Подход Совета Европы к вопросам регулирования телевещания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подход Совета Европы к вопросам регулирования телевещания.



Советом Европы выработаны документы, регулирующие телевещательную деятельность:

Европейская конвенция о трансграничном телевидении (1989 г.) гарантирует свободу трансляции и приема трансграничных телевизионных программ.

Конвенция создает правовые рамки для свободной трансграничной циркуляции в Европе телевизионных программ, устанавливая минимум общих правил в таких областях, как содержание программ, реклама, спонсорство и защита некоторых прав личности.

Перед передающими государствами Конвенция ставит задачу обеспечить, чтобы их телевизионные программы соответствовали положениям Конвенции. Одновременно Конвенция гарантирует свободу приема и ретрансляции телевизионных программ, если они соответствуют ее минимальным правилам.

Конвенция регулирует все трансграничные программы независимо от технических средств, используемых для их трансляции (спутники, кабели, наземные передатчики и т.п.)

Главные положения Конвенции касаются следующего:

ü свобода слова, приема и ретрансляции;

ü право ответа (трансграничный характер этого права и другие соответствующие средства);

ü запрет порнографии, насилия, разжигание расовой ненависти и защита детей и подростков;

ü показ европейских программ большую часть телевизионного времени, если это возможно;

ü показ кинофильмов (обычно не ранее, чем через два года после их первого показа в кинотеатрах и одного года, если фильм произведен совместно с телевещателем);

ü общие нормы рекламы (запрет рекламы табачных изделий, лекарств и способов лечения, недоступных без рецепта врача, ограничения на рекламу некоторых товаров, например, алкогольных напитков);

ü длительность рекламы (обычно ее объем не должен превышать 15 % времени ежедневных телепередач и 20 % в течение одного часа);

ü размещение рекламы (например, дважды в течение полуторачасового художественного фильма; запрет в ходе длящихся менее тридцати минут программ новостей и текущих событий);

ü правила спонсорства.

Некоторые выдержки из Конвенции:

«Телевещатель должен обеспечивать, чтобы в новостях факты и события представлялись справедливо и поощрялось свободное формирование мнений».

«Программы в целом, их представление и содержание должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей».

Рекомендация «о роли национального вещания и управлении им» (1974).

Проект минимальных требований к национальному вещанию:

А) всестороннее обслуживание всего населения при наличии

• Многообразия программ с должным учетом интересов регионов и меньшинств;

• Насыщенности вещания просветительскими и культурными программами;

• Борьбы путем сбалансированного составления программ с культурным, коммерческим и информационным загрязнениями;

• Высокого уровня координации и обмена с другими европейскими теле- и радиовещательными компаниями;

Б) свобода выражения мнения без предварительной правительственной и институционализированной цензуры, но при обеспечении следующих условий:

• Права на ответ;

• Публичной ответственности продюсеров за их программы перед определенной организацией;

В) право индивида иметь доступ к теле- и радиовещанию в принципе, однако при условии сохранения контроля за качеством и при наличии эфирного времени;

Г) исследование технологических и социальных аспектов теле- и радиовещания;

Ж) гибкий подход к внедрению новых методов;

Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе (1994).

В декларации прописывается важность общественного телевидения:

«Отмечая значимость перемен, произошедших в секторе телерадиовещания за период после этой конференции, в особенности появление смешанной системы общественного и коммерческого вещания,

Признавая, что общественное вещание как в секторе, радио, так и в секторе телевидения поддерживает ценности, цементирующие политические, правовые и социальные структуры демократических обществ, в особенности уважение прав человека, культур и политического плюрализма,

Подчеркивая важность общественного телерадиовещания для

18:44:27

демократических обществ,

Признавая таким образом необходимость гарантировать постоянство и стабильность общественного вещания с тем, чтобы позволить ему продолжать действовать на службе публики»

Рекомендация № r (96) 10 о гарантиях независимости общественных средств массового вещания

«Свобода средств массовой информации, включая телевизионное и радиовещание, является одной из основ функционирования демократического общества».

«Правовая основа, регламентирующая деятельность организаций общественного вещания, должна ясно предусматривать их редакционную независимость и институциональную автономию, в особенности в следующих областях:

• оставление расписания передач;

• замысел и производство передач;

• редактирование и выпуск новостей и передач по освещению текущих событий;

• организация деятельности службы общественного вещания;

• подбор и набор кадров, а также управление ими в рамках организации;

• приобретение, аренда, продажа и использование товаров и услуг;

• управление финансовыми ресурсами;

• составление и исполнение бюджета;

• проведение переговоров, подготовка и подписание юридических документов в отношении деятельности службы;

• представительство службы в ходе правовых разбирательств, а также в отношении третьих сторон.»

2. Тележурналистика во время предвыборных компаний и во время выборов.

В избирательном законодательстве России главным является Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях). Он действует с 1997 года, хотя в новой, нынешней, редакции был принят в 2002 году.

Избирательное законодательство вводит ряд существенных для СМИ терминов. Важнейшим здесь является понятие предвыборной агитации. В России нет закона о политической рекламе), хотя сама такая реклама, естественно, существует.

