Вечное дыхание, Как у богов, они вложили в него, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вечное дыхание, Как у богов, они вложили в него,



Зиусудра король,

Охранитель всего растительного рода и семени человечества54.

ДВАЖДЫ СЕМЬ

Есть еще одно поразительное сходство между шумерской и ведийской тра- дициями. Оно касается семи мудрецов, о которых есть сказания у большинства древних обществ. В Индии эти мудрецы назывались и называются сейчас «риши». Вряд ли простым совпадением может объясняться то, что в двух от- дельных культурах имеется группа людей с одним и тем же названием «семь мудрецов». В шумерской традиции «семь мудрецов» описываются как амфи- бийные, «облеченные в рыбные одежды» существа, появившиеся из океана в «допотопные времена», чтобы учить человечество мудрости.

В «Ведах» «семь мудрецов» упоминаются не в «допотопный период», а во время самого наводнения.

Что мы имеем в итоге?

• Две группы существовавших до потопа мудрецов, одна — из Древнего Шу- мера, вторая — из Древней Индии.

• Обе группы связаны с образами рыб — семь мудрецов из Шумера сами наполовину люди, наполовину рыбы; ведические семь мудрецов находят убе- жище на спасительном корабле Ману, который тянет за собой гигантская рыба сквозь бушующие волны.

• Обе группы мудрецов выполняют аналогичные функции — пытаются со- хранить дары цивилизации и принести их в новые районы.

• Обе группы мудрецов показывают пример аскетизма и поддерживают ду- ховную жизнь.

• Парадоксально, но обе группы также выполняют фундаментальную и со- вершенно земную роль — создателей царей и советников царей.

Возможно, это сходство является результатом прямого культурного обмена между Древней Индией и Древним Шумером. Над этим стоит задуматься, поскольку мы уже знаем, что цивилизация Инда-Сарасвати (в которой, по всей видимости, и возникли «Веды») и цивилизация Древней Месопотамии существовали в одно и то же время и действительно имели между собой контакты. Однако проблема состоит в том, что схожесть не означает идентичность. Мало того, между обеими традиция- ми есть так много отличий, что прямое заимствование легенды о семи мудрецах маловероятно. Хотя торговые связи между цивилизациями Инда-Сарасвати и шу- мерами существовали, археологические раскопки показывают, что непосредствен- ного культурно обмена идеями, темами и мотивами не имелось даже на таком базо- вом уровне, как ювелирные украшения. Что уж тогда говорить о столь фундамен- тальной религиозной и исторической концепции, как семь мудрецов?

Значит, это не может быть простым совпадением? Или же все же обе тради- ции взаимосвязаны — не прямо, а через посредство более древнего и, возмож- но, забытого общего «предка»?..

ИНСТИТУТ СОХРАНЕНИЯ ВЕД

Удивительно, что история Ману и семи мудрецов соотносится с древней тра- дицией йоги о циклических разрушении и новом рождении мира. C этим цик- лом связана и легенда о Дварке. Однако случай с Дваркой говорит об уничтоже- нии только одного города, в то врем как в случае с Ману, когда произошла ис- тинная «пралайя», вода покрыла всю Землю и (это невероятно!) поднялась так высоко, что корабль оказался на Гималаях.

Из санскритских текстов следует, что столь сильный катаклизм был при- зван уничтожить прежний мир и что и новый мир снова будет начисто сметен перед рождением следующего. Чтобы гарантировать сохранность «Вед» после каждой «пралайи», боги изобрели институт «семи мудрецов» — братство адептов с неувядающей памятью и со сверхъестественными силами55, которые прак- тиковали йогу, выполняли древние ритуалы и делали необходимые жертвопри- ношения, являясь духовными провидцами. Они были бдительны в битве про- тив зла, стали великими учителями, обладали невообразимыми знаниями и время от времени совершали реинкарнации56 как руководители цивилизации и охранители космической справедливости.

Но я забегаю вперед. Давайте начнем с тех свойств мудрецов, которые я пе- речислил первыми.

