Расстановка: Жизнь за счет других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстановка: Жизнь за счет других



Клара: Меня зовут Клара. Я педагог и, кроме того, изучаю психоло­гию. Здесь мне хотелось бы решить одну проблему, касающуюся моей семьи.

Б.Х.: Какую?

Клара: Проблему, касающуюся моих сестер и братьев. У меня две стар­шие сводные сестры. Первая, Барбара, ребенок моей матери, вторая, Франциска, ребенок моего отца, но я не знаю ее.

Б.Х.: Чей это ребенок? Кто его мать?

Клара: Мой отец был все еще женат, когда познакомился с ее мате­рью, а немного позже он встретил мою мать. Это значит, что у него не было длительных отношений с матерью Франциски.

Б.Х.: Ты говоришь, твой отец был до этого женат? Клара: Да.

Б.Х.: Что случилось с его женой? Почему он ее оставил?

Клара: Они стали чужими друг другу, потому что ему пришлось дол­гое время провести на фронте.

Б.Х.: У них были дети?

Клара: Нет.

Б.Х.: И после он познакомился с другой женщиной?

Клара: Да.

Б.Х.: И у них родилась дочь?

Клара: Да.

Б.Х.: Почему он на ней не женился?

Клара: Я думаю, потому, что вскоре после этого знакомства он встре­тил мою мать.

Б.Х.: Твоя мать была до этого замужем? Клара: Нет.

Б.Х.: Но у нее был ребенок? Клара: Да.

Б.Х.: А что с отцом этого ребенка?

Клара: Мать мне сказала, что сначала он не захотел жениться на ней, а потом ей не хотелось выходить за него замуж.

Б.Х. (группе): Представьте себе, что означает ее история с семейно-системной точки зрения! Она живет за счет многих других членов ее систе­мы, которые расступились перед ней, чтобы освободить ей место. Сколь­ко их всех? Первая жена отца, первый ребенок отца и мать этого ребенка, мужчина из первой связи матери и их дочь. Сколько это будет вместе? Пять человек. В такой ситуации из уважения ко всем этим лицам ребенок по­старается добиться уравновешивания между «брать» и «давать» ценой соб­ственных потерь. Данный случай довольно сложен. Вероятно, мы не смо­жем найти решения. Здесь действует слишком тяжелая системная энер­гия. Принять жизнь в полной мере, когда человек получил ее за счет тако­го большого числа других, почти никому не удается. (Кларе): Была ли у тебя попытка самоубийства?

Клара: Нет.

Б.Х.: Ты когда-нибудь думала об этом?

Клара: Нет.

Б.Х.: Слава Богу.

(Клара попала в автокатастрофу и с тех пор не может ходить.)

Б.Х. (Кларе): Сейчас мы расставим твою родительскую семью. Кто к ней принадлежит?

Клара: Мой отец, моя мать, я, первая жена отца, его вторая женщина, их дочь, которую я не знаю. Они не были женаты. Потом мужчина, от которого у моей матери был ребенок (дочь) до брака с моим отцом и сама эта дочь.

 

Партнеры и дети в родительской семье Клары:

- отец Клары, вторая связь матери; М — мать Клары; 1ПМ — первый этнер матери, отец первого ребенка; 1 — ребенок матери от первой свя-, дочь; 1ЖО — первая жена отца; 2ЖО — вторая связь отца, мать второго ребенка; 2 — ребенок отца от второй связи, дочь; 3 — дочь (Клара).

 

Б.Х.: В какой очередности были рождены дети?

Клара: Сначала первый ребенок моей матери, потом — первый ребе-|Нок моего отца и самая младшая — я. Когда у моего отца родился ребенок

горой связи, он все еще был женат.

Б.Х.: Почему все-таки твоя мать не вышла замуж за отца ее первого ребенка?

Клара: Он был с кем-то помолвлен, когда мать его встретила, и сразу после рождения ребенка вернулся назад в ГДР.

Б.Х.: Он живет сейчас в ГДР и женат?

Клара: Я полагаю, да.

Б.Х.: Есть у него еще дети?

Клара: Я думаю, да.

Б.Х.: Это значит, что у твоей старшей сестры есть еще другие братья и Iч-стры, которых она не знает. Для нее будет очень важным встретиться с отцом и этими братьями и сестрами.

Клара: Она этого не хочет.

Б.Х.: Тогда твоя мать должна это организовать для нее.

