Комплексный анализ результатов прогнозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный анализ результатов прогнозирования



Проведенный системный анализ прогнозов в рамках заданных сценариев развития показал, что принятые в прошлом и принимающиеся сейчас решения определяют будущую картину мира на ближайшие тридцать лет. При реализации сценариев Приоритет – рынок и особенно Приоритет – диктат трудно ожидать существенного прогресса в снижении степени уязвимости человека. Наиболее позитивные перспективы в этой области предусматриваются сценариями Приоритет – политика и особенно Приоритет - устойчивость.

Следует отметить, что при отсутствии универсальных методов для снижения степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды, каждому из четырех сценариев развития соответствуют определенные подходы к решению этих проблем. Таким образом, для разных регионов мира, в зависимости от условий и временного интервала, будет предпочтителен определенный комплекс мер, поэтому в каждом конкретном случае необходим тщательный научно-обоснованный подбор наиболее эффективных, в первую очередь, политических инструментов при разработке национальных стратегий развития общества.

Результаты анализа показали, что объединение усилий международного сообщества позволяют, с одной стороны, позитивно воздействовать на такие сложные проблемы, как изменение климата, загрязнение воздуха в городах, обеспечение продовольственной безопасности, охрана водных ресурсов и обеспечение населения питьевой водой. С другой, объединение таких усилий может повлечь за собой конфликтные ситуации и вызвать противоречия при реализации определенные стратегий развития применительно к отдельным странам. В первую очередь, такая проблема касается действий, предусматривающих внедрение новых технологий. Очевидно, что стимулирование использования более совершенных ресурсосберегающих технологий на уровне отдельных предприятий – это оптимальный путь развития, независимо от реализации любого из сценариев. Однако, с позиции обеспечения национальной безопасности, особенно охраны здоровья населения, возникают два следующих противоречия: 1) повышение эффективности в каком-либо виде производственной деятельности обязательно влечет за собой всплеск деловой активности и увеличивает антропогенную нагрузку на конкретную экосистему, тем самым резко снижая все выгоды от применения новых технологий; 2) внедрение новых технологий может увеличить зависимость страны от других стран, а также способствовать повышению степени уязвимости как человека, так и экосистем, вызванной непредсказуемыми последствиями от применения таких технологий.

Например, предусмотренная сценарием Приоритет - политика массовая замена ископаемых видов топлива на современные виды биогенного топлива может неблагоприятно отразиться на биологическом разнообразии и продуктивности сельскохозяйственных земель в ряде регионов мира. Другой пример - использование биотехнологии и генной инженерии для повышения производительности сельского хозяйства. Оно может обернуться биологической экспансией внедряемых организмов, особенно, в случае распространения ГМО в районах, которые в настоящее время не используются для крупномасштабного растениеводства или пастбищного животноводства. Такие тенденции могут вызвать серьезные последствия для здоровья и благосостояния местного населения. Таким образом, в каждом конкретном случае, необходимо всесторонне оценивать возможные последствия осуществляемых мероприятий с позиции уязвимости человека и адекватно реагировать на постепенное превращение ряда локальных проблем в глобальные.

Следует отметить, что до сих пор остаются весьма ограниченными современные знания о результатах функционирования многих природных комплексов. В частности, при освоении природных ресурсов неизвестны уровни предельно допустимых нагрузок, превышение которых вызовет необратимые нарушения в экосистемах. Следовательно, в тех случаях, когда присутствует научная неопределенность относительно последствий для уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды, при принятии управленческих решений необходимо руководствоваться принципом «принятие мер предосторожности», что избавит от необходимости в дальнейшем принимать экстренные меры в случае нарушения целостности экосистем.

