Компонентный состав компетенций (ОПОП 2014) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компонентный состав компетенций (ОПОП 2014)



Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины: развитие современного экономического мышления и получение знаний, умений в процессе овладения основными понятиями экономической теории, микроэкономики и макроэкономики, с учетом развития экономической науки в инновационной рыночной среде и роста ее влияния на принятие решений во всех сферах человеческой деятельности.

Задачи преподавания дисциплины:

- раскрыть содержание основных экономических категорий;

- изучить закономерности экономического развития общества;

- выявить механизмы функционирования современной рыночной экономики;

- освоить методы анализа экономических явлений и процессов;

-использовать приобретенные знания в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности.

-приобретение навыка использования различных общенаучных методов и методов общеэкономического анализа;

-развитие способности самостоятельно сопоставлять экономическую теорию и практику, делать обобщения и выводы, анализировать экономическую реальность;

-развитие навыка самостоятельного изучения современной учебной и научной литературы и проведения исследовательской работы в области экономической теории;

-реализация возможности излагать собственное мнение по рассматриваемым проблемам.

Материал курса «Экономика» предполагает изучение основ теории экономического развития с точки зрения микро - макроэкономического анализа и является базовым для формирования мировоззрения и представлений об экономическом пространстве, последующего изучения основ управления, предпринимательства в различных сферах профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

 

Дисциплина «Экономика» относится к базовой части Б1. гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин и предназначена для направлений, являющихся непрофильными с точки зрения экономической подготовки

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные студентами по обществознанию, математике, истории и экономической географии на уровне школьной программы

Изучение дисциплины «Экономика» является необходимой основой для овладения знаниями по таким научным направлениям как(Б1.В.ДВ.1.)Менеджмент в архитектуре(Б1.В.ДВ.2), Основы предпринимательств (Б1.В.ДВ.2),Маркетинг в архитектуре в различных профессиональных сферах деятельности, а также в процессе прохождения учебной практики в профильных организациях, успешной итоговой государственной аттестации.

 

Дисциплина изучается в 3 семестре, представляет логическую, содержательную, методическую взаимосвязь трех самостоятельных(при подготовке экономистов) дисциплин, -введения в экономическую теорию, микроэкономики и макроэкономики

Для освоения данной дисциплины (модуля) студент должен:

Знать: инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, методы анализа результатов расчетов и обоснования выводов, историю товарно-денежных отношений.

Уметь применять необходимые математические расчеты рассчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в процессе изучения субъектов хозяйственной деятельности для принятия экономических решений

Владеть основами знаний для формирования мировоззренческой позиции,общенаучными методами и методологией исследования отношений в обществе для изучения экономических и социальных проблем, отношений между субъектами хозяйственной деятельности по поводу производства, распределения, обмена, потребления.

Освоение дисциплины «Экономика» является необходимой основой для овладения знаниями по таким научным направлениям как(Б1.В.ДВ.1.1)Менеджмент в архитектуре(Б1.В.ДВ.1.2), Основы предпринимательств (Б1.В.ДВ.2.1),Маркетинг в архитектуре в различных профессиональных сферах деятельности, а также в процессе прохождения учебной практики в профильных организациях, успешной итоговой государственной аттестации.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

3.1 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающийся бакалавров следующих компетенций:

ОК-4. Выпускник должен владеть способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (в соответствии с ОПОП 2014, 2015)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о целях, задачах, предмете экономики; об эволюции теоретических и практических экономических знаний, о фундаментальных положениях общей экономической теории, микроэкономике и макроэкономике, как методологической и теоретической основе изучения экономических явлений и процессов, владеть способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.

 

 

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.

