Различия РДА и детской шизофрении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия РДА и детской шизофрении.



Ранний детский аутизм (РДА)

Содержание:

1. Определение аутизма

2. Диагностические критерии аутизма по МКБ-10

3. Различия РДА и детской шизофрении

4. Синдром Аспергера

5. Классификация раннего детского аутизма по Никольской О.С.

6. Современные методы коррекции аутизма

7. Принятие решения о выборе коррекционного подхода

8. Какие факторы следует учитывать при выборе подхода?

9. Виды сенсорных игр

10. Развитие форм взаимодействия с ребенком

11. Общее развитие моторики: занятия физической культурой

12. Развитие мелкой моторики

13. Развитие внимания, памяти, восприятия

14. Развитие речи

15. Развитие понимания речи

16. Развитие возможности активно пользоваться речью

17. Особенности подхода обучения навыкам чтения, счёта, письма

АУТИЗМ (от греч. аutos -сам) – особая аномалия психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром, представляет собой отрыв от реальности, отгороженность о реального мира.

Все существующие основные диагностические системы (в том числе и МКБ-10) сходятся в том, что для постановки диагноза аутизма должны присутствовать 3 основных нарушения: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения. Существуют диагностические критерии аутизма всемирной организации здравоохранения, включенные в МКБ -10 (1993).

1. Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное по крайней мере двумя показателями из следующих:

а) неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для целях регуляции социального взаимодействия;

б) неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;

в) редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствует другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;

г) отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;

д) отсутствие социально – эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоциях других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

2. Качественные нарушения в коммуникации, представленные по крайней мере одним из следующих показателей:

а) отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

б) отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или социальной игры – имитации;

в) относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;

г) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.

3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности, представленные по меньшей мере одним из следующих показателей: а) активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов; б) явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов; в) стереотипные и повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или поворачивание пальцами, руками или комплекс движений телом);

г) действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала;

 

Итак, по МКБ-10 ранний детский аутизм (Синдром Каннера) проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется следующими особенностями:

1. Стереотипный тип поведения;

2. Выраженные поведенческие нарушения в форме фобий;

3. Немотивированные приступы ярости, агрессии;

4. Чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития;

5. Специфические особенности в развитии сенсорной сферы;

6. Характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и др.)

7. Нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках);

8. Более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.

В российской литературе можно встретить совсем другой подход к данному синдрому. Специалисты Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики выделяют разные формы детского аутизма, исходя из ярких проявлений патологических форм компенсаторной защиты:

  1. полная отрешенность от происходящего (отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу и т.д.),
  2. активное отвержение (неприятие большей части мира, задержка психического развития, прежде всего речи, строгое соблюдение сложившегося жизненного стереотипа),
  3. захваченность аутистическими интересами (трудности взаимодействия, экстремальная конфликтность ребенка, невозможность с его стороны уступить, учесть интересы другого),
  4. чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия (повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения).

Таким образом, они выделяют четыре группы детей с совершенно разными типами поведения. «Для нас важно, что эти группы представляют собой также и разные ступени в развитии взаимодействия со средой и людьми. При успешной коррекционной работе мы видим, как ребенок поднимается по этим ступеням, приобретая возможность организации все более сложных и активных форм взаимодействия», - пишут авторы книги «Аутичный ребенок. Пути помощи».

Рассмотрим ее подробнее. Главная особенность – сверхзахваченность собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. «Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все сделать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями». Такой ребенок говорит очень много, «захлебываясь, не заботясь о том, чтобы быть понятым», он обладает большим запасом слов, его интересы могут быть высокоинтеллектуальными, речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной». При этом, это моторно неловкие дети. Трудности проявляются в крупной и тонкой ручной моторике, тяжелой походке, слабой координации.

Психологический статус. Слава очень развит интеллектуально, у него хорошая память, он очень много знает, опережает школьную программу. Он часто что-то говорит, может бесконечно рассказывать о животных, природных поясах, городах, компьютерных играх. Эмоциональный уровень отстает от возрастных норм и интеллектуального развития. Физически хорошо развит, выглядит примерно на свой возраст. Движения тела немного скованы. Основные двигательные стереотипы – прыжки и подскоки. Слава прыгает на месте, как маленький ребенок, когда радуется и сильно возбужден. Из свободных движений, предлагаемых на занятиях, любимые – это подскоки по кругу.

