Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.
Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста). Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные 1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья) 2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака) Общие черты инд. фил сис-м 1) Фил рассотр, как руководство к жизни 2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм. 3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в карму (все что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.) 4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я. 5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье) Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания; 3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний; Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.
29. Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени. Пространство – форма существования материи, выражающая протяженность материальных объектов, их расположение, конфигурацию и объем. Время – форма существования материи, выражающая длительность существования объектов и систем. В категории время мыслится длительность существования и развития какой-либо системы изменения компонентов, порядок следования событий друг за другом, скорость и порядок изменения объектов. Св-ва пространства: протяженность, однородность, озотропность, симметричность, непрерывность. Св-ва времени: длительность, однородность, необратимость, ассиметричность. 3-и измерения пространства. Время – одно измерение. Основные концепции пространства и времени: 1. Субстанционное. Самостоятельные субстанции не зависимы от свойств материальных объектов (тоже для обыденного). 2. Реляционное. Зависят друг от друга и от свойств материальных объектов, которые движутся и взаимодействуют в пространстве и времени. Обе концепции описывают реальные пространство и время вне зависимости от человеческого сознания. Концептуальное пространство и время. Различные теории и концепции, которые объясняют св-ва пространства и времени. Перцептуальное отражение реального пространства и времени в человеческом сознании, учитывающем социокультурные традиции и собственный опыт. Наряду с физ. выделяют биолог.и социальн. прост-во и время. Биол. время – длительность и последовательность изменений, происх. в живом организме (зависит от времени года и времени суток, от фаз луны и от климата). Социал. простр-во – очеловеченное прост-во, все структуры которого позволяют воспроизводить социальные формы деятельности. Социал.время – форма регулир. чел. жизнедеятельности в соответствии с календарным, производственным, биолог. циклами. Очень мало зависит от условий окружающей среды.
3 Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. Конфуцианство, даосизм, их место и роль в древневосточной культуре. Истоки китайской философии обнаруживаются на рубеже эпох Чуньцю (VIII—V вв. до н.э.) — Чжанью (V—111 вв. до н.э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции в Древнем Китае. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являются: "Книга Песен" ("Ши-цзин"); "Книга Истории" ("Шу-цзин"); "Книга Перемен" ("И-цзин"); "Книга Обрядов" ("Ли-цзи"); "Летопись" ("Чуньцю"). Эти памятники составили знаменитое "Пятикнижие" — основу мировоззрения образованного китайца того времени. В "Шу-цзин" упоминалось о пяти началах мира, в качество которых выступали: вода, огонь, дерево, металл, земля. Однако особой известностью пользовалась "И-цзнн". Ее появление связывали с именем мифического правителя Фу-сн, который будто бы научил людей ловить рыбу и охотиться. "И-цзин" — первая попытка в истории человечества представить все явления окружающего мира в двоичной системе — системе понятий "янь" и "инь", изображаемых сплошной и прерывистой линиями. Комбинации "янь" (мужского) и "инь" (женского) начала должны были отразить в триграммах древних китайцев все многообразие мира.