 

Таблица 3.2.1

Содержание учебного материала по разделам (темам)

4.2Тематический план (очная форма обучения)

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Из них в интерактивной форме, в час. Итого часов по теме Итого количество баллов
Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Модуль 1 Общие основы экономического развития: введение в экономическую теорию и микроэкономика              
1. Исходные понятия экономической теории 1-2           0-10
2. Предмет и методы экономической теории, экономические категории и законы. Экономические отношения и их структура 3-4 -         0-10
3. Понятие экономической системы: структуры, типы и модели, Собственность: понятие, типы, виды, право собственности 5-6           0-10
4. Основные черты и виды товарного производства Деньги и капитал Особенности рыночной экономики 7-8 -         0-10
5. Исходные понятия микроэкономики 9-10           0-10
6. Теория производства. 11-12           0-10
  Всего за 1 модуль             0-60
  Модуль 2 Исходные понятия макроэкономики. Экономические циклы и деньги в макроэкономике              
1. Предмет и исходные понятия макроэкономики. Макроэкономическое равновесие. 13-14           0-10
2. Формы проявления макроэкономической нестабильности. 15-16 -         0-10
3. Деньги в макроэкономике. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика     -       0-10
4. Денежный рынок и роль государства в рыночной экономике.   -         0-10
  Всего; 2 модуль             0-40
  Итого в интерактивной форме (часов)              
  Итого (часов, баллов):             0-100

 

Тема 1. Исходные понятия экономической теории Зарождение и основные этапы развития экономической теории. Предмет, цели и задачи экономической науки. Определение предмета экономической теории разными экономическими школами. Структура экономической теории: микро-, макро- и мегаэкономика как различные уровни экономического анализа и составные части экономической науки. Методология экономики.

Тема2. Предмет и методы экономической теории, экономические категории и законы. Экономические отношения и их структура

Предмет и методы теоретической экономики. Основные этапы развития экономической теории. Уровни экономики. Микроэкономика. Мезоэкономика. Макроэкономика.

Тема 3 Понятие экономической системы: структуры, типы и модели, Собственность: понятие, типы, виды, право собственности

Тема4 Основные черты и виды товарного производства Деньги и капитал Особенности рыночной экономики

Экономическое и юридическое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности и их развитие. Приватизация.

Собственность в системе экономических отношений. Экономические системы: типы, характеристики. Эволюция предпринимательства и его понимания различными экономистами. Функции и признаки предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое.

Виды и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Внешняя и внутренняя среда организации. Особенности предпринимательской деятельности в России.

Тема5. Исходные понятия микроэкономики Теория спроса и предложения Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ

Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности Регулирование рынка Теория потребительского поведения

Тема6. Тема 1. Исходные позиции теории производства Предприятие, его внутренняя и внешняя среда Формы организации предпринимательства Производственная функция и ее свойства. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора Кривые равного продукта (изокванты) и линии равных затрат (изокосты) Оптимум производителя. Отдача от масштаба Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины выручки и издержек Поведение предприятия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Рынок труда Условие равновесия фирмы при покупке ресурсов Равновесие на рынке труда. Рынок капитала и рынок земли Рынок земли и земельная рента Общее экономическое равновесие

Тема 7. Предмет и исходные понятия макроэкономики. Макроэкономическое равновесие.Понятие макроэкономики, ее цели, определение. Совокупный спрос и совокупное предложение. Понятие макроэкономического равновесия. Частичное и общее равновесие экономики. Условия общего равновесия. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS». Потребление, сбережения и инвестиции в механизме макроэкономического равновесия. Инвестиции, их источники. Виды инвестиций в экономике: автономные и производные, чистые, запланированные и непредвиденные, прямые и портфельные. Нестабильность инвестиций и её причины. Сущность экономического роста и экономического развития. Способы измерения экономического роста. Механизм, источники и факторы экономического роста. Типы и результаты экономического роста. Значение НТП для долговременной тенденции к росту.

Тема 8. Формы проявления макроэкономической нестабильности.

