Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение коммуникативной функции
Необходимость постоянной координации деятельности подразделений и отдельных членов организации для достижения общих целей связана с самой сутью управленческой деятельности. Осуществляется эта координация в различных формах, в первую очередь в процессе коммуникации1, т. е. посредством многообразных контактов членов организации. Все, что происходит внутри организации, связано коммуникативными процессами. Поэтому они являются основными средствами обеспечения ее целостности и функционирования. В деятельности руководителя функция коммуникации играет специфическую роль: она выступает средством реализации и взаимной координации всех других управленческих функций. Поэтому данная функция наряду с функцией принятия решения рассматривается как связующий процесс в организациях. Коммуникация в общем плане — это любой обмен информацией между людьми или группами людей вне зависимости от того, приводит ли он к взаимопониманию. В силу многообразия явлений и процессов, включаемых в понятие «коммуникация», возникает необходимость его структурирования и выявления в нем наиболее важных для характеристики содержания деятельности руководителя аспектов: 1. Коммуникация как общее явление. 2. Коммуникация как непосредственная практика контактов руководителя с исполнителями и подразделениями организации. 3. Коммуникация как специфическая функция управления. Каждый из этих аспектов включает в себя нормативно-организационный и субъектно-психологический планы. Первый связан со структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй показывает большое влияние психологических особенностей «коммуникантов» на эту функцию и объясняет ее важнейшие черты, в том числе мешающие ее эффективности. Понятие коммуникативной функции включает в себя три собственно психологических аспекта: коммуникативное поведение руководителя, коммуникативные явления и процессы его деятельности. Следующие направления характеризуют содержание коммуникативной функции:
Основная задача коммуникационной функции руководителя — обеспечение оптимального обмена информацией внутри организации между ее подразделениями и с внешним окружением. Критерий оптимальности — степень содействия существующей коммуникативной сети достижению общих целей организации. Для эффективности коммуникаций необходима ясная формулировка цели, ее конкретизация на подцели для каждого подразделения; детализированный план, регламентирующий определенные виды работ подразделений и нормативы; правильно выбранный тип организации; эффективная система контроля. На специфичность коммуникативной функции указывает то, что средствами ее реализации являются все другие управленческие функции — целеполагание, планирование, организация, контроль. Это делает понятными данные о том, что от 50 до 90% всего рабочего времени руководителя заполнено именно коммуникациями.
Типы коммуникаций Функция коммуникации, как и все другие, характеризуется множественностью типов и форм, способов и методов ее реализации. Рассмотрим, как данная функция классифицируется в деятельности руководителя. По признаку ориентации коммуникаций руководителя они подразделяются на внешне- и внутриорганизационные. Во внешне организационных коммуникациях руководителя особую роль играет представительская функция. Руководитель, контактируя с паритетными ему руководителями смежных организаций и с вышестоящими руководителями, персонифицирует (олицетворяет) организацию в целом, представляет ее во внешней среде. Это специфичный тип коммуникаций. Руководитель выступает при участии в работе вышестоящих инстанций в качестве подчиненного (явление маргинальности его коммуникативного поведения). Внутриорганизационные коммуникации делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные — это обмен информацией между иерархическими уровнями организации, горизонтальные — обмен в пределах паритетных уровней. Вертикальные коммуникации подразделяются на нисходящие и восходящие. Первые — распоряжения и приказы руководителя, вторые — система каналов движения «снизу вверх». Определяющее значение для функционирования организации имеет сочетание вертикальных и горизонтальных коммуникаций.
Коммуникации традиционно подразделяются на формальные и неформальные. Формальные каналы определяются структурой организации, ее целями и задачами. Неформальные — это те контакты, которые реализуются помимо формальных каналов. Они имеют ряд разновидностей: неформальные контакты между рядовыми членами организации, между руководителем и исполнителями, связи руководителя с внешней средой (феномен «больших связей»). Особая роль принадлежит слухам, создающим социальную микросреду организации. Специальные исследования показали, что, несмотря на стойкое предубеждение против такого рода коммуникативного явления, слухи достоверны не менее чем в 80% случаев, а относительно внутриорганизационных дел этот показатель достигает 99% (!). По форме организационные коммуникации разделяются на вербальные (устные), письменные, комбинированные, визуальные, аудиоционные и др. Классифицируются также коммуникации по признаку того этапа организационного функционирования, где они имеют преобладающее значение. Это — коммуникации при приеме на работу, при ориентировке в круге обязанностей, в процессе деятельности, ее оценки и в ходе контроля над ней.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.006 с.) |