Синдром Аспергера.

Следует отличать синдром Аспергера от синдрома раннего детского аутизма (синдрома Каннера) и тем более от задержки психического развития (ЗПР). Чтобы внести некоторую ясность, рассмотрим эти диагнозы. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; нарушения внимания, восприятия, памяти, речи, отставание в развитии всех форм мышления. Аутизм (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующаяся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важных признаков заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Синдром Аспергера характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи. Состояние встречается чаще у мальчиков (соотношение 8:1).Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте. Большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но у них не складываются взаимоотношения с другими людьми, редко кто из них вступает в брак. До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной. Ребенок начинает держаться отстраненно, обособлено, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное «красивое» выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Иногда взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, стереотипные. Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным. В отличие от детского аутизма, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного, стереотипного поведения, интересов и занятий; и отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.

В синдромах Каннера и Аспергера действительно есть много общего. Работа Каннера была опубликована на год раньше, в 1943 году. До сих пор не существует четкого мнения насчет того, является ли синдром Аспергера отдельным заболеванием или подвидом раннего детского аутизма (синдрома Каннера). В западной литературе и классификациях можно наблюдать разделение этих двух синдромов.

Сейчас считается очевидным, что кроме «классических» форм аутизма Каннера существует также «спектральные расстройства», такие как синдром Аспергера, которые имеют характеристики, сходные с основным синдромом, но без полного набора критериев. У большинства людей и особенно у детей с аутизмом, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», даже если их уровень интеллекта, в основном, не очень низкий. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производящие впечатления умственно отсталых, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их невербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита. Этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером. Характерными являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми людьми или детьми. Типичными являются также примеры интересов, когда человек интенсивно изучает или чрезмерно увлекается предметами, которые могут казаться странными для его возраста или культурного развития. Например, ребенок в раннем дошкольном возрасте имеет особый интерес к «умершим композиторам».

 

Ранний детский аутизм Синдром Аспергера
1. Выявляется сразу после рождения или на первом году жизни 1. Странности замечаются на 2-3-м году жизни и особенно ясно проявляются в начальных классах школы
2. Ходить начинают раньше, чем говорить 2. Речь появляется раньше ходьбы
3.Встречается у мальчиков и девочек 3. Чаще встречается у мальчиков
4. Познавательный дефект 4. Дефект интуиции
5. Плохой социальный прогноз 5. Хороший социальный прогноз
6. Речь не имеет коммуникативных функций 6. Речь используется как средство общения
7. Нет зрительного контакта, не замечает других людей 7. Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда
8. При госпитализации нет тоски по дому 8. При госпитализации есть тоска по дому, но не по людям («ностальгия кошек»)
9. Интеллектуальные проявления бедны 9. Хорошие общие и специальные способности
10. Поведение беспокойно 10. Поведение странно

 

Д.Вебер выделил следующие особенности дифференциально – диагностические критерии различения синдрома Аспергера и РДА:

-отсутствуют нарушения в развитии речи у детей с синдромом Аспергера, характерны для детей с синдромом Каннера;

-синдром Аспергера представляет собой личностное расстройство с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественные изменения, в то время как синдром Каннера характеризуется большей наклонностью к качественным изменениям.

 

Виды сенсорных игр

1. Игры с красками. Смешивание различных красок увлекает детей. Предлагаем следующие варианты игры:

1) Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков. Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию: предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, вытереть лужу на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком: "Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку - ух, какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль - течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо".

2) Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок.

3) Можно затеять игру "Кукольный обед": накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а черная - в кофе... Фантазируйте вместе с ребенком!

4) Используя пластиковые стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

5) Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей".

 

2. Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же, игры с водой имеют и терапевтический эффект. Предлагаем следующие варианты игры:

1) Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под крана: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан", подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.

2) Наполнив водой таз, организуйте игру в "бассейн", в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна).

3) Наполненный водой таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки или уточки.

4) На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики.

5) "Купание кукол"; искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: "А сейчас будем кукол купать.

Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?.." и т.д.

6) "Мытье посуды"; вымойте посуду после кукольного "обеда".

