Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сфера вторичных образов: эмпирическая хар-ка представления в сравнении с хар-ами восприятия.
Понятие о первичных и вторичных образах. Представление и его характеристики в сравнении с восприятием: пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальные и интенсивностные. Представление занимает особое место среди психических познавательных процессов. Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыс-ые, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической инф-ции. Т.о.представление может рассматриваться как звено м/у восприятие с мыш-ем. Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, кот. в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений: 1)представ-я памяти, т.е. кот. возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления;2)представ-я воображения, т.к. воображение не рождается на пустом месте. Процессы восприятия, мыш-я, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, кот. хранит инф-ю и благодаря кот. формируются представления. Хар-ки представлений: 1)Наглядность, т.к. пред-я чувственно-наглядные образы дейст-ти, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов матер-го мира, кот. воспринимаются в данный момент, а предст-я – воспроизведенные и переработанные образы объектов, кот. воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, кот. присуща образам восприятия, - они чаще бледнее. 2)Фрагментарность, предст-я полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсут-ют.3)Неустойчивость и непостоянство, т.к. любой вызванный образ исчезнет из поля сознания, как не старайся его удержать. Приходится делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, предст-я очень текучи и изменчивы. 4) Обобщенность представлений, в этом их близость с понятиями. Обобщение имеется не только в тех представлениях, кот. относятся к целой группе сходных предметов, но и в представлениях конкретных предметов. Т.о. представ-я яв-ся переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям. Большинство исследователей выделяет 3 основные ф-ции предст-ий: сигнальную (многообразная инф-ия о предмете преобразуется в систему сигналов, управ-щих поведением), регулирующую(отбор нужной инф-ии о предмете или явл-ии ранее воздействовавшем на наши органы чув-в) и настроечную (двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соотв-их движений). Виды представлений: 1)по видам анализаторов: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.; 2)по степени обобщенности: единичные и общие; 3)по степени волевых усилий: непроизвольные и произвольные. Еще один важный тип представлений – пространственные, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределённо. Как правило, эти представ-я настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они остаются образами – образами пространства. Прост-ые пред-я в основном яв-ся зрительно-двигательными предс-ми, иногда на первый план выдвигается зрительный, а иногда двиг-ый компонент. Прост-ые пред-я очень важны и в освоении ряда научных дисциплин (для успешного овладения учебным материалом по физике, геометрии, географии и т.д. Единичные пред-я – пред-я, основанные на наблюдении одного предмета. Общие пред-я – пред-я, обобщенно отражающие св-ва ряда сходных предметов. Псих-кие эксперименты показывают, что яркость и точность пред-ий возрастают под влиянием упражнений. Важнейшим этапом развития пред-ий яв-ся переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные пред-ия. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В рез-те схематизации предст-ие теряет постепенно ряд частных индив-ых признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, напр-р, развитие пространственных геометрических предст-ий. Другой путь – путь развития типических образов. В этом случае предст-я, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображ. целую группу предметов и яв-ий (худ-ые образы).
15.Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повыш-я эфф-ти запоминания Память – это спос-ть живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой внеш. и внутр-ей, сохранять рез-т этого взаимод-ия в форме опыта и использовать его в поведении. Память – это сквозной психический процесс, обеспеч-ий преемственность психических процессов и объед-ий все познавательные процессы в единое целое. Память также связывает внутр. опыт субъекта с его настоящим и будущим, и яв-ся важнейшей познав-ой фун-ей, лежащей в основе развития и обучения. Классиф-я основных видов памяти: 1)по хар-ру психич. актив-ти (двигательная, эмоц-ная, образная, словесно-логическая);2)по хар-ру целей деят-и (произвольная, т. е. запом-ие требует волевых усилий, и непроизвольная, т.е. запоминание и воспроизведение осущ-ся автоматически);3) по продол-ти сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их истем. Эмоциональная – пмять на чувста. Образная – память на представления, на картины природы, зуки, запхи, вкусы. Словесно-логичекая – память на мысли. Непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором отсуттвует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произвольная – цель запомнить или припомнить. Сенсорная память – это примитивный процесс, осущ-ый на уровне рецепторов, t сохранения ¼ секунды, за это t реш-тся вопрос привлечет ли ретикулярная формация вним-ие высших отделов г.м. к поступившим сигналам. Кратковр-ая память хар-ся очень кратким сохранением восприн-ой инф-ции (дейст-ет в течении 20 секунд), ёмкость памяти ограничена 7±2 объектами (исс-л Эббингауз). Долговрем. память похожа на архив, в ней опред-ые эл-ты кратковр-ой памяти подразделяются на множ-во рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время (емкость и длительность долговр-ой памяти безграничны, они зависят от важности для субъекта запомин-ой инф-ии, а также от способа ее кодирования, систематизации и воспроизведения). Оперативная память – вид памяти, прояв-ся в ходе выполнения опред-ой деят-ти, поступает как из ДП, так и из КП. Процессы памяти: 1)запоминание (процесс запечатления и последующего сохр-ия воспринятой инф-ции (бывает непреднамеренное и преднамеренное, осмысленное и механическое). Условия для эфф-го осмысленного запом-я: а)группировка по частям и состав-ие плана, б)повторение, в)концентрация и распределение, г)самоконтроль); 2)сохранение (Законом-ти: все, что хорошо запомнилось не обяз-но будет сохранено; по параметру t, может наблюдаться феномен интерференции (ухудшение сохранения запомин-го материала в рез-те наложения нового). Сохранение может быть динамическим (сохран-ый материал измен-ся мало) и статическим (матер-л обяз. подвергается реконструкции и опред-ой переработке); 3)воспроизведение (процесс воссоздания образа предмета, восприн-го ранее, но не восприн-го в данный момент; бывает прямое и косвенное (припоминание и вспоминание). Происходит процесс консолидации – следы инф-ции упрочиваются с течением t и способны удерживаться при поступлении новой инф-ции. «Эфф-т края» воспроиз-ся начальные и конечные стимулы. Формы воспроиз-я: узнаваниа, воспоминание, припоминание, реминисценция (отсроченное воспр-е ранее воспринятого, казавшегося забытым), эйдетизм – зрительная память);,4)забывание (невозможность восстановить ранее воспринятую инф-ю. Физиолог-ой основой яв-ся некоторые виды коркового торможения. Чаще всего это угасательное торможение, кот. развив-ся при отсутствии подкрепления). Кривая забывания Эббингауса: наибольшая потеря материала проис-т сразуже после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание инф-ции,2)повторение инф-ции, 30 повторений в течении мес. эфф-ей, чем 100 повторений за день. Мнемические приемы: напр-р один из способов увелич. V и прочности запоминания не связ. м/у собой слов состоит в создании условно логической связи м/у ними (построение образов), ассоциац. по сходству – связывает 2 явления, имеющие сходные черты, при упоминании одного из них вспоминается другое; ассоц. по контрасту – связываются 2 противоположных явления; ассоц. по смыслу, по смежности. Повтор. – важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Очень важно правильно распред-ть повтор-е во t. Два способа повтор.: концентрированное и распределенное (обеспеч. большую прочность знаний). Иссл-ия отеч. псих-га Зинченко показали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не яв. сама по себе решающей для эфф-ти процесса запоминания. Иссл-е Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деят-ти, целью кот. было не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.007 с.) |