По Закону об основных гарантиях предвыборная агитация трактуется как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов, против них либо против всех кандидатов.

И Закон об основных гарантиях, и Закон о выборах депутатов в Государственную Думу устанавливают рамки участия средств массовой информации в избирательном процессе. Заметим, что кроме участия в предвыборной агитации СМИ играют ещё одну важную роль. Представители средств массовой информации вправе участвовать в работе избирательной комиссии (естественно, в качестве наблюдателей), присутствовать при подсчёте голосов, подписании протоколов, а также получать копии соответствующих документов. На заключительных этапах голосования журналисты фактически выступают представителями широкой общественности, контролёрами, в частности, их присутствие при подсчёте голосов чрезвычайно важно для того, чтобы выборы признавались справедливыми и подсчёт голосов –правильным. Подобные права есть и у представителей политических партий, кандидатов, международных и иностранных наблюдателей.

На время проведения предвыборной агитации все СМИ делятся на три большие группы. В соответствии с тем, попадает средство массовой информации в ту или иную группу, разнятся их права и обязанности.

Для удобства условно назовем их группа А, группа Б и группа В. По Закону об основных гарантиях (ст. 52) к СМИ первой группы относятся организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, к которым применим хотя бы один из перечисленных ниже критериев:

учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации или учреждения;

которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций (т.е. пособий для финансирования определённых мероприятий) за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ;

в уставном капитале которых на день опубликования решения о назначении выборов имеется государственная доля.

К СМИ группы Б относятся организации и редакции, к которым применимы те же самые критерии, но имеющие отношение к муниципальным органам, организациям, учреждениям, местному бюджету или муниципальным субсидиям и субвенциям.

К группе В отнесены все другие организации и редакции средств массовой информации.

Особняком стоят периодические печатные издания, учреждённые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для публикации их официальных материалов, нормативных и иных актов. Всем им запрещается публиковать агитационные материалы. Не предусмотрена возможность предоставления времени или площади для размещения предвыборных агитационных материалов в СМИ группы В,если они учреждены менее чем за год до начала избирательной кампании.

Могут отказаться от участия в предоставлении печатной площади и эфирного времени СМИ группы В; любые СМИ, специализирующиеся на культурно-просветительской, детской, научно-технической и т.п. тематике; печатные СМИ группы А, выходящие в свет реже одного раза в неделю. СМИ группы Б вправе отказаться от участия в агитации при проведении выборов в федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок агитации

Предвыборная агитация в СМИ начинается за 30 дней и прекращается за сутки до дня голосования.

За соблюдением законодательства о выборах следит Центральная избирательная комиссия (ЦИК) – довольно необычный орган, который не входит в структуру законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации, он находится вне всех ветвей власти и формируется на паритетных основах российским парламентом и Президентом. На схожих паритетных основах местных органов власти формируются и избирательные комиссии (избиркомы) субъектов федерации.

 

В чем же состоит главная обязанность средств массовой информации в период предвыборной кампании? Прежде всего, это соблюдение равных прав кандидатов на доступ к избирателям через средства массовой информации. Права эти в странах Запада в основном заключаются в следующем: право на получение равного объема эфирного времени (реже – газетной площади ); право на равную частоту обращений к избирателям через средства массовой информации; равное право на время суток, когда агитационный материал выходит в эфир (и, следовательно, на размер потенциальной аудитории). Наконец, это равные расценки при расчёте за использование времени и площади.

В 1999 году был принят Закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах». В отличие от действовавшего тогда Кодекса об административных правонарушениях закон возложил конкретную ответственность не на физических лиц, а на организации, в том числе на организации СМИ. С 1 июля 2002 года нормы Закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» заменили положения главы 5 («Административные правонарушения, посягающие на права граждан») нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Устанавливается административная ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от типа правонарушений. Так, статья 5.3 КоАП «Неисполнение решений избирательной комиссии, комиссии референдума» предусматривает наложение штрафа на юридические лица в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Очевидно, что средств массовой информации будут касаться, прежде всего, решения Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий в отношении агитационной деятельности.

Следующий состав – это нарушение установленного порядка опубликования документов и информации, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (ст. 5.5). Эта норма прямо указывает на СМИ (имея в виду, вероятно, редакции периодических печатных изданий) и, очевидно, касается порядка публикации исключительно официальных сообщений. Её нарушение влечёт за собой наложение штрафа также в размере от 100 до 200 МРОТ.

Ещё одна статья (5.8) карает за нарушения, которые допускаются организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, а также редакциями средств массовой информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума. Здесь установлен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.9 КоАП «Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности» карает наложением штрафа в размере от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда за нарушение предусмотренных избирательным законодательством РФ требований и ограничений к рекламе коммерческой деятельности кандидатов, избирательных объединений и блоков и т.п

Наконец, ещё один состав этой главы, затрагивающий правовой режим СМИ, – это непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13).

 

Статья 50. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам. Эфирное время на каналах телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются кандидатам за плату, а в определенных случаях безвозмездно.. Статья 51. Эфирное время предоставляется на равных условиях. Статья 52. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов. Статья 54. Кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Билет № 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.028 с.)