 

3. Мыльные пузыри. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не передавят все до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки и развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус). Предусмотрите такую вероятность и используйте для приготовления мыльных пузырей экологически чистое средство для мытья посуды в небольшом количестве.

1) Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки, например, коктейльную трубочку, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку, получив в результате корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку.

2) "Пенный замок": в небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть; одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке".

 

4. Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи, устойчиво ее установите и зажгите на глазах у ребенка: "Смотри, как свечка горит: как красиво". Ребенок может испугаться, в этом случае отложите эту игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: "А теперь подуем... Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок". Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще и еще. В дальнейшем возможны следующие варианты игры:

1) Оставьте маме "задание на дом": когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь, - так ребенок познакомится с назначением свечи.

2) Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

3) Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей; в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище.

4) Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

5) Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек: сегодня "День рождения Мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" и задуйте свечи.

5.Игры со светом и тенями.

1) "Солнечный зайчик". Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону. Попробуйте привлечь ребенка к игре: предложите поймать убегающего "зайчика". Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Если у ребенка получится "солнечный зайчик", постарайтесь "ловить" его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: "Поймаю-поймаю! Какой шустрый заяц - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!" и т.д. Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

2) "Тени на стене". Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. Однако, помня, что ребенок может испугаться, рекомендуем пробовать осторожно и первый раз проводить такую игру не в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

3) "Театр теней". А можно придумать несложный сюжет и организовать целый "театр теней", для чего использовать также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

4} "Фонарик". Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей и т.п.

5) "Темно - светло". При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

6) "Китайский фонарик". Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите "китайский фонарик", который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных бликов.

 

6. Игры со льдом. Попросите маму ребенка заранее приготовить лед: пусть вместе с ребенком заполнят водой форму для льда и поставят в морозильную камеру. На следующий день на занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая". Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая, давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает: это лед тает и снова превращается в воду". Можно поиграть с водой следующим образом:

1) Подогрейте кусочек льда над свечой.

2) В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай (можно подкра сить горячую воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и наблюдать, как лед по-разному тает в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки: мишка пьет и приговаривает: "Ах, какой холодненький сок!"

3) Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать красками на большом куске льда.

4) Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и т.д.

7. Игры с крупами. Приготовьте по упаковке следующих круп - гречка, горох, манная крупа, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?" На следующих занятиях можно использовать другие крупы. В дальнейшем:

1) Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

2) Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

3) Если ребенок захочет рассыпать крупу, пусть это будет "дождь" или "град". По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

4) "Приготовление еды". Насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте, - так вы сварите "кашку" для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится "шоколад с орехами".

 

8. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки: отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложите ребенку попробовать (вначале действуйте руками ребенка, если он не станет сопротивляться). Когда ребенок усвоит эти несложные умения, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов:

1) Слепим маленькие шарики из пластилина красного цвета, получились "ягодки", а если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать "ушные палочки", предварительно удалив вату) - получаются фруктовые леденцы "чупа-чупс". Раскатаем кусочек красного пластилина, получаем "колбасу", а если тонко-тонко раскатать белый пластилин - выкладываем на тарелку "спагетти". Теперь возьмем пластмассовую стеку и разрежем светло-коричневый пластилин на кусочки, -это "хлеб". Итак, "угощение" готово, приглашаем кукол на "обед". Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать "день рождения".

2) Игра "Огород". На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь "сажаем овощи", для этого можно использовать крупы: так горох станет "репкой", а красная фасоль -"картошкой"; разноцветная мозаика превратится в "красные помидорчики" и "зеленые огурчики"; некоторые овощи (например, "морковку") можно попытаться вылепить из пластилина.

3) Методом размазывания можно получить картину из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин, -это "травка", прилепите маленькие красные кружочки - вот и получилась "полянка с ягодками". Таким же способом в синем пруду станут плавать "золотые рыбки", а на голубом картоне появится желтое пластилиновое "солнышко" с лучиками. В дальнейшем можно использовать в работе другие материалы - тесто, глину. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребенком может быть осложнено его повышенной брезгливостью. Так, ребенок может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравится.

 

9. Игры со звуками.

1) Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

2) Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию - пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же.

3) Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используйте его умения в сюжетных играх: "У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино. Когда поем песенку про Антошку, играем на гармошке" и т.д.

4) Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и чувство гармонии.

 

10. Игры с движениями и тактильными ощущениями. Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность). Или же ребенок снял кофточку и словами "Больно, болит!" выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:

1) Тормошение, возня: обычно происходят на полу, и ребенок является инициатором этой игры.

2) "Догоню-догоню" ("поймаю-поймаю"): вы делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, он же с визгом убегает. В игре "Змейка" возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: "Уползает, уползает змейка! Скорее догони!" Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

3) "Самолетики": покружите ребенка в воздухе - "Полетели, полетели!", затем опустите на диван или на пол: "Приземлились".

 

 

Развитие форм взаимодействия с ребенком

 

После установления эмоционального контакта с ребёнком, страдающим синдромом РДА педагог может переходить к развитию различных форм взаимодействия с ребенком. Однако, существует ряд т ребований к организации занятий.

Прежде всего необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте или отдельной комнате в специально отведенное время. Такая пространственно-временная "разметка" помогает формированию у ребенка учебного стереотипа. Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где он играет, есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются; или, если комнат несколько, - что есть особая комната для игры; кухня или столовая - для еды, и учебная комната - для занятий.

Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за учебный стол, оказывались лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками и пособиями, и не к двери, которую кто-то может приоткрыть и этим помещать занятию. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного занятия. Остальные материалы педагог может держать под рукой на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать. Позже это может стать обязанностью самого ребенка: у него появятся отдельные коробки, где хранятся материалы для разных занятий; эти материалы он будет последовательно доставать, использовать, а затем убирать.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. При этом обычно он четко усваивает последовательность, которую ему предлагает взрослый, например "занятие - еда - игра".

По содержанию занятие на первых порах может быть продолжением игры. Ведь, усадив ребенка за стол, мы далеко не всегда можем рассчитывать на его произвольное сосредоточение. Поэтому исходно мы предлагаем ему какие-либо заведомо приятные виды занятий: выкладывание мозаики, пазлов; кубики, которые можно группировать по цвету; краски или фломастеры, которыми можно рисовать "дорожки", "лужи", просто закрашивать определенную плоскость; глину или пластилин, которые можно размазать по дощечке или скатать в "колобок"; ножницы и цветную бумагу, которую можно резать на полоски; конструктор такого вида, который любит ребенок, и т. п. Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка пока что совсем не предъявляются, так как мы преследуем следующие цели:
- сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям. Если мы сразу же начнем задавать вопросы и требовать организованных произвольных действий, то, скорее всего, сформируем стойкий негативизм в отношении обучения;

- зафиксировать, отметить время и место занятия, что служит основой стереотипа учебного поведения;

- постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию (достать необходимые материалы с полки или из рюкзачка, разложить из (определенным образом) и действий, связанных с завершением занятия (например, положить рисунок на просушку, помыть кисточки, убрать карандаши в коробку).

Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок "хорошо позанимался" и "выполнил задание", что он вел себя как "хороший, умный ученик". Этим мы добиваемой постепенного освоения ребенком роли ученика, школьника.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на самой форме занятия, на оформлении учебного поведения ребенка. Эти простые, на первый взгляд, мероприятия приобретают в случае раннего детского аутизма особое значение и даются аутичному ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки (чтение, счет, письмо).

На начальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Не стоит разбрасываться, всякий раз предлагая ребенку что-то новое, и убеждаясь вновь и вновь, что его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Напротив, если ребенку понравилось какое-то занятие, если он принял ваш комментарий, то на последующих уроках надо опять начинать "от печки", с привычного занятия, внося в него разнообразие за счет новых деталей.

Понравившиеся виды деятельности даются ребенку в качестве заданий, причем всегда в определенной последовательности, к которой он привыкает; например, сначала рисуем, потом подписываем все на рисунке, затем гимнастика для пальчиков и, напоследок, счет.

Описанные нами необходимые меры по развитию взаимодействия со взрослым и особенности организации занятий актуальны по отношению к детям с любым вариантом аутизма. Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимы разные занятия: развитие крупной и мелкой моторики, произвольного внимания и памяти; особенно много приходится заниматься формированием речи. Но, независимо от конкретной учебной цели, всегда следует учитывать описанные в этой главе принципы организации занятий.

Развитие мелкой моторики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.078 с.)