Анализ профилей психологических черт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ профилей психологических черт



 

Анализ профилей психологических черт как один из вариантов идиографического метода предложен Штерном и используется для (с. 282 ↑) анализа индивидуальности с тех пор, как появилась психология индивидуальных различий. В современных работах этот метод применяется: 1) для выяснения индивидуальной структуры психологических черт; 2) для сопоставления индивидуальных и групповых (усредненных) профилей; 3) для установления изменений, происходящих в процессе развития.

1). При изучении индивидуальной структуры психологических черт анализ профилей используется, как правило, для выяснения соотношения между однотипными психологическими характеристиками – субтестами одного и того же теста или шкалами одного и того же опросника. На рисунке 43 показан пример профиля черт личности, который можно получить на основании 16-факторного опросника Р. Кэттелла, рассматривавшегося в данной книге при анализе структуры личностных свойств.

Оценки испытуемого по каждой из шкал этого опросника выражаются в стенах – стандартных оценках, варьирующих от 1 до 10. По каждой шкале большинство испытуемых получает средние оценки. Чем больше отклонение оценки от средней величины, тем реже она встречается в популяции. Получив ответы испытуемого и переведя их в стены, можно выяснить, каково его место среди других людей в популяции по каждому из данных психологических свойств. Такой анализ результатов является предметом номотетического анализа.

Но опросник предоставляет возможность не только сравнивать людей друг с другом, но и сопоставлять разные черты у одного и того же человека, т.е. проводить идиографический анализ. Поскольку все оценки выражены в одной и той же шкале (в стенах), сравнивая их, мы можем судить об относительной выраженности того или иного свойства личности, по сравнению с другими свойствами, у данного конкретного человека.

Важно также и то, что совместный анализ разных свойств позволяет получить более адекватное представление о человеке, нежели выявление отдельных психологических характеристик. Так, например, общительность человека (аффектотимия) может принимать совершенно различные формы в зависимости оттого, сопровождается ли она высокой или низкой доминантностью или же высоким или низким самоконтролем и т.д.

На выделении тех психологических особенностей, которые имеют «крайнюю» выраженность, а также на анализе соотношения черт, определяемых с помощью личностных опросников, основаны многие диагностические процедуры – определение акцентуаций характера, типов патологических отклонений. Наиболее известным опросником, ориентированным на такие цели и позволяющем провести индивидуальную диагностику, является MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник). (с. 283 ↑)

Миннесотский многоаспектный личностный опросник или MMPI (англ. Minnesota Multiphasic Personality Inventory) – личностный опросник, разработанный в конце 30-х – начале 40-х годов в Университете Миннесоты Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли. MMPI – наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик. Широко применяется в клинической практике. В СССР адаптация методики началась в 1960-х годах. В 1989 году выпущен рестандартизированный вариант методики – «MMPI-2».

«MMPI» – зарегистрированный товарный знак Университета Миннесоты.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) – личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.

 

 

Рис. 43. Пример профиля личностных черт (16-факторный опросник Кэттелла)

 

Анализ профилей широко применяется и при анализе когнитивной сферы человека. Например, при использовании детского теста Векслера, направленного на определение интеллекта, индивидуальный (с.284 ↑) анализ включает в себя построение профилей по 12 субтестам, входящим в состав этого теста. Сравнительно низкие оценки по тем или иным субтестам, по сравнению с другими, позволяют выделить те когнитивные характеристики, которые тормозят умственное развитие ребенка – память, внимание, зрительно-моторную координацию и т.д. (Sattler J.M., 1974).

Некоторые особенности профилей, полученных по тесту Векслера, указывают на высокую вероятность нарушений в эмоциональной сфере. К таким особенностям относятся, в частности, большой разброс (значительная вариабельность) в оценках разных субтестов, более низкие по сравнению с остальными оценки по субтесту "Сложение кубиков", парадоксальность некоторых результатов (например, ребенок делает много ошибок, повторяя цифры, но, когда задание усложняется и цифры надо повторять не в том порядке, в каком их говорит экспериментатор, а в обратном, то результат оказываются значительно лучше).

При диагностированных задержках развития профили интеллектуальных субтестов могут способствовать выяснению причин, лежащих в основе этих задержек. Так, для понимания этиологии отставания в обучении чтению существенным оказывается соотношение между вербальным и невербальным интеллектом.

