Понятие о методологии и метод научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о методологии и метод научного исследования



Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и сис-тематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит замысел (идея) дос-лидника.

В философском определении идея - это продукт человеческого мышления, форма отражения действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив направлении исследований и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни.

Новая идея - это качественный скачок мысли за пределы воспринятых чувствами данных. Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, задается различными ров ниями методологии науки.

Методология - это учение о системе методов научного познания и преобр-ванию реальной действительности. В буквальном смысле методология - это учение о методе.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это си-стема методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, утвердились в науке и в равной мы-рой надо знать: и философию, и правоведение, и туризмологии, и филологию. В каждой отрасли науки есть, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют "ее теоретический фундамент.

Вопросы методологии достаточно сложное, поскольку само это понятие толкуется по-разному. Многие зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется ис-ния и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Най-чаще методологию понимается как совокупность приемов исследования, применяется ются в какой-то науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом. Методология выполняет следующие функции:

- Определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику про-процессов и явлений;

- Предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута нау-ково-исследовательская цель;

- Обеспечивает всесторонность получения информации о процессе или явления, вы-вчаеться;

- Помогает введению новой информации;

- Обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке;

- Создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, дают возможность сделать следующий вывод: методология - это концептуальный изложение цели, содержания, мето-дов исследования, обеспечивающих получение максимально объективной, точной, сис-тематизованои информации о процессах и явления. Различают три вида методологии:

1. Философскую или фундаментальную - систему диалектических методов, которые являются самой-общими и действуют на всем поле научного познания, конкретизируясь и через по-гальнонаукову, и из-за частичной методологию.

2. общенаучных, которая используется в большинстве наук и базу ется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, систем ном, моделирование и т. Современные исследователи в научных разработках отдают перева-ю системно-деятельностного подхода, то есть исследованию комплексного взаимодействия сути вых компонентов: потребность -► субъект -► объект -► процессы -► условия -► результат. Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешним се-средах, целеустремленность и самоорганизации исследования, создает условия ком-комплексных изучения любой сферы человеческой деятельности.

3. Частично-научную - совокупность специфических методов каждой конкретной нау-ки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.

Философская, или фундаментальная методология выше уровнем методологии на-уки, что определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности. Философская методология выполняет две функции. Во-первых, она проявление-ляет сущность научной деятельности и ее взаимосвязи с другими сферами деятельности, т.е то рассматривает науку относительно практики, общества, культуры человека. Во-вторых, мето-дология решает задачи совершенствования, оптимизации научной деятельности, опирается на разработанные ею мировоззренческие и общеметодологическим ориентиры и постулаты.

Все достижения прошлого были проработаны в виде диалектического метода пи-знания реальной действительности, в основу которого был положен связь теории и практики, принципы пизнанности реального мира, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного и т. Проблемы научного познания стали предметом постоянного противостояния различных научных взглядов на мир, на сущность науки и знания через антиномию в гносеологии - антиномию рационализма - эмпиризма.

Главной целью методологии является изучение тех средств, методов и приемов нау-ного исследования, с помощью которых субъект научного познания получает новые знания о реальной действительности. Предмет ее изучения - это понятие и методы науки, их сфе-ра применения.

Методология науки может быть общей или конкретно-научной.

Общая методология науки исследует законы развития научного познания в целом. В то же время методология основывается на законах отдельных наук, особенностях познания конкретных процессов и проявляется в осуществлении теоретических обобщений, принципов методов исследования отдельных наук. Поэтому она выступает и как конкретно-научная.

Развитие методологии науки связан с развитием методов научного познания действительности.

Метод (от греч. Теthodos - способ познания) - это, путь познания и практического преобразования реальной действительности, система приемов и принципов, ре- шишку практическую и познавательную деятельность людей.

Таким образом, по научного исследования метод определяется как сукуп ность определенных правил, приемов, способов и норм познания определенного субъекта или явления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.)