Введение к базе данных исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение к базе данных исследования



База текстовых описаний субъективных образов молодежи второй волны исследования 2012 года публикуется впервые и в рамках настоящей монографии.

Исследование восполняет пробел в области социальной мифологии. Пробел этот связан с выявлением всего синхронистического поля субъективных образов, являющихся содержанием сознания населения России.

Проблема адекватного знания в данной области проистекает из избыточного тяготения исследователей к содержанию фактических носителей информации (учебники, книги, продукция масс-медиа, мультимедиа, коммерческие коммуникации). Часто встречается опора на опыт и гипотезы экспертов (педагоги, социологи, психологи) или - на обобщенные данные по всем слоям населения, имеющие характер пресловутой «средней температуры по больнице».

Данное исследование сфокусировано на реальных фактах социальной действительности - содержании поверхностных слоев сознания молодой социально-гуманитарной интеллигенции, обучающейся в университетах СПб, но представляющей по своему составу многие регионы России. Исследование посвящено спонтанному вспоминанию вымышленных образов, т.е., уровню «top of mind». В новейшей истории исследование имеет свои как отечественные, так и зарубежные аналоги. Уже апробирован американский социологического подход к анализу мифотворчества общества потребления и использования результатов в качестве эмпирической базы по проблеме трансформации социального мифа общества потребления[183]. В качестве эффективного инструмента используется контент-анализ не только на текстовой, но и на визуальной фактуре.

В книге Д. Салтера, А. Лазара и Д. Карлана «101 человек из числа наиболее значимых людей, кто никогда не существовал»[184] описаны вымышленные персонажи, которые, по мнению авторов, оказали наибольшее влияние на жизнь американцев. Открывают список этих существ Ковбой Мальборо, Большой Брат, Король Артур, Санта Клаус, Гамлет, Монстр Франкенштейна. "Замысел книги был лишь в том, чтобы развлечь читателя", - говорит Лазар Аллан. По словам Дэна Карлана, выбор 101 личности из финального "шорт-листа" в 500 имен «вызвал сражения между авторами». В их книге каждый персонаж сопровождается коротким эссе о его влиянии, хорошем или плохом[185].

В России уже оформились подходы к оценке как поверхностных вымыслов, так и базовых концепций в сознании населения, обоснованы методы оценки объектов доверия и, даже, веры, таких как Россия (Родина), стоимость территориальных образований[186]. И если еще 60 лет назад идея поставит рядом понятия «стоимость» и «Родина» граничили с высшей мерой наказания, 30 лет назад – с необходимостью психиатрического лечения, то во второе «капиталистическое» десятилетие миллениума эта идея стала обыденностью научного дискурса национального университета. Ценности комплекса массовой культуры образованы радикально иначе чем в традиционном обществе. Из иерархически расположенных уровней ценности превращаются в рубрикаторы секторов рынка массового потребления[187].

Подобная трансформация базовых смыслов, инвентаризация всех ценностей по критериям капитализации оказала сильнейшее влияние на глубокую коррекцию ценностей молодежи.

Список 340 существ по методике его создания является экспериментально полученным списком.

В проекте приняли участие 79 авторов текстов и 35 иллюстраторов. Молодые люди от 17 до 22 лет. Наличие гуманитарно-социального высшего образования или учеба на соответствующих факультетах Университетов были обязательным условием. Процедура выбора автора подразумевала жесткий и объективный отбор творчески одаренных молодых людей по критериям данного проекта. Молодые люди, в течении нескольких сеансов работы в группах (не менее 4 часов) сами, без наводящих вопросов, вспоминали вымышленные существа. Далее был сформирован список из 600 образов, как результат этапа припоминания. На следующем этапе авторы выбирали из этого списка образы интересные им, чтобы их описать или нарисовать. Мотивация для выполнения работы по текстовому описанию образа или его прорисовке черпалась из субъективного интереса автора к тому или иному персонажу. Молодые люди создали текстовые описания наиболее интересных, как-то означенных для них, вымышленных существ-героев. Выборка была сделана из всего объема непосредственных знаний гуманитарно-ориентированных молодых людей. Участники проекта имели возможность создать 5-6 текстовых описаний или 12 иллюстраций. Всего было описано 340 образов.

