Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
№
| УУД/ показатель
| Инструментарий
| Методы
| Периодичность проведения
| Сроки проведения
|
Коммуникативные УУД
|
| Коммуникация как кооперация
кооперация
1) дословно означает сотрудничество; под словом кооперация и подразумеваются различные виды сотрудничества;
2) в широком смысле под словом кооперация (сотрудничество) понимают одновременное занятие многих рабочих одной и той же работой по общему плану (общественное сотрудничество);
различают:
а) простое сотрудничество — объединение сил нескольких людей для выполнения одной работы, которая каждому из них в отдельности не под силу (напр. поднятие груза),
б) сложное сотрудничество — участие многих людей в работе, имеющей единую цель, но состоящей из ряда самостоятельных действий
| · 1-2-3 кл. Задание «Рукавички»
· 4 кл.Задание «Совместная сортировка»
| наблюдение
| 1 раз в год
| октябрь
|
| Коммуникация как интеракция
(взаимодействие
1. И. социальная – социальное взаимодействие индивидов.
2. И. речевая – речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.)
| 1-2 кл. Методика «Левая и правая стороны»
· 3-4 кл. Методика «Кто прав?»
| беседа
| 1 раз в год
| октябрь
|
| Коммуникация как интериоризация
Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятие И. вошло после работ представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Принципиальное для психологии значение получило в культурно-исторической теории советского психолога Л. С. Выготского; одно из основных положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психическим процессом отдельного индивида.
| · 1-2 кл. Методика «Узор под диктовку»
3-4 кл. Задание «Дорога к дому»
| тестирование
| 1 раз в год
| октябрь
|
Личностные УУД
Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению, которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду). Это и профессиональное само определение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть отдаленное будущее, через 20-40 лет, так и на ближайшее будущее: на завершение своего образования в школе, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.
Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
– что я хочу (какие цели я ставлю)
– что я могу (представление о своих возможностях)
– что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),
– что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения)
Одной из составляющих является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны;
Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.
Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Уже в 1 классе дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.
Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;
Учитель учит оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).
Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:
-смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
-самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
-основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России;
На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа.
|
| Самопознание и самоопределение/ Самооценка
| 1-2-3-4 кл.Тест на определение самооценки «Лесенка»
| тестирование
| 1 раз в год
| ноябрь
|
| Смыслообразование/Мотивация
| 1-2 кл. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
3-4 кл. Диагностика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д.Андреева)
| анкетирование
тестирование
| 1 раз в год
| ноябрь
|
| Нравственно-этическая ориентация
| · 1-2 кл. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
· 3-4 кл. Методика «Незаконченные предложения»
| анкетирование
| 1 раз в год
| ноябрь
|
Регулятивные УУД
|
| Целеполагание
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
| ·
| Наблюдение
| 1 раз в год
| февраль
|
| Контроль
| · 1 кл. Методика «Рисование по точкам»
· 2-3-4 кл. Методика «Корректурная проба»
| тестирование
| 1 раз в год
| февраль
|
| Оценка
| · 1-2 кл. Степень развития произвольного внимания
· Методика «Да-нет».
· 3-4 кл.
| тестирование
| 1 раз в год
| февраль
|
Познавательные УУД
|
| Общеучебные универсальные действия
Познавательные универсальные действия включают общеучебные,логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| ·
| Наблюдение
| 1 раз в год
| март
|
| Логические учебные действия
Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
| · 1 кл. Тест «Найди несколько различий»
· 2 кл. Методика «Выделение существенных признаков»
· 3 кл. Тест «Логические закономерности»
· 4 кл. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)
| тестирование
| 1 раз в год
| март
|
| Постановка и решение проблем
Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
| ·
| Наблюдение
| 1 раз в год
| март
|
Диагностические методики
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета.
1.Тебе нравиться в школе?
· Нравиться
· Не очень нравиться
· Не нравиться
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
· Иду с радостью
· Бывает по-разному
· Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
· Не знаю точно
· Остался бы дома
· Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
· Доволен
· Бывает по-разному
· Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
· Хотел бы
· Не хотел бы
· Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
· Хотел бы
· Не хотел бы
· Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
· Часто
· Иногда
· Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
· Точно не знаю
· Не хотел бы
· Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
· Не очень много
· Много
· Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
· Нравятся
· Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
· Большинство не нравится
КЛЮЧ:
№вопроса
| Бал за 1 ответ
| Бал за 2 ответ
| Бал за 3 ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
ДИАГНОСТИКА «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ» (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.______________________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
| Почти никогда
| Иногда
| Часто
| Почти всегда
|
1. Я спокоен.
|
|
|
|
|
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.
|
|
|
|
|
3. Я разъерен.