Установлено, что характер проблем в области обеспечения безопасной окружающей человека среды обусловлен не только сложностью их решения, но и тем обстоятельством, что определяющим фактором их возникновения является постоянно увеличивающиеся базовые потребности человека и общества в целом. Определено, что при реализации любого из сценариев развития негативное антропогенное воздействие на функционирование экосистем будет продолжаться до 2032 года (рисунок 52). В связи с этим, значительная часть общества будет по-прежнему оставаться высоко уязвимой из-за негативных изменений в окружающей среде обитания. Следовательно, меры по снижению степени уязвимости человека должны обязательно дополняться комплексом адаптационных мероприятий, что будет способствовать более эффективному решению социальных проблем, предотвращению невосполнимых потерь, вызванных стрессовыми ситуациями, и снижению уровня негативных воздействий на здоровье населения.

Показано, что необходимым условием для повышения качества жизни и охраны здоровья населения является активное вовлечение всех структур гражданского общества в деятельность по обеспечению безопасной окружающей человека среды. Не только правительственные структуры, но и деловые круги, неправительственные организации и другие институты гражданского общества должны глубже вовлекаться в решение проблем по снижению степени уязвимости человека, в определенной мере разделяя ответственность за происходящее и отвечая за тяжесть последствий. Например, один из основных принципов, заложенных в основу сценариев Приоритет - политика и Приоритет – устойчивость состоит в том, что информация должна стимулировать инициативную деятельность гражданского общества, повышая тем самым эффективность мероприятий по снижению степени уязвимости человека. Напротив, сценарий Приоритет – диктат, с присущей ему экономической и политической раздробленностью, наиболее ярко демонстрирует, как контроль со стороны ничтожно малой части общества над информационным пространством может оказать негативные последствия в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

Таким образом, обязательным условием для эффективного участия гражданского общества в осуществлении мероприятий является просвещение и информированность населения о неблагоприятных тенденциях изменения окружающей человека среды, о вероятных негативных последствиях от принятия недальновидных управленческих решений и о тех научно-обоснованных мерах, которые необходимы для улучшения качества окружающей человека среды обитания. В связи с этим, создание механизмов, гарантирующих своевременный доступ населения к официальной информации о текущем состоянии окружающей человека среды и тенденциях в ее изменении, является приоритетной задачей.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что для успешного осуществления мероприятий необходимо на национальном уровне создать соответствующие организационные структуры, способные эффективно координировать действия по обеспечению безопасной окружающей среды для здоровья человека.

Считаем целесообразным использовать прогнозы глобальных тенденций изменения окружающей человека среды в качестве «контрольных ориентиров» при выборе оптимальных управленческих решений, а прогнозы по отдельным регионам мира следует использовать как основу для разработки стратегических планов развития страны в условиях глобализации.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Результаты комплексного научного анализа деятельности международных организаций, входящих в систему ООН, показали, что еще в 1972 году, на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды международное сообщество заложило основы глобальной деятельности в области обеспечения безопасной окружающей среды для здоровья и благосостояния человека. В 1992 году ГА ООН приняла решение о необходимости использования стратегического концептуального подхода, получившего название «устойчивое развитие», который одновременно обеспечивает минимальную степень уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды и социально – экономический прогресс, как в настоящем, так и в будущем.

В современных условиях глобализации именно функции экосистем, отвечающие за регулирование цикла потребления и восстановления ресурсов становятся все более уязвимыми и нарушаются в результате возрастающей антропогенной нагрузки. Кроме того, такие взаимозависимые механизмы общественных отношений, как экономические, социально-культурные, психологические, физиологические и генетические, взаимодействуя с природной окружающей средой, предоставляющей человеку «услуги экосистем», как правило, усиливают негативное воздействие друг на друга, тем самым, способствуя деградации социума и ограничивая спектр доступных возможностей. Однако до сих пор эффективно не реализуются механизмы реагирования на возникающие эколого-гигиенические проблемы и механизмы управления сложными глобальными процессами развития общества, что повышает степень уязвимости населения, особенно на национальном и локальном уровнях.

