Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Розвиток рефлексії на стильові особливості педагогічної діяльності.
Рефлексия (от лат. Re?exio – обращенность назад) – процесс самопоз- нания. Способность занимать аналитическую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, осмысление собственной деятельности. Учитель как профессионал может характеризоваться с точки зрения уровня развития рефлексивных процессов. А. В. Карпов рассматривает три главных вида рефлексии, выделяемых по так называемому «временному» принципу: ситуативную (актуальную), ретроспективную и перспективную [2]. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконт- роль поведения в актуальной ситуации, осмысления ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с си- туацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристи- ками этого вида рефлексии являются: время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происхо- дящего; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и совершившихся событий. В этом случае предметы самоанализа – предпосылки, мотивы и причины произо- шедшего, содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем. Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предсто- ящей деятельности, поведения, планированием; прогнозированием ве- роятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тща- тельность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.271 Рефлексия проявляется как свойство (говорят о личности с развитой способностью к рефлексии и, наоборот, – низким уровнем рефлексивных процессов), состояние (субъект пребывает в рефлексирующем состоянии в отличие от деятельного), процесс (разворачивающийся во времени). Рассматривая педагогическую рефлексию в качестве необходимого
условия преобразования деятельности, как правило, отмечают что она: • обеспечивает осознанное отношение субъекта к совершаемой де- ятельности. Детерминирует продуктивные и инновационные качества творческого мышления (С. Л. Рубинштейн); • осуществляет системную целостную регуляцию педагогической де- ятельности, что проявляется в индивидуальном стиле деятельности; • влияет на уровень профессионализма, педагогического мастерства, что проявляется в способности субъекта к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию и творческому росту на ос- нове психологических механизмов самоанализа и саморегуляции; • повышает продуктивность педагогической деятельности; • предохраняет педагога от профессиональной деформации, позволя- ет преодолевать стереотипность профессионального мышления. Решение проблемы формирования педагогической рефлексии предпо- лагает учет сформированности наличных рефлексивных умений. Развитие педагогической рефлексии в качестве значимого механизма преобразования педагогической деятельности требует создания специ- альных условий. Нельзя развивать рефлексию обычными, прямыми мето- дами обучения, как бы увлекательно и эмоционально методисты и препо- даватели ни демонстрировали все ее преимущества. Рефлексия - это не ин- формация, и ее нельзя «взять и передать», ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать. Для этого используется не директивная стратегия. Суть ее заключается в том, что учителя усваивают необходимые знания и развивают рефлексивные навыки в процессе педагогической деятельнос- ти, организованной как поисковая активность. Прежде всего, имеется в виду специально организованная рефлексивная деятельность педагогов. При этом построение и организация деятель- ности опирается не на стихию эмоций и субъективные оценки, а на четкое и однозначное содержание понятий и категорий. Особые возможности в развитии педагогической рефлексии имеет фор- ма психологического сопровождения, которая определяется как профессио- нальное консультирование педагога.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.004 с.) |