Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства" (используют, как правило, крупные организации отраслей материального производства);

-форму счетоводства для небольших организаций в соответствии с Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций".

В соответствии с Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную форму бухгалтерского учета (простая форма и форма с использованием регистров учета имущества).

Простая форма состоит в регистрации всех хозяйственных операций и выявлении результатов деятельности предприятия в одном регистре - книге учета хозяйственных операций.

Организации имеют право самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

 

6.7. Инвентаризация. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию имущества, денежных средств, средств в расчетах и обязательств.

При инвентаризации решаются следующие задачи:

- выявляется фактическое наличие объектов длительного пользования, финансовых вложений, материально - производственных запасов, незавершенного производства и денежных средств в целях обеспечения их сохранности;

- определяется фактическое количество использованных на производство материально - производственных ресурсов;

- появляется возможность оценить товарно - материальные ресурсы с учетом их рыночной стоимости и физического состояния;

- проверяется соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, ценных бумаг и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризаций обязательно, а именно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, за исключением имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально ответственных лиц;

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений и порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригады), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

При проведении инвентаризаций организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, Постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями).

Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии:

- постоянно действующая - организует проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и проверок в межинвентаризационный период;

- рабочие - непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризаций;

- по проверке и выборочной инвентаризации - проводят инвентаризации по мере необходимости.

В каждом конкретном случае состав комиссии утверждает руководитель организации. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций.

Отсутствие при инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала инвентаризации членам комиссии необходимо получить последние первичные документы по учету инвентаризуемых ценностей.

Оформление результатов инвентаризации активов и пассивов производится с использованием унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями),

Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- основные средства, материально - производственные запасы, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации, либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации. В бухгалтерском учете коммерческой организации производятся записи по дебету счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы" и т.п. и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы";

- выявленная недостача отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту соответствующих видов недостающих активов;

Недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), а сверх норм - на виновных лиц. В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостачи и порчи имущества списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) бюджетной организации.

В бухгалтерском учете коммерческой организации при этом делаются записи:

- на недостачу и порчу материальных ценностей в пределах норм - по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

- на недостачу и порчу материальных ценностей сверх норм - по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" или счетов учета соответствующих ценностей;

- на недостачу, по которой обнаружено виновное лицо, – по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по сумме выявленной недостачи и по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» на сумму превышения рыночной стоимости недостающего актива и его балансовой стоимости.

В документах, представляемых для оформления списания недостачи и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть приведены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ во взыскании ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

В случае выявления при инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей расхождений в начисленных суммах отдельных видов резервов, образуемых в установленном порядке (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год и др.), по состоянию на 31 декабря излишне начисленная сумма резерва сторнируется, а на недоначисленную сумму делается дополнительная запись.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации отражаются в учете и годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря.

 

6.8. Порядок хранения и уничтожения первичных документов и учетных регистров. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых согласно правилам организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Росархив 06.10.2000 утвердил Перечень типовых управленческих документов, образующихся в результате деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Эти сроки распространяются на все организации независимо от того, поступают ли документы на хранение в государственные или муниципальные архивы или же нет (п.2.4 Указаний по применению Перечня).

Срок хранения документов определяет постоянно действующая экспертная комиссия совместно с делопроизводственной службой, созданная в организации. Она же определяет и порядок уничтожения документов. В состав комиссии входят наиболее квалифицированные специалисты структурных основных подразделений, а также представители архивного учреждения.

Организации, документы которых приему в государственные архивы не подлежат, уничтожают документы без согласования с архивными организациями. Составляются описи документов для постоянного хранения и уничтожения. Уничтожение оформляется актом.


7. Стоимостное измерение, виды оценок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном пособии отражены основные положения «Теории бухгалтерского учета», изучение которых позволит студентам подготовиться к освоению дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет».

Практика показала, что полностью самостоятельное изучение курса «Теория бухгалтерского учета» невозможно, поэтому студентам заочной формы обучения рекомендуется при освоении разделов пособия составлять сложные, непонятные для себя вопросы с тем, чтобы на консультации с преподавателем их выяснить.

Следует отметить, что ключевыми темами, освоение которых просто необходимо для понимания и дальнейшего изучения вопросов бухгалтерского учета, являются: «Бухгалтерский баланс», «Бухгалтерские счета и двойная запись». В них заключаются положения основного принципа бухгалтерии - «двойственности отражения информации», который в современном бухгалтерском учете применяется с незапамятных времен.

Студентам, изучающим «Теорию бухгалтерского учета», рекомендуется изучить нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете», так как большинство принципов и требований бухгалтерского учета в нем закреплены как обязательные к применению.

Поскольку бухгалтерский учет является прикладной наукой, то она с течением времени претерпевает изменения, что затрагивает и вопросы теории. Для более глубокого изучения основ бухгалтерского учета, а также отслеживания основных направлений изменений бухгалтерского учета следует ознакомиться с публикациями современных ученых и практиков. В этой связи рекомендуется ознакомиться с материалами периодических изданий: журналов «Бухгалтерский учет», «Главная книга», «Консультант бухгалтера», газет «Экономика и жизнь», «Финансы и статистика», «Учет, налоги, право» и т.п. В библиографическом списке настоящего пособия представлены авторы, материалы которых более глубоко рассматривают вопросы теории бухгалтерского учета.

В заключении хочется отметить, что изучение «Теории бухгалтерского учета» - это изучение экономической деятельности через призму бухгалтерских инструментов (баланса, счетов, двойной записи, первичных документов). При этом процесс изучения требует строгой последовательности и логики в освоении разделов дисциплины. По мнению автора, здесь нельзя выпускать из внимания ничего.

 

 

Объекты бухгалтерского учета, основные методические приемы и правила



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.065 с.)