Статистическую обработку материала исследования по срезу «герои телесериалов» провела – пиар-специалист Неженцева Яна. Статистическо-аналитическую обработку исследования по критерию «положительные и отрицательные персонажи» провела, специалист по рекламе Порядина Юлия, причем исследователи сами принадлежали аудитории исследования. Т.е. процедура анализа подразумевала, что аналитик, по умолчанию, глубинно понимает и говорит на языке объекта своего анализа. Последнее позволяет принять интерпретации молодых исследователей как релевантные мнениям молодой социально-гуманитарной интеллигенции. При этом решение о том, является ли тот или иной герой положительным или отрицательным принималось на основе семантики самих авторов первичного исследования в их оценке вторичного исследователя – на основе анализа текста описания единицы исследования.

Поясним на примере из первой исследовательской волны 2006 года, когда семантика текста о Мальчише-Кибальчише (революционный, культовый для СССР мальчик-герой сказки Гайдара) позволила отнести его к отрицательным (!) героям, а описание Мальчиша-Плохиша (антагонист, перешедший на сторону интервентов «за коробку печенья и бочку варенья», символ низкого предательства в СССР) было явно выполнено с симпатией к этому персонажу, что, конечно же, не совпадало с официальной оценкой этих образов в советской традиции. Вместе с тем, в более позднем исследовании 2012 года данные образы, вообще, перестали упоминаться студенческой молодежью.

Таким образом, методологические и теоретико-экспериментальные основания определяются философско-антропологическим и интерпретационно – экспериментальным подходами. При этом методологическая интенция философской антропологии как системного знания о человеке, синтезирующего методологические подходы и выводы философии, психологии, культурологии, социологии и истории, а также естественных наук, воспринята как основа настоящей работы.

Основания исследования составляют положения: философской антропологии, ее двух основных принципов: антропологической редукции - обоснование способа существования человека в новейшей ситуации распада единой структуры бытия, редуцировании человеческого существования к сфере культуры и принципа практически - деятельностной объективации в адекватно-культурных формах, что предполагает активное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания в целях исследования.

Исследовательская методология проекта, воплощенная в его результатах, прошла широкую апробацию российского исследовательского и научного профессионального сообщества. Одна из ведущих социологических исследовательских организаций СПб – «WorkLine Research» (ранее «ComCon2») оценила методику и результаты настоящего исследования. В отзыве, опубликованном в газете «Деловой Петербург», отмечается, что методика исследования ведет свою родословную от включенных наблюдений этнографических методов, отмечается важность не только получить список вымышленных существ как таковой, но и зафиксировать субъективные описания каждого существа, что дает дополнительный материал для качественного анализа и корректной интерпретации. Материалы первой волны исследования изданы в 2008 году в форме энциклопедии «Вымышленные существа эпохи масс-медиа: Россия, 21 век»[188] в рамках реализации национального проекта «Образование». Проект стал Дипломантом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» в номинации «Лучшая работа по теории» (Москва, 2008), вошел составной частью в лучшую научную публикацию за год[189] (Факультет прикладных коммуникаций СПбГУ, 2012, первая волна исследования), которая также признана лучшей работой по теории и методологии рекламы международной премии «Золотой соболь» (Новосибирск, 2012).

Здесь мы рассматривается часть данных интерпретации и анализа второй, новейшей волны исследования, по остальным аспектам следует обращаться к более подробной публикации[190]

 

Таблица 1. Каналы доставки образа вымышленного существа в массовое сознание 2006 и 2012 годах.

