Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление психологии как науки о сознании (Р. Декарт, дж. Локк)
1. Предпосылки появления психологии как науки о сознании: a. в первых веках нашей эры душу изучали с религиозной точки зрения. Познание часто ценилось ниже, чем вера, например в работах Квинта Тертуллиана. Основной путь познания души – толкование священных текстов. b. Плотин выделял в душе способность наблюдать собственные состояния (позже – рефлексия) c. Аврелий Августин – познание души – это одновременно и познание Бога. Исследования души путем наблюдения за собственными переживаниями. Ими может заниматься только просвещенный человек. d. Переход к эмпирическому изучению реальности внутреннего мира человека подготовлен развитием эмпирического знания в других областях науки. Роджер Бэкон не говорил об опытном познании души, но утверждал, что «опытная наука – владычица умозрительных наук». e. Уильям Оккам. «Бритва Оккама» - принцип, согласно которому все понятия, не поддающиеся опытной проверке, должны быть исключены из науки, и душа в том числе. f. Фрэнсис Бэкон – проблема отказа от внеэмпирических суждений о сущности души. Не считал психическими физиологические процессы. 2. Рене Декарт был убежден, что истина может быть только одна. Не подлежит сомнению только само сомнение, представляющее акт мышления. «Я мыслю, следовательно я существую». Мышление понималось широко, как и собственно мышление, и переживание, и воображение, и восприятие и тд. Мышление переживается непосредственно, а остальное – опосредованно через переживание. Познание собственного познания является наиболее достоверным. Его творчество отрывает новый этап развития психологии как науки о тех явлениях, которые могут быть изучены эмпирическим путем. Задача психологии: анализ состояния и содержания сознания. Декарт определял сознание интроспективно. (Умрихин) 3. Джон Локк: эмпирик. · Сторонник опытного изучения явлений или процессов сознания. · Считал, что содержание нашего опыта – идеи, пробретены нами прижизненно, происходят из опыта. Виды опыта: · Внешний опыт, или ощущение. Познание внешнего мира. · Внутренний опыт, или рефлексия. Познание разумом собственной деятельности. Метод изучения собственной психической деятельности: метод «внутреннего восприятия». Идейный отец интроспективного метода. 1. Разум может одновременно заниматься приобретенными идеями и наблюдать свою деятельность. 2. Деятельность души первого уровня есть у всех, даже у детей, а душевная деятельность второго уровня требует специальной организации.
Идеи: простые и сложные. Сложные образуются путем активной деятельности разума и путем ассоциации.
Выводы: · психолог может проводить исследование только над самим собой; · в интроспекции нужно упражняться. Таким образом, Рене Декарт и Локк заложили основу классической эмпирической психологии сознания.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ. (ОТ Р. ДЕКАРТА ДО В. ВУНДТА И Э. ТИТЧЕНЕРА) Р. Декарт и Дж. Локк: · вопрос о сущности души не имеет значения; · главный метод – метод внутреннего восприятия. + из вопроса 12 можно добавить 1879 – открытие Вундтом первой лаборатории экспериментальной психологии. Считается датой выделения психологии как отдельной науки. Создал большую психологическую школу, в которой обучались психологи всех стран мира. · Сознание – «совокупность сознаваемых нами состояний» · Задачи психологии: o Описание свойств сознания; o Выделение структурных составляющих сознания; o Установление связей между элементами; o Нахождение законов психической жизни. · Использование метода эксперимента. · Исследование с помощью метронома. 1. Испытуемый слышал удары метронома не одинаковыми по силе, они организовывались в такты «тик-так» или «так-тик». 2. Предъявлялся ряд ударов метронома, после него была пауза и новый ряд. Испытуемый должен был определить, какой из рядов длиннее. Если число ударов не больше 16, испытуемый может определить длину. Выводы: o Сознание ритмично; o Объем сознания – 8 пар звуков; o Содержащиеся в сознании элементы не осознаются одинаково, одни из них воспринимаются более ярко и отчетливо, чем другие. · Исследование с помощью тахистоскопа. Сначала испытуемый смотрел на белую ширму с точкой, на которой сосредотачивал внимание. Потом ширма отодвигалась на короткое время и показывалась табличка с буквами. Испытуемый при одном акте апперцепции(акт сосредоточения внимания на объекте), может воспринять ясно и отчетливо максимум 6 букв.:
o Количество букв, которые субъект может воспринять ясно и отчетливо, не выше 6. Это объем внимания. · Поэтому, объем внимания гораздо меньше, чем объем сознания. Фиксационная точка внимания совпадает с точкой фиксации взора. · Модель сознания Вундта ·
· Элементы сознания: простейшие ощущения и простейшие чувствования. · Нет никаких психических явлений, которые не осознавались бы. · По мнению Умрихина, Вундт вместо собственной концепции представил коллекцию концепций своих предшественников. У Вундта нет системообразующего принципа. Законы Вундта: o Закон психических отношений: все элементы сознания взаимосвязаны и зависят друг от друга. o Закон контраста: если элементы находятся в отношении контраста, они воспринимаются более ярко и отчетливо. o Закон творческого синтеза: сложны явления не сводятся к сумме составляющих элементов. o Закон гетерогении и цели: в процессе достижения цели могут рождаться новые цели. Эдвард Титченер Ученик и последователь Вундта. · Элементами сознания считаются также и представления – следы прежних ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, отчетливость и длительность. · Метод аналитической интроспекции. Это более строгий интроспективный метод. Суть в том, что испытуемый должен описывать свои состояния сознания, а не внешний объект (стимул) как таковой. Если он описаывет объект, это называется «Ошибка стимула» · Называл свой вариант интроспективной психологии структурализмом. Так сказано в учебнике. Умрихин на семинаре говорил, что термин «структурализм» появился после термина «функционализм», поэтому Титченер и Вундт не были структуралистами. Они еще не знали такого слова. · Элементаризм – стремление разделить сознание на далее неделимые элементы. · Модель сознания Титченера: 2 уровня сознания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.39 (0.01 с.) |