Методика разв речи дет дошк возр в процессе ознакомл с худ. литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика разв речи дет дошк возр в процессе ознакомл с худ. литературой



Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет худ. лит-ра. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского лит. языка. В рассказах дети по-знают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают муз.сть, напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Задачи: 1. формировать первоначальные представления об особенностях худ. лит-ры: о жанрах (проза, поэзия), о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений.

3. воспитывать интерес к худ. лит-ре, эмоц. отзывчивость;

4. воспитывать лит.-худ. вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с худ. лит-рой.

При отборе книг надо учитывать, что лит. произведение д. нести познават., эстет. и нравств. функ-ции. Разработано несколько критериев: 1. идейная направленность детской книги. Идейность обуслов-ливает соответствие задачам нравств. воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе; 2. высокое худ. мастерство, лит. ценность; 3. доступность лит. произведения, соответствие возрастным и психол. особенностям детей; 4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; 5. конкрет-ные пед. задачи.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, ли-рические и шуточные стихи, загадки и др.

Читая детям худ. произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и ср-ва такие как:

- словесный: Чтение произведений, Вопросы к детям по содержанию произведений, Пересказ произ-ведения, Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п., Выразительное чтение худ. лит-ры, Бесе-да по произведению, Прослушивание грамзаписи

- практ. наглядный Показ иллюстраций, Показ схемы, Просмотр видеофильмов, диафильмов, Оформ-ление выставки, книжного уголка, Движение пальцами, руками

- игровой Дидактические игры, Игры-драматизации, Театрализованные игры, Элементы инсцениров-ки

Театрализованные игры дают возм.сть использовать их как сильное, но ненавязчивое пед. ср-во, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Метод. приемы развития речи традиционно делятся на три осн. группы: словесные, наглядные и иг-ровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное прогова-ривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстратив-ного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы м. б. словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельно-сти, обогащают мотивы речи, создают положит. эмоц. фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку.

С целью ознакомления детей с худ. литературой как искусством и ср-вом развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются сл. формы работы:

- оформление уголков чтения в группах д/с. В них д. б. представлена лит-ра, соответствующая воз-расту детей.

– оформление тематических выставок.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, пом. привить детям бережное отношение к книге.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др.

– создание книг-самоделок.

- празднование именин произведения.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок.

- создание семейных библиотек.

- посещение занятий в районной библиотеке.

- практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Только единые пед. воздействия педагогов и родителей на детей дошкол. возраста способствуют успеш-ному речевому развитию.

Подготовка детей дошкол. возраста к обучению грамоте

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. 7летнему ребенку труднее овладеть чтением, чем 6летнему. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом м. восполь-зоваться и ввести ребенка в й мир звуков и т. о. привести его к чтению к 6 годам.

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллект. сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Возникает необходи-мость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации системати-ческой работы по его развитию.

При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. Т. е., прежде чем начать читать, ребенок д. научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети д. постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, нахо-дить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Т. о., работа по под-готовке детей дошкол. возраста к обучению грамоте д. начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей ст. дошкол. возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, т. е. начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Фонематическое восприятие детей е необходимо послно развивать, начиная с мл. возраста. Дети от 3 до 4 лет. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять 1й звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые м. произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и др. Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет. Определять протяженность слов. М. вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять 1й звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже 1я ступень обучения грамоте. Вводить термин «гласный звук», затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). Графические умения хорошо формируются в процессе спец. упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу.

Дети от 6 до 7 лет. Работу по обучению грамоте детей дошкол. возр необход вести по 3м напр: 1) Продолжать разв звук стороны речи, т. е. продолжать разв у дет навыки звук анализа и синтеза. 2) Знак дет со знаковой системой языка (буквами). 3) Вести подготовку руки дошк к письму.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать т. о., чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные слова. Затем м. учить читать двусложные слова, потом трехсложные слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.012 с.)