2). Индивидуальные профили, полученные в психологическом исследовании, могут сопоставляться друг с другом или с некоторым групповым профилем. В этом случае мы можем судить о сходстве или различии структуры психологических особенностей разных людей. Сравнение профилей используется преимущественно в прогностических целях. Например, зная психологические особенности, необходимые для успешного овладения какой-либо деятельностью, можно построить «идеальный» психологический профиль этой профессии.

Как правило, для его построения используются профили тех лиц, которые оказались максимально успешными в этом виде деятельности. Сравнивая индивидуальные профили претендентов, желающих посвятить себя данному роду деятельности, с "идеальным" профилем, можно с некоторой вероятностью, зависящей от того, насколько адекватно выбраны критерии профессиональной успешности, прогнозировать, кто окажется более, а кто менее успешным.

3). Анализ профилей широко применяется также при исследовании процесса развития. Прослеживая с помощью лонгитюдного метода изменения психологических характеристик, происходящие по мере взросления индивида, исследователи часто представляют полученные данные в виде кривых развития или профилей, в которых показывается изменение одной и той же характеристики во времени.

Анализ индивидуальных профилей этого типа позволяет определить Периоды подъемов и спадов в развитии психологических характеристик, возраст достижения максимального уровня характеристики, (с. 285 ↑) возраст, в котором наступает стабилизация, а также продолжительность периода стабилизации.

Сравнение профилей, полученных при исследовании развития, позволяет оценить индивидуальное своеобразие в формировании психологических характеристик. Рассмотрим для примера результаты одной работы, по сопоставлению профилей развития.

Р. Уилсон, руководитель Луизвильскго близнецового лонгитюда, прослеживал в течение ряда лет изменение в уровне интеллекта детей (МЗ и ДЗ близнецов). Им использовались методы диагностики интеллекта, стандартизованые для каждого возраста. Иначе говоря, в любом возрасте – все равно, в год, 3 или 5 лет – средним показателем интеллекта в выборке являлась одна и та же величина (100 баллов), в каждом возрасте один и тот же процент выборки был расположен в пределах одного стандартного отклонения от средней величины и т.д. Таким образом, показатели, полученные для каждого возраста, оказались сопоставимыми между собой и могли быть использованы для построения профилей.

Сравнив внутри каждой пары профили близнецов, Уилсон обнаружил значительно большее совпадение хода развития у партнеров МЗ пар, т.е. у генетически идентичных близнецов, по сравнению с партнерами ДЗ пар, имеющих, в среднем, половину общих генов. (Wilson R., 1974.) Примеры полученных им данных (для четырех пар МЗ и четырех пар ДЗ близнецов) представлены на рисунке 44.

 

 

Рис. 44. Профили развития МЗ и ДЗ близнецов (Wilson R., 1978) (с. 286↑)

 

Как видно из рисунка, уровень интеллекта МЗ близнецов в каждой паре (рис. 44(а)) оказывается более похожим, чем уровень интеллекта ДЗ близнецов (рис. 44(б)). У МЗ близнецов развитие характеризуется большей синхронностью. Вместе с тем, сходство в профилях развития есть и у ДЗ близнецов, совпадает у них и общая динамика изменений, например, тенденция к значительному повышению или, наоборот, снижению уровня интеллекта с возрастом, оказывается похожей у обоих типов близнецов. Если же сравнить индивидов, относящихся к разным парам, например, одного близнеца из пары 1 и одного – из пары 4, то можно отчетливо увидеть разительные отличия в динамике развития индивидов, не имеющих ни общих генов, ни общих условий развития.

На основании такого варианта профильного анализа можно сделать выводы и об индивидуальных особенностях процесса развития, и о роли генотипа и среды в этом развитии, т.е. о его причинах.

Биографический метод

 

Биографический метод, как и анализ профилей, был назван Штерном в числе способов, наиболее соответствующих целям идиографического описания индивидуальности. (с. 287 ↑)

1). Традиционный биографический метод – описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках – продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т.д. Ретроспективное воссоздание жизненного пути имеет ряд преимуществ перед объективным сегодняшним исследованием: исследователь хорошо представляет себе последствия решений и поступков описываемого им человека, его роль в общественной жизни, знает исторический контекст его развития, владеет широкой панорамой событий. Все это способствует пониманию целостности описываемой личности.

Вместе с тем очевидны и ограничения такого варианта биографического метода. Используя документальные данные, исследователь вынужден полагаться на то, что сохранило время. Он неизбежно сталкивается с пробелами в сведениях о том или ином периоде в жизни данной личности, с низкой достоверностью некоторых фактических событий и с противоречиями в оценках и мнениях современников.

