Выделите закономерности и раскройте основные дидактические принципы обучения дошкольников 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделите закономерности и раскройте основные дидактические принципы обучения дошкольников



Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Все новое, открываемое дидактикой, влияет на процесс обучения. Дидактика, являясь отраслью педагогики, оперирует и некоторыми ее основными понятиями.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка. Принцип научности обучения. Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включает различные этапы, формы, виды. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета ' к его внутреннему строению. Принцип научности определяет место научных знаний в педагогическом процессе. Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об окружающем мире. Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним. Педагог должен знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий. Принцип систематичности обучения. Этот принцип включает следующие основные положения: 1. Учебный материал как отражение сторон окружающей действительности представляет собой систему знаний. 2. Педагог должен знать первоисточник учебных знаний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи предметов, явлений. 3. Усвоение учебного материала детьми зависит от объяснения педагога. 4. Система изучения должна соответствовать возрастным возможностям детей. 5. Система знаний должна предполагать развитие логического мышления. Принцип доступности. Этот принцип основывается на умении воспитателей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными. Доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитать любознательность у детей, сформировать познавательные интересы. Принцип наглядности обучения. Реализуется принцип наглядности обучения с помощью специальных пособий. Наглядные пособия делятся на натуральные, изобразительные, схематические, объемные, плоскостные и т. д. Принцип сознательности и активности обучения детей. Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного от-ношения к обучению, познавательной активности. В настоящее время процесс усвоения знаний приобретает творческий характер. Все больше внимания сосредотачивается на отношении ребенка к занятию. Если ребенок хочет учиться, ему легче осваивать учебный материал. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности познавательных психических процессов. Принцип прочности обучения. Прочность знаний – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются педагогическое мастерство и желание ребенка учиться. Основные требования прочности обучения: 1. Выделение в учебном материале главной мысли. 2. Связь главной мысли учебного материала с имеющимися у ребенка знаниями. 3. Знания должны быть включены в систему взглядов и рассуждений ребенка - тогда он не забывает их. 4. Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. 5. Включение изучаемых явлений в практическую деятельность детей. Принцип индивидуализации обучения. Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

 

ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ИЗ МЕТОДОВ. ОБОСНУЙТЕ ВЫБОР МЕТОДОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.а) словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;б) наглядные методы - показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

в) игровые методы - позволяют дошкольников предстоящей деятельностью.

г) практические методы – упражнения, эксперименты и практические работы.

Наглядные методы1) Наблюдение. Виды наблюдений: распознающего характера - форма, цвет, величина, за изменениями объектов - рост и развитие растений, животных.2) Рассматривание картин в целом и детально 3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы 1) Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий. Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие. 2) Элементарный опыт — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта. 3) Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов. Словесные методы 1) Рассказ взрослого и рассказ ребенка

2) Чтение художественных произведений детям расширяет и обогащает знания детей об окружающем, формирует их способности к восприятию и пониманию художественной литературы.3) Беседы: предварительные, итоговые (по обобщению).

 

ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЗАНЯТИЕ КАК ТРАДИЦИОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ ДОШ-ОВ. ПОКАЖИТЕ ВАРИАТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ. ДОКАЖИТЕ, ЧТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУЩЕСТВУЕТ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕ-ТИ.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения). Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Традиционная форма обучения.

положительные стороны: систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности педагога, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении; отрицательные стороны: шаблонное построение, однообразие, отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся, слабая речевая деятельность, слабая обратная связь, отсутствие индивидуального обучения. Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат. Групповая форма организации обучения. Группа делится на подгруппы. Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три части: 1. Вводная, 2.Основная. 3.Заключительная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.004 с.)