Соотношение понятий об-е и раз-е. Понятие «зоны ближайшего разв-ия». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий об-е и раз-е. Понятие «зоны ближайшего разв-ия».



В отечественной психологии соотношение понятий «обучение и развитие» впервые было исследовано Л.С. Выготским. По его концепции психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» – ребенок под руководством взрослого должен выполнить то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучиться, несколько опережая свои актуальные возможности. Отечественная педагогическая психология разработала специальную теорию развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.К. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин), составной частью которого является теория проблемного обучения.

Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Выготский Лев Семёнович сформулировал ряд законов психологического развития ребенка:

-детское развитие имеет свой ритм и темп, которые меняется в разные годы жизни;

- развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых;

-закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

-закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка (так, сначала речь-средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию).

Особенности высших психических функций: опосредованность, осознанность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.

Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выбранных форм способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые в начале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Обучение, так или иначе, должно быть согласно с уровнем развития ребенка.

Уровня развития ребенка:

1-ый- уровень актуального развития - тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся уровней его развития.

2-ой уровень - это зона ближнего развития ребенка - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития. Зона ближайшего развития - понятие, введенное Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка. Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития бездейственно. Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зоной ближайшего разития. Хотя эти 2 процесса непосредственно связаны друг с другом они никогда не совершаются равномерно и параллельно друг другу. Согласно точке зрения Выготского, обучение и воспитание играют ведущую роль в психологическом развитии ребенка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.005 с.)