Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о методологии и метод научного исследования
Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и сис-тематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит замысел (идея) дос-лидника. В философском определении идея - это продукт человеческого мышления, форма отражения действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив направлении исследований и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни. Новая идея - это качественный скачок мысли за пределы воспринятых чувствами данных. Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, задается различными ров ниями методологии науки. Методология - это учение о системе методов научного познания и преобр-ванию реальной действительности. В буквальном смысле методология - это учение о методе. Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это си-стема методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, утвердились в науке и в равной мы-рой надо знать: и философию, и правоведение, и туризмологии, и филологию. В каждой отрасли науки есть, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют "ее теоретический фундамент. Вопросы методологии достаточно сложное, поскольку само это понятие толкуется по-разному. Многие зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется ис-ния и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Най-чаще методологию понимается как совокупность приемов исследования, применяется ются в какой-то науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом. Методология выполняет следующие функции:
- Определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику про-процессов и явлений; - Предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута нау-ково-исследовательская цель; - Обеспечивает всесторонность получения информации о процессе или явления, вы-вчаеться; - Помогает введению новой информации; - Обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке; - Создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания. Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, дают возможность сделать следующий вывод: методология - это концептуальный изложение цели, содержания, мето-дов исследования, обеспечивающих получение максимально объективной, точной, сис-тематизованои информации о процессах и явления. Различают три вида методологии: 1. Философскую или фундаментальную - систему диалектических методов, которые являются самой-общими и действуют на всем поле научного познания, конкретизируясь и через по-гальнонаукову, и из-за частичной методологию. 2. общенаучных, которая используется в большинстве наук и базу ется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, систем ном, моделирование и т. Современные исследователи в научных разработках отдают перева-ю системно-деятельностного подхода, то есть исследованию комплексного взаимодействия сути вых компонентов: потребность -► субъект -► объект -► процессы -► условия -► результат. Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешним се-средах, целеустремленность и самоорганизации исследования, создает условия ком-комплексных изучения любой сферы человеческой деятельности. 3. Частично-научную - совокупность специфических методов каждой конкретной нау-ки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.
Философская, или фундаментальная методология выше уровнем методологии на-уки, что определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности. Философская методология выполняет две функции. Во-первых, она проявление-ляет сущность научной деятельности и ее взаимосвязи с другими сферами деятельности, т.е то рассматривает науку относительно практики, общества, культуры человека. Во-вторых, мето-дология решает задачи совершенствования, оптимизации научной деятельности, опирается на разработанные ею мировоззренческие и общеметодологическим ориентиры и постулаты. Все достижения прошлого были проработаны в виде диалектического метода пи-знания реальной действительности, в основу которого был положен связь теории и практики, принципы пизнанности реального мира, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного и т. Проблемы научного познания стали предметом постоянного противостояния различных научных взглядов на мир, на сущность науки и знания через антиномию в гносеологии - антиномию рационализма - эмпиризма. Главной целью методологии является изучение тех средств, методов и приемов нау-ного исследования, с помощью которых субъект научного познания получает новые знания о реальной действительности. Предмет ее изучения - это понятие и методы науки, их сфе-ра применения. Методология науки может быть общей или конкретно-научной. Общая методология науки исследует законы развития научного познания в целом. В то же время методология основывается на законах отдельных наук, особенностях познания конкретных процессов и проявляется в осуществлении теоретических обобщений, принципов методов исследования отдельных наук. Поэтому она выступает и как конкретно-научная. Развитие методологии науки связан с развитием методов научного познания действительности. Метод (от греч. Теthodos - способ познания) - это, путь познания и практического преобразования реальной действительности, система приемов и принципов, ре- шишку практическую и познавательную деятельность людей. Таким образом, по научного исследования метод определяется как сукуп ность определенных правил, приемов, способов и норм познания определенного субъекта или явления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.) |