Энергетические центры. Система чакр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергетические центры. Система чакр



Обычно рассматривают семь чакр, расположенных по средней линии туловища человека от промежности до макушки головы (рис. 1). Это — Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна и Сахасрара. По йоге, каждая чакра имеет форму конуса, причем его круглое основание выходит на переднюю поверхность тела, а вершина чакрового конуса, ее своеобразный командный центр - падма — лежит на позвоночнике. Так как именно на передней части туловища чакра наиболее доступна воздействию, она обычно изображается в виде круга, окруженного лепестками. Число

Рис.1. Энергетические центры

лепестков у каждой чакры строго определенное, что связано с ее ритмическими характеристиками. Кроме того, каждой чакре соответствует определенное сочетание цветов.

В индийской йоге число лепестков связывается с количеством тонких энергий (разновидностей праны), контролируемых каждой из чакр. С лепестками чакр (кроме Сахасрары) связаны отдельные акупунктурные каналы или их группы. Согласно индийской традиции, всего насчитывается до 64 000 каналов — нади, соединяющих чакры с внутренними органами и образующих "тонкое тело" человека.

В йоге особое значение придается трем нади: Иде, Пингале и Сушумне.

Сушумна проходит внутри позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. По древним представлениям, она не является анатомическим образованием, а представляет собой, так же как Ида и Пингала, излучение, особое силовое поле. Оно начинается на уровне первой чакры, у основания позвоночника и заканчивается примерно в середине головного мозга. Ида и Пингала также начинаются в первой чакре и соединяются с Сушумной на уровне шестой чакры (примерно на высоте переносицы).

Обычно при пробуждении чакр и других упражнениях с ними канал Ида представляют с левой стороны тела, а Пингала — справа. Канал Ида связывается с женской формой энергии (левая сторона), а канал Пингала — с мужской (правая сторона). Поэтому при дыхательных упражнениях представляют, что Ида соединяет левую ноздрю, а Пингала — правую с нижней чакрой — Муладхарой.

Муладхара

Нижняя чакра расположена в основании позвоночника. На поверхность тела она выходит между анальным отверстием и половыми органами.

Муладхара считается коренным, основным центром, хранилищем гигантской потенциальнойэнергии, символизируемой дремлющей змеей Кундалини. Пробуждение Кундалини, подъем ее в верхние чакры является одной из основных целей йоги. Эта чакра рассматривается как связующее звено между физическим и подсознательным мирами. Кроме того, в ряде древних источников указывается, что с ней связана оккультная способность левитации — т.е. полета за счет нейтрализации силы тяжести.

На физиологическом уровне чакре Муладхара соответствует крестцовое нервное сплетение, ее эндокринной железой является простата. Она наиболее тесно связана с мужскими половыми органами, прямой и толстой кишкой. Из органов восприятия и действия ей соответствуют нос и ноги. При разбалансировке Муладхары могут возникнуть следующие заболевания: геморрой, запор, ишиас, простатит, воспаление яичников. Первая чакра связана с психологическими характеристиками, обеспечивающими выживание, защиту индивидуальности. Ее нормальная работа обеспечивает уверенность в себе, стабильность. И наоборот, разбалансировка Муладхары вызывает безволие, неуверенность, печаль, депрессию. Люди, у которых возникла разбалансировка, не могут найти цель жизни, лишены корней, поглощены удовлетворением элементарных потребностей.

Геометрический символ нижней чакры представляют в виде пятна красно-оранжевого цвета. С ней ассоциируется мифический слон Айравата. В индийской мифологии с нижней чакрой связаны бог Брахма и богиня Дакини. Их образы символизируют основные свойства чакры и также используются при медитации.

Бог Брахма является одним из шести шивас, т.е. высших сущностей, воплощенных в форму. По представлениям индусов, Брахма связан с процессом развития и творения. При медитации на Мулад-харе он олицетворяет бесстрашие, достигаемое через развитие духовности.

Считается, что концентрация на Дакини пробуждает духовные

качества и способствует проработке страха смерти. При этом у человека неразвитого она вызывает чувство огромного ужаса, представая перед ним в образе, олицетворяющем Смерть и разрушение. И наоборот, человек духовный воспринимает ее в образе прекрасной девушки.

Свадхистана

Эта чакра выходит на поверхность тела в области между пупком и половыми органами. В Китае она носит название "нижней дань-тянь" и локализуется в точке гу-ань-юань, расположенной по средней линий живота на 3 цуня (цунь — расстояние между концами двух складок, которые образуются при сгибе среднего пальца на второй фаланге у мужчин — на левой у женщин — на правой руке) ниже пупка. Ее падма находится между IV и V поясничными позвонками.

