Результаты изучения отношения ребёнка к себе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты изучения отношения ребёнка к себе



В период кризиса трёх лет

 

Данные изучения отношения ребёнка к себе в период кризиса трёх лет при положительной оценке представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты изучения при положительной оценке

 

Дети Реакции
  Илона эмоциональные
  Марина рабочие
  Денис ориентировочные
  Катя эмоциональные
  Юра двигательные

 

При положительной оценке среди детей отмечены следующие реакции: ориентировочные-20%, двигательные-20%, эмоциональные-40%, рабочие 20%. При положительной оценке преобладают ориентировочные реакции детей.

Данные исследования отношения ребёнка к себе в период кризиса трёх лет при отрицательной оценке представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты изучения при отрицательной оценке

 

Дети Реакции
  Илона эмоциональные
  Марина эмоциональные
  Денис эмоциональные
  Катя рабочие
  Юра эмоциональные

 

При отрицательной оценке среди детей отмечены следующие реакции эмоциональные-80%, рабочие-20%.

При отрицательной оценке преобладают эмоциональные реакции детей.

Сравнение данных при отрицательной и положительной оценке показывает, что и там и там преобладают эмоциональные реакции, однако при положительной оценке отмечено наличие ориентировочных и двигательных реакций, тогда как при отрицательной оценке имеются только эмоциональные и рабочие.

Таким образом, данные исследования позволяют заключить, что существуют психологические особенности развития дошкольника в кризисный период 3-х летнего возраста, различающиеся по уровню развития отдельных характеристик кризиса и степенью их влияния на развитие личности ребенка.

 

 

2.5. Выводы и рекомендации для взрослых и родителей

Анализ полученных данных показывает, что необходимо проявлять доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребёнка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса. Проявляя терпение и понимание, ребёнок быстро овладеет своим новым «Я» и пойдёт по пути дальнейшего развития своих возможностей и способностей. Иногда взрослые, боясь избаловать или пропустить безнаказанным неправильное поведение, упорно стараются сломить сопротивление и обнаруживают, что отстаивание ребёнком своих намерений становится лишь более стойким.

При чрезмерном ограничении самостоятельности ребёнка, принебрежение к его достижениям капризность, раздражительность ребёнка, бессмысленное противостояние взрослым усиливаются и закрепляются, приобретая характер истерик. Чрезмерно возбудимые дети в этот сложный период могут давать пугающую родителей картину эмоциональной бури с громким плачем, падением на пол, а иногда и «закатываниями» вплоть до остановки дыхания.

Взрослому нужно понять, конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. Их может быть только меньше или больше, но обойтись совсем без них не удасться. Поэтому не стоит требовать всегда и во всём бесприкословного подчинения старшим, вы же не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека? К тому же подобная личность не может быть здоровой, так как постоянное «упрятывание» своих собственных потребностей и стремлений внутрь, тревожное стремление угадать мнение окружающих и поступить так, чтобы быть хорошим для всех, обязательно приводят к развитию неврозов.

Родителям необходимо самим тоже учиться гибкому поведению во время конфликта и умению отстраняться от своих эмоций. Ребёнок часто испытывает родительское терпение, познавая уровень допустимого поведения. Его провокации порой могут быть вполне осознанны. Родители попадают в своеобразные «ножницы».

Если в столкновениях с взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности. Он твёрдо усваивает, что своими настойчивыми требованиями, капризами, криками, плачем, он может добиться всего. Он привыкает обращать внимание только на свои желания, которых с каждым разом становится всё больше и больше.

В результате растёт эгоист, не способный согласовать свои действия с реальными возможностями. Кроме того «победив» родителей, ребёнок автоматически устраняет их из процесса воспитания. Они для него становятся неавторитетными, и все свои дальнейшие неудачи он будет отыгрывать в семье.

С другой стороны, если сильная воля родителей во всём подавляет развивающую волю малыша, можно получить уже описанный выше тип невротика. Причём внешне такой ребёнок может выглядеть вполне привлекательно – послушный, аккуратный, вежливый, серьёзный. Окружающим взрослым он будет нравиться, потому что с ним нет никаких проблем.

Таким детям очень трудно самоутвердиться в жизни, они склонны к тревожности и пассивности. Они нуждаются в постоянном руководстве со стороны более сильного, и если в детском возрасте в этих качествах как будто не видно ничего плохого, то во взрослой жизни им придётся очень трудно, так как они всё время будут зависимы от окружения, обстоятельств.

