Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая природа сводов законов
Исследованию юридической природы различных Сводов законов посвящена обширная литература как отечественных, так и зарубежных авторов (см., например, [155; 172-180]). Поэтому, не вдаваясь подробно в механизм их формирования и подготовки, рассмотрим лишь некоторые принципиальные вопросы по поводу характера ПСД в данном случае и природы Сводов законов. Систематизацию, связанную с изданием Сводов законов, ученые-юристы чаще всего относят к официальной инкорпорации, при которой составляемые собрания охватывают все или большую часть законодательства (см., например [182. С. 116; 18. С. 337; 175. С. 330-332]). “Свод не является актом правотворчества, новым источником права, – пишет, например, И.Н. Сенякин, – ведь в процессе формирования его разделов в законодательство не вносится ничего принципиально нового. Правовые акты, включенные в Свод, первоначально были приняты и опубликованы в обычном порядке. Юридический статус Свода состоит в придании ему характера источника официального переиздания нормативных актов” [182. С. 116]. Подобная точка зрения на юридическую природу Свода законов имеет глубокие исторические корни в российской науке. Так, Свод законов Российской империи большинство авторов относили и относят к инкорпоративному систематическому собранию законодательства (см. [176. С. 9 и след.]). По мнению М.М. Сперанского, Свод законов Российской империи, “представляя буквальный смысл закона прежнего без всякого его изменения, не закрывает, но, напротив, указывает его источники, и быв сопровождаем Полным Собранием самого текста законов, делает разом их удобнее и для всех понятнее” [177. С. 100-101]. Анализ деятельности по составлению разнообразных сводов законов позволяет сделать вывод о том, что приведенные выше суждения являются малоубедительными. На наш взгляд, ПСД по созданию всех практически Сводов законов представляет собой смешанный тип ПСП. Так, Свод законов Юстиниана сам М.М. Сперанский относил к официальной юридической кодификации, поскольку им (Сводом) как “преобразовательным Уложением” отменялось все прежнее, закрывались все другие юридические источники права. Добавим, что при составлении Свода законов Юстиниана широко использовались и приемы консолидации правового материала. Как известно, уже первой комиссии под руководством Иоанна “даны были весьма широкие полномочия, а именно она имела право не только выбирать между императорскими постановлениями такие, которые должны были, по ее усмотрению, иметь силу, и исключать уже отжившие, но и сокращать постановления, выпуская из них те части, которые не имеют характера закона (напр., введение) и даже изменять их первоначальную редакцию, соединять несколько постановлений в одно” [173. Т. 1. С. 15].
Свод законов Российской империи также явился результатом смешанного типа юридической систематизации, где в основном преобладали приемы инкорпорации, консолидациии текущегоправотворчества (см. [172; 173. Т. 2]). При дополнении Свода законов Российской империи после вступления его в законную силу (1 января 1833 г.) в целях устранения противоречий и пробелов, совершенствования российского законодательства широко уже используется и кодификация. “Узаконения, дополняющие, изменяющие или отменяющие постановление свода, которых издано с 1857 года весьма значительное количество не только в виде отдельных указов, но и целых объемистых положений и уставов, прямо заменяющих отдельные части свода или в весьма значительной степени их изменяющих, – пишет С.В. Пахман, – помещаются в выходящих время от времени продолжениях к Своду” [173. Т. 2. С. 12]. К смешанному типу ПСП относилось и формирование Свода законов СССР (подробнее см. [176]). В современных условиях подготовка Свода законов также невозможна без укрупнения и консолидации нормативных правовых актов, устранения пробелов и противоречий в законодательстве, создания и включения в Свод целой системы взаимоувязанных кодифицированных актов. Только в результате такой сложнейшей и многогранной ПСД можно будет считать Свод законов формально-юридическим и обязательным для исполнения (применения и т.п.) источником права. Таким образом, анализ ПСД по подготовке Сводов законов приводит к следующим выводам. Во-первых, здесь почти всегда речь идет о смешанном типе правосистематизирующей практики, которая включает и инкорпорацию, и консолидацию, и кодификациюнормативных правовых актов, а также текущее правотворчество. Во-вторых, предпосылкой создания Сводов законов, как правило, является формирование хронологического собрания действующих нормативных правовых актов. Поэтому все попытки создать на «голом месте» Своды законов в отдельных субъектах РФ в конечном счете оказываются безуспешными.
В-третьих, Свод охватывает, как правило, не все действующее законодательство страны, а лишь определенную его часть. Так, в указе Президента РФ от 14 февраля 1998 г. “О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации” предусмотрено включить в Свод федеральные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающие действовать на территории России. Согласно же ст. 1 проекта ФЗ “О Своде законов Российской Федерации”, представленного в Государственную Думу, в Свод законов РФ помещаются: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания нормативного характера; нормативные правовые акты Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ; нормативные правовые акты высших органов государственной власти и управления РСФСР и Союза ССР, продолжающие действовать на территории России. В-четвертых, подготовка Свода законов – это высший тип ПСП, когда происходит наиболее полная инвентаризация и ревизия всех законов и большинства иных нормативных правовых актов, существующих в ПСО. В-пятых, Свод законов формируется по заранее разработанным программе и схеме, которая включает принципы и этапы его подготовки, весь комплекс организационных, финансовых, технических и иных мероприятий (подробнее об этом см. [176; 109; 178; 179; 155 и др.]).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.004 с.) |