Роль водоудерживающей способности протоплазмы в потере воды при завядании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль водоудерживающей способности протоплазмы в потере воды при завядании



Материалы и оборудование: Стеклянные банки, ножницы, весы с разновесами, пергаментная бумага.

Цель работы. Выяснить, что при одинаковых условиях различные растения теряют неодинаковое количество воды благодаря различным водоудерживающим способностям их протоплазмы.

Ход работы:

Для опыта можно использовать следующие растения дикой флоры: сныть обыкновенная, клевер красный, пустырник, пижма, недотрога. Из растений культурной флоры можно взять любые по выбору студента. От каждого вида растении, выбранных для опыта, вечером срезать по3–4 ветки примерно одинаковых по размеру и с одинаковым числом листьев. Погрузить ветки в кристаллизатор с водой. За ночь (10–12 часов) ткани растений полностью насытятся водой. Утром каждую ветку взвесить при полном насыщении водой. После этого ветки положить в тени для завядания. Через 6 часов каждую ветку вновь взвесить и найти потерю воды при завядании. Определить потерю воды в процентах к первоначальному весу, затем вычислить средний процент потери воды из 3–4повторноетеи.

Таблица 2

№ п/п Название растения № повторности Вес ветки Потеря воды Средний процент потери воды
До насыщ. После насыщ В граммах после завяд. В % к первоначал. весу
               
           
           
               
           
           
               
           
           
               
           
           
               
           
           

Выводы:

Тема Водный режим

Определение состояния устьиц у различных растений методом инфильтрации (по Молишу)

 

Материалы и оборудование: Листья различных растений, бензол, ксилол, спирт абсолютный, пипетки.

Цель работы. Установить зависимость степени открытия устьиц от условий окружающей среды.

 

Ход работы:

На два соседних участка (разделенных главной жилкой) нижней стороны листа какого-либо растения нанести последовательно тонкой пипеткой спирт, бензол, ксилол.

Если устьица широко раскрыты, спирт быстро проникает через устьичные щели, в результате на листе появляются прозрачные пятна, вследствие заполнения межклетников спиртом (смотреть через лист на свет).

Если устьица открыты слабее, то капля спирта испаряется, не оставив и следа. Через более узкие отверстия устьиц легче проходит бензол, чем спирт, в данном случае пятно получится лишь от бензола. Если же устьица едва приоткрыты и бензол не проходит, на поверхность листа нанести каплю ксилола, который проходит через самые узкие щели.

Таким образом, применяя последовательно три жидкости, можно иметь представление об относительной степени э зияния устьичной щели. Результаты наблюдений за состоянием устьиц и межклетников, полученные методов Молиша занести в таблицу. Степень открытия устьиц в соответствующих графах отметить знаком «плюс». Листья испытуемых растений зарисовать.

Таблица 3

 

Название растений Условие опыта Степень раскрытия устьиц
широко средне слабо
           
           
           
           

Выводы:

Определение интенсивности транспирации объемным методом

Материалы и оборудование. Ветки растений, кристаллизатор, каучуковые пробки, пробочные сверла, штативы с зажимами, 2 бюретки объемом на 25 или 50 мл, резиновые трубочки и 2 зажима, острый нож.

Цель работы. Определить интенсивность транспирации объемным методом.

Ход работы.

Взять две бюретки (лучше на 25 мл). На нижние концы этих бюреток надеть резиновые трубки с зажимами. Бюретки наполнить водой (вода водопроводная, но отстоявшаяся сутки) и плотно закрыть каучуковыми (или резиновыми) пробками, в которые вставить примерно одинаковые веточки ( с 5–6 листьями) разных растений. Веточки вставлять осторожно, через отверстия пробок в бюретке. Бюретки перевернуть растениями вниз и установить уровень воды в них на определенном делении. Для этого осторожно долить в бюретку, если это нужно, через нижнее отверстие; необходимое количество воды. Перевернутые растениями вниз бюретки, прикрепить к штативам и поставить их в соответствующие условия на определенное время (1 час). По окончаний времени экспозиций заметить, на сколько миллилитров понизился уровень воды в бюретках. Это будет количество воды, испаренное с фактической поверхности листа за время опыта. Далее необходимо определить площадь листьев у взятых для опыта растений весовым методом. Для этого из тонкой бумаги вырезать квадрат (в 1002 см, не меньше) и взвесить его. Затем на этот квадрат или на другой лист такой же бумаги наложить пластинки всех листьев, бывших в опыте, плотно прижать их к бумаге, обвести контуры,, аккуратно вырезать их и взвесить. Из полученных данных составить пропорцию и найти площадь листьев. Пример: пусть a – вес квадрата в г, b – вес рисунка листа (всех листьев) в г, c – площадь квадрата в см, s – площадь листьев в см

