Диагностика психологической готовности к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика психологической готовности к школе



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые взрослые!

Оцените, пожалуйста, уровень развития социальных качеств ребенка с целью отслеживания успешности их развития по схеме:

+2 — якро выражена позитивнаяа черта; + 1 — часто проявляется как позитивная черта;

0 — не проявляет себя активно ни с позитивной, ни с негативной стороны;

-1 — иногда проявляет себя негативно;

-2 — ярко выражена негативная черта.

Фамилия, имя, возраст ребенка

Интерпретация результата:

Слабый уровень развития: 15—20% оценок находятся в зоне +2+1;

Средний уровень развития: 30-50% оценок находятся в зоне +2+1;

Хороший уровень развития: 50—75% оценок находятся в зоне +2+1;

Высокий уровень развития: 75—80% оценок находятся в зоне +2+1.

Утверждение -2 -1   +1 +2 Утверждение
             
Легко идёт на контакт со взрослыми           Избегает контакта со взрослыми
Откликается на просьбы взрослых           Не реагирует на просьбы взрослых
С удовольствием действует со взрослыми сообща           Не любит действовать со взрослыми сообща
Успешно действует под руководством взрослого           Не умеет действовать под руководством взрослого
Легко принимает помощь взрослого           Не принимает помощь взрослого
Часто взаимодействует со сверстниками           Избегает взаимодействия со сверстниками
Легко устанавливает дружеские взаимоотношения со сверстниками           С трудом устанавливает дружеские взаимоотношения со сверстниками
Успешно участвует в коллективной игре           Не участвует в коллективной игре
Проявляет качества лидера           Предпочитает подчиняться другим
Хорошо себя чувствует в большой группе людей           Не любит большие группы людей
Спокойно наблюдает за действиями других детей           Прерывает, мешает действиям других детей
Умеет занимать других детей           Не умеет занимать других детей
Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми           Не участвует в играх, предложенных другими детьми
Успешно разрешает конфликты со сверстниками           Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками
Хорошо действует самостоятельно           Не может действовать самостоятельно
Может занять себя сам           Не может занять себя сам
Умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение           Не умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение
Способен жертвовать своими интересами ради других           Ориентирован только на свои непосредственные интересы
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам           Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам
Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду           Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду
Признаёт правила, предложенные взрослыми           Не признаёт правил, предложенных взрослыми
Признаёт правила, предложенные другими детьми           Не признаёт правил, предложенных другими детьми

Сводный протокол изучения социальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

(Методика «Профиль социального развития шестилетки»)

 

Дата_______________________________________________________

ДОУ№ ______________________ Группа_________________________

Воспитатели:_________________________________________________

 

Фамилия, имя ребёнка № у т в е р ж д е н и я / степень выраженности качества от –2 до +2 Уровень соц. гот.
                                           
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

 

Уровень развития социальной готовности: Низкий уровень (от 1 до5 вопросов) – у ________ детей (________%),

Средний уровень (от 6 до 10 вопросов) – у ________ детей (________%),

Хороший уровень (от 11 до 15 вопросов) - у ________ детей (________%),

Высокий уровень (от 16 до 17 вопросов) - у ________ детей


ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ

(Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Американский тест тревожности, разработанный Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, представляет собой комплект из 14 сюжет­ных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником.

Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагае­мое лицо на рисунке — «грустное» или «веселое». Картинки де­лятся по половому признаку: для девочек — картинки с девоч­кой, для мальчиков — с мальчиком. Для практического психо­лога тест удобен в использовании и в обработке. Однако суще­ствует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и уст­ранять при работе с данным тестом:

1. Тест выявляет не личную тревожность, а ситуа­тивную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и ри­суночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется прово­дить дополнительное исследование.

3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения при­чин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.

I часть

Инструкция.

«На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) — желтым карандашом».

 

 

 

При анализе данного задания учитывается адекватность ри­сунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка на­рушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

Часть П.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без до­полнительных рисунков лиц.

Инструкция.

«Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!»

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), кото­рый равен процентному отношению числа эмоционально-нега­тивных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = ЧИСЛО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ВЫБОРОВ: 14 х 100%

 

По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);

б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%);

в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ <20%).

 

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализиру­ется отдельно. Делаются выводы относительно возможного ха­рактера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают ри­сунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с вы­сокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в си­туациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игно­рирование, 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью бу­дут обладать высоким или средним ИТ.

Подробное описание теста тревожности предлагается в ра­боте Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».

Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагности­ки оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ раз­вития ребенка.