По древним представлениям, Свадхистана управляет внутренней жизненностью, в ее функции входит извлечение праны из пищи и накопление энергии. Кроме того, с ней связывают сексуальные функции и творческую потенцию человека. В этой области проходит накопление энергии и ее последующее перемещение в конечности или внутренние органы. В Индии считают, что пробуждение Свадхистаны обеспечивает здоровье и долгую жизнь.

Свадхистане соответствуют предстательное, поясничное и подчревное сплетения. Эндокринные функции проявляются в надпочечниках, печени, селезенке. Она наиболее тесно связана с женскими половыми органами, почками и мочевым пузырем. Ее органом восприятия является язык, а орган действия — руки. При разбалансировке второй чакры могут возникнуть импотенция, фригидность, гиперсексуальность, диабет, заболевания почек и мочевого пузыря.

В Индии с нормально функционирующей Свадхистаной связывают такие психологические свойства, как терпение, выносливость, уверенность в себе. При ее разбалансировке возникает фрустация, тревога, страх.

 

Манипура

Манипура находится в области солнечного сплетения, выше пупка и ниже ребер. Ее падма расположена между II и III поясничными позвонками.

Третья чакра считается ответственной за накопление и хранение праны. С ней связывают интеллект и сверхспособности. По древним представлениям, пробуждение этой чакры обеспечивает нечувствительность тела к жаре и холоду.

Третьей чакре соответствуют солнечное сплетение, эндокринные функции, связанные с печенью, надпочечниками, поджелудочной железой и селезенкой. Энергетика Манипуры непосредственно влияет на печень, селезенку, тонкий кишечник, желчный пузырь. Ее орган восприятия — глаза, орган действия — анус. Нарушения в работе Манипуры могут приводить к язве желудка, разлитию желчи, гепатиту, гипогликемии и желчнокаменной болезни.

Нормальная работа третьей чакры обеспечивает такие психологические качества, как решимость, независимость поведенческих мотивов, личная энергия, сила воли, яркая индивидуальность. Разбалансировка Манипуры вызывает раздражительность, неуверенность, жадность, чувство вины.

Анахата

Четвертая чакра, Анахата, расположена в центре груди, примерно на уровне сосков. В китайской традиции она носит название "средней дань-тянь" и локализуется в точке тань-чжун. Ее падма находится между IV и V грудными позвонками.

Анахата считается центром эмоциональности и духовности. В древности очень многие народы именно здесь размещали душу человека. Считается, что в четвертой чакре находится корень человеческой самости, отделяющий, отгораживающий личность от всех остальных. Поэтому в разных религиях духовная практика, медитация на чувстве возвышенной любви связана с этой чакрой. По представлениям древних, развитие четвертой чакры пробуждает внутреннюю красоту, делает привлекательным тело, активизирует сверхспособность к восприятию и телепор-тации (перемещению в пространстве, в том числе сквозь преграды).

Кроме того, Анахата регулирует и поддерживает биологические ритмы циркуляции праны.

Анахате соответствует сердечное сплетение, эндокринной железой является тимус. Она наиболее связана с сердцем, перикардом и легкими. Ее орган восприятия — кожа, а действия — половые органы. Нарушения в работе четвертой чакры могут привести к сердечнососудистым заболеваниям, артриту, заболеваниям легких, гипертонии.

Хорошо работающей сердечной чакре соответствуют такие качества характера, как любовь, сострадание, доброжелательность, исполнительность. При ее разба-лансировке человек становится бесчувственным, эмоционально закрытым, пассивным, его охватывает уныние, печаль.

Вишудха

Вишудха находится в области горла, ее падма расположена между VI и VII шейными позвонками. С этой чакрой связывают способность проникать в прошлое и будущее. В древней Японии считали, что она управляет сновидениями. Согласно учению Лайя-йоги, пробуждение этой чакры дает контроль над умом и телом, позволяет развить невероятную физическую силу.

С Вишудхой связаны горловое сплетение, щитовидная и пара-щитовидная железы. Она наиболее тесно взаимодействует с затылочными корешками спинного мозга. Нарушения в работе пятой чакры могут приводить к воспалению гортани, заболеваниям щитовидной железы, простудным заболеваниям и гриппу.