2006 год
Источник вымышленного существа для молодого человека Представленность в общем списке, количество образов. % от общего списка (2006, 100% - 240 существ)
Кинофильмы, мультипликация    
Художественная литература (печатная)    
Реклама и бренды (телевидение и продвижение)    
Современный фольклор «offline», «из уст в уста» / анекдоты    
2012 год
Источники Кол-во Процент. соотнош. (2012, 100% - 340 существ)
Интернет-сериалы / телевидение / кино /    
Литература    
Реклама / бренды    
Современный фольклор, компьютеры/Интернет мемы    
Классический фольклор    

 

Примечание.

1. Герои наиболее известных сказок и древнегреческих мифов отнесены к категории «Литература».

2. В 2006 году генезис персонажа был более однозначен. В 2012 году - если герой фигурирует в нескольких сферах, он включен в категорию своего первоисточника, вне зависимости от канала частотной трансляции. В категорию «Современный фольклор» также попали малоизвестные персонажи.

Сравнение результатов первой и второй волны исследования, позволяет проанализировать траекторию изменения ценностных ориентаций и стиля жизни молодежи.

1. Качественно поменялся характер источников – трансляторов вымышленных существ молодежной аудитории. Влияние полнометражного кино снизилось, а сериалы, поставляемые телевидением и просматриваемые в интернете, стали основными каналами трансляции образов вымышленных существ. Индустрия сериалов переживает в данный момент колоссальный подъем. Сериалы выходят сезонами с перерывом, просматриваются по большей части онлайн, озвучиваются любительскими и профессиональными студиями. Судя по списку персонажей, наиболее популярными являются: «Друзья», «Как я встретил вашу маму», «Отбросы», «Клиника», мультсериалы: «Гриффины», «Симпсоны», «South Park», «Футурама». Наиболее часто встречающейся категорией при статистическом подсчете является «Персонаж современного телесериала».

2. Существенно возросло число мемов и интернет-контента. Именно этот феномен определяет современный молодежный фольклор. Горизонтально распространяемая информация уровня анекдотов теперь в умах молодежи выглядит «архаичным» классическим фольклором.

3. Образы из сферы рекламы и брендинга сжались с 25% в 2006 году до 9% в 2012 году. Реклама перестает быть существенным фактором формирования интересов, мнений и моделей поведения, ее идеологическое влияние в аудитории молодой социально-гуманитарной интеллигенции снижается.

4. Образы классической русской литературы малозначимы и не составляют активной референтной части самосознания современной российской социально-гуманитарной молодежи.

5. Перекрытие волн 2006 и 2012 годов – небольшое, сотни образов ушли в историю, забыты, что свидетельствует о весьма бурных трансформационных процессах, переживаемых российским обществом.

1. Популярность интернет-персонажей резко возросла с 2010 г. вместе с ростом сферы влияния социальных сетей. Немаловажную роль в этом сыграл переход в конце 2010 г. сети vk.com на режим микроблога. Появилась возможность легкой ретрансляции всевозможных картинок и видео с одного аккаунта на другой, что интенсифицировало распространение популярных персонажей.

2. Говоря маркетинговым языком, у персонажа должно быть USP (Unique Selling Proposition), тогда он будет пользоваться успехом и продаваться. А вот его заряд (положительный или отрицательный), играет для молодежи второстепенную роль – налицо тенденция замены этических критериев оценки персонажа эстетическими.

3. Отрицательные персонажи востребованы среди молодой социально-гуманитарной интеллигенции (из 20 наиболее популярных героев телесериалов 9 героев – отрицательные). А ведь это – наиболее глубоко образованная в области социально-конвекционального мышления часть молодежи. Здесь под социальной конвенцией понимается утилитарно-эффективное взаимодействие, зафиксированное в культуре благодаря приемлемой социальной цене и последствиям. Сам факт существования положительного персонажа уже предполагает и наличие его антагониста в европейской традиции мыслить противоположностями, но вот акценты в этих противоположностях могут меняться - и меняются у молодежи как раз в трактовке, оценке разбалансированных бинарных оппозиций «черное - белое», «добро-зло», «положительное - отрицательное», «норма - девиантность», «привлекательное - отталкивающее».