СЕМЬ БОГОПОДОБНЫХ МУДРЕЦОВ

Самые первые из письменных упоминаний о семи мудрецах можно найти в «Ригведе». Судя по ее тексту, слушателям история Ману была известна, поэто- му там эта история и не изложена полностью. Далее мы цитируем ее по перево- ду Гриффита57:

Наши отцы тогда были они, семь мудрецов... (4,42, 8)

Они почитали Одного, только Одного, больше семи мудрецов... (10, 82, 2)

Эти боги прошлого, семь мудрецов, которым свято поклонялись... (10,109,4).

«Следовательно, наши отцы были выращены мудрецами, когда появились древние жертвоприношения. Мне кажется, что я узрел их мысленным взором, когда делал первое священное жертвоприношение. Они, кто уложили в стихот- ворный размер все ритуалы, облачили в гимны все правила, были семью бого- подобными мудрецами. Мудрецы берут бразды, подобно кучерам колесницы» (10,130, 6-7).

Есть множество упоминаний об отдельных риши — описания их деяний, их знаний и способностей и т.п., — но только приведенные выше отрывки содер- жат прямые и точные ссылки на семь мудрецов (сапта риши) на протяжении всего объема «Ригведы», содержащего полмиллиона слов. Да и эти отрывки раз- дражающе кратки. Тем не менее они содержат очень много информации — я думаю, достаточно много, чтобы сделать несколько предварительных выводов относительно ведических представлений по этому предмету.

• Семь мудрецов считаются в некотором роде «отцами» тех риши, которые в более позднее время управляли ритуалами и пересказывали «Веды».

• Семь мудрецов очень высоко чтились, более чтился только «Один, един- ственный Один» — высшая божественная сила мироздания.

•Семь мудрецов раньше были смертными, а позднее их повысили за овла- дение «знаниями», «когда появились древние жертвоприношения» — предпо- ложительно на заре ведической культуры.

• Семь мудрецов в некоторых отношениях являлись «богами», или по край- ней мере «богоподобными».

• Семь мудрецов осуществляли жертвоприношения.

• Семь мудрецов были специалистами по выполнению ритуалов, они зна- ли древние правила стихосложения и запоминания, что делало возможным со- хранение и передачу «знания в стихах» ради будущего человечества.

• Более поздние поколения мудрецов, продолжавшие осуществлять риту- альные функции, запоминать и декламировать знания в стихах, т.е. «Веды», яв- лялись (по словам одного из комментаторов XIX века) «только подражателями тех, кто им предшествовал»58.

• Похоже, что одной из техник, использованной последующими поколе- ниями для следования по «пути этих древних», могла быть йогическая визуали- зация (в «умственном глазе») изначального собрания «семи богоподобных муд- рецов... которые первыми выполнили этот священный ритуал».

СОЗДАТЕЛИ «ВЕД»

Как история Ману, связанный с ней рассказ о братстве семи мудрецов, пере- живших потоп в ковчеге вместе с Ману, является довольно трудной загадкой, тем более что для ее решения требуется изучить тысячи страниц текстов, написанные на санскрите. Ведущим специалистом по этому вопросу является доктор Джон Митчинер. На степень доктора философии Джон Митчинер представил в Школу восточных и африканских исследований Лондонского университета тезисы о сан- скритской традиции «семи мудрецов»; позднее он опубликовал книгу «Легенды о Семи Риши»59. Он повсюду использовал санскритское слово «риши», поскольку стремится быть точным в деталях и считает, что слова «мудрец» и «пророк» не отражают всех нюансов значения санкритского «риши» или «риги»60.

Митчинер отмечал, что в индийской мысли существует столь фундаменталь- ная связь между «семью мудрецами» и «Ведами», что исследование последнего неизбежно ведет к первому и наоборот:

«Семь мудрецов... часто представляемые как сочинители “Вед”, наиболее сведущие и знающие “Веды” люди; они создатели “Вед”, знатоки “Вед” и учи- теля “Вед”... [Они] считаются создателями ведических гимнов, и... должны пе- риодически приходить на Землю для того, чтобы обновлять ведические знания человечества; далее они изображаются учителями “Вед” и других священных трудов, преподносимых различным людям и народам, они поощряют изучение, обучение и чтение “Вед”»61.

