Социально-диспетчерское направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-диспетчерское направление



Задача — обеспечение получения детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями).

Содержание:

- организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия, поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, учреждениями поселка и города с целью профилактики аутоагрессивного поведения подростков и молодежи.

Необходимой составляющей целостной системы профилактики аутоагрессивного поведения выступает целенаправленная педагогическая деятельность на уроках учителей-предметников (особенно учителей гуманитарного цикла), предполагающая опосредованное педагогическое воздействие на обучающихся и организация междисциплинарного взаимодействия.

Форма реализации: направление субъектов образовательного процесса в центр социально - психологической поддержки молодежи и семьи РС(Я) г. Нерюнгри и реабилитационный центр «Тускул» при выявлении проблем.

Методы и приемы работы

Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.

Психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, аутотренинг.

Реабилитационные психотехнологии (тренинги): интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.

Организационные: педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы.

Информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты, ИКТ.

Этапы

Основные этапы системного психолого-педагогического сопровождения в школе:

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, который включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты по психолого-педагогическому сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.

Деятельностный (внедренческий) этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, инспектора ОДН и т.д.

Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности службы психолого-педагогического сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в школе.

Уровни психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся

Мы выделяем четыре уровня профилактической деятельности: общую, первичную, вторичную и третичную профилактику).

Школьная модель по профилактике аутоагрессивное поведения включает в себя три уровня программ:

1. «Я сам» — программа самопомощи подростка (уровень личности).

2. «Равный – равному» — модификация программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников).

3. «Видеть, слышать, понимать» — программа по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних (уровень педколлектива).

1. «Я сам» — уровень личности (индивидуальное, в том числе, кризисное, психолого-педагогическое сопровождение).

Стратегические цели превентивной работы – развитие личности подростка, в том числе:

. осознание собственных ценностей и смысла существования;

. развитие уверенности в себе;

. развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими;

. развитие навыков постановки и умений, необходимых для достижения поставленных целей, и как итог – формирование созидательной и активной жизненной позиции.

Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения направлены на:

1. Предупреждение развития дидактогении в процессе оптимизации образовательной среды.

2. Разработку режима и проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися группы «риска» школьной службой ПМПК

3. Проведение мероприятий, направленных на обучение детей группы «риска» адаптивному поведению.

4. Помощь родителям по воспитанию проблемного ребенка — информирование о признаках суицидального риска, педагогическая коррекция неэффективного стиля семейного воспитания, включение родителей в индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения.

5. Информирование педколлектива о риске суицидального поведения конкретных подростков и необходимости реализации индивидуальных программ превенции

2. «Равный – равному»уровень сверстников.

Уровень «Равный – равному» предполагает деятельность по подготовке волонтеров в просветительской деятельности в среде ровесников, цель которой — научить подростков распространять витальные принципы среди своих сверстников и не только не попасть под негативное влияние, но и самому стать источником положительного влияния.

Программы психолого-педагогического сопровождения по программе «Равный – равному» предусматривают:

Выбор подростков для работы в качестве инструкторов. Как правило, такой выбор осуществляет куратор волонтеров или педагог, который отвечает за профилактическую работу в образовательном учреждении. При выборе волонтеров очень важным является принцип добровольности. Подготовка подростков-инструкторов на специальном семинаре. Практическая работа подростков-инструкторов в группах своих сверстников с обязательным сопровождением волонтеров со стороны куратора или педагога (супервизия). Самостоятельная работа волонтеров с целевой группой подростков с периодической аудио- и видеозаписью. «Видеть, слышать, понимать»уровень педагогического коллектива

Программа «Видеть, слышать, понимать» выступает как программа по формированию навыков раннего распознавания аутоагрессивного поведения несовершеннолетних. Вместе с тем невозможно строить эффективную систему профилактики без тщательной проработки проблемы самого учителя (который, как все специалисты помогающих профессий, склонен к эмоциональному выгоранию и, следовательно, к социальной дезадаптации). Создание психологически безопасной образовательной среды в школе требует совершенствования работы по профилактике профессиональной деформации педагогов.

Цель программы — повышение социально-психологической компетентности педагога в сфере диагностики, анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении.

Задачи программы:

1. Повышение уровня психологических знаний и психологической культуры педагогов.

2. Овладение педагогами индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска.

3. Освоение педагогами поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях.

Этапы внедрения программы по формированию навыков раннего распознавания аутоагрессивного поведения несовершеннолетних в педколлективе (как субъекте превенции):

I. Организационный:

1.1. Мотивационный — «опредмечивание» коллективных и индивидуальных потребностей, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий; формирование команды.

1.2. Концептуальный — обсуждение места и роли программы в контексте работы школы. Раскрытие смысла и содержания профилактической деятельности, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции субъектов образовательного процесса. Разработка алгоритма и содержания работы каждого педагога, психолога, социального педагога, врача и др.

1.3. Формирование группы психолого-педагогической поддержки внедрения программы. Обсуждение задач и ожиданий в результате внедрения.

II. Обучающий:

2.1. Методическая подготовка кадров.

