Тема 37. Социальные корни правонарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 37. Социальные корни правонарушений



 

ПЛАН

Введение

1. Природа правонарушений: методологические подходы.

2. Правонарушаемость и преступность: соотношение по­нятий.

3. Пути и способы борьбы с правонарушениями.

Заключение

Литература:

 

Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. И. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.

Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел России //Гос-во и право. 1993. № 12.

Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность // В сб.: Право и власть. М., 1990.

Карпец И. И. Высшая мера. За и против // Сов. гос-во и право. 1991. № 7.

Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответ­ственность. М., 1985.

Малько А. В. Смертная казнь: современные проблемы // Правоведение. 1998. № 1.

Никифоров А. С. Контроль над преступностью в России // Гос-во и право. 1994. № 5.

Ольков С. Г. Философия преступности. Тюмень, 1994.

Организованная преступность. М., 1989.

Сергиевский В. А. Пенитенциария и изучение преступно­сти в России // Правоведение. 1990. № 5.

Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М., 1989.

Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1988.

 

Примерные образцы библиографических описаний

 

Общие правила библиографического описания устанавли­ваются государственным стандартом.

При библиографическом описании применяются следую­щие условные разделительные знаки:

двоеточие (:) - ставится перед каждым отдельным сведе­нием, относящимся к названию издания;

одна косая черта (/} - отделяет сведения, не относящиеся к заглавию;

две косые черты (//) - ставят после описания составной части издания и перед описанием издания;

точка или тире (—) - ставятся перед каждым примеча­нием аналитического описания.

 

1. Библиографическое описание книг и сериальных изданий

1.1. Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей

 

а) одного автора: Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1983. С. 365—366.

б) ссылка на весь источник: Коркунов Я. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914. 245 с.

в) двух авторов: Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 18.

г) трех авторов: Бойков В. Э. и др. Общественное сознание и перестройка. М., 1990. 286 с.

д) авторского коллектива: Теория государства и права / Под ред. Я. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997.

 

1.2. Описание многотомных книг

 

а) ссылка на весь источник: Алексеев С. С. Общая теория права. В 2-х т. М., 1982.

б) описание отдельного тома: Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1984. Т. 4. С. 514—525.

Маркс К., Энгельс Ф. Дебаты о свободе печати // Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 30—84.

Маркс К. Критика Гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 219—368.

Франк С. Л. Политика и идеи //Собр. соч. в 4-х т. М., 1990. Т. 3. С. 315.

Монтескье Ш. Л. О духе законов //Избр. произведения: В 2-х т. М., 1955. С. 350—410.

 

Описание авторефератов диссертаций

 

Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном госу­дарстве: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1990. 20 с.

 

3. Ссылки на периодические издания

 

3.1. См.: постановление Конституционного Суда Российской Фе­дерации от 24 октября 1996 г. по делу о проверке конституцион­ности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" //Российская газета. 1996. 6 нояб.

 

3.2. Статья в нескольких номерах: Щекочихин Ю. Московский спрут // Лит. газ. 1990. 12, 19 сент.

 

Ссылки на статью в журналах

 

4.1. Статья в одном номере; Греган Сидней. Что такое "самоопределение народов?" //Правоведение. 1993. № 5. С. 124.

 

4.2. Статья в нескольких номерах: Кудрявцев В. П., Лукашева Е. А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 3—11; № 6. С. 17—19.

 

5. Редакционное оформление библиографических ссылок

5.1. Затекстовые ссылки на литературу и нормативные акты: В литературе отстаивается воззрение, что иерархическая (вер­тикальная) структура, обусловленная различиями в правовой силе актов, издаваемых нормотворческими органами, порожда­ет функциональные отношения субординации[1].

 

 

5.2. Обобщенный вывод из нескольких источников: Взаимоотношения государства и личности должны входить в правовые рамки, а естественные права человека — стать "равной меркой", определяющей природу права[2].

5.3. Ссылка на нормативные акты: Планирование налогов, как и всех других источников доходов бюджетов, производится в соответствии с бюджетной класси­фикацией, установленной Федеральным законом от 15 августа 1996 г.[3]

 

6. Внутритекстовые ссылки:

 

а) цитаты:

Так, А. М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и "попытки разделения верховной вла­сти между различными социальными силами"[4].

б) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе, (Напри­мер, автор в тексте употребляет цитату Беккариа Ч. М., взятую из работы Решетникова Ф. М. "Беккариа Ч. М.". М., 1981.)

... В свое время еще Чезаре Беккариа отмечал: "чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее"[5].


Методические рекомендации

и задания по проведению промежуточного (рубежного) контроля

В учебном процессе вуза применяются различные виды контроля — входной, текущий, промежуточный (рубежный), выходной и другие. Наряду с некоторыми общими целями каж­дый из них имеет специфическое предназначение.

Особую роль играет промежуточный (рубежный) контроль. Своеобразие его заключается в том, что он ориентирован на проверку и оценку не всей совокупности знаний по предмету, а отдельного блока проблем. Отсюда еще одно его назначение — корректировать ход освоения студентом теоретического мате­риала, помогать ему "выстраивать" полную и внутренне согла­сованную систему знаний по той или иной дисциплине.

Ценность промежуточного (рубежного) контроля состоит преимущественно в содействии регулярной и последователь­ной работе студентов над предметом. Он стимулирует само­стоятельность, заставляет постоянно быть в форме, требует повседневного усилия для устранения пробелов и движения вперед. Промежуточный (рубежный) контроль способствует систематическому и ритмичному изучению учебного материала в течение семестра, а также организации постоянной и непре­рывной проверки глубины и качества его усвоения.

Что необходимо для проведения данного контроля?

