Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие интеллектуальной активности, как принципа творчества
Д.Б. Богоявленская выделяет и рассматривает интеллектуальную активность в качестве единицы анализа творчества. Она подробно разбирает часто употребляемое в литературе разноречивое понятие «интеллектуальная активность», которое она сама трактует в аспекте «инициативы». Такая трактовка очень точно, емко и полно отражает сущность данного явления: именно мера инициативы и определяет уровень интеллектуальной активности. В исследовании Д.Б. Богоявленской проблема творчества поставлена и экспериментально решена не только как проблема интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности. Д.Б. Богоявленская пишет, что интеллектуальная активность — это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации. Новаторский взгляд на сущность и природу творчества требует нового метода исследования. Д.Б. Богоявленской был создан, а в рецензируемой книге детально описан уже признанный метод «креативное поле». Однако формулировка принципов данного метода потребовала от автора с необходимостью совершить еще один шаг — изобрести новую модель эксперимента реализующую такие принципы. Сущность этой остроумной модели состоит в создании ситуации двух слоев деятельности. Первый слой — задача, которую испытуемый решает в эксперименте,— это обязательная деятельность, заданная экспериментатором. Второй слой — «ловушка» для интеллектуальной активности — слой деятельности, не очевидной для испытуемого. Это деятельность по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит вся система задач, но открывать которые не требуется для решения поставленных перед испытуемым задач; однако именно в открытии этих закономерностей и осуществляется выход за пределы заданного, т. е. проявляется познавательная инициатива субъекта. Данная модель эксперимента реализована в книге в трех конкретных методиках. Исследования автора показали, что для формирования творческой активности недостаточно сформировать у человека определенные знания, умения и навыки. Если интеллектуальная активность представляет собой единство интеллектуальной и мотивационной сфер личности, то проблема формирования творчества неизбежно поднимает проблему нравственного воспитания.
Такой подход к творчеству позволяет автору наметить основы нового научного направления, которое можно было бы назвать педагогикой творческой активности личности, так как фундамент такой активности закладывается еще в дошкольные годы, и очень важно построить единую систему формирования творческой личности.
Уровни интеллектуальной активности по Богоявленской В своих работах Д.Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня интеллектуальной инициативы. Первый уровень – стимульно–продуктивный, когда человек достигает решения при самом добросовестном использовании найденного способа / решения. Второй уровень – эвристический. На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности – креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приёмом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, без внешней стимуляции для поиска наиболее совершенных и обобщённых способов решения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.004 с.) |