Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления социально-педагогической работы с детьми-инвалидами
На формирование личности ребенка-инвалида существенное влияние оказывает его ближайшее окружение — семья. Важным направлением деятельности социального педагога является работа с родителями и ии£ другими родственниками ребенка-инвалида, так как его дальнейшая судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. От недостатка знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно, и поведения их в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. В этой ситуации, и особенно на первых этапах функционирования такой семьи, важна поддержка социального педагога. Задача его заключается в изучении психологического климата в семье, ее межличностных отношений, в выявлении морально-психологических ресурсов родителей и других родственников. Известно, что в одних случаях в семье существует недопонимание сложившейся ситуации и в связи с этим — пассивная позиция родителей. В других случаях — рациональное отношение родителей к появлению ребенка-инвалида (выполнение советов врача-реаби-литолога и т. д.). В третьих случаях —• гиперактивность родителей, поиск профессионалов, клиник, реабилитационных центров. Социальному педагогу предстоит направить усилия семьи по более рациональному пути, проводить психологическую и организационную работу, пытаться примирить родителей в случае размолвки между ними, обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей. Ситуация в семье с появлением ребенка-инвалида усугубляется еще и в связи с экономическим фактором: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств и т. д. В семье с ребенком-инвалидом возникает и проблема его обучения (на дому, в интернате, в специализированных школах и т. п.). По отношению к ребенку-инвалиду, его социальному статусу в настоящем и будущем также существуют различные позиции родителей. Умение правильно оценить характерологические задатки ребенка-инвалида, особенности его реагирования на ограниченность Out)
своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Развитие невротического состояния, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма ребенка-инвалида во многом зависит от наличия педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать. Роль социального педагога — помочь родителям и в этом плане. Просветительская, информационная деятельность социального педагога, умение применять правильно свои знания в данной области, является одной из важных его задач. В нашей стране имеются различные государственные учреждения для детей-инвалидов. Дети в возрасте до 3-х лет, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и с задержкой умственного развития, получают лечение и уход в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ. Дети с нерезко выраженными аномалиями в физическом и умственном развитии обучаются в специализированных школах (интернатах) Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 3-х до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. Между учреждениями этих трех ведомств существует тесное взаимодействие, осуществляется преемственность в их работе. Отбор детей в эти учреждения возложен на медико-педагогические комиссии, в состав которых входят врачи-психиатры, психологи, де-фектологи, логопеды, представители учреждений социальной защиты населения. Процедура отбора включает осмотр ребенка, диагностику степени заболевания, оформление документации. Современный детский дом-интернат для детей-инвалидов предоставляет своим воспитанникам различные виды медицинской помощи (педиатрической, неврологической, психиатрической), педагогического воздействия и обучения. Детей с ограниченными возможностями, находящихся в домах-интернатах, обучают и воспитывают по специально разработанным программам, которые включают формирование навыков самообслуживания, бытовую ориентацию, обучение. чтению, письму и счету в дошкольном и школьном возрасте. С 12-летнего возраста осуществляется обучение трудовым навыкам, которые закрепляются в учебно-производственных мастерских. Установлено, что дети с задержкой психического развития к подростковому возрасту могут овладеть не только трудовыми, но и некоторыми профессиональными навыками: швеи, плотника, штукатура-маляра, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и др. Это позволяет им в дальнейшем при наличии определенных социально-бытовых условий адаптироваться в обществе.
Реабилитационная деятельность в учреждениях. для умственно отсталых детей является задачей медико-педагогической работы, которая решается совместными усилиями врачей, воспитателей, педагогов-де-фектологов, социальных педагогов, психологов, логопедов, инструкторов трудового обучения. Наиболее важной формой реабилитации умственно отсталых детей является специальное обучение. Особенность трудовых процессов в детском доме-интернате состоит в том, что здесь больше, чем где-либо (в домах-интернатах другого профиля) труд выступает как лечебный фактор, имеющий ряд аспектов. Многогранность труда как лечебного фактора проявляется в воздействии его на моторику, интеллект и личность ребенка. В детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений — осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства. В последние годы в нашей стране создаются учреждения принципиально нового типа — территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной помощи семье и детям. ЗиО В этих учреждениях осуществляется медицинская4 и психологическая реабилитация детей и социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов. Социальному педагогу, работающему с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими таких детей, следует помнить, что жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок независимо от наличия у него ограничений, свидетельствующих об инвалидности, должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация рассогласованности между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. Таким образом, инвалидность — это проблема не одного человека, а общества в целом. Сущность ее — в правовых, экономических, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Тема: Зависимое поведение
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.005 с.) |