Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпизод с Р. Ирмеей повторяет рассказ о Р. Элиэзере Б. Гурканосе из иерусалимского Талмуда (моэд катан 3:1): «как-то раз он проходил через рынок, и какая-то женщина,
убиравшая дом, выбросила мусор и попала ему на голову. Он сказал: "Должно быть, сегодня товарищи возвысят меня, ибо сказано: 'Он поднимает бедных из навозных куч'"». Второй и третий анекдоты уводят нас к теме предсказаний, сновидений и судьбы, крайне популярной в литературе поздней античности вообще, и в Талмуде в частности (см. в этой антологии Шаббат 156, с. 173-181). ЙОМА А, 87Б
Пошел Рав и явился к мяснику, когда тот разделывал бычью голову. Поднял мясник глаза, увидел Рава и сказал: — Это ты, Абба! Уходи, нет у меня с тобой И когда разрубил мясник бычью голову, отскочила кость, ударила его по шее и убила. 10Рав читал перед Рабби главу из Писания. [87б] Вошел р. Хийя — начал Рав сначала. Вошел Бар Каппара — начал Рав сначала. Вошел Шимон б. Рабба — начал Рав сначала. Вошел р. Ханина б. Хама. — Сколько раз начинать мне сначала? — Обиделся на него р. Ханина. Тринадцать лет подряд накануне каждого Йом Киппура приходил Рав умилостивить его, но р. Ханина не простил. Как же мог Рав так поступать? Ведь сказал р. Йосе б. Ханина: 11"Пусть каждый, кто просит ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ
ва: его стремление занять место своего учителя во главе академии. Сам Рав не осознает своих скрытых амбиций. И его агрессивность, по-видимому, — результат этой неосознанности. Одним из условий прощения является полное осознание обидчиком своей вины. Но просьба Рава о прощении неполноценна — в силу неосознанности в ней отсутствует истинное раскаяние в содеянном. Поэтому р. Ханина и не прощает его.
Развивая мотив неосознанности, Левинас предлагает противоположную интерпретацию. Ведь как раз неосознанность содеянного или сказанного может облегчить прощение. Легче простить того, кто обидел ненамеренно. Величие Рава, открывшееся р. Ханине во сне, дает основание требовать от Рава осознанности. И поэтому р. Ханина не прощает его. "Можно простить большинство немцев, но ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 10см. Шаббат 152а; Моэд катан 16б; Авода зара 19а 11Йома 87а ПЕРСОНАЛИИ Р. Ханина б. Хама — палестинский аморай первого поколения. Родился в Вавилоне, вместе с сыном переехал в Палестину (Иерус. Талм., Пеа 7:3) и поселился в Циппори. Перед смертью р. Йегуда га-Наси завещал, чтобы р. Ханина "был возвышен" (Ктуббот 103б), но р. Ханина отказался, ссылаясь на то, что р. Эфес не имеет никакого статуса, хотя и старше его на два с половиной года (Иерус. Талм., Таанит 4:2). Впрочем, на основании сказанного в нашем фрагменте можно заключить, что р. Ханина все-таки стал главой йешивы (см. Раши). Талмуд повествует, что р. Ханина зарабатывал себе на жизнь, торгуя медом, был удачлив в торговле, разбогател и на свои деньги построил дом учения в Циппори (Иерус. Талм., Пеа 7:3), был сведущ в медицине, и многие обращались к нему за помощью (Йома 49а). Возможно, именно медицинские занятия сделали р. Ханину сторонником жесткого детерминизма — ему принадлежат высказывания: "Созвездие умудряет, созвездие обогащает, и для Израиля есть созвездие" (Шаббат 156а; мнение большинства мудрецов противоположно, см. в данной антологии с. 176), "Человек и пальцем пошевелить не может, если об этом не вышел указ на Небесах" (Хуллин 7б), "Все в руках Небес, кроме страха пред Небесами" (Бра-хот 33б). 87Б ЙОМА
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 12Йома 23а; Рош га-шана 17а; Мегилла 28а прощения у ближнего своего, делает это не более трех раз". Рав — другое дело. А как же мог р. Ханина так поступать? Ведь сказал Рава: 12"Тому, кто прощает ближнего, прощаются его грехи". Дело в том, что р. Ханина видел во сне Рава повешенным на пальме. Учили: "Тот, кто явится во сне повешенным на пальме, будет возвышен". Поэтому решил р. Ханина: "Быть ему главой [мудрецов вместо меня]" — и не простил его, чтобы тот [покинув Землю Израиля] отправился преподавать Тору в Вавилон [и стал во главе мудрецов там, а не здесь].
ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ некоторых немцев простить сложно. Сложно простить Хайдеггера", — так Левинас иллюстрирует свою мысль, выступая против всяческих попыток обелить Хайдеггера, снять с него ответственность. Обратим внимание на такие приметы отрывка, как случайно всплывшее имя "наставницы" Платона, подчеркивание отношений "учитель-ученик" между р. Ханиной и Равом, а также упоминание психоанализа (вместе с известным "набоковским" отношением к нему Левинаса). Если добавить к этому тот факт, что Левинаса (в его философских построениях) обычно считают учеником Хайдеггера, то можно предположить, что мы имеем дело с ироническим (полемическим) обыгрыванием излюбленного мотива современной французской философии: конфликт учителя-автора-отца с учеником-интерпретатором-сыном. Приведем в этой связи слова Ж. Деррида, высказанные в отношении книги Левинаса "Тотальность и бесконечное" (1961) и впервые опубликованные в статье "Насилие и метафизика" в 1964 году: "Итак, Левинас подстрекает нас на второе отцеубийство. Нужно убить отца, который все еще удерживает нас в законе, на что другой грек — Платон — так и не смог полностью решиться, откладывая на- ЙОМА Б, 87 Комментарий р.Штейнзальца Искупление в Йом Киппур, хотя и связывается с покаянием, на самом деле представляет собой не что иное, как акт милости Всевышнего, прощающего человеку его грехи. Однако, как подчеркивается в нашем фрагменте, Небеса очищают от грехов, допущенных в сфере отношений между человеком и Богом. Прощение же проступков по отношению к ближнему можно получить лишь у него самого. До тех пор, пока это не произошло, и Всевышний не простит провинившемуся нарушения Своей заповеди "люби ближнего, как самого себя".
В Талмуде речь идет о тех проступках, которые не искупаются Йом Киппуром. Один из них — совершенный с мыслью: "Согрешу и покаюсь". Талмуд объясняет, что поступившему так нет искупления. Ведь согрешив с такой мыслью, он, по сути дела, оставляет себе возможность грешить и в будущем, его покаяние не предполагает отказа от греха, без чего невозможно искупление. Когда человек раскаивается в содеянном и изменяет свое поведение, Святой, благословен Он, прощает совершенный в прошлом поступок. Однако, если раскаяние априори носит временный характер, оно не перечеркивает грех и об искуплении не может быть речи. Большая часть фрагмента посвящена вопросу о том, как человеку добиться прощения ближнего, перед которым он провинился. Здесь следует подчеркнуть несколько моментов, связанных с практической стороной дела. Когда речь идет о нанесении ущерба имуществу другого, то первым условием прощения, безусловно, является возмещение причиненных убытков — точно так же и любая просьба о прощении должна сопровождаться готовностью исправить совершенное. Просьба такого рода — не просто формула, хотя произнести ее и не всегда легко, не просто некая процедура; она требует значительных духовных усилий. Однако существуют определенные рамки, за которые тому, кто просит прощения, выходить не стоит. Иногда это следует делать наедине, а иногда прилюдно. В тех случаях, когда обиженный не готов простить, надо обращаться к нему вновь и вновь, но и этому есть предел. И если искреннее раскаяние не получит отклика, это уже станет проблемой второй стороны. Согласно Талмуду и комментаторам, человек обязан прощать ближнему совершенные тем прегрешения.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.007 с.) |