Клара: Она этого не сделает.

Б.Х.: Я расскажу тебе одну небольшую историю по этому поводу.

Они здесь

В одном из моих семинаров принимал участие молодой человек, ко­торый никогда в жизни не видел своего отца. Когда его мать была моло­дой, она познакомилась в Париже с одним французом и забеременела от пего. Тогда семья этого молодого француза сразу же женила его на ком-то другом, так как во Франции женатый мужчина не должен был платить алиментов. Он сжег за собой все мосты, и девушка больше не знала, где он. Ни адреса, ни малейшего намека на его местопребывание.

Когда сыну исполнилось двадцать лет, они вместе отправились во Францию, так как эта женщина внутренне словно соединилась с дедом своего ребенка со стороны отца, и он как будто руководил ею.

Во время этой поездки они случайно заехали в какую-то деревню и увидели на двери одного дома табличку с фамилией этого мужчины. Тог­да они вошли внутрь и спросили у женщины, которая там находилась, не знает ли она такого-то. Женщина крикнула им: «Один момент!» За­тем подошла к телефону, набрала номер и произнесла в трубку: «Они здесь».

(Кларе): Хорошо, расставь сейчас свою семью.

Участник курса (Кларе): А что случилось с первой женой твоего отца? Есть у нее семья? Она еще жива?

Б.Х.: Сейчас это неважно. Нам не нужно так много информации. Когда мы думаем о слишком многих вещах, невозможно по-настоящему чувствовать.

(Кларе, которая ставит участницу, играющую ее роль, между участ­никами, играющими роли отца и матери): Твои родители разведены? Клара: Нет.

 

 

Рис. 3.1:

О — отец Клары, вторая связь матери; М — мать Клары; 1ПМ — первый партнер матери Клары, отец ее первого ребенка; 1 — ребенок матери Кла­ры от первой связи, дочь; 1ЖО — первая жена отца Клары; 2ЖО — вто­рая связь отца Клары, мать второго ребенка; 2 — ребенок отца Клары от второй связи, дочь; 3 — дочь (Клара).

 

К.Х.: Я расставлю членов семьи в соответствии с их системными местами.

Рис. 3.2

 

Б.Х.: Как чувствует себя второй ребенок?

Второй ребенок: Лучше.

Б.Х.: Поменяйся местами с матерью.

 

 

 

Рис. 3.3

 

Второй ребенок: Сейчас еще лучше. Б.Х.: Как чувствует себя вторая женщина? Вторая женщина: Хорошо. Мать: Тоже.

Б.Х. (играющей роль Клары): Как чувствует себя самая младшая дочь?

Третий ребенок (играющая роль Клары): Вначале я себя чувствовала как-то странно рядом с отцом. Тогда моя мать еще стояла слева от меня. Я отвернулась от нее, повернулась к отцу и больше не видела ее. И когда сестра еще стояла передо мной, я думала: она как будто защитная перего­родка для меня, за которой никто не видит, какие у меня намерения по отношению к отцу. Что касается матери, я чувствую еще небольшое внут­реннее напряжение, но в целом все в порядке.

Б.Х.: Как чувствует себя самая старшая дочь?

Первый ребенок: Когда я еще стояла позади матери, то чувствовала себя очень могущественной. Я оказывала влияние на мою мать и сестер, но одновременно чувствовала себя чужой, не принадлежащей к ним. Сей­час же я чувствую себя «правильно распределенной», но уже не такой могущественной и сильной.

Б.Х.: Как чувствует себя отец старшей дочери? Первый партнер матери: Когда я стоял позади матери моей дочери, то чувствовал тепло справа и меня все время тянуло туда, к ней. После того, как ты поставил меня сюда, это чувство уравновесилось. Но все же слева от меня чего-то не хватает.

Б.Х.: Конечно. Ведь там должна быть твоя нынешняя семья. А как чувствует себя первая жена отца?

Первая жена отца: Я чувствую себя так, будто привязана и не могу сдвинуться с места. И спрашиваю себя все время: «Что это такое? Я ни­чего не понимаю».

Б.Х.: Связь отца Клары с матерью Франциски и самой Франциской имеет превосходство над его первым браком. Она сменила этот брак.

Первый ребенок: Как я уже сказала, я чувствовала себя могуществен­ной, когда стояла позади матери, но в то же время рассерженной. Я не знаю почему. Я все еще чувствую себя сильной, но во мне присутствует еще и раздражение. Я чувствую себя самой сильной из всех, но меня раз­дражает, что здесь так много женщин.

