Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-диспетчерское направление ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Задача — обеспечение получения детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями). Содержание: - организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия, поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, учреждениями поселка и города с целью профилактики аутоагрессивного поведения подростков и молодежи. Необходимой составляющей целостной системы профилактики аутоагрессивного поведения выступает целенаправленная педагогическая деятельность на уроках учителей-предметников (особенно учителей гуманитарного цикла), предполагающая опосредованное педагогическое воздействие на обучающихся и организация междисциплинарного взаимодействия. Форма реализации: направление субъектов образовательного процесса в центр социально - психологической поддержки молодежи и семьи РС(Я) г. Нерюнгри и реабилитационный центр «Тускул» при выявлении проблем. Методы и приемы работы Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения. Психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, аутотренинг. Реабилитационные психотехнологии (тренинги): интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др. Организационные: педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы. Информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты, ИКТ. Этапы Основные этапы системного психолого-педагогического сопровождения в школе:
Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, который включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации. Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации). Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты по психолого-педагогическому сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. Деятельностный (внедренческий) этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, инспектора ОДН и т.д. Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности службы психолого-педагогического сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в школе.
Уровни психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся Мы выделяем четыре уровня профилактической деятельности: общую, первичную, вторичную и третичную профилактику). Школьная модель по профилактике аутоагрессивное поведения включает в себя три уровня программ: 1. «Я сам» — программа самопомощи подростка (уровень личности). 2. «Равный – равному» — модификация программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников). 3. «Видеть, слышать, понимать» — программа по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних (уровень педколлектива). 1. «Я сам» — уровень личности (индивидуальное, в том числе, кризисное, психолого-педагогическое сопровождение). Стратегические цели превентивной работы – развитие личности подростка, в том числе: . осознание собственных ценностей и смысла существования; . развитие уверенности в себе; . развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими; . развитие навыков постановки и умений, необходимых для достижения поставленных целей, и как итог – формирование созидательной и активной жизненной позиции. Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения направлены на: 1. Предупреждение развития дидактогении в процессе оптимизации образовательной среды. 2. Разработку режима и проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися группы «риска» школьной службой ПМПК 3. Проведение мероприятий, направленных на обучение детей группы «риска» адаптивному поведению. 4. Помощь родителям по воспитанию проблемного ребенка — информирование о признаках суицидального риска, педагогическая коррекция неэффективного стиля семейного воспитания, включение родителей в индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения. 5. Информирование педколлектива о риске суицидального поведения конкретных подростков и необходимости реализации индивидуальных программ превенции 2. «Равный – равному» — уровень сверстников. Уровень «Равный – равному» предполагает деятельность по подготовке волонтеров в просветительской деятельности в среде ровесников, цель которой — научить подростков распространять витальные принципы среди своих сверстников и не только не попасть под негативное влияние, но и самому стать источником положительного влияния. Программы психолого-педагогического сопровождения по программе «Равный – равному» предусматривают: Выбор подростков для работы в качестве инструкторов. Как правило, такой выбор осуществляет куратор волонтеров или педагог, который отвечает за профилактическую работу в образовательном учреждении. При выборе волонтеров очень важным является принцип добровольности. Подготовка подростков-инструкторов на специальном семинаре. Практическая работа подростков-инструкторов в группах своих сверстников с обязательным сопровождением волонтеров со стороны куратора или педагога (супервизия). Самостоятельная работа волонтеров с целевой группой подростков с периодической аудио- и видеозаписью. «Видеть, слышать, понимать» — уровень педагогического коллектива
Программа «Видеть, слышать, понимать» выступает как программа по формированию навыков раннего распознавания аутоагрессивного поведения несовершеннолетних. Вместе с тем невозможно строить эффективную систему профилактики без тщательной проработки проблемы самого учителя (который, как все специалисты помогающих профессий, склонен к эмоциональному выгоранию и, следовательно, к социальной дезадаптации). Создание психологически безопасной образовательной среды в школе требует совершенствования работы по профилактике профессиональной деформации педагогов. Цель программы — повышение социально-психологической компетентности педагога в сфере диагностики, анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении. Задачи программы: 1. Повышение уровня психологических знаний и психологической культуры педагогов. 2. Овладение педагогами индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска. 3. Освоение педагогами поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях. Этапы внедрения программы по формированию навыков раннего распознавания аутоагрессивного поведения несовершеннолетних в педколлективе (как субъекте превенции): I. Организационный: 1.1. Мотивационный — «опредмечивание» коллективных и индивидуальных потребностей, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий; формирование команды. 1.2. Концептуальный — обсуждение места и роли программы в контексте работы школы. Раскрытие смысла и содержания профилактической деятельности, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции субъектов образовательного процесса. Разработка алгоритма и содержания работы каждого педагога, психолога, социального педагога, врача и др. 1.3. Формирование группы психолого-педагогической поддержки внедрения программы. Обсуждение задач и ожиданий в результате внедрения. II. Обучающий: 2.1. Методическая подготовка кадров. 2.2. Практическая подготовка кадров. III. Внедренческий: 3.1. Подготовка диагностического инструментария.