4. Критерии оценки категорий добро и зло сместились по сравнению с традиционными европейскими представлениями 10- летней давности из этической в эстетическую. В восприятии современной молодежью персонажей высока значимость риторической обоснованности, аргументации и эмоциональной выразительности, но говорить о безусловной привлекательности отрицательных персонажей преждевременно.

Смысловое поле третьей волны исследования в 2016-2017 годах, подготовка к проведению которой уже развернута, обязательно должно дать ответы на ряд вопросов. За счет сериалов у исследуемой аудитории к 2013 году уже произошла «вестернизация» образов. Но в последние несколько лет (2014-2016) резко выросла популярность в социуме эстетически наполненного концепта «советское». Как эти тенденции будут преломляться в субъективном восприятии молодежной аудитории?

Важным представляется прояснить нашу гипотезу в том, что «инъекции» ценностей художественных образов наиболее популярных англоязычных молодежных сериалов сформировали внутреннюю приемлемость агрессии против традиционных ценностей неприкосновенности тела человека, как составляющей ценностной платформы молодежи, путем последовательного смещения и наполнения базовых бинарных оппозиций мышления. Традиционный вопрос - как изменится диспозиция каналов поставки образов вымышленных персонажей?

 

Приложение 3.1

База данных. Перечень персонажей. А-Л

1. Angry birds

2. Аддамсы (т/с «Семейка Аддамс»)

3. Азис (Мразиш)

4. Алиса («Алиса в Стране чудес»)

5. Алкопони

6. Альф (Гордон Шамуэй)

7. Амели

8. Анубис

9. Арнольд

10. Афродита

11. Бабай

12. Баба-Яга

13. Бабушка и дедушка (из сказки «Колобок»)

14. Барби

15. Барин Михалков

16. Безумный Шляпник

17. Белка из мультфильма «Ледниковый период»

18. Белоснежка

19. Бендер Родригес

20. Бендер, Остап

21. Бивис и Баттхед

22. Бинг, Чендлер Мюрриэл (т/с «Друзья»)

23. Битлджус

24. Блондинка

25. Боевой туалетный утёнок

26. Божий одуванчик

27. Большой брат

28. Большой Джефф (м/с «Приключения Большого Джеффа»)

29. Бонд, Джеймс Бонд (Я. Флеминг)

30. Ботинок, торчащий из-под кровати во всех фильмах ужасов

31. Братец Кролик

32. Бро

33. Брутальные зефирки

34. Бубузюка

35. Быков, Андрей Евгеньевич (т/с «Интерны»)

36. Бэггинс, Фродо («Властелин Колец»)

37. Бэлль (м/ф «Красавица и чудовище»)

38. Бэмби (Disney)

39. Бэнр, Джарлаксл («Забытые Королевства»)

40. Бэтмен (супергерой, DC Comics, последние фильмы – «Темный рыцарь», 2008, «Темный рыцарь: Возрождение легенды», 2012)

41. Ванилька

42. Варежка (м/ф «Варежка»)

43. Василиск

44. Весёлый молочник

45. Весёлый студент

46. Виктор и Виктория («Труп невесты»)

47. Винни-Пух

48. Винчестеры, Сэм и Дин (т/с «Сверхъестественное»)

49. Водяной

50. Вождь народа

51. Волан-де-Морт («Гарри Поттер»)

52. Волшебник Изумрудного города

53. Всепроникающее яблоко Apple

54. Гадкий утёнок

55. Ге*

56. Геркулес (Геракл)

57. Город-призрак

58. Гриффин, Питер (м/с «Гриффины»)

59. Гриффин, Стьюи (м/с «Гриффины»)

60. Гэндальф («Властелин Колец»)

61. Гэри (улитка, м/с «Губка Боб Квадратные штаны»)

62. Дак, Дональд (Disney)

63. Дамблдор, Альбус («Гарри Поттер»)

64. Дарси, Фицуильям «мистер Дарси» («Гордость и предубеждение»)