Цикличность как форма экономического развития. Сущность цикличности, типы и причины экономических циклов. Причины, механизм периодических кризисов перепроизводства и недопроизводства. Занятость и безработица. Причины, формы и виды безработицы. Определение уровня безработицы. Естественный уровень безработицы, полная и эффективная занятость. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости. Сущность, причины и механизм развития инфляции. Формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса и её трансформация в кривую стагфляции. Антиинфляционное регулирование экономики.

Тема 9. Деньги в макроэкономике. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика

Денежный рынок: спрос и предложение. Краткосрочное и долгосрочное равновесие.. Структура денежной массы и её измерение. Сущность, функции, принципы и формы кредита. Субъекты кредитных отношений. Кредитная система. Банковская система государства. Банки, их виды и функции. Место Центрального Банка в денежно-кредитной системе. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ, влияние их на денежное предложение.

Сущность, функции налогов. Виды налогов по методу взимания и использования. Прямые и косвенные налоги. Налоговая система и принципы её построения. Оптимальное налогообложение. Кривая Лаффера. Финансовая политика государства. Функции финансовой политики: контрольная и распределительная. Государственный бюджет, функции и роль в распределении и перераспределении национального дохода.

Тема 10. Ггосударство в рыночной экономике.

Теоретические взгляды на взаимодействие рынка и государства: меркантилизм, экономический либерализм, монетаризм, теория рациональных ожиданий, институционализм, этатизм.

Предпосылки государственного регулирования экономики. Функции и границы государственного регулирования рыночной экономики. Формы и методы госрегулирования. Регулирование проблемы внешних эффектов и общественных благ государством

.

Планы семинарских и практических занятий

Модуль 1

Модуль 2

Образовательные технологии

При реализации рабочей программы учебной дисциплины «Экономика» используются различные образовательные технологии. Во время аудиторных занятий лекции (12 часов) проводятся с использованием ПК и проектора, презентаций по темам; семинары и практические занятия (18часов) – в виде группового обсуждения под руководством преподавателя проблем предметной области, составляются тематические схемы и таблицы по отдельным вопросам учебного курса; особое значение для усвоения курса имеет выполнение расчетов, решение кейсов, решение ситуационных задач, проектная работа, рецензирование статей, подготовка презентаций для проведения дискуссий,работа в компьютерном классе по решению расчетных заданий, тестов в виде открытых и закрытых вопросов.. Для проведения занятий используются базы данных, информационно-справочные и поисковые системы электронные ресурсы в виде электронных учебников, тестов, мультимедийных фрагментов, интернет –ресурсы.

Программное обеспечение

1. Microsoft Office

Примерная тематика рефератов, эссе, исследований

  1. Экономические воззрения Христианства.
  2. Основные этапы развития мировой экономической мысли.
  3. Утопический социализм (А.К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Т.Мор, Т.Компанелла)
  4. Этапы развития и основные направления экономической мысли России.
  5. О лауреатах Нобелевской премии по экономике.
  6. Экономический эксперимент как метод изучения и решения современных экономических проблем.
  7. Экономико-математическое моделирование: сущность метода, области применения.
  8. Статистические приемы в процессе анализа экономической действительности.
  9. Экономическая система общества: формационный и цивилизационный подход.
  10. Национальные модели современной рыночной экономики.
  11. Эволюция форм собственности в процессе развития человека и общества.
  12. Разгосударствление и приватизация.
  13. Регулирование отношений собственности в России.
  14. История возникновения денег.
  15. Рынок информации: субъекты, роль в процессе общественного производства, уровень развития в России.
  16. Современная инфраструктура рынка и её роль в развитии рыночной экономики.
  17. Социальная справедливость рынка.
  18. Роль государства в регулировании рыночных отношений.
  19. «Невидимая рука рынка» в концепции А.Смита.
  20. Государственное установление цен в рыночной экономике.
  21. Методы и средства конкурентной борьбы.
  22. Антимонопольное законодательство: его эволюция в развитых странах.
  23. Антимонопольное законодательство современной России.
  24. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности.
  25. Естественные монополии в экономике России.
  26. Особенности предпринимательской деятельности в России. Предпринимательский потенциал России.
  27. Малый, средний и крупный бизнес.
  28. Государственное предпринимательство: сущность, функции.
  29. Национальное богатство: сущность, структура, функции.
  30. Теневая экономика России: причины образования, социально-экономические последствия.
  31. Значение НТП для долговременной тенденции к росту.
  32. Структурная политика современной России, её цели и приоритеты.
  33. Повышение эффективности и качества экономического роста в России.
  34. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях.
  35. Большие циклы конъюнктуры Н.Д. Кондратьева.
  36. Современное состояние рынка труда России (или Тюменской области).
  37. Особенности инфляции в России и современное её состояние.
  38. Антиинфляционная политика современной России.
  39. Концепция социально-ориентированного рынка и применение её в различных странах.
  40. Государственное регулирование естественных монополий в экономике РФ.
  41. Современное состояние внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.
  42. Бюджетное регулирование РФ. Принцип фискального федерализма финансовой системы РФ.
  43. Особенности современной налоговой системы РФ. Основные направления её преобразования.
  44. Налги и доходы граждан: опыт западных стран.
  45. Уровень и качество жизни населения РФ.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов делится на обязательную и дополнительную