Нормальное функционирование пятой чакры проявляется в таких свойствах психики, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал, вдохновение. При ее разбаланси-ровке появляется склонность к навязчивым идеям, отсутствие экспрессивности, стереотипы поведения.

Аджна

Шестая чакра, Аджна, известная также как третий глаз, расположена на уровне лба, в области между бровей, в глубине мозга. Ее падма находится между II и III шейными позвонками. В Китае Аджна носит название "верхней дань-тянь", ей соответствует акупунктурная точка инь-тянь. Она считается центром мудрости и рассматривается, как наиболее важная медитативная чакра человеческого тела. Аджна связывается также с волевыми свойствами характера и парапсихологическими способностями человека. В древности считалось, что третий глаз наиболее развит у сильных магов и шаманов и определяет их способности к ясновидению, психокинезу, возможности воздействовать на других людей на расстоянии.

Аджна наиболее тесно связана с гипофизом, шейным нервным сплетением, головным мозгом. Нормальное функционирование этой чакры активизирует интеллект и психические способности к визуализации ярких зрительных образов.

Разбалансировка шестой чакры вызывает трудности с сосредоточением, окостенелость мышления, плохую коммуникабельность, способствует возникновению психических расстройств. Нарушения в ее работе могут явиться причиной головных болей.

Сахасрара

Сахасрара является самой высшей чакрой. Согласно эзотерическим (тайным, сокрытым) источникам знаний, она находится вне тела, над макушкой головы. Ей примерно соответствует точка бай-хуэй.

Седьмая чакра считается центром, связанным с высшим духовным планом. Открытие этой чакры снимает все ограничения пространства и времени, позволяет достичь высшей стадии просветления — Самадхи. По представлениям многих древних народов, именно в области Сахасрары находится Место, откуда душа покидает тело.

С Сахасрарой связывают шишковидную железу — эпифиз, расположенную в головном мозге. Нарушения в работе этой чакры могут способствовать образованию опухолей головного мозга, повышению внутричерепного давления.

С хорошо работающей седьмой чакрой в Индии связывают такие психические свойства, как способность к просветлению, космическая любовь, контакт с космическим сознанием, обладание универсальной энергией. При ее разбалансировке могут возникнуть депрессия, замкнутость, психозы и более тяжкие психические заболевания.

4. Китайская мудрость. Теория "Инь — Ян"

Основоположники китайской народной медицины рассматривали внутренние органы и связанные с ними меридианы не изолированно, а в их функциональной общности. Например, сердце — не только орган кровообращения, но и источник психической деятельности. Отсюда симптокомплекс поражения меридиана сердца и воздействие на точки этого меридиана не только при сосудистых заболеваниях, но и при нервно-психических нарушениях. Легкие — вся система дыхания, включая кожу, нос, гортань. Печень — не только депо крови, но и орган, функционально связанный с двигательным аппаратом, глазами.

Несмотря на явную архаичность теорий традиционной китайской медицины, специалисты по акупунктуре в странах Востока и Запада продолжают использовать ее основные положения в своей практической работе. Знание этой теории определяет некоторые закономерности подбора точек в каждом конкретном случае. Учитывая это, мы считаем необходимым кратко изложить ее отдельные положения.

В соответствии с древневосточными представлениями, все в природе делится на негативную — Инь и позитивную — Ян части. Инь — это отрицательное, материнское начало, присущее всему пассивному, холодному, темному, восприимчивому, скрытному, изменчивому, облачному. В природе — это Луна, Ночь, а у человека — внутренняя поверхность тела, нижняя часть и правая половина его. Настроение пониженное, лицо бледное, запавшие, тусклые глаза, слабая речь, тихая медленная походка, хриплый кашель, отсутствие аппетита, жидкий стул, привычка к горячей пище, постоянные боли ноющего характера, похолодание конечностей, дыхание тихое, поверхностное, учащенное.

Ян — это мужское начало, положительная сила; для него характерно движение, человек сильный, активный, быстрый. В природе это Небо, Солнце, День, у человека — наружная поверхность тела, верхняя его часть и левая половина. При заболевании это высокая температура тела, моча темного цвета, запоры, повышенная потливость, особенно днем, привычка к холодной пище, повышенный ап-петит, головная боль с ознобом, горячие на ощупь конечности, покраснение некоторых частей тела, судороги, речь активная, дыхание шумное, глубокое, редкое, голос грубый, громкий, настроение более бодрое.