При реконструкции биографии человека легко переоценить степень преемственности в его мотивах и интересах, его раннюю ориентацию на то, что становится впоследствии делом его жизни. Очень часто в биографиях при описании детства и юности акцентируется именно то, что позволяет выстроить непротиворечивую картину личности. Например, при описании жизненного пути Ф. Гальтона, положившего начало интеллектуальному тестированию в психологии, обращается внимание на то, что уже в раннем детстве проблемы умственного развития не оставляли его равнодушным. В доказательство этого приводится одно из писем Гальтона к его наставнику. В нем (этом письме) Гальтон пишет: «Мне 4 года, и я могу прочитать по-английски любую книгу. Я также могу сказать все латинские существительные, прилагательные и активные глаголы и прочитать 52 строчки латинских стихов» (Цит. по Maltin M.W., 1990). Такое документальное свидетельство само по себе любопытно как один из штрихов к портрету Гальтона, но вряд ли на его основании можно судить о том, в каком возрасте у Гальтона пробудился интерес к изучению интеллектуальной сферы человека.

Важно также и то, что при биографическом описании исследователь неизбежно ограничен тем материалом, который есть в документах, и если даже фактическая сторона событий в них представлена достаточно полно, то психологические особенности человека, его внутренний мир всегда отражены фрагментарно.

2). Другой вариант биографического анализа индивидуальности – непосредственное прослеживание жизненного пути человека, предполагающее периодические экспериментальные исследования. Уже несколько десятков лет существует направление, получившее название "онтогенетическая психология". Оно объединяет исследовательские группы, проводящие лонгитюдные исследования, охватывающие значительные периоды жизни человека. Наиболее длительным из таких исследований является Калифорнийский лонгитюд, продолжающийся уже около 70 лет.

Объективные экспериментальные исследования, проводящиеся в онтогенетической психологии, отличаются от ретроспективных биографических описаний прежде всего тем, что в них выбор психологических особенностей, являющихся предметом анализа, оказывается в полной власти исследователя. Однако, как и в любом психологическом обследовании человека, проводящемся идиографическим методом, в этих исследованиях очень остро стоит вопрос об интеграции разнообразных экспериментальных данных, о воссоздании целостности индивидуальности. Зачастую эти исследования дают полезную информацию лишь об индивидуальных различиях в возрастной динамике отдельных функций и характеристик.

3). Использование реальных измерений, а не документальных свидетельств, несомненно, имеет свои преимущества. Однако длительность онтогенетических исследований, их соразмеримость с жизнью экспериментатора делают их непригодными для решения многих задач.

Если, например, исследователь хочет выяснить, какие особенности жизненного пути современного молодого человека влияют на его профессиональный выбор, то подход, предлагаемый онтогенетической психологией, ему вряд ли может помочь. Начав сегодня лонгитюдное исследование младенцев, он через 20 лет сможет сказать, что окажется существенным для профессионального выбора, но для выбора человека, становление которого будет проходить в другой общественной ситуации, нежели та, в которой живут современные юноши и девушки.

Понимание, с одной стороны, важности жизненного пути для анализа индивидуальности, а, с другой, – невозможности, а иногда и нецелесообразности длительных исследований привело к созданию компактных методов, моделирующих жизненный путь человека.

В отечественной психологии такой способ биографического анализа получил название каузометрического, т.е. устанавливающего причинно-следственные связи. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция «системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми» (Кроник А.А., 1993, с. 11).

В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронологического (паспортного) возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности (Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984).

Конкретные методики каузометрического анализа разнообразны по форме, но все они направлены на достижение одной и той же цели – помочь испытуемому наиболее полно реконструировать свой жизненный путь и оценить свои жизненные перспективы. В качестве таких методов могут быть использованы глубинные интервью, экспериментальные методы с элементами проективных техник, игровые и психотерапевтические ситуации.

Получаемая в результате картина – несомненно, субъективна. Однако в отличие от субъективности автора традиционных биографий, который может, например, привносить свои мотивы в описание анализируемой им личности, субъективность в данном случае сама имеет диагностический характер: то, как человек видит и оценивает свой жизненный путь, имеет не меньшее значение для его личностных особенностей, чем реальные объективные данные.

19. Варианты биографического метода включают:

1) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;

2) длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;

3) каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.019 с.)