Развитие корпоративного духа (esprit de corps) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие корпоративного духа (esprit de corps)



Развитие корпоративного духа придает социальному движению прочность и постоянство. Esprit de corps может пониматься как процесс организации эмоций в интересах движения. Сам по себе он есть чувство сопринадлежности и солидарности людей друг с другом в каком-то общем предприятии. Его основу составляет состояние контакта. Развитие корпоративного духа служит для подкрепления нового представления о себе самом, которое индивид сформировал в результате своею участия в движении. Его чувство сопричастности с другими, а их с ним дарует ему ощущение коллективной поддержки. Таким путем поддержива­ются и укрепляются его взгляды на самого себя и на цели движения. Отсюда следует, что развитие esprit de corps помогает воспитать привязанность людей к движению.

Развитие корпоративного духа имеет 3 пути движения:

- развитием внутригруппового / внегруппового отношения

Оно имеет место, когда две группы начинают считать друг друга врагами. В такой ситуации каждая группа полагает себя носительницей добродетели и развивает среди своих членов чувства альтруизма, лояльности и верности. Другая группа рассматривается в качестве беспринципной и злонамеренной, подвергающей нападкам те ценности, которые дороги внутренней группе. Наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению сплоченности. Кроме того, враг играет важную роль “козла отпущения”. Движению выгодно развить образ врага, это развитие обычно происходит спонтанно. Однажды созданный, он содействует установлению esprit de corps.

 

- формирование нефор­мальной товарищеской ассоциации

Там, где люди могут неформально сходиться подобным образом, они имеют возмож­ность узнать друг друга как человеческие существа, а не институциональные символы. Так они оказываются в гораздо лучшем положении, чтобы принимать роли друг друга и незаметно для себя разделять переживания друг друга. Представляется, что при таких взаимоотношениях люди бессознательно перенимают и усваивают жесты, установки, ценности и жизненную философию друг друга. Непосредственным результатом этого является развитие взаимной симпатии и чувства близости, что очень способствует сплоченности.

Примеры: пение, пляски, пикники, шутки, веселье и неформальная дружеская беседа. Благодаря им индивид получает чувство собственного статуса и чувство социального признания и поддержки взамен прежнего одиночества и личностного отчуждения.

 

- участием в формальном це­ремониальном поведении

Ценность массовых митингов, собраний, парадов, массовых демонстраций и юбилейных церемоний имеет форму чувства широкой поддержки, которую испытывает участник крупных собраний. У индивидуального участника возрастает самооценка, и в результате он ощущает себя исключительно важной персоной. Поскольку это чувство личной значительности оказывается отождествленным с движением как таковым, оно содействует развитию esprit de corps. Схожим образом и ритуальная атрибутика (лозунги, песни, здравицы, гимны, стихи, выразительные жесты и униформа), имеющаяся у каждого движения, служит воспитанию чувства всеобщего тождества и симпатии.

 

Развитие морали

Чтобы преуспеть, особенно в неблаго­приятной обстановке, движение должно более постоянно и устой­чиво внушать лояльность. Этому способствует развитие морали. Мораль может пониматься как нечто, дающее движению постоянство и определенность; она показывает, сможет ли сплоченность устоять в неблагоприятных условиях. В этом смысле мораль может пониматься как групповая воля или устойчивая коллективная цель.

Представляется, что мораль основывается и взращивается на определенном наборе убеждений. Можно выделить 3 вида этих убеждений:

- убеждение в правильности и праведности цели движения

- вера в конечное достижение движением своей цели

- вера в то, что на движение возложена некая священная миссия.

Вместе эти убеждения придают устойчивый и неизменный характер цели движения и твердость — его усилиям.

Из этого объяснения ясно, что развитие морали в каком-либо движении является, по существу, развитием сектантской уста­новки и религиозной веры. Один из способов построения морали - возникновение какого-либо культа, который ясно различим в каждом устойчивом и прочном социальном движении. Обычно имеются некий главный святой и ряд менее важных святых, выбранных среди народных вожаков движения. Гитлер, Ленин, Маркс, Мэри Бэйкер Эдди и Сунь Ятсен могут послужить подходящими примерами главных святых. Такие лидеры, по существу, обожествляются и наделяются чудесной силой. Они считаются высшими, умнейшими и непогрешимыми. Люди вырабатывают по отношению к ним установку благоговения и трепета, возмущаясь попытками описать их как обыкновенных людей. Развитие этого культа святых является важным способом распространения религиозной, по существу, веры в движение, способствующим также построению того типа убеждений, о котором говорилось выше.

Схожей функцией обладает и возникновение в движении какого-либо вероучения и священного писания.

Наконец, большое значение в процессе развития морали в социальном движении принадлежит мифам. Как откликам на желания людей, которые зачастую приобретают форму эмоциональных символов: «политика – дело каждого», «материальные и духовные блага польются полным потоком», «каждой семье – отдельную квартиру».

Формирование идеологии

Следовательно, идеология играет значительную роль в жизни движения, этот механизм является существенным для устойчиво­сти и развития движения. Идеология движения состоит из определенного свода учения, верований и мифов. Очевидно она имеет следующие компоненты:

во-первых, формули­ровка назначения, цели и предпосылок движения,

во-вторых, свод суждений, содержащих критику существующей системы и приго­вор этой системе, которую движение подвергает нападкам и стремится изменить;

в-третьих, оборонительное учение, которое служит в качестве оправдания движения и его целей;

в-четвертых, свод убеждений, касающихся политики, тактики и практической деятельности движения;

в-пятых, мифы движения.