Установлено, что в России до сих пор должным образом не выполняются решения, изложенные в таких основополагающих международных документах, как Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), «Повестка дня на XXI век» (1992 г.), Декларация Тысячелетия ООН (2000 г.), План выполнения решений ВСУР (2002 г.). Для современного этапа развития страны характерны тенденции снижения качества окружающей человека среды в результате увеличения антропогенной нагрузки на природные экосистемы, вызванной нерациональным использованием и чрезмерной эксплуатацией природных ресурсов, что создает серьезную угрозу обеспечения населения жизненно необходимыми «услугами экосистем». Стремительное социальное расслоение общества не позволяет обеспечить необходимые условия для охраны здоровья и роста благосостояния большей части населения страны, тогда как Планом выполнения решений ВСУР (2002 г.) предусмотрено, что к 2015 году доля населения, проживающего за чертой бедности, должна быть снижена в два раза.

Такие тенденции развития способствуют ухудшению здоровья населения, экономической нестабильности и социальным конфликтам, подрывая тем самым основы единства общества, ослабляя не только государственную, но и международную безопасность. Определено, что неблагоприятная ситуация в стране сложилась не только в результате общественной апатии, но и из-за чрезмерно узкой ориентированности правительства исключительно на экономические вопросы, отсутствия должного внимания к кризисному положению маргинальных слоев населения, широко распространенной в стране коррупции. Все это привело к повышению степени уязвимости человека. Однако меры по решению этой проблемы реализуются крайне неэффективно.

Приведенные факты свидетельствуют, что в сложившихся условиях снизить степень уязвимости населения страны возможно только при использовании стратегического комплексного подхода, позволяющего одновременно учитывать социальные, экономические и экологические аспекты, а не рассматривать каждый из них в отдельности. Тем более, что в соответствии с Планом выполнения решений ВСУР (2002 г.), все государства должны разработать стратегии устойчивого развития и начать их осуществление уже с 2005 года. В условиях глобализации механизмы реализации такого подхода должны являться связующим звеном между национальными реальностями и глобальными приоритетами. При этом необходимо учитывать интересы и проблемные области, обусловленные географической близостью, относительной схожестью и общей историей.

В рамках такого комплексного подхода крайне важно усовершенствовать систему управления природопользованием и разработать действенные механизмы координации деятельности по обеспечению безопасной окружающей человека среды. Целесообразно, чтобы такая координация осуществлялась не только на уровне отдельных организаций гражданского общества, но и на государственном уровне, поскольку глубокие противоречия между различными социальными группами населения часто приводят к конфликтам интересов при рассмотрении вопросов рационального использования природно-ресурсной базы социального и экономического развития страны.

Для принятия эффективных решений в сфере управления необходимо четкое понимание важности пяти основных аспектов: 1) всесторонний учет факторов, оказывающих влияние на уязвимость человека; 2) получение достоверной информации, необходимой для управления процессами по снижению степени уязвимости как человека, так и экосистем; 3) установление приоритетности решения этих вопросов в экономической и социальной сферах деятельности; 4) определение временных рамок для реализации поставленных задач; 5) разработка механизмов контроля за исполнением принятых решений. Более того, необходимо, чтобы мероприятия по снижению степени уязвимости человека являлись неотъемлемой частью политической стратегии при выработке экономического курса развития и активно внедрялись в процессы управления всеми отраслями хозяйственной деятельности, причем, на всех уровнях.

Наиболее разумный подход для достижения целей устойчивого развития заключается не в наложении каких-либо ограничений на процесс экономического роста, а в радикальной ликвидации расточительства, укоренившегося сегодня в системах производства и потребления, иными словами – замена расточительства экономией. В связи с этим необходимо выработать такие меры по изменению характера роста производства и потребления, которые позволят, не нанося непоправимого ущерба окружающей среде, обеспечить достойное качество жизни человека. Для принятия адекватных мер на всех уровнях государственной власти по изменению нерациональных моделей производства и потребления, целесообразно направить усилия на следующее:

· разработку мероприятий, сочетающих рыночные механизмы с традиционными командно-административными мерами;

· развитие конструктивного партнерства между правительством, научными и предпринимательскими кругами в целях формирования рынка экологически безопасной продукции, с применением таких инструментов воздействия на рынок, которые способствуют снижению степени уязвимости человека вследствие изменения состояния окружающей среды, например, путем ужесточения контроля за исполнением нормативных актов в области экологии человека и гигиены окружающей среды;

· создание информационной системы, позволяющей всем членам гражданского общества беспрепятственно получать сведения как о компаниях, загрязняющих окружающую человека среду, так и о компаниях, которые вносят реальный вклад в мероприятия по снижению степени уязвимости человека;

· разработку механизмов стимулирования практики перехода на рациональные модели производства и потребления;

· создание условий для широкого внедрения комплексного подхода «чистое производство», включая инновационные разработки.

