Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентировочная деятельность (по П.Я. Гальперину).⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Ориентировочная основа действия, ООД — система репрезентаций субъекта о цели, методе и условиях осуществления предстоящего или выполняемого действия. В изменчивых ситуациях, в которых поведение не может осуществляться посредством стереотипных наследственно-передаваемых форм, главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка в значимых элементах поля действия и в их существенных взаимосвязях. Конструкт создан П. Я. Гальпериным в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий, в которой психическая деятельность по своей сути рассматривается как ориентировочная деятельность. Здесь изучение строения, особенностей формирования и условий протекания ориентировочной деятельности является задачей психологической науки. Виды ориентировочной основы действия Успех ориентировочной части действия зависит от содержания ООД. В свою очередь, эффективность ООД зависит от степени общности входящих в нее знаний (ориентиров) и от полноты отражения в них условий, объективно определяющих успешность действия, а также от способа ее получения: С точки зрения полноты (достаточности отражаемых в ней условий) выделяют полный, неполный и избыточный виды ООД: Полнота ориентировочной основы действия является объективной, но относительной характеристикой. Несмотря на относительность полноты ориентиров, следует считать следующее: если действие, построенное на некоторой ООД, систематически и безошибочно выполняется в целой области проблемных ситуаций, то ООД считается полной. По общности представленных в ней знаний ООД может быть представлена: В частном виде, применимом только для единичного, конкретного случая. В общем виде, отражающего сущность целого класса частных случаев и пригодного для ориентировки в каждом из них. По способу получения различают следующие виды ООД: ООД может даваться обучаемому субъекту в готовом виде. ООД может составляться самостоятельно субъектом обучения двумя возможными путями: Через использованные метода «проб и ошибок» в самом процессе выполнения действия. Используется при явно неполной системе условий. Через сознательное применение общего приема (метода), который также может быть получен субъектом обучения в готовом виде вместе с обучающим, или может быть найден им самостоятельно.
Данные различия в общности, полноте и способе получения знаний и условий служат основанием для выделения трех типов ориентировки (схем построения ООД), на которых базируются три типа учения. Функции ориентировочной деятельности Построение образа поля, ситуации. Внешнего поля - среды. Внутреннего поля - поля собственного состояния физического или душевного. Уточнение значения взаимосвязанных элементов этого поля с точки зрения актуальных (доминирующих) потребностей субъекта. Обеспечивает рациональный выбор одного из множества возможных исполнений. Построение плана решения стоящей перед субъектом проблемы. Контроль реализации принятого решения и, в случае необходимости, коррекция как хода решения так и плана, оценок, исходной поставленной задачи. Обеспечивает правильное исполнение действия. Примеры соотношения времени самого действия и его ориентировочной основы При игре в шахматы, стрельбе из лука или снайперской винтовки, ориентировка может занимать до 99% времени. Действием же является простое движение руки. При копании ямы, подметании улицы ориентировка происходит обычно не долго, а само действие занимает большую часть времени. При обучении первоклассников прописи в разлинованной тетради действием является начертание буквы. Ориентировка представлена выделением опорных точек буквы, в которых линия меняет свое направление.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.004 с.) |