Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.
Основными в АФВ являются принципы: сознательности и активности, индивидуализации, доступности, наглядности, последовательности, дифференциально-интегральных оптимумов, систематичности, рассеянной мышечной нагрузки, прочности. В АФВ общие дидактические принципы имеют определенные особенности, связанные со спецификой контингента обучаемых. Остановимся на каждом принципе подробнее. Принцип сознательности и активности направлен на развитие умения ориентироваться в окружающей действительности. Преподаватель строит занятие так, чтобы обучаемый мог осваивать учебный материал, правильно воспринимая действительность. Для этого цели учителя должны соответствовать потребностям и интересам ученика, быть ясными и понятными ему. В постановке индивидуальных задач учителю в значительной мере может помочь опыт педагогики Монтессори, в основе которой лежит наблюдение за ребенком и выяснение вопросов: • К какому виду двигательной активности проявляет интерес или непроизвольно обращается ребенок? • Каким инвентарем и как долго интересуется? • Какие действия, движения осуществляет он с этим предметом самостоятельно, без постороннего вмешательства? • При возможности выбора, какому виду физической деятельности, какому спортивному инвентарю ребенок отдает предпочтение? • Какие индивидуальные двигательные и личностные качества демонстрирует ребенок в своей физической деятельности? • Существует ли в двигательной активности обучаемого периодичность в течение дня, недели, месяца и т.п.? Как можно охарактеризовать периоды повышенной двигательной активности? Как долго они длятся? • Каким образом ребенок демонстрирует свое стремление к развитию? • Какие упражнения он предпочитает и в какой последовательности? • Насколько он способен сосредоточить внимание на своей деятельности? В том числе при помехах извне. Какие помехи для него наиболее значимы? • Возвращается ли ребенок к своей деятельности после того, как его внимание было отвлечено? Принцип индивидуализации. Учитель обращает внимание на возраст, пол, особенности состояния здоровья, физического развития, темперамент, личностные и характерологические качества обучаемого, его установки, ценности и интересы, наличие и качество предшествовавшей физической подготовки.
В соответствии с принципом сознательности новые упражнения необходимо начинать с обсуждения целей, задач и способов их выполнения: основных моментов действия и его составляющих, а также условий выполнения этих моментов действия; необходимо развивать осмысление построения действия, умение анализировать собственные действия и находить причины допущенных ошибок; активно практиковать задания для самостоятельного решения, стимулировать творческий подход к решению задач на основе имеющихся у ученика знаний. При этом обязательна положительная оценка успешного выполнения задания Кроме того, учителю необходимо также знать общие закономерности имеющего место у ученика патологического процесса; ориентироваться в связанных с данным заболеванием изменениях в двигательной активности; хорошо разбираться не только в физическом, но и психологическом потенциале своего подопечного (в том числе знать его реакцию на само состояние инвалидности); учитывать противопоказания, которые связаны с риском ухудшения состояния здоровья, и конкретные индивидуальные меры безопасности. В каждом случае преподавателю необходимо индивидуально решать задачи выбора: • исходного положения, рациональной оперативной позы - они должны обеспечивать устойчивость и равновесие тела в пространстве; • траектории движения (направления, формы, амплитуды), которая зависит от гибкости и точности дифференциации движений; • длительности физического действия (зависит от выносливости обучаемого); • частоты его повторения в единицу времени (зависит от скоростно-силовых способностей обучаемого); • последовательности "включения" различных мышечных групп в действие (диктуется закономерностями анатомии); • последовательности наращивания усилий; • оптимальной передачи количества движений с одного звена двигательного аппарата на другое; • последовательности движений, сочетания и согласованности движений во времени; • рационального соотношения длительности фаз напряжения и расслабления (последние 4 пункта зависят от целей занятия)
Принцип доступности заключается в том, что все средства, используемые в АФВ, должны быть адекватными уровням физической нагрузки, психомоторного развития, состоянию здоровья, функциональному состоянию двигательного аппарата, предшествующему двигательному опыту и физической подготовленности. В значительной мере доступность обеспечивается на уровне формирования кинестетического образа за счет адекватного представления о действии и выборе соответствующих средств. В этом помогают образцовая демонстрация учителем или его помощником физических упражнений, использование наглядных пособий: рисунков, макетов, схем и др. с целью создания у занимающихся наиболее полных и точных представлений, обеспечения восприятия и ассоциаций, связанных с изучаемыми движениями. Для этого желательно воздействовать на наибольшее число сенсорных систем ученика, его эмоциональную сферу, которые могут быть нарушены в зависимости от нозологии, т.е. соблюдать принцип наглядности. Обращение только к непораженным сенсорным системам сужает круг возможностей учителя в процессе формирования кинестетического образа и повышает требования к его профессиональному мастерству: возникает задача найти сходные, знакомые ученику признаки физических движений с учетом его индивидуального сенсорного и двигательного опыта. При этом, чем адекватнее личность ученика, ярче, эмоциональнее, интереснее его ассоциативные образы, тем эффективнее осваивается новый материал В АФВ учителю самому необходимо постоянно расширять диапазон сравнений и предметных заданий. Принцип наглядности обеспечивается последовательным решением следующих задач: • определение педагогических задач, решаемых средствами наглядности; • выбор используемых наглядных пособий в зависимости от функциональных возможностей сенсорных систем; • обеспечение средствами наглядности (с учетом предыдущего двигательного опыта и знаний ученика) процесса формирования кинестетического образа и последующего осмысления построения действий; • использование непосредственной и опосредствованной демонстрации как средства исправления двигательных ошибок ученика. Принцип последовательности изучения упражнений непосредственно связан с принципом доступности. При определении последовательности рекомендуется руководствоваться закономерностями переноса двигательных навыков и "врожденных автоматизмов", которые сохранились у инвалидов Это правило значительно повышает эффективность освоения новых физических упражнений. Желательно как можно активнее использовать положительный перенос двигательных навыков. Это происходит в тех случаях, когда в структуре и содержании упражнений (в их главной фазе) имеется большое сходство. Принцип находит свое отражение в широком применении подводящих и имитационных упражнений. Отмечается, что перенос навыков у инвалидов наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда движения выполняются в более примитивных вариантах и под усиленным контролем сознания. Не следует забывать и об отрицательном переносе, когда ранее освоенное двигательное действие мешает правильному выполнению изучаемого физического упражнения.
Принцип систематичности вытекает из принципов последовательности и дифференциально-интегративных оптимумов и базируется на закономерностях условно-рефлекторной деятельности. В связи с тем, что подготовка представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам, последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки, подбор и повторность упражнений — отвечать закономерностям "переноса" двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающегося. Систематичность обеспечивается соблюдением следующих правил: • заблаговременным установлением последовательности упражнений; • оптимизацией суммарной нагрузки применяемых педагогических факторов (методов, средств, форм физического воспитания); • соблюдением последовательности обучения физическим упражнениям от главной, ведущей фазы упражнения, к второстепенной, производной фазе; • периодическим возвращением к основной фазе двигательного действия. К особенностям современного процесса воспитания аномальных детей также относятся: отказ от авторитарности, соответствие программ и технологий физиологическим и возрастным особенностям учеников, высокий уровень квалификации педагогов, использование обогащенной образовательной среды, образование разновозрастных групп
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.008 с.) |