Постепенно в Древнем Китае складывается важнейшее мировоззренческое представление — представление о "дао" как некоем безличном мировом законе, которому подчиняются все люди и природа в целом. "Дао" рождается в космической пустоте ("сюй") под действием вселенско-космических ритмов "янь" и "инь". В спиральном вихре "дао" расширяется и дифференцируется, реализуя телесную, духовную, идеальную сущность. Нескончаемая жизнеспособность "дао" обеспечивается ритмами "инь" и "янь". Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI—III вв. до н.э., когда со своими учениями выступили Лао-цзы, Кун-цзы, Мо-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и другие мыслители. Именно в этот период формируются философские школы даосизма, конфуцианства, моизма, легизма и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма, представленная творчеством Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.), Ле-цзы (VI в. до н.э.), Чжуан-цзы (ок. 369—ок. 286 до н.э.). Даосизм — это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем "хаотическом единстве Основоположником даосизма считают Лао-цзы, которому приписывают трактат "Дао-дэ-цзин" ("Трактат о Пути и Потенции"). Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения стоят понятия "дао" (путь) и "дэ" (сила). Сама по себе категория "дао" не имеет определенности, вернее, она имеет отрицательную определенность со знаком "не" и указывает на себя как на бесконечно большую и бесконечно малую величину вечного диалектического становления. В данной связи попытка дать определение "дао" оказывается безуспешной. "Дао" тут же конкретизируется в той или иной категории или застывает в том или ином чувственном образе. И в то же время дать определение "дао" не составляет никакого труда, ибо на каждой ступени своего становления оно выражает самое себя полностью в конкретной категории и образах. Именно поэтому древнекитайские философы говорили, что "дао" содержится и в песчинке, и в муравье, так как все они являются только материальными носителями его всеобъемлющей идейной сущности. "Дао" постоянно пребывает в недеянии
Основной задачей своей философии Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности. Философское творчество представлялось мудрецом как живое, спонтанное рождение, возбуждаемое животворящей энергией предельно совершенных частиц, которые несут в себе духовно-телесный код Поднебесной. общество и государство рассматривались лао-цзы как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности "дао". Со временем в даосской традиции начинает преобладать практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма. Она была разделена на множество отдельных практик: гимнастические и дыхательные упражнения; диета; прием снадобий; медитация; искусство боевых единоборств; сексуальная практика для укрепления жизненных сил. Учение о "дао" наложило отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе и на конфуцианство. Его родоначальником является Конфуций (551—479 до н.э.). Родился он на востоке Китая, в княжестве Лу. Жизнь Конфуция протекала среди политических смут и неурядиц. Философ занимал высокие государственные должности, испытал также горькую долю изгнанника. Свою школу Конфуций основал в пятьдесят лет. В центре внимания мыслителя оказались взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Самая краткая формулировка его учения содержится в ответе правителю государства Ци Цзин-чуну. На его вопрос, как управлять государством, Конфуций ответил: "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Порядок в обществе, согласно Конфуцию, устанавливается благодаря идеальной всеобщности: правильному отношению человека к природе и другим людям. Главным звеном конфуцианской системы является концепция "человеколюбия" ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др. Человека Конфуций рассматривал как природную существо "человеку присущи качества земли и неба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий. В качестве идеального субъекта Конфуций выдвигает понятие "благородного мужа" ("цзюнь-цзы"), сочетающего в себе естественность природы и ученость. Таким образом, "благородный муж" Конфуция — не только этическое, но и политическое понятие. Он выступает как член правящей элиты. Однако его жизнь не сводится к одной функции, "благородный муж" — всесторонне развитая личность. "Благородному мужу" Конфуций противопоставляет "низкого человека" ("сяо жэнь"). "Мораль "благородного мужа" — следование долгу, мораль "низкого человека" — стремление к выгоде". Если первый предъявляет требования к себе, то второй — к другим людям. Этика Конфуция опирается "Не делай другим того, чего не желаешь себе".
Крупной философской школой Древнего Китая была школа моизма. Она получила свое название по имени основателя Мо-цзы (479—391 до н.э.). Современники ценили моизм наравне с конфуцианством и называли их "знаменитыми учениями", несмотря на идеологическую противоположность этих школ. Ядро моизма составили идеи всеобщей любви ("цзянь аи"), преуспеваемосши и взаимной пользы. Обязательной для всех членов социума, по мнению Мо-цзы, должна была стать общая мера взаимной человечности — все должны были заботиться о взаимной пользе. В VI—III вв. до н.э. на территории Древнего Китая возникла и оформилась школа легистов (законников). Особую роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400—337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу "ли" закон "фа" и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Конфуцианские представления о государстве как большой семье уступили место представлениям о государстве как некоем механизме Даосизм, конфуцианство и другие философские школы оказали огромное воздействие на всю культуру китайского общества и в модифицированном виде существуют в настоящее время, составляя мощный арсенал философских и социокультурных традиций.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.01 с.) |