Инь и Ян два противоположных, но взаимообусловленных начала, они присутствуют во всех процессах и явлениях природы. Между ними существует соперничество, и в то же время каждое из них не может существовать без другого. В каждом Инь заложено Ян, и наоборот (идея единства и борьбы противоположностей). Внутренняя борьба этих сил служит формой проявления жизненной энергии. В организме поддерживается постоянное биологическое равновесие благодаря последовательному распределению энергии между органами Инь и Ян. Нарушение равновесия приводит к возникновению патологического процесса. На принципе Инь-Ян китайские врачи основывают взаимоотношение органов между собой и их связи с покровами тела.

Деление на поверхности Ян И Инь имеет известное анатомическое и физиологическое обоснование. В покровах Инь проходят нервы, более богатые вегетативными волокнами: седалищный, больше-берцовый, срединный. На поверхностях Ян нервы менее богаты вегетативными волокнами. Ян - преобладание симпатических, а Инь — парасимпатических эффектов.

Из 12 основных органов различают 6 органов с физиологическим преобладанием тенденции Инь:

сердце, легкие, печень, селезенка, почки, перикард — и 6 органов с преобладанием тенденции Ян:

желудок, тонкая кишка, толстая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь, три части туловища.

Этим органам соответствуют 12 меридианов цзинь-ло (цзинь — путь, ло — сеть). Кроме 12 парных существуют еще два непарных меридиана: передний и задний срединные. Итого имеется 14 основных меридианов, которые соединяют на теле человека точки с некоторыми общими свойствами, имеющие отношение к своему органу. Названия меридианов составлены из сочетания Ян или Инь с названием одного из 12 внутренних органов или частей тела. Кроме того, указывается местоположение меридиана на конечностях: руке или ноге. Меридианы тонкого и толстого кишечников и трех полостей тела расположены на наружной поверхности руки и называются тремя ручными — яньскими меридианами. Меридианы печени, селезенки, почки располагаются на внутренней поверхности ноги и называются тремя ножными — иньскими меридианами. Меридианы желчного пузыря, желудка и мочевого пузыря располагаются на наружной и задней поверхности ноги и носят название трех ножных - янских меридианов.

Все янские меридианы сливаются на голове. Ручной меридиан трех частей туловища и ножной меридиан желчного пузыря расположены в боковой области головы, ручные меридианы толстой и тонкой кишок и ножной меридиан желудка ян-мин — в области лица, ножной меридиан мочевого пузыря тай-ян — в затылочной и теменной области. На передней поверхности туловища размещены 3 ножных и 3 ручных иньских меридиана. На задней поверхности туловища располагаются 3 янских меридиана. Ножной меридиан мочевого пузыря тай-ян проходит в области спины и поясницы, ножной меридиан желчного пузыря — по боковой поверхности туловища. Ножной меридиан желудка ян-мин составляет исключение из принципа Инь-Ян, так как относится к Ян, но проходит в области живота. Срединные непарные — передний и задний меридианы — осуществляют связи между правой и левой половинами туловища. Передний срединный меридиан — жэнь-май объединяет все иньские меридианы, задний срединный — ду-май контролирует все янские меридианы. Иногда эти меридианы называют периферическим мозолистым телом.

На схемах в большинстве руководств обозначен только ход видимой части меридианов, проецирующихся на коже туловища и конечностей. Однако есть еще и невидимые ответвления ко многим внутренним органам — так называемые коллатерали.

Правила манипуляции по активным точкам основаны на представлении о жизненной энергии, о ее движении по невидимым каналам, меридианам. Жизненная энергия циркулирует из одного канала (меридиана) в другой. Это можно сравнить со стрелкой часов, которая регулярно переходит от одной цифры к другой. Если каждый канал регулярно получает необходимое "питание", — это картина здоровья, уравновешенности в организме. При заболевании человека нарушается порядок приливов жизненной энергии: при избытке ее в одной области тела или органе в другой части наблюдается недостаток, истощение. Теория эта довольно хрупка, но она соприкасается с биоритмами, существование которых доказано.

Заболевание возникает тогда, когда по какой-то причине ослабевает или нарушается поток жизненной энергии, который можно сравнить с потоком воды в согнутом шланге. Вдоль всех каналов и меридианов есть 365 жизненных точек. Они расположены там, где этот поток может прерываться. Не следует забывать, что жизненные точки не имеют анатомического субстрата. Они не обязательно располагаются вблизи пораженного органа. В связи с этим больные часто удивляются эффекту в каком-либо органе или системе при воздействии на точки в других частях тела.