, отсюда b х c/a=s, где

а - вес квадрата, мг; b - вес бумажного контура листа, мг;

с - площадь квадрата, см2; s - площадь листа, см:.

Интенсивность транспирации рассчитайте с помощью калькулятора по формуле:

где

I - интенсивность транспирации; n - количество воды, испарённое листом за время опыта, г; s - площадь листа, см2; t - продолжительность опыта, мин; 60 и 10000 - коэффициенты перевода минут в часы, см- в м2. Сравнить интенсивность транспирации у различных растений и сделать выводы.

При выполнении данной работы следует записать условия опыта (температуру и влажность воздуха, освещенность, силу ветра и др.).

Таблица 4

№ п/п Растения Площадь листа Уровень воды до опыта Уровень воды после опыта Разница за время опыта Интенсивность транспирации
             
             
             
             

Выводы:

Гуттация листьев растений

Материалы и оборудование. 34-х дневные проростки овса или ячменя в глиняном горшочке с опилками, 10% раствор хлороформа, стеклянный колпак, химический стакан с отверстием в дне, проволочка или стеклянная палочка с привязанной фильтровальной бумагой, вата, кристаллизатор, песочные часы.

Цель работы. Ознакомиться с деятельностью корневого давления (нижнего концевого двигателя водного тока) у растений и влиянием на силу корневого давления внешних факторов.

Ход работы.

3–4-х дневные проростки, выращенные в глиняных горшках с влажными опилками, накрыть химическим стаканом (колпаком) с отверстием в дне. Под стаканом (колпаком) быстро создается влажная атмосфера и у проростков начинается гуттация. Через 30–60 минут на кончиках листьев появятся капельки воды. Провести наблюдения за гуттацией проростков, изменяя условия окружающей среды для корневой системы и наземных частей.

Опыт 1. Наблюдения следует провести за 2–3 проростками овса или ячменя при комнатной температуре. Как только на кончиках листьев появятся первые капельки, фильтровальной бумагой, прикрепленной к концу проволочки или стеклянной палочки, через отверстие в дне стакана снять капельки с проростков, за которыми ведется наблюдение Заметить время и следить за появлением капелек вновь на этих же проростках, отметить скорость образования капелек. Скорость появления капель учесть по их количеству 31 определенный промежуток времени (10 минут). Опыт повторить 3 раза и вывести среднюю скорость появления капелек раствора на кончиках листьев при комнатной температуре.(4 капли за 10 мин,4 капли за 10 мин.,5 капель за 10 мин.Средняя величина = 4 капли за 10 мин);(5 мин.,2 мин.,3 мин.Ср. знач.3,3);(2,5 мин.)

 

Опыт 2. Провести наблюдение за гуттацией проростков, изменив температуру для корневой системы. Для этого горшочек с проростками, не снимая стакана (колпака), поместить в кристаллизатор с водой, температура которой равна 3/—400°С (температуру поддерживать во время опыта на этом уровне). Отметить скорость появления капелек на кончиках листьев проростков.(47 сек.);(25 сек.);(47 сек.)

 

 

Опыт 3. Поместить горшочек в кристаллизатор со снегом или с холодной водой и провести наблюдение за гуттацией при данной температуре. Подсчитать количество выделившихся капелек за тот же промежуток времени, который брался в двух предыдущих опытах. Отметить снижение скорости гуттации в этих условиях.(2 мин. 18 сек);(7 капелек);(2 мин 18 сек.)

 

Опыт 4. Полить проростки злаков несколькими миллилитрами 10%-ного раствора поваренной соли (N30!) и проследить за гуттацией проростков при снижении водного потенциала почвенного раствора, (не наблюдается)

Сравнить результаты проведенных опытов и сделать вывод соответственно цели работы.

Выводы:

 

Тема Фотосинтез



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.01 с.)