Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие стран, освободившихся от колониальной зависимости
Со второй половины 40-х гг. XX в. на протяжении трех десятилетий в мире проходил огромной политической значимости процесс деколонизации. Он был обусловлен распадом крупнейших европейских колониальных империй, создававшихся веками — первоначально британской, а затем французской, бельгийской, голландской, португальской. Независимость получили десятки государств Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Океании. Ныне существуют остатки колониальных владений. Так, Великобритания контролирует Гибралтар, Фолклендские, Виргинские острова, Остров Святой Елены, Франция — Гваделупу, Гвиану, Мартинику, Сен-Пьер и Микелон, Французскую Полинезию. Деколонизация проходила в условиях национально-освободительной борьбы при активной поддержке прогрессивного общественного мнения и зарубежной общественности. Советский Союз, Китайская Народная Республика па протяжении многих десятилетий поддерживали борьбу против колониализма и оказывали народам Азии и Африки политическую, социально-экономическую, гуманитарную п военную помощь. Мировое сообщество создало международно-правовые акты, осуждающие колониализм, расизм, геноцид. Это прежде всего Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений pi сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.). Принцип самоопределения наций и народов сформировался и стал носить императивный характер в 50—60-е гг. XX в. Развивающиеся страны (государства третьего мира) различаются по уровню развития экономики, социальной сферы, форме правления, форме государственного устройства, политическому режиму. Для них характерны социально-экономическая отсталость, огромная дифференциация населения по уровню доходов и образу жизни, бедность абсолютного большинства населения, неразвитость гражданского общества. Несмотря на декларируемые независимость и государственный суверенитет, большинство из них находятся в политической и экономической зависимости от высокоразвитых государств (нередко от бывших метрополий) и проводят прозападную политику. Ключевые позиции в социально-экономической сфере занимает крупный иностранный капитал — американский, западноевропейский, японский.
Многие государства непрерывно развивались по традиционному пути, используя западные инвестиции и кадровую помощь для обновления и реформирования национальной экономики (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Тунис). Именно они достигли за годы независимости неоспоримых социально-экономических результатов. Отдельные афро-азиатские государства (Алжир, Бирма, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Мозамбик, Сомали, Эфиопия) выбирали социалистическую модель развития, некритично ее использовали, однако после первых политических и экономических неудач, социальных катаклизмов, от нее решительно отказывались. В этих странах (особенно государствах Тропической Африки и Океании) сильно влияние родоплеменной знати, религии. В экономике и политике укрепляет свои позиции национальная буржуазия, нередко связанная с капиталом бывшей колониальной державы. Рабочий класс не развит и находится, как правило, в стадии формирования. Преобладает крестьянство, составляющее обычно 60—90% всего населения. Чаще всего это наиболее обездоленная категория (класс) граждан. В тех регионах, где существует экспортно ориентированное производство сельскохозяйственных продуктов или его переработка, происходит становление фермерства, которое в целом весьма маломощно, не организовано и не может защищать свои интересы. Этим государствам присуща слабая и малоэффективная государственная власть, действующая в условиях бюрократизации управления и деформации принципа разделения властей. В государственной системе наблюдается безусловное доминирование президентской или монаршей власти, а судебная власть недостаточно влиятельна и авторитетна. В широких масштабах применяется обычное (традиционное) право. Национальную государственность и общество подтачивают преступность, коррупция и трайбализм (культурно-бытовая и социально-политическая обособленность племен, этнических групп, зачастую переходящая в противостояние (от англ. tribalism — племя)). Установившийся политический режим обычно нельзя отнести к традиционному демократическому, применяя западные стандарты, во многих случаях в нем наличествуют черты авторитаризма. С 1963 по 2003 г. в Африке произошло 111 военных переворотов, более 30 крупных войн, несколько тысяч пограничных и межэтнических конфликтов. Все это крайне негативно влияет на национальную государственность, уровень, образ и качество жизни населения. С уверенностью можно говорить о растущем социально-экономическом и силовом разрыве между ними и государствами Европы, Америки, Японией.
Все предпринимавшиеся за последнее десятилетие попытки социально-экономической интеграции государств Африки под различными политическими или идеологическими лозунгами (в том числе последний план ливийского лидера М. Каддафи по образованию так называемых «Соединенных штатов Африки») оказались малоэффективными и труднореализуемыми. Несмотря на то что российские позиции после развала Советского Союза существенно ослабли на афро-азиатском направлении, Россия поддерживает дружественные отношения со многими из них (Алжир, Ангола, Египет, Индия, Индонезия, Непал, Сингапур, Сирия, Малайзия) и осуществляет с ними взаимовыгодное сотрудничество.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.006 с.) |