В современных условиях глобализации достичь эффективного решения проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды на национальном уровне возможно только при конструктивном международном сотрудничестве, так как это позволяет согласованно осуществлять совместную деятельность по решению трансграничных проблем в области окружающей среды и миграционной политики. В деле повышения эффективности международного сотрудничества по указанным проблемам целесообразно сосредоточить внимание на следующих направлениях:

· создание конструктивных партнерских отношений между организациями гражданского общества, особенно научно-технологического профиля, с целью гармонизации и разработки унифицированных подходов, адаптированных к условиям глобализации;

· разработка согласованной международной политики по комплексному решению проблем в области уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды, с учетом конкретных географических и национальных особенностей каждой страны;

· разработка механизмов эффективного применения на всех уровнях политики «устойчивой торговли» и использования возможностей от либерализации торговли в интересах снижения степени уязвимости человека;

· создание действенного международного механизма по использованию экологически безопасных технологий и управлению промышленными рисками;

· гармонизация существующих и разработка новых мер, включая нормативно-правовую базу, экологическую отчетность, добровольные обязательства и другие, с целью изменения нерациональных моделей производства и потребления;

· создание независимых международных и национальных систем контроля за выполнением взятых обязательств в целях достижения большей эффективности от их реализации;

· создание условий и поиск компромиссных решений, направленных на преодоление существующих систем фрагментарности и дублирования в области охраны окружающей человека среды и устойчивого развития общества как на локальном, так и глобальном уровнях.

Предлагаемые меры по обеспечению безопасной окружающей человека среды позволят гармонизировать российское законодательство с международным, способствуя тем самым более активному вхождению в мировой рынок, обеспечивая при этом необходимые условия для снижения степени уязвимости населения страны.

Проведенная систематизация результатов прогнозирования развития общества на период 2002 - 2032 годов, показала, что при стратегическом планировании развития страны целесообразно ориентироваться на сценарий Приоритет – политика - как стартовый этап к достижению целей устойчивого развития. Для обеспечения эффективной реализации задач в соответствии со сценарием Приоритет – политика необходимо поставить экологические проблемы в разряд первостепенных, причем эти вопросы следует рассматривать не как проблему охраны природной среды, а как комплексный подход по устойчивому управлению природными ресурсами в интересах охраны здоровья и повышения благосостояния населения страны.

Только достижение позитивных результатов в развитии общества по сценарию Приоритет – политика явится предпосылкой дальнейшего развития страны по сценарию Приоритет – устойчивость. В современных условиях глобализации необходимо, чтобы процесс принятия решений по социально-экономическим вопросам основывался на научно-обоснованных гигиенических оценках ситуации, результатах гармонизации современных подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды и принятии мер предосторожности, что имеет стратегическое значение для устойчивого развития страны.

 


ВЫВОДЫ

 

