Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. «Психология малых групп»
Тема 4. Взаимодействие личности и малой группы Мотивация темы Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности, - важный вопрос социальной психологии. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизмы связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают между личностью и обществом. 2. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения темы студент должен: · Знать основные характеристики и классификации групп · Знать, чем отличаются большие группы от малых; границы малой группы · Знать классификацию малых групп · Уметь рассказать об основных направлениях исследования малых групп в истории социальной психологии · Уметь охарактеризовать динамические процессы в малой группе 3. Исходный уровень знаний: Студент должен знать понятия «личность», «группа», «индивид». 4. План изучения темы: 1) Хотторнский эксперимент Мэйо и его основные выводы. 2) Эффект фасилитации. 3) Отношения в малой группе. Микросоциология Морено. 4) Психологическое давление на индивида в группе: конформизм, нонконформизм (опыты Аша и Кроса). 5. Литература для самоподготовки. · Андреева Г.Н. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. · Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000. · Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. · Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991. 6. Вопросы для самоподготовки: 1) Дайте определение группе. Перечислите основные характеристики группы. 2) Дайте классификацию групп, изучаемых в социальной психологии. 3) Охарактеризуйте общие проблемы малой группы в психологии. 4) Дайте определение малой группе, ее границам и классификации. Приведите примеры малых групп. 5) Охарактеризуйте социологическое направление в изучении малых групп (эксперимент Мэйо). 6) Расскажите результаты исследования «коантных» групп. 7) Охарактеризуйте социометрическое направление в изучении малых групп (Морено). 8) Дайте общую характеристику динамических процессов в малой группе. 9) Дайте определение понятию «конформизм», перечислите и раскройте содержание видов конформизма. В чем заключался эксперимент Аша?
Тест по теме: «Взаимодействие личности и малой группы» I. Дайте один правильный ответ: 1. Границы малой группы: а) 2 человека (диада); б) триада; в) 7+ 2 человека; г) до 30 человек; д) размер, продиктованный потребностью в совместной групповой деятельности, определяется эмпирически. 2. Характеристика формальных групп: а) непосредственность контактов; б) позиции членов заданы групповыми нормами; в) состоит из людей, объединенных общими интересами; г) включает индивидов, которые ориентируются на нормы других групп. 3. К феномену группового давления относят: а) внутригрупповой фаворитизм; б) механизм каузальной атрибуции; в) конформизм; г) рефлексию. 4. Системная теория происхождения лидерства гласит: а) лидер - это человек, обладающий определенным набором личностных качеств; б) лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе; в) лидерство - продукт ситуации; г) лидер - это человек, обладающий системой санкций. II. Найдите правильные ответы: 5. Основные направления исследования малых групп: а) субъектно-деятельностный подход; б) школа «групповой динамики»; в) социометрическое направление; г) гуманистический подход; д) социологическое направление. 6. Критика социометрического исследования включает указание на: а) изучение только эмоциональных отношений в малой группе; б) наличие изучения только деятельностного аспекта; в) наличие ответа на вопрос о мотивах выбора; г) отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. 7. Выводы, сделанные по окончании Хоторнского эксперимента: а) производительность труда растет за счет конкуренции в малых группах; б) производительность труда растет вследствие участия индивидов в экспериментах; в) производительность труда растет за счет наличия в малой группе двух типов структур; г) производительность растет вследствие улучшения условий труда. 8. Петровским были выделены следующие типы поведения при групповом давлении: а) внешний конформизм; б) конформность; в) негативизм; г) внутригрупповая внушаемость; д) коллективизм.
9. Методы групповой дискусии: а) брейнсторминг; б) метод групповой интроспекции; в) метод синектики; г) метод группового интервью. 10. Исследователи, занимавшиеся изучением конформизма: а) Гилфорд; б) Аш; в) Шериф; г) Маслоу; д) Милграм. III. Найдите ошибки: 11. Характеристиками индивидов в группе являются: а) статус; б) роль; в) система групповых ожиданий (групповые нормы и групповые санкции); г) композиция группы. IV. Установите соответствие: 12.
13.
Тема 5. Проблема коллектива и личности в современной Мотивация темы Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива. 2. Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы студент должен: · Знать социально-психологические аспекты развития групп; · Ориентироваться в истории развития психологической теории коллектива в отечественной социальной психологии; · Знать стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива; · Знать методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии. Исходный уровень знаний Студент должен знать основные понятия темы (4). План изучения темы 1) Стратометрическая концепция Петровского и сотр. 2) Параметрическая концепция Уманского и сотр. 3) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского, Донцова, Журавлева. 5. Литература для самоподготовки · Донцов И.А. Психология коллектива. - М., 1984. · Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. – 1988. - Т. 9, № 6. · Немов Р. Психология. – М., 85. - Кн. 2. · Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. Вопросы для самоконтроля 1) В чем состоит психологическая теория коллектива? 2) Дайте краткую характеристику коллектива по Макаренко. 3) Каково методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии? 4) Назовите и дайте краткую характеристику «моделям» развития группы, существующим в отечественной психологии. 5) В чем заключается стратометрическая концепция Петровского? 6) Типология групп в рамках психологической теории коллектива 7) Параметрическая концепция Уманского. Классификация групп. 8) Охарактеризуйте содержание трех блоков подструктур в концепции Уманского. 9) В чем заключается динамика коллективообразования в концепции Уманского? 10) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского.
11) Основные положения учения о коллективе в работах И.А. Донцова. 12) Основные положения учения о коллективе в работах А.Л. Журавлева. Тест по теме: «Проблема коллектива и личности в современной и отечественной психологии» I. Заполните схему: 1. Структура малой группы по Петровскому: а) поверхностные отношения; б) совместная групповая деятельность; в) эмоциональные контакты; г) ЦОЕ. 2. Найдите правильное соответствие:
3. Степень принятия членами группы общегруппового ценностного эталона называется _____________. 4. Степень активного влияния личности на группу в процессе решения совместных задач называется ____________________. 5. Способность группы к эффективному самоуправлению для успешной реализации деятельности называется ____________________. 6. Социальная общность, отличающаяся успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества, называется __________________________. 7. Выберите правильные ответы: Наиболее значимыми, поворотными точками в развитии группы, по мнению Уманского, являются: 1) группы-кооперации 2) группы-конгломераты 3) номинативные группы 4) группы-автономии 8. Выберите правильные ответы: Целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована тремя блоками подструктур: 1) поведенческий 2) общественный 3) социальный 4) личностный 5) блок «общих норм» 9. Выберите правильные ответы: Блок «общих качеств» включает в себя: 1) подструктуры интеллектуальной и волевой коммуникации 2) интегративность 3) микроклимат 4) подструктуры социальной направленности 5) референтность 6) лидерство 10. Выберите правильные ответы: Целостными характеристиками группы выступают: 1) сплоченность 2) микроклимат 3) референтность 4) лидерство 5) интрагрупповая активность 6) интергрупповая активность 7) все ответы верны II. Дайте определения понятиям: 11. Динамика коллективообразования (по Уманскому) 12. Интрагрупповая активность (по Уманскому) 13. Микроклимат (по Уманскому) 14. Интегративность (по Уманскому) 15. Интеллектуальная коммуникация (по Уманскому)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.027 с.) |