Родители должны понять, что все разумные требования ребёнка, его попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие однозначно пресечено. Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых. Не стесняйтесь хвалить ребёнка за его правильное поведение. Если в ответ на неудачу малыша вы постарайтесь объяснить ему ошибку и причину дурного настроения, это будет самой правильной реакцией. Чтобы окончательно снять состояние стресса у ребёнка, предложите ему сделать что-то интересное вместе с вами, так вы поможете ему переключиться и вновь обрести самоуважение и душевное равновесие.

Кризисы трехлетнего возраста имеют большое значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением c другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.

Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.

Для ребёнка важно иметь разумный набор ограничений и слово «нельзя» должно входить в круг известных ему понятий.

Взрослым следует помнить несколько правил пользования словом «нельзя» [приложение 1].

Родителям и взрослым необходимо учитывать некоторые рекомендации [приложение 2].

Заключение

Курсовая работа определила цель выявления психологических особенностей кризиса трёх лет у детей младшего дошкольного возраста. В ходе достижения цели был произведён теоретический анализ материала.

Теоретический анализ материала показал, что к концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребёнка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феноменом «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Кризис трёх лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка.

Изучение особенностей проявления кризиса трёх лет осуществлялось с использованием двух методик Гуськовой Т.В, Елагиной М.Г.

Обобщённые результаты первой диагностики показали, что на первом уровне активности находится 20% детей, на втором 60%, на третьем 20%.

Результаты 2 диагностики показали о преобладании эмоциональных реакций, однако при положительной оценке отмечено наличие ориентировочных и двигательных реакций, тогда как при отрицательной оценке имеются только эмоциональные и рабочие.

Таким образом, в период кризиса 3-х лет существуют психологические особенности развития дошкольника, различающиеся по уровню развития отдельных характеристик кризиса и степенью их влияния на развитие личности ребенка.

Список литературы

 

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студентов вузов-М.:Издательский центр «Академия»,1999.

2.Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор./ Н. Р. Битянова – М: Владос, 1988. – 340с.

3.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./Л.И. Божович – М.: Просвещение,1988-312с.

4.Волков Б.С, Волкова Н.В Детская психология в вопросах.-М.: Сфера,2004

5.Выготский, Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии./ Л.С.Выготский – Санкт-Петербург: Питер, 1997.-327с.

6.Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка// Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А Пузырея.-М.: Просвещение, 1982.-с.161-166.

7.Годовикова, Д. Как измерить детскую любознательность?/ Д. Годовикова// Семья и школа. – 1985.-№ 10.- с. 27.

8.Гуськова, Т. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным?/ Т.Гуськова// Дошкольное воспитание,- 1988.- №8.- с. 65-69.

9.Гуськова, Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трёх лет/ Т. Гуськова// Вопросы психологии.- 1987.- №5. – с.54.

10.Ефимкина, Р.П. Детская психология. Методические указания./ Р.П. Ефимкина – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 98с.

11.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие./ И.Ю. Кулагина – М.: Академия, 1997. -145с.

12.Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью./ Б. Ливехуд – Калуга, 1994.- 348с.

13.Личность и личностный рост: Метод. Рекомендации / Сост. Е.П. Кораблина. – СПб.: Питер,1993. -426с.

14.Логинова, Н.И. Развитие личности и её жизненный путь// Принцип развития в психологии./ Н.И Логинова – М.: Просвещение, 1978.-с.156-173.

15.Малкина – Пых И.Г Возрастные кризисы: Справочник практического психолога./ И.Г.Малкина – Пых - М.: Владос, 2004-642с.

16.Мухина, В.С. Детская психология-М.:ООО Апрель пресс, ЭКСМО пресс,2000.-с 156

17 Немов Р.С Психология:Учебник. В 3 кн – М: ВЛАДОС,2000г

18.Обухова, Л.Ф. Детская/возрастная психология./Л.Ф.Обухова – М.: Российское педагогическое агенство,1996. –с 238-284.

19.Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Питер, 2002. -752с.

20.Психология./ Под. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. -450с.

21.Смирнова, Е.О. Детская психология./ Е.О.Смирнова – М.:Владос, 2003. -420с.

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.022 с.)