Несмотря на очевидную ясность этого утверждения, взаимосвязь между «се- мью мудрецами» и составлением «Вед» выявить совсем непросто. Согласно док- трине индийской системе йоги, как ее изложил великий индуистский святой XIX века Вал Гангхадар Тилак, «Веды» погибли во время наводнения в конце прошлой эпохи. В начале нынешней эпохи мудрецы, посредством «тапаса» [ме- дитации и йогического аскетизма], воспроизвели допотопные «Веды», которые они сохранили в памяти по милости Бога62.

Таким образом, с одной стороны, роль семи мудрецов заключалась в том, что они «воспроизвели» и распространили вновь «допотопные» «Веды» (кото- рые, как считается, сами были результатом более раннего воспроизведения и распространения). C другой стороны, и это путает все дело, в «Ведах» есть гим- ны, в которых мудрецы называются «создателями», «творцами» или «мастера- ми», т.е. сочинителями «Вед»63. Есть еще одна, последняя — по перечислению, но не по значению, — трактовка роли мудрецов, есть отрывки, по которым мож- но судить, что первоначально, в какую-то отдаленную эпоху, эти гимны были

5 - 5641 Хэнкок

«даны», «вдохновлены» или «созданы» богами — и, таким образом, «Веды» яв- ляются знанием, открытым мудрецам64.

СЕКРЕТНАЯ ПЕРЕДАНА

Путешествуя по Индии и читая книги, я привык жить с восприятием некоей двойственности. Вспомним, что индуизм рожден «Ведами», и что в этой религии все, что мы воспринимаем как «реальность» (т.е. «мир форм», материальный мир) считается «майей» — иллюзией или массовой галлюцинацией, к которой мы при- вязаны по невежеству. Избавиться от этого невежества можно только благодаря особому знанию «Вед», проникновению в их суть («гнозис»), скрытую в «Ведах»65. Поскольку подобное понимание надо заслужить через индивидуальное изучение и личный аскетизм, а «Веды» распеваются прилюдно, это тайное знание требует- ся как-то зашифровать — дать в тексте разного рода ключи и образы, внести идеи, которые бы имели один смысл для мирян и совершенно другой смысл и значение для тех, кто движется по пути гнозиса. То, что такая система кодировки и секрет- ной передачи использовалась, подтверждается самой «Ригведой» в книге I, гимне 164, стихотворении 45. Далее идет перевод Гриффита:

«Речь получила четыре измерения; те брахманы, которые поняли [гнозис], понимают их. Три измерения хранят в глубокой тайне, не вызывающей ника- кого движения; только четвертое позволяет людям говорить»66.

Уилсон перевел этот пассаж следующим образом:

«Речь имеет четыре стадии: те брахманы, которые достаточно умны, знают их; три измерения не несут никакого смысла; люди говорят на четвертой стадии речи»67.

СТАРОЕ И НОВОЕ

Есть много аналогичного рода намеков68, разбросанных тут и там по всем текстам на санскрите. Это заставляет осторожно подходить к неясным местам относительно семи мудрецов и относительно их роли — либо «создателей» ве- дических гимнов, либо людей, которые просто воспроизводили эти гимны, в то время как гимны являлись откровением богов.

Бал Гангадхар Тилак, который посвятил свою жизнь разгадке «Вед», выска- зал предположение, что есть способ примирить эти, казалось бы, непримиримые противоречия. Он считает, что надо сделать различие между выражением, фор- мой, языком, с одной стороны, и содержимым, содержанием и сутью гимнов, с другой, помня отом, что выражение является человеческим, а суть считается древ- ней или сверхчеловеческой. Есть много отрывков в «Ригведе», где песнопевцы говорят о поэтах древности (пурве ришайах) или древних гимнах (1.1.2; 6.44.13; 7.29.4; 8.40.12; 10.14.15 и т.д.)... Все это показывает, что божества, чьи подвиги воспевались в гимнах, считались древними божествами. Более того, имеются яс- ные указания, что не только божества, но и их подвиги называются древними — что, по всей видимости, означает, что описываемые в гимнах достижения расска- зываются, исходя из традиции, а не из личных наблюдений поэта69.