(инициативную) части в разрезе модулей и тем дисциплины (п.6.1-план и содержание самостоятельной работы студентов) Темы рефератов предлагаются в качестве дополнительной самостоятельной работы. Подготовка докладов и презентаций осуществляется в соответствии с планом проведения семинаров Материалы в соответствии с темой содержатся в рекомендованной литературе и электронных ресурсах интернета. Методические указания к выполнению всех видов работ студент получает в виде письменного или устного задания. В условиях, когда часы на самостоятельную работу составлеют2/3 от их общего количества, предлагается самостоятельная работа по предлагаемому плану и темам. В условиях применения модульно-рейтинговой системы каждый вид работ предполагает текущую оценку в баллах. Фрагмент по оценке текущей успеваемости приведен по текущему семестру в п. 6.4.

 

6.1 План и содержание самостоятельной работы студентов

 

  Модуль 1 Виды СРС Неделя семестра Объем часов Баллы
обязательные дополнительные
  1. 111
Исходные понятия экономической теории Решение проблемной ситуации. Подготовить доклад. Подготовка задания по теме лекции. Составление алгоритма взаимосвязи школ Написание реферата 1-2    
Предмет и методы экономической теории, экономические категории и законы. Экономические отношения и их структура Подготовка ответов_к вопросам по теме, работа с кейсом Подготовить доклад. Составить схему взаимосвязи функций на основе практической ситуации Написание реферата 3-4    
Понятие экономической системы: структуры, типы и модели, Собственность: понятие, типы, виды, право собственности Решение проблемной ситуации. Разработка оргструктур на основе мини-кейсов. Подготовить доклад. Подготовка примеров построения оргстур крупных, средних и малых предприятий Написание реферата 5-6    
Основные черты и виды товарного производства Деньги и капитал Особенности рыночной экономики Р Подготовить доклад.решение кейса Рецензирование статьи Написание реферата 7-8    
Исходные понятия микроэкономики Расчет заработной платы в соответствии с заданием Подготовить доклад. Подготовка презентации по в Написание реферата опросам темы 9-10    
Теория производства. Решение проблемной ситуации.Стили управления Подготовить доклад. Подготовка к тестированию- Написание реферата 11-12    
Предмет и исходные понятия макроэкономики. Макроэкономическое равновесие. Решение практической ситуации Подготовить доклад. Иллюстрация возможных алгоритмов принятия решений на примерах из практики организаций Написание реферата      
Формы проявления макроэкономической нестабильности. Решение проблемной ситуации. Подготовить доклад. Подготовка ответов к вопросам дискуссии Написание реферата      
Деньги в макроэкономике. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика Подготовка к деловой игре Подготовить доклад. Подготовка к тестированию Написание реферата      
Денежный рынок и роль государства в рыночной экономике. Подготовить доклад; изучить теорию для решения кейса Подготовить доклад. Ответить на вопросы при р Написание реферата, работе с текстом;      
Зачет Повторение пройденного материала, подготовка_к экзамену. Подготовка к тестированию 17-18    
ИТОГО:    

 

 

6.2. Вопросы для контроля самостоятельной работы обучающегося

Тема 1.Возникновение и развитие экономической науки

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение экономической теории.