65. Дементоры («Гарри Поттер»)

66. Дёрден, Тайлор («Бойцовский клуб»)

67. Джафар (м/ф «Аладдин»)

68. Джейкоб («Сумерки»)

69. Джек Воробей (х/ф «Пираты Карибского моря»)

70. Джексон, Майкл

71. Джинн

72. Джокер (суперзлодей, DC Comics, х/ф «Темный рыцарь», 2008)

73. Джонс, Саманта (т/с «Секс в большом городе»)

74. Дискейн, Роланд («Тёмная Башня»)

75. Длинношей (Литтлфут, м/ф «Земля до начала времён»)

76. Домовой

77. Дориан, Джонатан Майкл «J.D.» (т/с «Клиника»)

78. Дракон

79. Дракула

80. Дружба народов

81. Дух Питера

82. Единороги

83. Ежик в тумане

84. Ежик с дырочкой в боку (Резиновый ежик)

85. Железный человек (супергерой, Marvel, 1963, х/ф «Железный человек», 2008 г., «Мстители», 2012 г.)

86. Жириновский, Владимир Вольфович

87. Жихарка

88. Здоровье (из рекламы «Имунеле»)

89. Здрайверы

90. Змей Горыныч

91. Зойч

92. Золушка

93. Зомби

94. Иа (ослик, «Винни-Пух и все-все-все»)

95. Иван – дурак

96. Инопланетянин

97. Йода (мастер-джедай, Star Wars)

98. Каллен, Эдвард («Сумерки»)

99. Кальцифер (аниме «Ходячий замок Хаула»)

100. Карлсон

101. Карлсон Голубь

102. Картман, Эрик Теодор («Южный Парк»)

103. Квики (кролик, Nesquik)

104. Кентавр

105. Кинг-Конг

106. Китайский дракон

107. Книжный червь

108. Ковбой Мальборо

109. Конь Юлий

110. Кореш Хип-хоп

111. Коробочки Хэппи-Мил

112. Космос (т/с «Бригада»)

113. Кот Баюн

114. Кот Матроскин

115. Кот ученый

116. Кот Шредингера

117. Котенок Гав (м/ф «Котенок по имени Гав»)

118. Котопес

119. Котэ

120. Кощей Бессмертный

121. Красная королева (Королева червей)

122. Красная Шапочка

123. Красный и Жёлтый (M&M’s)

124. Крокодил Гена

125. Круэлла Де Виль (Disney)

126. Купер, Дэйл (агент, т/с «Твин Пикс»)

127. Купер, Шелдон Ли (т/с «Теория Большого взрыва»)

128. Купидон

129. Ламы в шляпах

130. Леди Гага

131. Ленивый человек

132. Лень

133. Лепрекон

134. Лиловая Корова

135. Лох-несское чудовище

136. Лунтик (м/с «Приключения Лунтика и его друзей»)

137. Люди на дорогих автомобилях

138. Лягушка-путешественница

 

Приложение 3.1 Массив данных А-Л

Angry birds

Данный вид птиц представлен несколькими подвидами. Однако, часто встречающимися оказываются «красный пузатик», «желтая стрела» и «черный ворон». Эти виды имеют средние размеры 10-30 см. в длину и 10-20 см. в ширину. Самый крупный - достигает 55 см в длину, а размеры наименьшего, наоборот, определяют как 5 х5. Окраска существ, в подавляющем большинстве случаев, следующая: красный, желтый, черный, голубой и белый. Выдерживают удары со средних расстояний и сами способны быть «ударным» материалом.Влияние на человека: появление игры с участием этих «злых птичек» является прямым доказательством огромной популярности этого вида живых существ. «В США 42-летний житель штата Монтана Дэвид Хитерли три дня оставался на заснеженной горной дороге. Мужчина утверждает, что ему удалось выжить благодаря христианской музыке, куску вяленой говядины и установленной на смартфон игре Angry Birds, в которую он играл, чтобы сохранить ясность ума».[191] ЕН

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.103 с.)