2.2. Практическая подготовка кадров.

III. Внедренческий:

3.1. Подготовка диагностического инструментария.

3.2. Практическая реализация плана мероприятий.

IV. Обобщающий по итогам учебного года:

4.1. Рефлексивно-диагностический – анализ внедрения программы.

4.2. Контрольно-оценочный – принятие решения об изменениях в программе.

Основные направления сопровождения педагогического коллектива (как объекта превенции):

1. 1. Психологическая профилактика ⎯ содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов

(возрастных и профессиональных), личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-профессиональных условий самореализации личности.

2. Психологическое консультирование ⎯ оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным условиям образовательной среды, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

3. Психологическая коррекция ⎯ активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Требования к специалистам, осуществляющим профилактику суицидального поведения

Каждый педагог образовательного учреждения должен представлять ответы на 5 вопросов:

1) «что делать?»

2) «каким образом?»

3) «на каких основаниях?»

4) «ради чего?»

5) «как поддержать ребёнка и вселить желание жить?»

Применительно к профилактике аутоагрессивного поведения это означает иметь системные представления: о сущностной характеристике аутоагрессивного поведения; о возрастных особенностях аутоагрессивного поведения; факторах и ситуациях суицидального риска; о способах, формах, которыми информирует ребенок окружающих о намерении суицида; о том, какой должна быть первичная экспертная оценка аутоагрессивного поведения;

· о маркерах суицидального состояния;

· о способах совладения с проблемной ситуацией и тех ресурсах, которыми располагает сам ребенок;

· о ресурсах, которые может использовать сам педагог в качестве поддержки детей;

· о видах профилактики (первичная, вторичная, третичная);

· о возможностях получения помощи (для всех субъектов образовательной среды) в преодолении кризиса (с указанием мест ее получения).

Педагоги школы должны уметь ориентироваться в следующих аспектах профилактики:

. Современное состояние проблемы суицидального поведения среди детей и молодежи в стране, городе (районе).

. Концептуальные основания системы профилактики аутоагрессивного поведения (методологические и теоретические основания профилактической работы.)

. Нормативно-правовые аспекты организации системы профилактики.

. Разработка стратегии построения системы профилактики аутоагрессивного поведения.

. Существующие модели профилактики (медицинская, образовательная, социально-психологическая).

Миссией психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся, выступает устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию аутоагрессивного поведения, и принятие научно-обоснованных мер по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних.

Критериями эффективности такого психолого-педагогического сопровождения выступают:

· системность (реализация всех условий организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на предотвращение аутоагрессивного поведения обучающихся);

· результативность (снижение числа обучающихся с проявлением аутоагрессивного поведения);

· социальная адаптивность (снижение числа обучающихся, состоящих в группе риска; увеличение числа обучающихся, включенных в общественно-полезную деятельность; увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы); конструктивность (предотвращение межличностных конфликтов, формирование конструктивных взаимоотношений, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; сформированность личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

· готовность педагогов (владение знаниями проблемы, методами профилактической деятельности; мотивация к такой деятельности).

Показателями внедрения школьной модели профилактики аутоагрессивного поведения обучающихся выступают:

количественные (число педагогов, реализующих профилактические программы, включающие психолого-педагогические и социальные технологии; число педагогов, обученных методам профилактической деятельности; количество мероприятий, проведенных в образовательных учреждениях в рамках профилактики аутоагрессивного поведения с несовершеннолетними; количество обучающихся, охваченных мероприятиями по профилактике аутоагрессивного поведения, а также случаев буллинга и др.)

качественные (динамика позиции педагога в отношении превентивного обучения несовершеннолетних; установление диалоговых отношений между учениками, родителями, учителями (методы оценки – опросы учеников и родителей, мониторинг); повышение социальной адаптированности (метод оценки – повторная скрининговая диагностика); готовность подростков к поиску вариантов решения проблем (метод оценки – групповое интервью, включенное наблюдение) и др.).

Разрабатывая школьную модель мы предусматриваем следующие педагогические риски:

• недостаточное ресурсное обеспечение процесса;

• недостатки в работе педагогов и психологов, вследствие их профессиональной неподготовленности;

• непонимание родителей;

• недостатки в межведомственном взаимодействии.

Кроме того, недостаточный мониторинг хода реализации задач психолого-педагогического сопровождения может повлиять на объективность принятия решений при выполнении мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации, сложившейся в образовательной среде.

Путями минимизации рисков выступают: компенсация рисков (создание системы резервов); распределение рисков (распределение ответственности между участниками, осуществляющими сопровождение; распределение рисков во времени); уход от рисков (отказ от не прошедших апробацию диагностических методов и программ).

Ожидаемый результат: создание психолого-педагогической комфортного климата для обучения в образовательном учреждении, обеспечение социальной и психологической защиты подростков, снижение количества дезадаптированных подростков; выявление на ранней стадии групп несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию; предотвращение осложнений их жизненных случаев путем своевременного включения их в программу оказания помощи; снижение количества детей с аутоагрессивным поведением, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.052 с.)