2.Характеристика основных теоретических воззрений меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, марксистов и маржиналистов. Достоинства и недостатки каждого из теоретических направлений.

Доклады на темы:

1. «Характеристика современных направлений и школ экономической теории (неоклассицизм, институционализм, кейнсианство, монетаризм, экономика предложения, неолиберализм, теория рациональных ожиданий, неоклассический синтез)».

2. «Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли».

 

Тема 2. Предмет и методология экономической науки.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль экономической науки в развитии общества.

2. Предмет экономической теории.

3. Методология экономической теории.

4. Структура экономической теории.

 

Тема 3. Основные проблемы организации экономики.

Вопросы для обсуждения:

1. Ограниченность ресурсов и проблема выбора.

2. Основные экономические проблемы и их решение в различных экономических системах.

3. Собственность как экономическая категория.

4. Характеристика экономики командной и рыночной. Достоинства и недостатки каждой из систем (ролевая игра).

5. Граница производственных возможностей.

Решение задач:

- на построение кривой производственных возможностей;

- на определение альтернативных затрат.

 

Тема 4. Рыночная система хозяйства.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность рынка.

2. Условия возникновения и функционирования современного рынка.

3. Функции рынка.

4. Субъекты рыночной экономики.

5. Виды рынков.

6. Модель кругооборота продукта и дохода.

7. Достоинства и недостатки различных типов рыночных структур (групповая дискуссия)

Тестирование

 

Тема 5. Основы теории спроса и предложения

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос как экономическая категория.

2. Предложение товаров и услуг.

3. Равновесие на рынке.

4. Существование и единственность равновесия. Стабильность равновесия.

5. Понятие эластичности.

 

6. Показатели эластичности:

6.1. Эластичность спроса по цене, факторы, определяющие значение данного коэффициента.

6.2. Эластичность спроса по доходу, факторы, определяющие значение данного коэффициента.

6.3. Перекрестная эластичность.

6.4. Эластичность предложения, факторы, определяющие значение данного коэффициента.

 

7. Возможности проблемы государственного вмешательства в процесс рыночного ценообразования (групповая дискуссия).

Решение задач:

- на определение равновесной цены и объема;

- на анализ рыночной ситуации;

- на определение равновесия с учетом государственного вмешательства в экономику;

- на определение избытков продавца и покупателя.

- на определение дуговой эластичности;

- на определение точечной эластичности;

- на определение изменения спроса (предложения), цен товаров, выручки предпринимателя, исходя из значений коэффициентов эластичности.

 

Тема 8. Теория поведения потребителя

Вопросы для обсуждения:

1. Инструменты количественного подхода к анализу полезности и спроса. Первый закон Госсена.

2. Оптимум потребителя в количественной теории полезности. Второй закон Госсена.

3. Аксиомы порядкового подхода к анализу полезности и спроса.

4. Инструменты порядкового подхода (кривые безразличия и их свойства, предельная норма замещения, бюджетная линия).

5. Оптимум потребителя в порядковой теории полезности.

6. Влияние изменения цен и дохода на оптимум потребителя.

7. Эффект дохода и эффект замещения.

Общее и различия при определении оптимума потребителя в количественной и порядковой теориях полезности (групповая дискуссия)

Решение задач:

- на определение оптимальной структуры покупок потребителя;

- на распределение дохода между различными покупками.

