Периодизация истории отечественного государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории отечественного государства и права.



Основные черты древнерусского Древнерусское государство как раннефеодальная монархия. Высшие и местные органы власти и управления.феодального права, его источники.

Черты раннефеодальной монархии:

Существовал переход власти в порядке наследования престола, однако при этом не было никакого законодательного закрепления механизма этого самого перехода власти: от отца – к старшему сыну. То есть, все было на уровне обязательного обычая, не более;
Правитель – монарх не нес никакой юридической ответственности за совершение своих действий перед государством (монарх мог совершить любое действие в своем государстве: казнь кого-то, захватить ту или иную область, собрать дань и за это он не нес никакой ответственности – это считалось вполне нормальным для такой формы правления, несколько позже, уже при феодальной монархии, сюзерен не был столь властен);

Формируется боярское землевладение;
Все общинные земли понемногу начинают захватываться боярами и князьями;
Великий князь начинает дарить и раздавать во владение большие земельные надели своим поданным. При этом вместе с землей под власть князя, боярина и т. д. попадают и все крестьяне, живущие на этой земле;

источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право. Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права. Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями (календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни), часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.

Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:

- договоры.- международноправовые акты, в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права. Договоры уделяли много внимания регулированию торговых отношений. составлялись в двух экземплярах: на древнерусском языке в хранение в Византию и на греческом языке, отсылался в русь. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами. Договоры Руси с Византией (911, 944 гг) в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, международным, торговым отношениям.

- княжеские уставные грамоты, которые устанавливали повинности феодально-зависимого населения;
-княжеские уставы, которые были прообразом законодательной деятельности в Древней Руси. Первые князья, раздавая города своим мужам, устанавливали порядок управления и суда. Подчиняя своей власти новые племена и земли, они определяли размеры дани. Уставы закрепляли взаимоотношения государства и церковных властей, В Уставе князя Владимира Святославича содержится история крещения Руси, определяется юрисдикция церкви по регулированию внутрисемейных отношений, дел о колдовстве. В Уставе Ярослава Владимировича были установлены нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, половые преступления, преступления против церкви.

- церковные уставы(положение церкви в гос-ве, содержали нормы брачно семейных отношений, преступления против церкви и нравственности)

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда».

Образование Русского централизованного государства: предпосылки, факторы, социальная база, периодизация

С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

1. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает.

Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.

Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.

2. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства.

Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства- подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV - XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.
Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно.

Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы.

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы.

Причины возвышения Москвы.
следующие причины, способствовавшие усилению Московского княжества:
1) географическое положение, дающее политические и торговые выгоды;
2) ичность князей и их политику (князья самих татар сделали орудием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвой;
3) определенная в пользу Москвы политика татар;
4) сочувствие боярства и духовенства;
5) правильность престолонаследия в Москве.

Социальная база

Феодалы: светские(удельные князья, бояре, дворяне) и духовные

Крестьяне: черногяглые(государственные) и частновладельческие; серебряники((работали по уплате долга) и половники(бедняки, не имевшие земли, отдавали половинуурожая хозяину)

Периодизация

1) Начальный этап объединения (конец XIII-первая половина XIV вв.)

- в Северо-Восточной Руси объединение крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего

- главные соперники в борьбе за роль центра: Москва и Тверь

- увеличение населения за счет притока крестьян и ремесленников (эконом и полит подъем)

Иван Калита(1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил ярлык на княжение.

Семен Гордый(1340-1353, сын Калиты)

Продолжение политики Ивана Калиты

Обладание ярлыком на великое княжениеàХорошие отношения с Ордой

Отсутствие военных столкновений с соседними княжествамиàПроведение уравновешенной внешней политики

Подчинение Новгорода посредством назначения московских наместников

Итог: Поднял значение Москвы до уровня общерусской столицы

ИванIIКрасный(1353-1359гг., сын Калиты)

Продолжение политики Калиты и Гордого

Обладание ярлыком на великое княжение

Проведение миролюбивой политики в отношении сопредельных княжеств

 

Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г. (Куликовская битва) стала возможной потому, что войско было общерусским по территор. и общенародным по составу, мотив защиты единой Русской земли обусловил победу. Значение победы: возрождение национального сознания Руси, новая этническая общность - Русь Московская.

2) (80г. XIV-серед.XV). дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями.

Победа Московского Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит. объединение закончилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Ивану III удалось объединить почти всю Русь

3) (2 полов. XV - начало XVI в.) образование единого государства. Связан с правлением Ивана III и Василия III. Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), Псковской респ. (1510), Смоленска (1514), Рязанского княжества(1521).