3.2. Практическая реализация плана мероприятий. IV. Обобщающий по итогам учебного года: 4.1. Рефлексивно-диагностический – анализ внедрения программы. 4.2. Контрольно-оценочный – принятие решения об изменениях в программе. Основные направления сопровождения педагогического коллектива (как объекта превенции): 1. 1. Психологическая профилактика ⎯ содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов (возрастных и профессиональных), личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-профессиональных условий самореализации личности. 2. Психологическое консультирование ⎯ оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным условиям образовательной среды, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию. 3. Психологическая коррекция ⎯ активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Требования к специалистам, осуществляющим профилактику суицидального поведения Каждый педагог образовательного учреждения должен представлять ответы на 5 вопросов: 1) «что делать?» 2) «каким образом?» 3) «на каких основаниях?» 4) «ради чего?» 5) «как поддержать ребёнка и вселить желание жить?» Применительно к профилактике аутоагрессивного поведения это означает иметь системные представления: о сущностной характеристике аутоагрессивного поведения; о возрастных особенностях аутоагрессивного поведения; факторах и ситуациях суицидального риска; о способах, формах, которыми информирует ребенок окружающих о намерении суицида; о том, какой должна быть первичная экспертная оценка аутоагрессивного поведения; · о маркерах суицидального состояния; · о способах совладения с проблемной ситуацией и тех ресурсах, которыми располагает сам ребенок; · о ресурсах, которые может использовать сам педагог в качестве поддержки детей; · о видах профилактики (первичная, вторичная, третичная); · о возможностях получения помощи (для всех субъектов образовательной среды) в преодолении кризиса (с указанием мест ее получения). Педагоги школы должны уметь ориентироваться в следующих аспектах профилактики: . Современное состояние проблемы суицидального поведения среди детей и молодежи в стране, городе (районе). . Концептуальные основания системы профилактики аутоагрессивного поведения (методологические и теоретические основания профилактической работы.) . Нормативно-правовые аспекты организации системы профилактики. . Разработка стратегии построения системы профилактики аутоагрессивного поведения.
. Существующие модели профилактики (медицинская, образовательная, социально-психологическая). Миссией психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся, выступает устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию аутоагрессивного поведения, и принятие научно-обоснованных мер по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних. Критериями эффективности такого психолого-педагогического сопровождения выступают: · системность (реализация всех условий организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на предотвращение аутоагрессивного поведения обучающихся); · результативность (снижение числа обучающихся с проявлением аутоагрессивного поведения); · социальная адаптивность (снижение числа обучающихся, состоящих в группе риска; увеличение числа обучающихся, включенных в общественно-полезную деятельность; увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы); конструктивность (предотвращение межличностных конфликтов, формирование конструктивных взаимоотношений, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; сформированность личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности); · готовность педагогов (владение знаниями проблемы, методами профилактической деятельности; мотивация к такой деятельности). Показателями внедрения школьной модели профилактики аутоагрессивного поведения обучающихся выступают: количественные (число педагогов, реализующих профилактические программы, включающие психолого-педагогические и социальные технологии; число педагогов, обученных методам профилактической деятельности; количество мероприятий, проведенных в образовательных учреждениях в рамках профилактики аутоагрессивного поведения с несовершеннолетними; количество обучающихся, охваченных мероприятиями по профилактике аутоагрессивного поведения, а также случаев буллинга и др.) качественные (динамика позиции педагога в отношении превентивного обучения несовершеннолетних; установление диалоговых отношений между учениками, родителями, учителями (методы оценки – опросы учеников и родителей, мониторинг); повышение социальной адаптированности (метод оценки – повторная скрининговая диагностика); готовность подростков к поиску вариантов решения проблем (метод оценки – групповое интервью, включенное наблюдение) и др.). Разрабатывая школьную модель мы предусматриваем следующие педагогические риски: • недостаточное ресурсное обеспечение процесса; • недостатки в работе педагогов и психологов, вследствие их профессиональной неподготовленности; • непонимание родителей; • недостатки в межведомственном взаимодействии. Кроме того, недостаточный мониторинг хода реализации задач психолого-педагогического сопровождения может повлиять на объективность принятия решений при выполнении мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации, сложившейся в образовательной среде. Путями минимизации рисков выступают: компенсация рисков (создание системы резервов); распределение рисков (распределение ответственности между участниками, осуществляющими сопровождение; распределение рисков во времени); уход от рисков (отказ от не прошедших апробацию диагностических методов и программ). Ожидаемый результат: создание психолого-педагогической комфортного климата для обучения в образовательном учреждении, обеспечение социальной и психологической защиты подростков, снижение количества дезадаптированных подростков; выявление на ранней стадии групп несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию; предотвращение осложнений их жизненных случаев путем своевременного включения их в программу оказания помощи; снижение количества детей с аутоагрессивным поведением, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.052 с.) |