Таким образом, «Ригведу» легче понять, если рассматривать ее как много- слойную конструкцию, содержащую частично очень древнюю информацию

(которая либо передавалась дословно, как она была получена в древности, либо в более поздних сочинениях существовала в виде разного рода пересказов), а также довольно большое количество информации куда более позднего време- ни, связанную, возможно, с различными стадиями и местами распространения «Вед». Кроме того, в то время как лингвисты и историки могут бесконечно спо- рить о происхождении «Вед», об авторстве и древности этих удивительных со- чинений и о более поздних вставках, — общая композиция «Вед» сама по себе остается абсолютно ясной со всех точек зрения.

ВЕДИЧЕСКИЙ ПАЛИМПСЕСТ

В тексте «Вед» объявляется, что они по своей сути являются самым первым сочинением, что они даны человечеству богами. После этого первого открове- ния, когда «Веды» заняли свое место в человеческой культуре, было необходи- мо создать механизм, способный охранить заключенный в них путь «гнозиса» от превратностей материального мира, из которых самым страшным является «пралайя», т.е. катаклизм, отделяющий одну земную эпоху от другой. Главной функцией семи мудрецов было гарантировать, чтобы «Веды» не оказались утра- ченными во время этих периодических катаклизмов. Мудрецам следовало хра- нить гимны в своей памяти и, пережив наводнение, воспроизвести весь текст для нового поколения людей.

Важно заметить: в «Ведах» и в объясняющих «Веды» гимнах (в том виде, в кото- ром мы знаем их в наши дни) ясно указывалось, что процесс создания священных текстов уже повторялся много раз70. Другими словами, распевавшие их в древности прекрасно понимали, что имеют дело не с первоначальными «Ведами», а с самым последним их пересказом, которому предшествовало бессчетное число воспроиз- ведений. Современные «Веды» появились после последней «пралайи». Их подари- ли людям семь мудрецов из ковчега Ману, принесенного к «месту спуска корабля» в Гималаях, распространив оттуда «Веды» среди существующего ныне человече- ства. Дальнейшее изучение текстов делает ясным, что указанные события имеют отношения к очень глубокому прошлому. Во время наводнения сам Ману и семь мудрецов разговаривала так, словно смотрели на себя со стороны, из грядущего, когда истории о них будут передаваться «потомками Ману», мудрецами более по- здних времен, которые назовут семь мудрецов своими «отцами». Тилак комменти- рует эту странность следующим образом: «Ведические риши сознавали, что гим- ны, которые они распевали, были очень древними, “допотопными” по сути, хотя выражения, которые ими использовались, принадлежали им самим»71.

Гимны, таким образом, являлись «устным палимпсестом» (палимпсест — древняя рукопись, написанная на писчем материале после того, как с него счи- щен прежний текст. — Прим, перев.). Более поздний гимн заменял более ран- ний, который, в свою очередь, тоже был переделкой еще более древнего — и так далее. Часто старые слои «палимпсеста» проступают в более новых сочинениях, так что все перепутано, подобно археологическим слоям, по которым прошлась механизированная техника, перемешав старые и новые артефакты.

Если суммировать сказанное, можно сделать вывод, что главной задачей семи мудрецов, чья собственная история относится к очень большой древности, было

перенять «Веды» от мудрецов еще более раннего времени и выжить в предстоя- щем катаклизме, в начале новой эпохи”, а потом, выполняя священный долг, завещанный им праотцами, распространить унаследованные ими знания73. Со- гласно «Матсья Пуране», «то, что семь мудрецов слышали от мудрецов в преды- дущую эпоху, то они и передали в следующую»74.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.025 с.)