|
|
|
|
|
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.
|
|
|
|
|
5. Я напряжен.
|
|
|
|
|
6. Я испытываю любопытство.
|
|
|
|
|
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.
|
|
|
|
|
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.
|
|
|
|
|
9. Я раскован.
|
|
|
|
|
10. Мне интересно.
|
|
|
|
|
11. Я рассержен.
|
|
|
|
|
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.
|
|
|
|
|
13. Меня волнуют возможные неудачи.
|
|
|
|
|
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.
|
|
|
|
|
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.
|
|
|
|
|
16. Я стараюсь все делать правильно.
|
|
|
|
|
17. Я чувствую себя неудачником.
|
|
|
|
|
18. Я чувствую себя исследователем.
|
|
|
|
|
19. Мне хочется что-нибудь сломать.
|
|
|
|
|
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.
|
|
|
|
|
21. Я взвинчен.
|
|
|
|
|
22. Я энергичен.
|
|
|
|
|
23. Я взбешен.
|
|
|
|
|
24. Я горжусь своими школьными успехами.
|
|
|
|
|
25. Я чувствую себя совершенно свободно.
|
|
|
|
|
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.
|
|
|
|
|
27. Я раздражен.
|
|
|
|
|
28. Я решаю самые трудные задачи.
|
|
|
|
|
29. Мне не хватает уверенности в себе.
|
|
|
|
|
30. Мне скучно.
|
|
|
|
|
31. Мне хочется что-нибудь сломать.
|
|
|
|
|
32. Я стараюсь не получить двойку.
|
|
|
|
|
33. Я уравновешен.
|
|
|
|
|
34. Мне нравится думать, решать.
|
|
|
|
|
35. Я чувствую себя обманутым.
|
|
|
|
|
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.
|
|
|
|
|
37. Я боюсь.
|
|
|
|
|
38. Я чувствую уныние и тоску.
|
|
|
|
|
39. Меня многое приводит в ярость.
|
|
|
|
|
40. Я хочу быть среди лучших.
|
|
|
|
|
Обработка результатов.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
Ключ
Шкала
| Пункты, номер
|
Познавательная активность
| 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
|
Мотивация достижения
| 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
|
Тревожность
| 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
|
Гнев
| 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
|
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели
Шкала
|
уровень
| Половозрастные группы, интервал значений
|
|
| 10-11 лет
| 12- 14 лет
| 15-16 лет
|
Дев.
| Мал.
| Дев.
| Мал.
| Дев.
| Мал.
|
Познавательная активность
| Высокий
| 31-40
| 28-40
| 28-40
| 27-40
| 29-40
| 31-40
|
| Средний
| 21-26
| 22-27
| 21-27
| 19-26
| 18-28
| 21-29
|
Низкий
| 10-25
| 10-21
| 10-20
| 10-18
| 10-17
| 10-20
|
Тревожность
| Высокий
| 27-40
| 24-40
| 25-40
| 26-40
| 25-40
| 23-40
|
Средний
| 20-26
| 17-23
| 19-24
| 19-25
| 17-24
| 16-22
|
Низкий
| 10-19
| 10-16
| 10-18
| 10-18
| 10-16
| 10-15
|
Гнев
| Высокий
| 21-40
| 20-40
| 19-40
| 23-40
| 21-40
| 18-40
|
Средний
| 14-20
| 13-19
| 14-19
| 15-22
| 14-20
| 12-18
|
Низкий
| 10-13
| 10-12
| 10-13
| 10-14
| 10-13
| 10-11
|
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.
Интерпретация данных
Шкала
|
Интерпретация
|
Познавательная активность
| тревожность
| гнев
|
Высокий
| Низкий, средний
| Низкий
| Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
|
Средний
| Низкий, средний
| Низкий
| Позитивное отношение к учению
|
Низкий
| Низкий, средний
| Низкий,
средний
| Переживание «школьной скуки»
|
Средний
| Низкий, средний
| Низкий,
Средний
| Диффузное эмоциональное отношение
|
Средний
| Низкий,
средний
| Высокий
| Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
|
|
Низкий
| Низкий,
средний
| Высокий
| Негативное эмоциональное отношение
|
Низкий
| Низкий
| Высокий
| Резко отрицательное отношение к школе и учению
|
Высокий
| Высокий
| Высокий
| Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
|
Высокий
| Высокий
| Средний
| Повышенная эмоциональность на уроке
|
|
Средний,
низкий
| Высокий
| Средний,
Низкий
| Школьная тревожность
|
Высокий
| Средний, низкий
| Высокий
| Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
|
Высокий,
средний
| Высокий
| Низкий,
средний
| Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.
|