- на построение бюджетной линии;

- на определение уравнения бюджетной линии;

- на определение оптимального распределения дохода между различными покупками;

- на построение кривой спроса, исходя из условий оптимума потребителя;

- на определение эффекта дохода и эффекта замещения.

 

Тема 9. Теория производства и затрат

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие производства и производственной функции.

2. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

3. Отдача от масштаба. Длительный период.

4. Закон убывающей отдачи. Короткий период.

5. Оптимальная комбинация ресурсов.

6. Общее и различия в методологии исследования поведения потребителей и производителей (ролевая игра).

7. Различные концепции затрат и прибыли.

8. Затраты в коротком и длительном периодах.

9. Сравнительный анализ деятельности фирм в коротком и длительном периодах (дискуссия)

Решение задач:

- на определение значений общего, среднего и предельного продуктов;

- на определение типа отдачи от масштаба;

- на определение производственной функции.

- на определение изменения объемов производства в результате изменения количества используемых ресурсов. 4

- на определение общих, средних и предельных затрат, их формализованной записи;

- на определение оптимального объема производства в коротком и длительном периодах.

 

Тема 10. Деятельность фирмы в различных рыночных структурах

Вопросы для обсуждения:

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

2.. Экономическая природа и виды монополий.

3. Максимизация прибыли монополистом.

4. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

5. Сравнительный анализ поведения фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции (ролевая игра).

6. Характеристика и особенности олигополистического рынка.

7. Особенности ценообразования при монополистической конкуренции.

Решение задач:

- на определение объема продаж и цен, максимизирующих прибыль предприятий, действующих в условиях совершенной конкуренции.

- на определение объема продаж и цен, максимизирующих прибыль предприятий, действующих в условиях монополии.

- на определение объема продаж и цен, максимизирующих прибыль предприятий, действующих в условиях монополистической конкуренции.

 

Тема 11. Ценообразование на рынках факторов производства

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос на факторы производства, его особенности.

2. Предложение факторов производства.

3. Равновесие на рынке факторов производства при различных структурах товарного и факторного рынков, сравнительный анализ их эффективности (ролевая игра).

4. Особенности ценообразования на рынке труда.

5. Особенности ценообразования на рынке земли.

6. Понятие рынков капиталов капиталов.

7. Инвестиции. Оценка эффективности инвестиций.

Решение задач:

- на определение равновесия на факторном рынке при различных его структурах.

- на определение состояния рынка труда;

- на определение числа работников и размера заработной платы, максимизирующих прибыль предприятия.

- на определение размера ренты и цены земли.

- на определение дисконтированного дохода;

- на определение цены капитальных активов.

 

Тема 12. Теория внешних эффектов

Вопросы для обсуждения:

1. Природа внешних эффектов.

2. Формы проявления внешних эффектов отрицательные и положительные внешние эффекты.

3. Причины возникновения внешних эффектов.

4. Внешние эффекты и эффективность.

5. Задачи и способы регулирования внешних эффектов, выбор наиболее рациональных из них (ролевая игра).

Решение задач:

- на выбор вариантов регулирования внешних эффектов.

 

Тема 13. Общественные блага и теория общественного выбора

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы классификации экономических благ.

2. Особенности спроса на общественные блага.

3. Эффективный объем общественного блага.

4. Предоставление общественных благ посредством рынка.

5. Предоставление общественных благ государством.

6. Теории общественного выбора.

Решение задач.

Обсуждение проблем методом групповой дискуссии:

1. Издержки и выгоды, вызываемые побочными воздействиями.

2. Преимущества и недостатки инструментов регулирования отрицательных внешних эффектов: стандарты, налоги, лицензии, механизм «компенсаций», механизм «кредитования», мониторинг.

3. Является ли государство эффективным поставщиком благ?

 

Тема 14. Особенности предмета и методологии макроэкономики

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновения макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории.

2. Особенности предмета макроэкономики и объекта исследования.

