Сфера вторичных образов: эмпирическая хар-ка представления в сравнении с хар-ами восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера вторичных образов: эмпирическая хар-ка представления в сравнении с хар-ами восприятия.



Понятие о первичных и вторичных образах. Представление и его характеристики в сравнении с восприятием: пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальные и интенсивностные.

Представление занимает особое место среди психических познавательных процессов. Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыс-ые, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической инф-ции. Т.о.представление может рассматриваться как звено м/у восприятие с мыш-ем. Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, кот. в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений: 1)представ-я памяти, т.е. кот. возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления;2)представ-я воображения, т.к. воображение не рождается на пустом месте. Процессы восприятия, мыш-я, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, кот. хранит инф-ю и благодаря кот. формируются представления. Хар-ки представлений: 1)Наглядность, т.к. пред-я чувственно-наглядные образы дейст-ти, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов матер-го мира, кот. воспринимаются в данный момент, а предст-я – воспроизведенные и переработанные образы объектов, кот. воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, кот. присуща образам восприятия, - они чаще бледнее. 2)Фрагментарность, предст-я полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсут-ют.3)Неустойчивость и непостоянство, т.к. любой вызванный образ исчезнет из поля сознания, как не старайся его удержать. Приходится делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, предст-я очень текучи и изменчивы. 4) Обобщенность представлений, в этом их близость с понятиями. Обобщение имеется не только в тех представлениях, кот. относятся к целой группе сходных предметов, но и в представлениях конкретных предметов. Т.о. представ-я яв-ся переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям. Большинство исследователей выделяет 3 основные ф-ции предст-ий: сигнальную (многообразная инф-ия о предмете преобразуется в систему сигналов, управ-щих поведением), регулирующую(отбор нужной инф-ии о предмете или явл-ии ранее воздействовавшем на наши органы чув-в) и настроечную (двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соотв-их движений). Виды представлений: 1)по видам анализаторов: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.; 2)по степени обобщенности: единичные и общие; 3)по степени волевых усилий: непроизвольные и произвольные. Еще один важный тип представлений – пространственные, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределённо. Как правило, эти представ-я настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они остаются образами – образами пространства. Прост-ые пред-я в основном яв-ся зрительно-двигательными предс-ми, иногда на первый план выдвигается зрительный, а иногда двиг-ый компонент. Прост-ые пред-я очень важны и в освоении ряда научных дисциплин (для успешного овладения учебным материалом по физике, геометрии, географии и т.д. Единичные пред-я – пред-я, основанные на наблюдении одного предмета. Общие пред-я – пред-я, обобщенно отражающие св-ва ряда сходных предметов. Псих-кие эксперименты показывают, что яркость и точность пред-ий возрастают под влиянием упражнений. Важнейшим этапом развития пред-ий яв-ся переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные пред-ия. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В рез-те схематизации предст-ие теряет постепенно ряд частных индив-ых признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, напр-р, развитие пространственных геометрических предст-ий. Другой путь – путь развития типических образов. В этом случае предст-я, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображ. целую группу предметов и яв-ий (худ-ые образы).

15.Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повыш-я эфф-ти запоминания

Память – это спос-ть живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой внеш. и внутр-ей, сохранять рез-т этого взаимод-ия в форме опыта и использовать его в поведении. Память – это сквозной психический процесс, обеспеч-ий преемственность психических процессов и объед-ий все познавательные процессы в единое целое. Память также связывает внутр. опыт субъекта с его настоящим и будущим, и яв-ся важнейшей познав-ой фун-ей, лежащей в основе развития и обучения. Классиф-я основных видов памяти: 1)по хар-ру психич. актив-ти (двигательная, эмоц-ная, образная, словесно-логическая);2)по хар-ру целей деят-и (произвольная, т. е. запом-ие требует волевых усилий, и непроизвольная, т.е. запоминание и воспроизведение осущ-ся автоматически);3) по продол-ти сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их истем. Эмоциональная – пмять на чувста. Образная – память на представления, на картины природы, зуки, запхи, вкусы. Словесно-логичекая – память на мысли. Непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором отсуттвует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произвольная – цель запомнить или припомнить. Сенсорная память – это примитивный процесс, осущ-ый на уровне рецепторов, t сохранения ¼ секунды, за это t реш-тся вопрос привлечет ли ретикулярная формация вним-ие высших отделов г.м. к поступившим сигналам. Кратковр-ая память хар-ся очень кратким сохранением восприн-ой инф-ции (дейст-ет в течении 20 секунд), ёмкость памяти ограничена 7±2 объектами (исс-л Эббингауз). Долговрем. память похожа на архив, в ней опред-ые эл-ты кратковр-ой памяти подразделяются на множ-во рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время (емкость и длительность долговр-ой памяти безграничны, они зависят от важности для субъекта запомин-ой инф-ии, а также от способа ее кодирования, систематизации и воспроизведения). Оперативная память – вид памяти, прояв-ся в ходе выполнения опред-ой деят-ти, поступает как из ДП, так и из КП. Процессы памяти: 1)запоминание (процесс запечатления и последующего сохр-ия воспринятой инф-ции (бывает непреднамеренное и преднамеренное, осмысленное и механическое). Условия для эфф-го осмысленного запом-я: а)группировка по частям и состав-ие плана, б)повторение, в)концентрация и распределение, г)самоконтроль); 2)сохранение (Законом-ти: все, что хорошо запомнилось не обяз-но будет сохранено; по параметру t, может наблюдаться феномен интерференции (ухудшение сохранения запомин-го материала в рез-те наложения нового). Сохранение может быть динамическим (сохран-ый материал измен-ся мало) и статическим (матер-л обяз. подвергается реконструкции и опред-ой переработке); 3)воспроизведение (процесс воссоздания образа предмета, восприн-го ранее, но не восприн-го в данный момент; бывает прямое и косвенное (припоминание и вспоминание). Происходит процесс консолидации – следы инф-ции упрочиваются с течением t и способны удерживаться при поступлении новой инф-ции. «Эфф-т края» воспроиз-ся начальные и конечные стимулы. Формы воспроиз-я: узнаваниа, воспоминание, припоминание, реминисценция (отсроченное воспр-е ранее воспринятого, казавшегося забытым), эйдетизм – зрительная память);,4)забывание (невозможность восстановить ранее воспринятую инф-ю. Физиолог-ой основой яв-ся некоторые виды коркового торможения. Чаще всего это угасательное торможение, кот. развив-ся при отсутствии подкрепления). Кривая забывания Эббингауса: наибольшая потеря материала проис-т сразуже после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание инф-ции,2)повторение инф-ции, 30 повторений в течении мес. эфф-ей, чем 100 повторений за день. Мнемические приемы: напр-р один из способов увелич. V и прочности запоминания не связ. м/у собой слов состоит в создании условно логической связи м/у ними (построение образов), ассоциац. по сходству – связывает 2 явления, имеющие сходные черты, при упоминании одного из них вспоминается другое; ассоц. по контрасту – связываются 2 противоположных явления; ассоц. по смыслу, по смежности. Повтор. – важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Очень важно правильно распред-ть повтор-е во t. Два способа повтор.: концентрированное и распределенное (обеспеч. большую прочность знаний). Иссл-ия отеч. псих-га Зинченко показали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не яв. сама по себе решающей для эфф-ти процесса запоминания. Иссл-е Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деят-ти, целью кот. было не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.007 с.)