Б.Х.: Я хочу попробовать что-то другое и добавлю в расстановку не­весту твоего отца.

(Б.Х. добавляет в расстановку бывшую невесту первого партнера ма­тери Клары и ставит первого ребенка рядом с ней. Сначала он распола­гает ее слева от первого партнера матери, а потом — справа от него.)

Б.Х.: Как чувствует себя невеста?

Невеста первого партнера матери: Здесь, позади всех, мне хорошо.

Б.Х. (старшей дочери): Ты чувствуешь какую-то связь с этой женщи­ной, стоящей возле тебя?

 

Рис. 3.4:

 

Н1ПМ — невеста первого партнера матери (из ГДР).

 

Первый ребенок: Сейчас мне хочется уйти, уйти подальше назад.

Б.Х.: Встань рядом с невестой твоего отца. Как тебе?

Первый ребенок: Лучше.

Б.Х.: Как раз с ней ты идентифицируешься.

Первый ребенок: Мне здесь просто лучше.

Б.Х.: Это результат идентификации. У тебя чувства этой женщины. Она была жертвой любовных отношений между твоим отцом и матерью. И сейчас в данной группе ты чувствуешь злость так же, как и эта женщи­на. Это — ее чувства. Они — не твои.

(Кларе): Ты все это понимаешь?

Клара: Да..

Б.Х. (старшей дочери): Теперь вернись на свое прежнее место. Я толь­ко хотел знать, не идентифицируешься ли ты с ней.

(Участнице, играющей роль Клары): Как ты себя чувствуешь?

Третий ребенок: Когда ты поставил мою сестру рядом с невестой ее отца, я почувствовала, будто верхняя часть моей спины тянет меня на­зад. Эта тяга ослабла после того, как она снова встала рядом со мной.

Б.Х.: Поменяйся местами со своей матерью.

 


 

 

Рис. 3.5

 

Третий ребенок: Здесь мне лучше.

Отец: У меня такое впечатление, что здесь действуют весы, которые находятся в равновесии, и слева, там, где стоит дочь, - их ось. Когда моя дочь стояла по другую сторону от матери, ось была там, где я. Я даже фи­зически колебался тогда из стороны в сторону.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Для меня все это просто странно. Все это меня не интересует. У меня нет никаких чувств. Но все же здесь, рядом с моей старшей доче­рью, мне лучше.

Первый ребенок: Я чувствую себя ответственной за мать, но не хочу этой ответственности.

Б.Х.: Мать принадлежит скорее к системе отца Барбары, своей пер­вой связи. В качестве всего лишь третьей по счету любовной связи отца Клары она не отваживается «взять» его, как могла бы первая по счету.

(Старшей дочери): Встань возле твоей самой младшей сестры!

Первый ребенок: Здесь мне не хватает воздуха. Я чувствую себя здесь очень хорошо, но мне не хватает воздуха.

Б.Х. (Кларе): Встань на свое место в расстановке.

Клара (уже стоя на своем месте в расстановке): Я чувствую сильную связь с моей старшей сестрой.

Б.Х.: Да, это так. Это потому, что вы не можете по-настоящему поло­житься на своих родителей.

рис. 3.6

 

Клара начинает рыдать.

Б.Х.: Сейчас мы сделаем с тобой одно упражнение. Иди к первой жене отца и поклонись ей! Просто легкий поклон, но с уважением.

(Немного погодя): Теперь иди к матери Франциски и слегка склонись перед нею тоже!

(Еще немного времени спустя): Иди сейчас к своей второй сестре и обними ее!

(Клара обнимает ее, долго и громко всхлипывая.)

Б.Х.: Теперь иди к невесте отца твоей старшей сестры (Барбары) и поклонись ей!

(Немного времени спустя): А теперь — к отцу твоей старшей сестры и тоже поклонись!

(После того, как она поклонилась): Вернись на свое место и взгляни вокруг! Взгляни на всех членов своей семьи!

(Играющий роль отца обнимает Клару.)

Б.Х.: Сейчас иди к матери!

(Клара обнимает ее, всхлипывая.)

Б.Х.: Вернись опять на свое место и снова посмотри на всех!

(Немного времени спустя): Так хорошо?

(Клара утвердительно кивает.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.046 с.)