Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На каждом этапе лагерной смены – «весна», «лето», «осень», «зима» – вожатый должен демонстрировать поведение следующего этапа.
Вожатый должен «работать на опережение», двигаясь чуть впереди своего воспитанника. Его место – на следующем этапе. Если ребенок полон «весенних» эмоций – у вожатого спокойное «лето», и он доброжелательно, исподволь показывает ребятам рамки лагерной жизни. Эти ограничения могут вводиться и серьезно, и в игровой форме, но настойчиво и целенаправленно. К примеру, войдя в автобус с детьми, вожатый в микрофон обращается к радостно галдящим ребятам: «Уважаемые пассажиры! Наш комфортабельный лайнер отправляется по маршруту «Москва – «Детский лагерь «Звездочка»! Полет пройдет на высоте двух с половиной метров над землей. Пристегните ремни и будьте внимательны к правилам безопасного полета!». После этого следует перечисление того, что можно делать в автобусе, а чего делать нельзя. На сообщение ребят о том, что тихого часа в этом лагере или конкретно в их отряде никогда не было, вожатый, весело улыбаясь, посочувствует детям: «Ух… Не повезло… С этого года у нас приняты иные правила». Мягко, шутливо, но вместе с тем не допуская возражений вожатый направляет эмоционально нестабильных, с бьющей через край энергией детей в правильное дисциплинарное русло. Если все «задремали» в «летнем» зное, то вожатый должен придумать что-то новое, чтобы не было скучно и предсказуемо. Он не сможет предвидеть зреющие проблемы, потому что детский коллектив – такое живое образование, что, сколько бы ты ни работал, невозможно просчитать все возможные «пиковые ситуации». Но надо понять одно: из-за чего дальше будут возникать конфликты? Надоело... Прискучила предсказуемая жизнь, в которой уже все заранее известно. И то, что вчера казалось интересным, перестает радовать и увлекать. Это с одной стороны. А с другой, детям становится тесно в рамках их социальных ролей. И на этапе «осени» тихий и незаметный ребенок может сотворить какую-нибудь пакость, рассуждая так: «Что же меня не замечают, в расчет не берут, не ценят? Попробую-ка я иначе!» – и, добиваясь к себе внимания, становится отрицательным лидером. Поэтому на этапе «лета» прежде всего необходимо менять место детей в отряде, чередовать их социальные функции. Например, командир отряда может стать не постоянной «должностью», а сменной, и тогда почти каждый сможет попробовать себя в руководстве другими. И хорошо, если будут четко продуманы мероприятия «летнего» и «осеннего» циклов, с тем чтобы проявить себя не очень активным, не очень эмоциональным детям. Интеллектуальные игры должны чередоваться со спортивными, а музыкальные конкурсы с мастер-классами по рукоделию. Тогда каждый ребенок в отряде сможет блеснуть своими, одному ему присущими талантами.
На этом основном этапе смены пройдут главные мероприятия по сплочению коллектива, и вожатому надо понять две вещи: 1) какие игры этому сплочению будут способствовать? 2) какие игры помогут «разукрасить» эту немного поскучневшую жизнь? Вожатый может, например, таинственно понизив голос до шепота, после ужина сказать всем «по секрету»: «Сегодня мы ляжем спать в час ночи. Пойдем в лес на костер, будем печь картошку, слушать сову и любоваться звездами». Этот слом режима внесет разнообразие в привычный лагерный распорядок и отличит ребят от всех остальных. «Сюрпризная» ситуация не даст ребенку заскучать и расцветит «лето» новыми красками. А предупрежденное заранее руководство лагеря, как правило, не станет возражать против однократного изменения привычного распорядка дня. Главное, убедите начальство, что все держите под контролем. На рубеж «лета» и «осени» приходится родительский день. Он – такая «лакмусовая бумажка»: если много детей уезжает домой, значит, что-то в отряде идет не так, значит, этапы жизни сменяют друг друга без участия вожатого. Конечно, тоска по дому охватывает в это время многих детей, но это должно быть не настолько сильно, чтобы они захотели уехать. Если в отряде начались «осенние» конфликты – вожатый должен гасить их «зимним» спокойствием, пользуясь «теорией выеденного яйца». Например, если две девочки поссорились из-за мальчика, мудро вздохнуть: «Зачем нам мальчик, который, ведет себя так непорядочно, что, не закончив одни отношения, гуляет с другой?» Если в отряде бунт из-за несправедливого, на взгляд ребят, проигрыша, наверное, уместно дать им возможность «выпустить пар» на отрядной «свечке», выслушать всех, но заключить вполне рационально: «А вам что, совсем не понравилось выступление тех, кто победил в конкурсе? Оно было такое плохое? А мне понравилось то-то и то-то. А мы? Недорепетировали, бывает. Завтра сделаем лучше. Конечно, если будем не кричать, а работать». Вожатому надо успокоить ребят, шуткой или ласковым словом снять напряжение, уложить спать… А уж потом идти к администрации ругаться, что отряд «засудили». Один на один…
И когда после всех этих бурных страстей наступит «зима», вожатый должен по своей воле впасть в «весеннюю» эйфорию. «Ах, что нас ждет вечером!.. Ах, что у нас будет! Нет-нет, не скажу, потерпите!» – тайна и ожидание сюрприза прекрасно повышают эмоции и пробуждают детей от «зимней спячки». Здесь тоже важно продумать последние мероприятия – трогательные, берущие за душу – и тогда смена закончится слезами. Но не от того, как все надоело и хочется домой, а от горечи расставания с друзьями и желания продлить радость общения хотя бы на несколько дней. И будет главное – желание вернуться. Что нам и надо от лагерной смены.
БЕСЕДА ШЕСТАЯ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.006 с.) |