Глава I. Теоретические аспекты изучения развития творчества через проектную деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические аспекты изучения развития творчества через проектную деятельность



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические аспекты развития творчества через проектную деятельность.......................................................................................................................... 5

1.1. Творческие способности как предмет исследования............................. 5

1.2. Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе........ 10

1.3. Метод проектов как средство развития творчества............................. 12

Глава II. Методика развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии........................................................ 19

2.1. Организация проектной деятельности на уроках технологии…………...19

2.2. Диагностика определения заинтересованности учащихся…………….…28

2.3. Методические рекомендации по развитию творчества учащихся через проектную деятельность………………………………………………………...32

Заключение ………………………………………………………...…………....32

Список использованной литературы ……………………………...……...…33

Приложение ……………………………………………………………………..40

 

Введение

Современный учащийся школы в ходе допрофессиональной подготовки должен научиться основным рациональным приемам приобретения знаний, видеть их возможность области применения, а также пути своего профессионального самоопределения с учетом личностных особенностей и состояния здоровья. Во всей стране утверждается идея о необходимости смещения акцента в сторону более глубокой технологической подготовки, непрерывное осуществление которой предполагает образовательная отрасль «Технология». Знания, приобретенные учащимися в процессе изучения ее разделов должны, с одной стороны, максимально содействовать их профессиональной адаптации, с другой - формировать технологическую культуру. Новая образовательная отрасль открывает возможность для использования различных программ по основным направлениям трудовой технологической подготовки учащихся.

Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя.

Создание проекта – от его зарождения и до получения готового изделия – развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не лишь формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки различных материалов, эстетическое развитие будущих профессионалов. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Объект исследования: творческая деятельность школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности на уроках технологии.

Для достижения цели определены следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты изучения развития творчества через проектную деятельность;

рассмотреть вопрос о творческих способностях как предмета исследования;

выделить характеристику творчества в учебно-воспитательном процессе;

показать метод проектов как средство развития творчества;

– выделить методику развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

При решении поставленных задач использовались следующие методы:

– анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме и диагностика.

Методологической основой исследования явились труды Барышева Т.А., Полата Е.С., Завьялова Л.М., Шелковникова И.С., Сластенина В.А., Кругликова Г.И. и др.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться студентами; полученные данные могут применяться в учебном процессе в педагогических вузах.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

Актуальным представляется использование проектной деятельности, как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

 

 

Список использованной литературы

1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 206 с.

2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 268 с.

3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.

4. Бомбина Е.М. Аннотация к курсовой работе «Обучение школьников методам и приемам креативной педагогики на уроках технологии» // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2015. – Т. 12. – С. 48-49.

5. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. – СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 106 с.

6. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 100. – С.7– 17.

7. Завьялов Л.М. Особенности организации проектной деятельности на уроках технологии // Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей международной научно– практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, 2015. – С. 98– 100.

8. Ильин Е.А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Региональное образование: современные тенденции, 2013. – № 2 (20). – С. 117– 120.

9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002. – 480 с.

10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272 с.

11. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2010. – 296 с.

12. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2014. – 176 с.

13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – АРКТИ, 2005. – 110 с.

14. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. – М.: Новая школа, 2007. – 112 с.

15. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии / О.М. Сафрис // Шк. и пр-во. – 2001. - № 1. – С. 54-56.

16. Полат Е.С. Метод проектов. – М.: 2001. – 7 с.

17. Развитие детского творчества через технологические проекты: Сборник проектов 5 кл. / Под. ред. Гуревича М.И., Павловой М.Б. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. - 172 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 720 с.

19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: «Академия», 2002. – 576 с.

20. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. – СПб.: Изд-во.ВВМ, 2014. – 380 с.

21. Терехина А.Е., Круподерова К.Р. Сетевые сервисы для организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии // ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ – 2015. Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров, 2015. – С. 5255.

22. Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О.А. Нессонова, В.В. Пальчикова, Л.И. Нессонова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.

23. Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология: программа: 5-8 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012, – 144 с.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)

25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

26. Чистяков В.А. Теоретические подходы в организации проектной деятельности на уроках технологии на основе информационных технологий // Школа будущего, 2016. – № 1. – С. 124 – 131.

27. Шелковникова И.С., Молчанова Е.М., Васенина Ж.А. Развитие творческих способностей школьников через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2011. – Т. 2. – № 1-1 (6). – С. 178-183.

28. Вайнштейн, М.З. Основы научных исследований: учебное пособие / М.З. Вайнштейн, В.М. Вайнштейн, О.В. Кононова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. - 216 с.: ил., табл. - Библиограф. в кн.; - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277061

Приложение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические аспекты развития творчества через проектную деятельность.......................................................................................................................... 5

1.1. Творческие способности как предмет исследования............................. 5

1.2. Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе........ 10

1.3. Метод проектов как средство развития творчества............................. 12

Глава II. Методика развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии........................................................ 19

2.1. Организация проектной деятельности на уроках технологии…………...19

2.2. Диагностика определения заинтересованности учащихся…………….…28

2.3. Методические рекомендации по развитию творчества учащихся через проектную деятельность………………………………………………………...32

Заключение ………………………………………………………...…………....32

Список использованной литературы ……………………………...……...…33

Приложение ……………………………………………………………………..40

 

Введение

Современный учащийся школы в ходе допрофессиональной подготовки должен научиться основным рациональным приемам приобретения знаний, видеть их возможность области применения, а также пути своего профессионального самоопределения с учетом личностных особенностей и состояния здоровья. Во всей стране утверждается идея о необходимости смещения акцента в сторону более глубокой технологической подготовки, непрерывное осуществление которой предполагает образовательная отрасль «Технология». Знания, приобретенные учащимися в процессе изучения ее разделов должны, с одной стороны, максимально содействовать их профессиональной адаптации, с другой - формировать технологическую культуру. Новая образовательная отрасль открывает возможность для использования различных программ по основным направлениям трудовой технологической подготовки учащихся.

Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя.

Создание проекта – от его зарождения и до получения готового изделия – развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не лишь формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки различных материалов, эстетическое развитие будущих профессионалов. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Объект исследования: творческая деятельность школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности на уроках технологии.

Для достижения цели определены следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты изучения развития творчества через проектную деятельность;

рассмотреть вопрос о творческих способностях как предмета исследования;

выделить характеристику творчества в учебно-воспитательном процессе;

показать метод проектов как средство развития творчества;

– выделить методику развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

При решении поставленных задач использовались следующие методы:

– анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме и диагностика.

Методологической основой исследования явились труды Барышева Т.А., Полата Е.С., Завьялова Л.М., Шелковникова И.С., Сластенина В.А., Кругликова Г.И. и др.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться студентами; полученные данные могут применяться в учебном процессе в педагогических вузах.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические аспекты изучения развития творчества через проектную деятельность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.042 с.)