3. Методологические и методические особенности макроэкономического анализа.

4. Равновесный анализ как основной метод макроэкономики.

5. Основные цели и инструменты макроэкономики.

 

Тема 15. Основные макроэкономические показатели

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие системы национальных счетов.

2. Валовый национальный продукт, методы его исчисления. Валовый внутренний продукт.

3. Чистый национальный продукт.

4. Национальный доход. Личный и располагаемый доход.

5. Различия в методологии подсчета основных макроэкономических показателей в СССР и современной российской экономике.

6. Динамика основных макроэкономических показателей в России и развитых странах: общее, особенное, причины различий (групповая дискуссия)

Решение задач:

- на определение ВНП методом суммирования добавленных стоимостей;

- на определение ВНП по потоку доходов и расходов;

- на определение отклонений показателей ВНП и ВВП;

- на определение национального, личного и располагаемого доходов.

Тема 16. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие совокупного спроса, факторы его определяющие.

2. Совокупное предложение.

3. Модель равновесия «АД – АS».

4. Неоклассическая теория равновесия.

5. Кейнсианская модель «доходы-расходы».

6. Мультипликатор. Парадокс бережливости.

7. Сравнительный анализ моделей равновесия (ролевая игра).

Решение задач:

- на определение равновесия в национальной экономике;

- на определение объема потребления и сбережений;

- на определение мультипликатора;

- на определение изменения национального дохода в результате изменения совокупных расходов.

Тема 17. Равновесие на денежном рынке

1. Сущность денег и их функции.

2. Основные денежные агрегаты. Особенности денежных агрегатов, используемых Центральным банком России.

3. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги (сравнительный анализ).

4. Модель денежного предложения.

5. Равновесие на денежном рынке.

6. Создание и уничтожение денег банковской системой. Денежный мультипликатор.

Решение задач:

- на определение количества денег, необходимого для обращения;

- на определение скорости обращения денег;

- на определение возможностей банковской системы создавать дополнительные деньги.

Тест текущего контроля по теме «Равновесие на денежном рынке»

Тема 18. Совместное равновесие на товарном и денежном рынках. Модель «IS-LM»

Решение задач:

- на определение совместного равновесия на товарном и денежном рынках;

- на построение модели «IS-LM».

Тема 19. Макроэкономическая нестабильность

1. Теории экономических циклов. Причины циклических колебаний в современной экономике (групповая дискуссия)

2. Государственное регулирование рынка труда (ролевая игра).

Доклады на темы:

- «Этапы и особенности инфляционных процессов в российской экономике»

- «Причины инфляции в России»

- «Социально-экономические последствия инфляции»

- «Регулирования инфляции в России»

- «Причины и формы безработицы в России»

- «Социально-экономические последствия безработицы»

- «Особенности безработицы в России»

- «Тенденции безработицы в России и ХМАО»

Тема 20. Стабилизационная политика государства

1. Выбор моделей макроэкономической политики (ролевая игра)

2. Способы финансирования бюджетного дефицита и избавления от бюджетных излишков (групповая дискуссия).

Доклады на темы:

- «Основные цели фискальной политики»

- «Дискреционная фискальная политика в РФ»

- «Цели и инструменты кредитно-денежной политики РФ»

- «Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с фискальной политикой»

- «Проблемы осуществления стабилизационной политики»

- «Структурная политика и ее главные направления»

- «Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики».

 

 

1. Эволюция научных школ и концепций менеджмента и

тенденции их развития.

2. Виды менеджмента, их развитие и использование в

практической деятельности.

3. Цель, система, процесс и механизмы менеджмента: их

взаимосвязи и проблемы реализации.

4. Иерархия связей, звеньев и функций системы управления.

5. Стадии жизненного цикла организации. Причины кризисов

на различных стадиях.

6. Сравнительный анализ организационных структур управления.

7. Функции менеджмента

8. Планирование: понятие, виды, роль в эффективном управлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.247 с.)