1. Анализ деятельности более 30 международных организаций позволил выявить основные этапы международного сотрудничества, осуществляемого в рамках ООН, и до 1972 года направленного на преимущественное решение частных проблем антропогенного воздействия на окружающую среду и ее влияния на здоровье населения (загрязнение морской, воздушной и водной среды, недостаточное производство продовольствия, истощение невозобновляемых ресурсов, удаление отходов, радиоактивное загрязнение и т. д.), а начиная со Стокгольмской конференции ООН (1972 г.), имеющего последовательный характер преемственности в принятии решений по основным проблемам сохранения экосистем планеты, включая проблемы экологии человека. На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) страны признали необходимым сочетать деятельность по сохранению окружающей среды с социально-экономическим развитием, связанным как с общим эволюционным развитием, так и с нерациональной хозяйственной деятельностью человека (изменение климата, истощение озонового слоя, обезлесивание, уменьшение биологического разнообразия, резкое развитие урбанизационных, миграционных и глобализационных процессов, появление новых заболеваний и т. д.), определивших потребность научного обоснования и гармонизации национальных и международных критериев, принципов и методологий в интересах устойчивого развития человеческой цивилизации. При этом на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) достигнуто согласие по конкретным совместным действиям и взяты обязательства неукоснительного их соблюдения в интересах устойчивого развития общества.

2. В области экологии человека и гигиены окружающей среды обоснована необходимость ориентации на критериальное понятие «уязвимости человека», определяемое соотношением между реальными угрозами (рисками) здоровью и благополучию человека и способностью человека и общества справиться с этими угрозами. При этом уязвимость человека напрямую зависит от качества окружающей среды, от величины антропогенной нагрузки на экосистемы, от доступности к использованию «снабженческих», «регулирующих», «культурных», «поддерживающих» услуг экосистем, от особенностей в подходах по преодолению возникающих негативных эффектов отдельными социальными группами, в то же время при определении обстоятельств, явлений и факторов, приводящих к изменениям в экосистемах, следует учитывать движущие их силы как «непосредственные», так и «опосредованные», «эндогенные» и «экзогенные».

3. Показано, что удовлетворение населения качественным продовольствием напрямую зависит от возможностей экосистем предоставлять соответствующие услуги, которые, в свою очередь, существенно зависят от изменения состояния атмосферы, земельных и водных ресурсов, видового биоразнообразия. При этом эффективное исполнение обязательств согласно «Плану выполнения решений ВСУР» возможно только при использовании унифицированного комплексного подхода, неотъемлемой частью которого является организация на национальном уровне как государственной, так и общественной системы контроля качества продовольствия, включающей оценку «жизненного цикла» продукции.

4. В собственных экспериментальных исследованиях установлено, что широкое распространение афлатоксинов и их способность загрязнять зерновые и масличные культуры может происходить на любом этапе вегетативного периода, в процессе их хранения, транспортировки и переработки. Показана также способность ряда промышленных штаммов микроорганизмов к биодиструкции афлатоксинов, в результате чего разработана принципиальная схема двухстадийной биотехнологической переработки контаминированных ими растительных продуктов.

5. Анализ мирового опыта показал, что при оценке антропогенного воздействия на различные объекты окружающей среды помимо «принципа и мер предупреждения», основанных на научно доказанной угрозе серьезного или необратимого ущерба, при отсутствии научной определенности следует широко использовать «принцип принятия мер предосторожности», являющийся уникальным правовым средством решения ряда современных эколого-гигиенических проблем, особенно в условиях глобализации. Помимо научной неопределенности «принцип принятия мер предосторожности» должен предусматривать также оценку потенциального риска и ущерба здоровью человека и экосистемам и учет дифференцированных возможностей социально-экономического развития государства при выборе соразмерного подхода по управлению рисками.

6. По данным специализированных организаций системы ООН, от 25% до 33% всех зарегистрированных заболеваний непосредственно связаны с загрязнением окружающей среды, из них детские заболевания составляют примерно 2/3, а негативное воздействие окружающей среды на здоровье населения мира ежегодно эквивалентно трудовым потерям 3,2 млн. чел.- лет. Тенденции дальнейшей глобализации мировой экономики и сопутствующие ей экологические риски определяют необходимость использования новых подходов для решения проблем по обеспечению здоровья населения и безопасной окружающей среды, в частности, изменения нерациональных моделей производства и потребления, широкого практического применения принципов принятия мер предосторожности, долгосрочного прогнозирования и разработки наиболее рациональных сценариев развития общества с учетом состояния и тенденций изменения окружающей среды.