Идеология обладает двойственным характером. С одной стороны, многое в ней имеет научный и наукообразный характер (ответ на критику со стороны интеллектуалов, стоящих вне движения, и стремящихся завоевать своими догмами респектабель­ную и удобную позицию для обороны в этом мире высшей учености и высших интеллектуальных ценностей). С другой стороны, она носит популярный характер (принимает формы эмоциональных символов, примет, стереотипов, гладких и наглядных фраз и простонародных аргументов; стремится взывать к необразованным и к массам). Идеология движения может пониматься как то, что обеспечи­вает движению свою собственную философию и психологию. Она дает наборы ценностей, убеждений, критических суждений, аргументов и оборонительных приемов.

Чтобы быть эффективной, идеология должна обладать респектабельностью и престижем — чертами, сообщаемыми ей в первую очередь интеллигенцией движения. Однако важнее этого — необходимость для идеологии отвечать на страдания, желания и надежды людей.

Развитие рабочей тактики

Тактика развивается по трем направлениям, имея целью завоевать приверженцев, удержать их и достичь своих целей. Тактика всегда зависит от сущности ситуации, в которой функционирует движение, и всегда соотносится с культурным фоном движения. Тактика по определению должна быть гибкой и изменчивой, принимая форму в зависимости от природы ситуации, требований обстоятельств и изобретательности людей.

 

Реформа и революция

  Реформистское движение Революционное движение
  Размах целей   стремится изменить какую-либо специ­фическую фазу или ограниченную область существующего социального строя (упраздне­ние детского труда, запрещение потребления алкоголя)   стремится перестроить весь социальный строй в целом
Исходные точки нападения принимает существующие нравы, оно даже использует их для критики социальных пороков, на которые оно нападает; отправляется от господствующего этического кодекса всегда бросает вызов существующим нравам и предлагает какую-то новую систему моральных ценностей
Респектабельность в силу признания существующего социального строя и ориентации на идеальный моральный кодекс, оно предъявляет права на существующие институты (школа, церковь, пресса, клубы и правительство) и использует их блокируется существующими института­ми, а их использование им исключается
Стратегия и тактика пытается развивать благоприятное для своих целей общественное мнение; стремится поставить какую-либо обществен­ную проблему и использовать процесс дискуссии; хотя и действует обычно от имени каких-либо страдающих или эксплуатируемых групп, немного делает для утверждения своего влияния среди них, а стремится заручиться поддержкой общественности среднего класса, стоящей в стороне от движения, и пробудить у нее некое сочувствие к угнетенной группе не стремится повлиять на общественное мнение, но вместо этого пытается обратить в свою веру; обычно является движением низших классов, действующим среди неимущих; агитация ведется среди тех, кто считается страдающим и эксплуа­тируемым
Функции подтверждении идеальных ценностей данного общества введение некой новой системы религиозных ценностей

С ростом специфических социальных движений развивается некая социальная организация, формируются новые ценности, организуются новые индивидуальности.

Экспрессивные движения

 

Характерной чертой экспрессивных движений является то, что они не стремятся изменить институты социального строя или их реальный характер. Напряжение и беспокойство, из которых они вырастают, не сфокусированы на какой-либо цели социального изменения, какую это движение стремилось бы достичь. Они разряжаются в виде экспрессивного поведения, которое может оказывать глубокое воздействие на индивидуальности людей и на характер социального строя. Далее Блумер предлагает рассмотреть 2 вида экспрессивных движений: религиозные движения и моду.

Религиозные движения

Религиозные движения представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряже­ния в форме расстроенных чувств, которые в конечном счете выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Напряжение находит выход не в целенаправленном действии, а в своем выражении (ситуация фрустрации). моделью развития религиозного движения является развитие секты, рассмотрим некоторые из важнейших черт секты. Моделью развития религиозного движения является развитие секты, рассмотрим некоторые из важнейших черт секты.

1. Члены секты могут рекрути­роваться из самых разнородных источников, различаясь по состоянию, званию, образованию и социальному происхождению.

2. Вера в то, что секте сопутствует божественное благоволение и что она состоит из избранной группы святых душ.

3. Интенсивное конфликтное отношение, в котором секта находится с внешним миром.

 

Религиозное движение имеет тенденцию разделять с сектой эти ее черты. Его программа представляет некий новый способ жизни, и оно нацелено на моральное перерождение мира. Религиозное движение становится аналогом специфических социальных движений, за исключением того, что его цели — совершенно иной природы.

Модные движения

Моду можно обнаружить в манерах, искусствах, литературе и философии, она может даже проникать в опреде­ленные сферы науки. Мода существует как некое движение и по этому основанию отличается от обычая, который по сравнению с ней статичен. Это обусловлено тем фактом, что мода основана главным образом на дифференциации и соперничестве. Она возникает спонтан­но и проходит характерный цикл развития, она мало несет в себе стадного поведения и не зависит ни от процесса дискуссии, ни от результирующего общественного мнения. Люди участвуют в модном движении по собственной воле и откликаясь на тот интересный и могуще­ственный род контроля, который накладывает на них мода. Модное движение не развивается в общество. У модного движения нет никакой сознательной цели, которую люди стремились бы достичь посредством коллективного действия, как в специфических социальных движениях. Мода важна в особенности и тем, что обеспечивает средство для выражения развивающихся вкусов и предрасполо­жений, эта черта подтверждает, что она есть форма экспрессивно­го поведения. В конце концов мода помогает создать некий дух времени (Zeitgeist), или некую общую субъ­ективную жизнь, и тем самым помогает заложить основы нового социального порядка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.012 с.)