Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света.



Лучизм — одно из околоабстракцио­нистских направлений, утверждавших трудность и радость человече­ского бытия и неопределенность мира, в котором все предметы, осве­щенные разными источниками света, оказываются расчлененными луча­ми этого света и теряют ясную фигуративность.

Лучизм возник в 1908—1910 гг. в творчестве русских художников Ми­хаила Ларионова (1881—1964) и его жены Наталии Гончаровой (1881— 1962). Ларионов разработал теорию «лучизма» и предложил сам этот тер­мин. Лучизму присущ формальный изыск.

Фовизм: «художник извлекает из форм вечность, тем самым приобща­ясь к вечности». Фовизм (от фр. fauve — дикий) как новое художествен­ное направление возник во французской живописи в 1905 г. (Ж. Руо, Р. Дюфи, А. Матисс, М. Вламинк, А. Марке, А. Дерен). Фовизм провозгла­шал, художник должен стремиться «извлекать из форм элемент вечно­сти» и «благодаря этому сам приобщаться к вечности».

Для фовизма характерна сосредоточенность художника на цвете, ин­тенсивность открытого цвета. Дерен говорил, что для него форма ради формы не представляет никакого интереса. Форма — производное от функции. Нет ничего за пределами смысла. «Не предмет следует изобра­жать, а добродетель этого предмета в старом смысле этого слова» (См.: Derain. 1955. Р. 42).

Фовисты разрабатывали особый взгляд на природу, сущность и назна­чение искусства. Французский художник Морис де Вламинка (1878— 1958) считал себя «чувствительным и полным страсти варваром, претво­рявшим инстинкт — без всякого метода — в правду — не художествен­ную, а человеческую» (Vlaminck. 1929. Р. 94). Программным было утвер­ждение Вламинка, что требуется большое мужество, чтобы следовать своим инстинктам, а не гибнуть смертью героя на поле брани.

Дерен видел в искусстве и путь к познанию тайн мироздания, и орудие преобразования его основ. Французское искусствоведение утверждает, что Дерен возвращает нас к основам бытия и стремится к абсолюту, пре­образуя живопись в онтологию и воспроизводя не подобия, а сущности (См.: Leymarie. 1948).

Фовисты не были озабочены национальными проблемами.

Переход от фовизма к кубизму хорошо прослеживается на примере творчества Дерена. С 1905 г. его фовистская сосредоточенность на цвете сменяется сосредоточением на пространственных аспектах произведения. В процессе создания картины «Купальщицы» (1906) Дерен изучает в Бри­танском музее африканское искусство. Голова и рука одной из купальщиц имеют условные обобщенно-рубленые формы, напоминающие формы аф­риканской скульптуры. Переход от фовизма к кубизму хорошо виден и в скульптуре Дерена «Сидящий» (1907). Перед зрителем предстает скорчен­ная человеческая фигура, решенная условными рублеными формами; ком­позиционно фигура построена так, что она точно вписывается в куб.

НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ

Особенности неомодернизма.

Неомодернизм начинается в середине 10-х годов ХХ в.; его наступление и особенности обусловлены безумием начавшейся Первой мировой войны. Это событие похоронило гуманистические надежды человечества на возможность достижения спокойной и счастливой жизни для людей. Искусство вступило в новый период глубоких разочарований и сомнений в разумности homo sapiens. Через 21 год после окончания Первой мировой войны, как только под­росло новое поколение солдат, началась Вторая мировая война, еще бо­лее ужасная, чем Первая. И это усугубило мировой гуманитарный кри­зис, углубило социальные разочарования, страдания и беспокойства ху­дожественного сознания за судьбу человечества, хотя победа над фашиз­мом и подарила людям глоток свободы и радости.

Немецкий философ и теоретик искусства Т. Адорно сказал: «После Ос­венцима не может быть литературы». В известном смысле это высказыва­ние — характеристика неомодернистской и постмодернистской художест-

венной ситуации. В период неомодернизма все авангардистские художест­венные направления исходят из такого понимания действительности: чело­век не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот пе­риод развиваются авангардистские художественные направления, утверж­дающие безрадостные, пессимистические художественные концепции ми­ра и личности. Среди них дадаизм: мир — бессмысленное безумие; экс­прессионизм отчужденный человек во враждебном мире; конструкти­визм, человек в среде отчужденных от него индустриальных сил; сюрреа­лизм смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире; экзи­стенциализм одинокий человек в мире абсурда; литература «потока со­знания», духовный мир личности, не сопряженный с реальностью; неоаб­стракционизм: поток сознания, запечатленный в цвете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.006 с.)