7. Установлено, что в России до сих пор должным образом не выполняются решения, изложенные в таких основополагающих международных документах, как Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), «Повестка дня на XXI век» (1992 г.), Декларация Тысячелетия ООН (2000 г.), «План выполнения решений ВСУР» (2002 г.). Для современного этапа развития страны характерны тенденции снижения качества окружающей человека среды в результате увеличения антропогенной нагрузки на природные экосистемы, вызванной нерациональным использованием и чрезмерной эксплуатацией природных ресурсов, что создает серьезную угрозу обеспечения населения жизненно необходимыми «услугами экосистем». Стремительное социальное расслоение общества также не позволяет обеспечить необходимые условия для охраны здоровья и роста благосостояния большей части населения страны, тогда как «Планом выполнения решений ВСУР» предусмотрено, что к 2015 году доля населения, проживающего за чертой бедности, должна быть снижена в два раза. В связи с тем, что до сих пор указанные обязательства не реализованы в нашей стране должным образом, представляется целесообразным поставить вопросы по решению проблем экологии человека и гигиены окружающей среды в разряд первостепенных, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности и будущего развития страны. В сложившихся условиях снизить степень уязвимости населения страны возможно только при использовании стратегического комплексного подхода, позволяющего одновременно учитывать социальные, экономические и экологические аспекты, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

8. В результате систематизации прогнозов ООН по развитию общества и тенденциям изменения состояния окружающей среды на период 2002 - 2032 годов определено, что при реализации любого из сценариев развития негативное антропогенное воздействие на функционирование экосистем будет продолжаться до 2032 года, следовательно, меры по снижению степени уязвимости человека должны обязательно дополняться комплексом адаптационных мероприятий. При разработке национальной стратегии развития, в целях охраны здоровья и повышения благосостояния населения, целесообразно ориентироваться на сценарий «Приоритет – политика», как стартовый этап, предоставляющий возможность перехода к наиболее рациональному сценарию «Приоритет – устойчивость», обеспечивающему согласованный экономический и социальный прогресс при сохранении безопасной окружающей человека среды.

9. Для разработки эффективных директивных мер по снижению степени уязвимости населения страны рекомендовано стимулировать персонификацию ответственности в органах государственной власти и восстановить утраченную связь между интересами общества и процессом выработки управленческих решений; направить усилия законодательных органов на приведение своих действий в полное соответствие с положениями многосторонних соглашений по проблемам окружающей человека среды и создать в стране условия для реального их соблюдения; обеспечить регулярное взаимодействие органов государственной власти с научной общественностью, в целях создания эффективной и максимально гармонизированной с международной системы координации деятельности по обеспечению безопасной окружающей человека среды на национальном уровне.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

№ Наименование источника.

1. Аладышева Ж.И., Воробъев А.А. Стратегия управления рисками в сфере обращения лекарственных средств. // Вестник РАМН. - 2005.- № 11. - С. 37-40.

2. Бусуек Г.П., Шагинян И.А., Александрова Г.А и др. Эпидемиологические аспекты современной демографической ситуации в России. // Вестник РАМН.- 2005.- № 8.- С. 11-16.

3. Волков В.А, Кондрик Е.К, Кавызина Л.И К вопросу о национальной безопасности.// Молекулярная медицина.- 2004.-№ 4.- С. 32-37.

4. Воробьев А.А. Источники биологической опасности и меры предосторожности.// Молекулярная медицина.- 2004.- № 3. -С. 15-19.

5. Воробьев А.А. Современные проблемы микробиологической безопасности. // Вестник РАМН.- 2002.- № 10.- С. 9-13.

6. Гильденскиольд Р.С., Кирьянова И.С., Русаков Н.В. // Гигиеническая наука и практика на рубеже ХХI века. // Сб. материалов IХ Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей.- М.- 2001.- Т 1.- С. 383-385.

7. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году».// М.- 1999.

8. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году». // М.- 2002.

9. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003 году».// М.- 2003.

10. Губернский Ю.Д.,Экологические основы строительства жилых и общественных зданий.// М.- 2004.-252 с.