Меридиан легких

Насчитывает 11 точек (рис. 2). Топография: начинается у верхнего края II ребра, направляется к подмышечной впадине, проходит по внутренней поверхности плеча, следуя по внутреннему краю двуглавой мышцы; в области локтевой складки переходит на наружный край предплечья, следуя по радиальной бороздке (по ходу лучевой артерии), проходит по возвышенности большого пальца и заканчивается в точке шао-шан, у основания ногтевого ложа большого пальца руки, на 2 мм от лучевого края.

Локализация и основные показания:

1. Чжун-фу центральное положение.

Локализация: на 3 см ниже точки юнь-мэнь.

Показания: бронхиальная астма, тонзиллит, боли в груди, заболевания сердца.

2. Юнь-мэнь врата облака. Локализация: во впадине под наружным краем ключицы в 6 пунях от средней линии грудины.

Показания: бронхиальная астма, тонзиллит, межреберная невралгия, заболевания сердца.

3. Тянь-фу плодородная земля.

Локализация: на плече, на 3 цуня ниже уровня подмышечной впадины.

Показания: бронхиальная астма, межреберная невралгия, психозы, неврозы, головокружение.

4. Ся-бай общая белизна. Локализация: у лучевого края двуглавой мышцы плеча, на 4 цуня

ниже уровня подмышечной впадины.

Показания: кашель, боль в груди, рвота, сердцебиение неврогенного происхождения.

5. Чи-цзе трясина метра. Локализация: на локтевом сгибе, у лучевого края плечевой мышцы или у локтевого края плечелучевой мышцы.

Показания: бронхиальная астма, плеврит, тонзиллит, заболевания нервной системы.

6. Кун-цзуй самое маленькое отверстие.

Локализация: на 7 цуней выше лучезапястной складки, у внутреннего края плечелучевой мышцы.

Показания: кашель, заболевания горла и гортани, боли в суставах рук, головная боль, лихорадочные заболевания.

7. Ле-цюе недостающий ряд. Локализация: у лучевого края лучевой кости, на 1,5 цуня от запястной складки, в углублении непосредственно над шиловидным отростком лучевой кости.

Показания: невралгия тройничного нерва, зубная боль, головная боль, астма, гемиплегия, боли в области сердца.

8. Цзин-цюй продольный канал.

Локализация: на. 1 цунь выше лучезапястной складки, у лучевого края сухожилия лучевого сгибателя кисти.

Показания: бронхиальная астма, тонзиллит, межреберная невралгия, повышение температуры, конъюнктивит, рвота, эмфизема легких.

9. Тай-юань очень большая пропасть.

Локализация: на нижней складке лучезапястного, сустава, у лучевого края сухожилия лучевого сгибателя кисти.

Показания: эмфизема легких, тонзиллит, межреберная невралгия, ангина, конъюнктивит, кератит, артериальная гипотония.

10. Юй-цзи — встреча рыбы. Локализация: у основания I пястной кости, на лучевой стороне, у места прикрепления короткой отводящей мышцы большого пальца.

Показания: головная боль, бронхиальная астма, пневмония,

Рис. 2. Меридиан легких

Рис. 3. Меридиан толстой кишки

тонзиллит, гипергидроз, тахикардия, повышение температуры. 11. Шао-шан мелкая торговля. Локализация: на концевой фаланге большого пальца, на 0,3 мм снаружи от ногтевого ложа большого пальца.

Показания: тонзиллит, воспалительные заболевания полости рта, повышение температуры, головная боль, паротит, желтуха.

Меридиан толстой кишки

Насчитывается 20 точек (рис. 3). Начинается на 2 мм кнаружи от ногтевого ложа указательного пальца, далее следует по радиальному краю этого пальца, в промежутке между I и II пястными костями.

По радиальному краю предплечья достигает наружного конца кожной локтевой складки, поднимается на наружно-заднюю поверхность плеча до акромеона. Следует далее по передне-наружному краю трапециевидной мышцы, направляется вперед, пересекает нижнюю челюсть кпереди от ее угла и заканчивается в верхней части носогубной складки противоположной стороны.

Локализация и основные пока-зания:

1. Шан-ян — торговля ян. Локализация: у корня ногтя указательного пальца на 2 мм кнаружи.

Показания: тонзиллит, фарингит, зубная боль, глухота, флегмона в области лица, лихорадочные заболевания, кома.

2. Эр-цзянь — два промежутка. Локализация: у лучевого края основания I фаланги указательного пальца.

Показания: диарея, метеоризм, зубная боль, воспалительные заболевания полости рта, боли в области плеча, лопатки и спины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.047 с.)