 

Индивидуальный протокол к методике определения тревожности

(Теммл, Дорки, Амен)

 

Ребенок ________________________________________

Дата _______ Возраст ________ ДОУ №____Гр. №___

Воспитатели ____________________________________

Обследовал педагог-психолог (методист)

№№ Содержание рисунка Комментарий картинки ребенком Выбор лица
весел грус.
  Игра с маленькими детьми      
  Ребенок и мать с младенцем      
  Объект агрессии      
  Одевание      
  Игра со старшими детьми      
  Ложится спать в одиночестве      
  Умывание      
  Выговор      
  Игнорирование      
  Агрессивное нападение      
  Собирание игрушек      
  Изоляция      
  Ребенок с родителями      
  Прием пищи в одиночестве      

 

 

ИТОГИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Дата _____________________________________________________________

Место тестирования ________________________________________________

Тестирование проведено ____________________________________________Группа ___________________________________________________________

Воспитатели_______________________________________________________

№№ Ф.И. ребенка Выбор соответствующего лица Колич. негат. выбор Индекс тревож-ности Уро- вень трево
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

Детей с уровнем тревожности: высоким - ____ чел.; _____ %;

средним - ____ чел.; ______ %;

низким - ____ чел.; ______ %.

ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

 

 

 

 

 

 

 

5. ТЕСТ “ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ”

Эльконин Д.Б.

Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности

Условия проведения. Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку на расстоянии 4 клетки от края поставлены по вертикали три точки на расстоянии 1 клетки одна от одной (Рис 1 а, 6, в, г); карандаш для ребенка.

В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - допол­нительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяю­щий дает предварительные объяснения.

Инструкция: «Посмотри на этот лист с точками (Рис. 1 а) Возьми в правую руку карандаш и приготовся рисовать линию. Я буду говорить в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от листа».

Первое задание — тренировочное. «Начинаем рисовать первый узор. По­ставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­право. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте ри­совать такой же узор сами. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. (Рис. 1 б).

Следующая инструкция: Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна Клетка вверх. Одна Клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор.

Предоставляет детям 1,5-2 минуты на самостоятельное продолжение узора. (Рис. 1 в).

Заключительный узор.

Инструкция. «Поставь карандаш на последнюю точку. Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. А теперь сами продолжайте рисовать узор. (Рис 1 г).

 

 

Оценка результатов.

 

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются.

Слабый уровень: слушает невнимательно, отвлекается, допускает ошибки во всех сериях, не может продолжить узор самостоятельно, каждый из двух узоров не соответствует тому, что было продиктовано.

Средний уровень: слушает, но иногда отвлекается, допущено 1 — 2 ошибки во время диктования, может самостоятельно продолжить узор, но с ошибками.

Хороший уровень: внимательно слушает, после тренировочной серии не допущено и ошибок во время диктования, самостоятельно продолжает узор, можетдопустить 1—2 ошибки, которые самостоятельно обнаруживает.

Высокий уровень: внимательно слушает, не отвлекается на дополнительные раздражители, четко выполняет все задания, не допускает ошибок.

 

По методике Кумариной Г.Ф.

Данный методический материал разработан в лаборатории коррекционной педагогики НИИ г. Москвы под руководством Г.Ф.Кумариной.

Рекомендуется для фронтального изучения детей, поступающих в школу, с целью сбора необходимой информации, осуществления общей ориентировки в их качественном составе и предварительного выделения детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.

Назначение предлагаемых заданий: комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Своевременная диагностика детей с низким уровнем готовности к обучению в школе позволяет уже на этом этапе нацелить внимание воспитателей. учителей и родителей на необходимость проведения специальной коррекционной работы с каждым ребенком.

Подобранный диагностический материал может быть использован как на базе дошкольного учреждения, так и начальной школы. Наиболее целесообразный период проведения диагностики с марта по май месяц.

Организует и проводит работу по изучению детей психолог, методист (завуч), специально подготовленный воспитатель (учитель). Диагностика должна проводиться точно в соответствии с используемым материалом и с соблюдением всех этических и методических требований, предъявляемым к данному виду работы.

Доступность, компактность, системность и информативность данного диагностического материала позволяет рекомендовать его для широкого использования в дошкольных учреждениях и школах области с учетом всех указанных требований.

Материалы дополнены, откорректированы и рекомендованы для использования Областным центром практической психологии.

 

ЗАДАНИЕ 1 - «УЗОР»

Цель: комплексная диагностика уровня развития мелких мышц руки; кинестатической чувствительности; способность к тонкому зрительному анализу; умение удержать зрительный образ и перенести его на рабочий лист; уровень развития координации в системе глаз-рука.

