Циклограмма мероприятий (1 – 4 классы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циклограмма мероприятий (1 – 4 классы)



Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

 

УУД/ показатель Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения
Коммуникативные УУД
  Коммуникация как кооперация кооперация 1) дословно означает сотрудничество; под словом кооперация и подразумеваются различные виды сотрудничества; 2) в широком смысле под словом кооперация (сотрудничество) понимают одновременное занятие многих рабочих одной и той же работой по общему плану (общественное сотрудничество); различают: а) простое сотрудничество — объединение сил нескольких людей для выполнения одной работы, которая каждому из них в отдельности не под силу (напр. поднятие груза), б) сложное сотрудничество — участие многих людей в работе, имеющей единую цель, но состоящей из ряда самостоятельных действий   · 1-2-3 кл. Задание «Рукавички» · 4 кл.Задание «Совместная сортировка» наблюдение   1 раз в год октябрь
  Коммуникация как интеракция (взаимодействие 1. И. социальная – социальное взаимодействие индивидов. 2. И. речевая – речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.)   1-2 кл. Методика «Левая и правая стороны» · 3-4 кл. Методика «Кто прав?» беседа   1 раз в год   октябрь
  Коммуникация как интериоризация Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятие И. вошло после работ представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Принципиальное для психологии значение получило в культурно-исторической теории советского психолога Л. С. Выготского; одно из основных положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психическим процессом отдельного индивида. · 1-2 кл. Методика «Узор под диктовку» 3-4 кл. Задание «Дорога к дому» тестирование 1 раз в год октябрь
Личностные УУД Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению, которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду). Это и профессиональное само определение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть отдаленное будущее, через 20-40 лет, так и на ближайшее будущее: на завершение своего образования в школе, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни. Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (какие цели я ставлю) – что я могу (представление о своих возможностях) – что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), – что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения) Одной из составляющих является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению. Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны; Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика. Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Уже в 1 классе дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения. Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни; Учитель учит оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия: -смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; -самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; -основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России; На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа.
  Самопознание и самоопределение/ Самооценка   1-2-3-4 кл.Тест на определение самооценки «Лесенка» тестирование 1 раз в год ноябрь
  Смыслообразование/Мотивация 1-2 кл. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) 3-4 кл. Диагностика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д.Андреева)   анкетирование   тестирование 1 раз в год ноябрь
  Нравственно-этическая ориентация · 1-2 кл. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» · 3-4 кл. Методика «Незаконченные предложения» анкетирование 1 раз в год ноябрь
Регулятивные УУД
  Целеполагание В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата. · Наблюдение     1 раз в год февраль
  Контроль · 1 кл. Методика «Рисование по точкам» · 2-3-4 кл. Методика «Корректурная проба» тестирование 1 раз в год февраль
  Оценка · 1-2 кл. Степень развития произвольного внимания · Методика «Да-нет». · 3-4 кл. тестирование 1 раз в год февраль
Познавательные УУД
  Общеучебные универсальные действия Познавательные универсальные действия включают общеучебные,логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.   · Наблюдение   1 раз в год март
  Логические учебные действия Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.   · 1 кл. Тест «Найди несколько различий» · 2 кл. Методика «Выделение существенных признаков» · 3 кл. Тест «Логические закономерности» · 4 кл. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене) тестирование 1 раз в год март
  Постановка и решение проблем Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.     · Наблюдение   1 раз в год март

Диагностические методики

«Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст: 1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?

 

Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.

 

 

АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета.

1.Тебе нравиться в школе?

· Нравиться

· Не очень нравиться

· Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

· Иду с радостью

· Бывает по-разному

· Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

· Не знаю точно

· Остался бы дома

· Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

· Доволен

· Бывает по-разному

· Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

· Хотел бы

· Не хотел бы

· Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

· Хотел бы

· Не хотел бы

· Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

· Часто

· Иногда

· Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

· Точно не знаю

· Не хотел бы

· Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

· Не очень много

· Много

· Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

· Нравятся

· Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

· Большинство не нравится

КЛЮЧ:

№вопроса Бал за 1 ответ Бал за 2 ответ Бал за 3 ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

ДИАГНОСТИКА «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ» (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

 

Ф.И.______________________________________________________________

 

Класс____________________Дата_____________________________________

 

Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

 

  Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен.        
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.        
3. Я разъерен.        
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.        
5. Я напряжен.        
6. Я испытываю любопытство.        
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.        
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.        
9. Я раскован.        
10. Мне интересно.        
11. Я рассержен.        
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.        
13. Меня волнуют возможные неудачи.        
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.        
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.        
16. Я стараюсь все делать правильно.        
17. Я чувствую себя неудачником.        
18. Я чувствую себя исследователем.        
19. Мне хочется что-нибудь сломать.        
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.        
21. Я взвинчен.        
22. Я энергичен.        
23. Я взбешен.        
24. Я горжусь своими школьными успехами.        
25. Я чувствую себя совершенно свободно.        
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.        
27. Я раздражен.        
28. Я решаю самые трудные задачи.        
29. Мне не хватает уверенности в себе.        
30. Мне скучно.        
31. Мне хочется что-нибудь сломать.        
32. Я стараюсь не получить двойку.        
33. Я уравновешен.        
34. Мне нравится думать, решать.        
35. Я чувствую себя обманутым.        
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.        
37. Я боюсь.        
38. Я чувствую уныние и тоску.        
39. Меня многое приводит в ярость.        
40. Я хочу быть среди лучших.        

 

 

Обработка результатов.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

На бланке 1 2 3 4

Вес для подсчета 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

Ключ

 

Шкала Пункты, номер
  Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

 

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

 

Оценка и интерпретация результатов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

 

Распределение баллов по уровням:

 

Нормативные показатели

 

  Шкала   уровень Половозрастные группы, интервал значений
    10-11 лет 12- 14 лет 15-16 лет
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.
Познавательная активность Высокий   31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40
  Средний   21-26 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
Низкий   10-25 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Тревожность Высокий   27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
Средний   20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
Низкий   10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
  Гнев Высокий   21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
Средний   14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
Низкий   10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11

 

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.

Интерпретация данных

 

Шкала   Интерпретация
Познавательная активность тревожность гнев
  Высокий Низкий, средний Низкий Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний Низкий, средний Низкий Позитивное отношение к учению
Низкий Низкий, средний Низкий, средний Переживание «школьной скуки»
Средний Низкий, средний Низкий, Средний Диффузное эмоциональное отношение
Средний Низкий, средний Высокий Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
 
Низкий Низкий, средний Высокий Негативное эмоциональное отношение
Низкий Низкий Высокий Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий Высокий Высокий Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий Высокий Средний Повышенная эмоциональность на уроке
 
Средний, низкий Высокий Средний, Низкий Школьная тревожность
Высокий Средний, низкий Высокий Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий, средний Высокий Низкий, средний Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.088 с.)