11. Доусон Г., Мерсер Б. Обезвреживание токсичных отходов.// ФАО.-М.- 1996.- (русское издание).

12. Евстигнеев В.И. Биотехнология и безопасность России. // Молекулярная медицина. – 2004.- № 4.- С. 56-58.

13. Жаров А.А., Новичкова Н.И. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни в Российской Федерации.// Вестник РАМН.- 2005.- №3.- С. 9-14.

14. Жолдакова З.И., Харчевникова Н. В., Максин М. В. и др. Прогноз канцерогенности полициклических ароматических углеводородов с использованием квантохимического модуля генерации метаболитов интеллектуальной ДСМ-системы.// Ж. Научно-техническая информация.-Серия 2.-2003.-№11.-С. 12-17.

15. Изменение климата и здоровье человека: угрозы и ответные меры. // Доклад ВОЗ.- Женева.- 2003.- (русское издание).

16. Измеров. Н.Ф., Ревич Б.А.,. Коренберг Э.И. Оценка влияния потепления климата на здоровье населения – новая задача профилактической медицины. //Вестник РАМН.- 2005.- № 11.- С. 33-37.

17. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Д.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук.// Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна».- 2001.-282с.

18. Красовский Г.Н. Егорова Н.А. Гармонизация гигиенических нормативов с зарубежными требованиями к качеству питьевой воды. // Гигиена и санитария.- 2005.- № 2. - С. 10-14.

19. Львов Д.С. Экономический рост и качество экономики. // Изд. «Русская книга».- М.-2004.- 112 с.

20. Матросов А.С. Управление отходами. // Изд. «Гардарики». - М.- 1999.-480с.

21. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. // Изд. «Прогресс-Пангея».- М.- 1994.-(русское издание).- 303с.

22. Мегатезаурус – Большого словаря-справочника «Экология человека и профилактическая медицина» //ИПФ «Воронеж».- Москва-Воронеж. - 2001.

23. Моисеев Н.Н. Агония России.//Изд. «Экопресс – ЗМ».- М.- 1996.- 78 с.

24. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе.//ИСПИ РАН. - М.-1996. –167 с.

25. Новиков С.М., Абалкина И.Л, Сковронская С.А. - Анализ восприятия риска здоровью и готовность платить за его снижение. // Гигиена и санитария.- 2005. - № 6. - С. 9 -13.

26. Онищенко Г.Г. 80 лет Государственной санитарно-эпидемиологической службе России. // Сб. «Гос. сан.-эпид. службе России 80 лет: реальность и перспективы».-ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана. - М.- 2001.- Вып.1.- с. 59-72.

27. Онищенко Г.Г. Качество продуктов питания: гигиенические требования, стандарты качества. //Вопросы питания.-2004.- №6.-с. 9-13.

28. Онищенко Г.Г. Концепция риска и ее место в системе социально-гигиенического мониторинга (проблемы и пути решения).// Вестник РАМН.- 2005.-№ 11.- с. 27-33.

29. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. // Под ред. Рахманина Ю.А., Онищенко Г.Г. - М.- 2002.

30. Покровский В.И. Медицинские проблемы биобезопасности.// Вестник РАМН. – 2002.-№ 10.- с. 12-19.

31. Пинигин М.А., Тепкина Л.А., Бударина О.В. и др. Определение опасности предприятия и ширины его санитарно-защитной зоны с помощью номограммы. // Вестник РАМН. – 2005. - №3. - с. 19-20.

32. Рахманин Ю.А. (под ред.) Современные проблемы медицины окружающей среды.// Материалы Пленума по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития Российской Федерации. -М.- 2004.

33. Рахманин Ю.А. Экология человека.// М.- 2005.- 536 с.

34. Рахманин Ю.А., Зайцева Н.В., Шур П.З. и др. Научно-методические и экономические аспекты решения региональных проблем в области медицины окружающей среды. // Гигиена и санитария.- 2005.- № 6.- С. 7-9.

35. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., С.И. Иванов Современные проблемы совершенствования методологии оценки риска здоровью населения.// Гигиена и санитария. –2005.- № 2.- С. 7-10.

36. Рахманин Ю.А., Румянцев Г.И., Новиков С.М. и др. Интегрирующая роль медицины окружающей среды в профилактике, ранней диагностике и лечении нарушений здоровья, связанных с воздействием факторов среды обитания человека.// Гигиена и санитария.- 2005.- № 6.- С. 3-6.

37. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.// Федеральный центр Госсанэпиднадзора России.- М.-2004.- (Р.2.1.10.1920-04).

38. Совместное Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ и Главного Государственного инспектора РФ по охране природы «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» от 10.11.97.-№ 25 и № 19-0-11/5300// М.- 1997.

39. Сорос Дж. О глобализации. // Изд. «Эксмо».-М.- 2004.- (рус. изд.) - 224 с.

40. Спирин А.С. Фундаментальная наука и проблемы биологической безопасности. // Вестник РАМН. – 2002. -№ 10.- С. 12-14.

41. Тутельян В.А. Пища и биобезопасность. // Вестник РАМН.-2002.-№ 10.-С. 15-19.

42. Тутельян В.А., Кравченко Л.В. Микотоксины // Изд. «Медицина».-М. –1985.- 323 с.

43. Ушаков И.Б., Володин А.С., Чикова С.С., Зуева Т.В. Медицинские аспекты защиты здоровья населения от вредного воздействия факторов окружающей среды. // Гигиена и санитария.-2005.-№ 6.- С. 29-34.

44. Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002. //М.- 2002.

45. Федеральный закон № 52-ФЗ. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99. // М. - 1999.

46. Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. // М. - 2002.

47. Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01. 2000. // М. - 2000.

48. Федеральный закон № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.1996. // М. - 1996.

49. Шевченко Ю.Л. Экология человека: вызовы цивилизации, долг общества, ответственность здравоохранения. // Вестник РАМН.- 2002.- С. 3-6.

50. Шмидхейни С. Смена курса. // Изд. «Геликон».- М.- 1994.- 384 с.

51. Юсфин Ю.С., Леонтьев Л.И., Черноусов П.И. Промышленность и окружающая среда. // ИКЦ «Академкнига». -М.- 2002.- 469 с.

52. A Better World for All: Progress Towards the International Development Goals. // UN/IMF/ OECD/ World Bank. – Washington. - 2000.

53. Action on Ozone. // UNEP. – Nairobi. - 2000.

54. Address by Executive Director of the United Nations Population Fund at the Special Session of the United Nations General Assembly: Earth Summit + 5. // UN.- -New York. - 1997.

55. Address by UNESCO Director-General at the special session of the United Nations General Assembly: Earth Summit +5. // UNESCO. – Paris. - 1997.

56. An Urbanizing World (Global Report on Human Settlements). // UNCHS. – Oxford. - 1996.

57. APELL: Awareness and Preparedness for Emergencies at a Local Level. // UNEP. – Geneva. - 2002.

58. Arsenic: Contaminated Water in Asia Puts Millions At Risk. // UN Foundation.- New York. - 2001.

59. Assessing Human Vulnerability due to Environmental Change: Concepts, Issues, Methods and Case Studies. // UNEP/DEWA/TR. – Nairobi. - 2000.

60. Caring for the Earth: a Strategy for Sustainable Living. // IUCN/ UNEP/ WWF. –London. - 1997.

61. Cities in Globalizing World (Global Report on Human Settlements). // UNCHS. – London. - 2001.

62. Convention on Biological Diversity.// UNEP/CBD Secretariat.-Geneva.- 2001.

63. Crops and Drops. // FAO. – Rome. - 2000.

64. Demographic and Related Socioeconomic: Data Sheets for Countries of the Economic and Social Commission for Western Asia as Assessed in 1996. // UNESCWA. - New York. - 1997.

65. Devastating Drought in Kenya: Environmental Impacts and Responses. // UNEP/ Government of Kenya. – Nairobi. - 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.096 с.)