Инструментарий: узор – образец выполнен заранее на листочке в клетку (возможно, на доске, разлинованной в клетку), цветные мягкие карандаши для каждого ребенка.

                                                                         
      к к         к                                                    
        с с к   с с                                              
    к     с     к     с                                                  

Инструкция. – Дети, конечно, все вы раньше рисовали разные узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листочках узор – точно такой же, как на образце. Рассмотрите узор внимательно – расположение линий по клеточкам, их цвет должны быть у вас точно такие же, как на образце. Это первое, что вы должны делать. После того, как узор перерисуете, вы должны самостоятельно дорисовать его до конца до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по образцу, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? (Уточнения по вопросам). Дальше будете работать самостоятельно.

Ход работы. Узор выполняется как 2-хцветный (красный и синий цвета). Перед каждым ребенком лежит набор карандашей – не менее 6-ти.

Работа состоит из трех частей: 1- срисовывание; 2- самостоятельное продолжение узора, 3 – проверка и вторичное выполнение работы для исправления замеченных ошибок.

Оценка выполнения задания:

1 уровень – узор срисован и продолжен правильно – фотографически точно. Соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные.

2 уровень – узор срисован и продолжен правильно с соблюдением заданной закономерности в величине и расположении линий, чередовании цветов. Однако, в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона лишь приблизительно соответствуют заданным в образце. Рисунок можно определить по существу правильным, но небрежным. Может иметь место плохая графика.

3 уровень – при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении: заданная закономерность в расположении линий нарушена; пропущены отдельные элементы узора (например, одна из горизонтальных линий, соединяющих вершины; сглажены или совсем искажены различия в высоте вершин).

4 уровень - выполненный рисунок лишь отдаленно похож на образец: ребенок уловил и отразил в нем только 2 особенности – чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора пропущены. Не выдерживается даже строка – сползает вниз или поднимается вверх.

 

ЗАДАНИЕ 2 - «РИСОВАНИЕ БУС»

(методика И.И. Аргинской)

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Инструментарий: заранее подготовленный образец с рисунком кривой, изображающей нитку, цветные мягкие карандаши для каждого ребенка.

Инструкция к первой части. – Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке надо нарисовать 5 круглых бусин так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, а средняя бусина – обязательно синей. (Инструкция повторяется 2 раза). Начинайте рисовать.

Инструкция ко второй части (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили 1 часть). – Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было рисовать бусины, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметил ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно. Инструкция повторяется еще раз, каждое условие выделяется голосом.

Ход работы. Работа состоит из двух частей: 1- рисование бус; 2 – проверка и вторичное выполнение работы для исправления замеченных ошибок.

 

 

Оценка выполнения задания:

1 уровень – задание выполнено правильно, учтены все 5 условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование 5 разных цветов, фиксированный цвет для средней бусины.

2 уровень – при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3 уровень – при выполнении задания учтены 2 условия.

4 уровень - при выполнении задания учтено не более 1 условия.

 

ЗАДАНИЕ 3 - «РАЗМЕТКА»

(методика Г.Ф.Кумариной, Н.А.Цирюлик)

Цель: диагностика особенностей зрительного анализа, навыки планирования и контроля в практической деятельности.

Инструментарий: образец (на листе заданий), цветные мягкие карандаши для каждого ребенка.

Инструкция. Внимательно рассмотрите 10 точек, запомните расстояние между ними и их цвета. Повторите точно этот рисунок рядом с образцом. Задание понятно? Приступайте к работе.

                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         

Ход работы. Дети выполняют задание в точном соответствии с инструкцией. Необходимости в предварительной подготовке детей к этому заданию нет, После окончания работы можно предложить детям самостоятельно проанализировать полученный результат.

Оценка выполнения задания:

1 уровень – точное воспроизведение образца.

2 уровень – нарушено расстояние, но сохранен основной принцип расположения точек.

3 уровень – нарушено расстояние между точками и закономерность их расположения.

4 уровень - ребенок затрудняется выполнить задание.

ЗАДАНИЕ 4 - «РАСКРАШИВАНИЕ ФИГУР»

(методика Н.Я.Чутко)

Цель: выявить способность детей к классификации наглядного материала по самостоятельно найденному признаку.

Инструментарий: изображение треугольников в прямом, перевернутом и зеркальном положении, цветные мягкие карандаши для каждого ребенка.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.113 с.)