 

Судебная реформа 1864 года.


Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 но-ября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:*Учреждения судебных установлений; * Устав уголовного судопроизводства; *Устав гражданского судопроизводства; * Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

2. Принципы судоустройства и судопроизводства
Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:
• отделение суда от администрации;
• создание четкой системы судебных инстанций;
• отделение предварительного следствия от судебного
• несменяемость судей и следователей;
• создание всесословного суда;
• равенство всех перед судом;
• введение присяжных заседателей;
• установление прокурорского надзора.
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

3. Мировые суды.Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.
К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

.

4. Общие судебные органы.К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.
Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель
5. Сенат.Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления).

6. Прокуратура. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения,

7. Адвокатура и нотариат. Судебной реформой учреждались:
— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и предста-вительства интересов сторон в гражданском процессе
— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т.

Земская реформа 1864 года.


Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.
Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.

Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:
1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов);
2) представители сельских обществ;
3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год).

Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.
Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.

Городская реформа

Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.
в городе.
16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе.
Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой).
Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.

Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.
Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.
Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.
Компетенция городских учреждений:
1) назначение выборных должностных лиц;
2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.);
3) управление городским имуществом;
4) городская недвижимость;
5) кредиты-займы.

Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.

 

Периодизация истории отечественного государства и права.

Изучение ИОГИП осуществляется в хронологической последовательности. Периодизация- выделение главных этапов развития. Типовая периодизация, основанная на смене общественно-экономич. формаций, критерием которой явл. изменяющаяся классовая сущность:

882-1917 феодальный период, сложился в результате разложения первобытно-общинного строя:

─ раннефеодальная монархия, основанной на сюзеренитете-вассалитете (политическая власть была разделена между монархом и феодалами различного уровня) 9-12 вв-становление феодализма, формирование двух основных классов общества- феодалов и феодально-зависимого крестьянства. Дальнейшее развитие феодализма в 12 в. приводят к распаду Древнерусского г-ва. 14-16 вв. – образование Русского централизованного г-ва, возникновение и развитие общерусского права(судебник 1497). Становление МСК центром объединения русских земель.

─ сословно-представительная монархия 16-17 вв. Завершение процесса формирования кр. права, достижение систематизации законод-ва(судебник 1550, соборное уложение 1649)

─ абсолютная монархия 17-18 вв. В результате реформ Петра 1, ликвид. Боярской Думы, Земского собора, подчинение церкви гос-ву, неограниченная власть монарха. След. этап в развитии абсолютной монархии - период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений(19 в)

─ ограниченная монархия (начало 20 в) в результате первой буржуазно демократич. революции 1905-1907 был принят манифест 17 октября, образовалась Гос. Дума- Россия стала конституц. монархией.

февраль 1917- период двоевластия. В результате февральской буржуазно- демократич. революции в России сложилось двоевластие: власть буржуазии в лице Временного правительства и власть рабочих и крестьян в лице Советов рабочих, солдатских и кр. депутатов.

октябрь 1917 социалистический период. В результате Великой Октябрьской революции.

─ период создания советского г-ва 1918-1920

─ период нэпа 1921-1930

─ период гос. партийного социализма 1910-1960

─ кризис социализма 1960-1990

1991 буржуазный период. распад СССР, новый период развития России, период реставрации капитализма.

3. Образование и развитие Древнерусского феодального государства. «Норманская теория» происхождения Древнерусского государства.

Государственность у восточных славян возникла в результате действия внутренних процессов: разложение первобытно-общинного строя- 6 в (Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями), появление соц. неравенства, формирование осн. гос-образующих признаков- это: организация публичной власти,определенная территория, сбор налогов. Большое значение имели и другие факторы- необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, организация торговых отношений, ведение войн. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. Древнерусское государство образовалось в 882 г в результате похода князя Олега из Новгорода в Киев. В следствие чего произошло объединение двух крупнейших славянских государств- Новгорода и Киева и образование единого крупного Древнерусского г-ва с центром в Киеве. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Объединение восточных славян в единое гос-во обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуры, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей.

Норманнская теория основана во второй четверти 18 в Байером и Миллером. Суть теории: древнерус. государственность возникла в результате норманнского завоевания(варяги) с добровольного согласия славян. 862 г. призвание варягов в Новгород. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть. Однако источники свидетельствуют, что ко времени появления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Славяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.
Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.05 с.)