Прежде всего, следует весь учебный материал разделить на блоки, имеющие определенное самостоятельное значение и включающие в себя, как правило, несколько близких по содер­жанию ("родственных") тем курса. Данный блок должен обла­дать некоторой целостностью, логической завершенностью учеб­ной информации, гибкостью структуры.

Исходя из вышеприведенной программы курса "Теория государства и права" и логики преподавания данной дисципли­ны есть смысл выделить следующие блоки;

 

I. Темы 1—7

 

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права

Тема 2. Происхождение государства и права

Тема 3. Сущность и типы государства

Тема 4. Функции государства

Тема 5, Формы государства

Тема 6. Механизмы государства

Тема 7. Государство в политической системе общества

 

II. Темы 8—15

 

Тема 8 Сущность, принципы и функции права

Тема 9 Типы права и правовые системы (семьи)

Тема 10. Личность, право, государство

Тема 11. Право в системе нормативного регулирования

Тема 12. Правосознание и правовая культура.

Тема 13. Нормы права

Тема 14. Формы (источники) права

Тема 15. Правотворчество

 

III. Темы 16—22

 

Тема 16. Система права

Тема 17. Правовые отношения

Тема 18. Реализация права

Тема 19. Толкование права

Тема 20. Правомерное поведение, правонарушение, юриди­ческая ответственность

Тема 21. Механизм правового регулирования

Тема 22. Законность, правопорядок, дисциплина

 

По каждому блоку на отдельных листах готовятся контроль­ные задания (несколько вариантов) и раздаются студентам. При ответе на них студент должен показать свои знания по данной совокупности проблем. В пособии а качестве приложения при­лагаются 4 варианта заданий к каждому блоку.

Суть заданий заключается в следующем:

1) дать определение и перечислить признаки того или ино­
го понятия;

2) правильно выбрать ответ на поставленный вопрос;

3) вставить пропущенное слово;

4) произвести классификацию понятий;

5) схематично показать соотношение понятий и т. д.

 

Подобная методика проведения промежуточного (рубеж­ного) контроля ориентирует студента не на пространные и не­конкретные ответы (что обычно обозначается образным словом "вода"), а на краткость, четкость и точность.

Данный контроль — своего рода микрозачет. Если студент не сдает его по I блоку, то не допускается к сдаче II и т. д. Преподаватель может не допустить студента и до зачета, и до экзамена по дисциплине, если он не сдал микрозачеты по всем установленным блокам.

 

Задание к блоку № I

(1-й вариант)

1. Ответьте на вопрос: что является предметом теории го­сударства и права?

2. Подчеркните, к представителям какой теории происхо­ждения государства относится А. Н. Радищев:

а) насилия;

б) договорной;

в) патриархальной.

3. Укажите критерии формационного подхода к типологии государства.

4. Покажите схематично классификацию форм государст­венного правления.

5. Перечислите признаки, свидетельствующие о том, что государство занимает в политической системе общества цен­тральное положение.

 

Задание к блоку № 1

(2-й вариант)

 

1. Покажите схематично систему методов теории государ­ства и права.

2. Подчеркните, какую теорию происхождения государства и права разрабатывали Гумплович, Дюринг, Каутский:

а) патриархальную;

б) психологическую;

в) насилия.

3. Перечислите признаки федерации. Приведите примеры федеративных государств.

 

4. Дайте определение функций государства и приведите их классификацию.

5. Перечислите основные принципы организации и деятель­ности государственного аппарата.

Задание к блоку № 1

(3-й вариант)

1. Кратко охарактеризуйте частноправовые методы теории государства и права.

2. Перечислите признаки государства, отличающие его от организации власти первобытного строя.

3. Подчеркните, какое понятие соответствует данному оп­ределению: "Совокупность методов, способов и средств осуще­ствления государственной власти":

а) форма государственного правления;

б) государственно-правовой режим;

в) форма государственного устройства.

4. Дайте определение органа государства и перечислите его основные признаки.

5. Покажите схематично соотношение понятий "политиче­ская система" и "государство".

Задание к блоку № 1

(4-й вариант)

1. Подчеркните, основоположником какой теории происхо­ждения государства является Аристотель:

а) органической;

б) теологической;

в) патриархальной.

2. Подчеркните, как называется свойство государства, вы­ражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимость вовне:

а) легитимность;

б) суверенитет;

в) правосубъектность.

3. Дайте определение государства с точки зрения его обще­социальной сущности.

4. Перечислите элементы структуры механизма государ­ства.

5. Покажите схематично соотношение понятий "форма го­сударства" и "форма государственного правления".

Задание к блоку № 2

(1-й вариант)

1. Перечислите основные идеи социологической теории права.

2. Подчеркните, какой принцип права является отраслевым:

а) справедливость;

б) обеспечение договорной дисциплины;

в) гласность судебного разбирательства.

3. Покажите схематично соотношение понятий "правовая система" и "правовая семья".

4. Дайте определение правосознания и укажите основные элементы его структуры.

5. Вставьте пропущенное слово в тексте: "Принятый феде­ральный конституционный закон в течение... дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародо­ванию".

Задание к блоку №2

(2-й вариант)

1. Перечислите основные идеи естественно-правовой теории.

2. Дайте определение правовой системы. Покажите схема­тично соотношение понятий "право" и "правовая система".

3. Перечислите признаки отличия права от морали.

4. Дайте определение нормы права и перечислите ее основ­ные признаки.

5. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: Федеральный закон считается приня­тым Государственной Думой, если за него проголосовало:

а) большинство от общего числа депутатов;

б) более двух третей участвующих в голосовании;

в) не менее трех четвертей от общего числа депутатов.

Задание к блоку № 2

(3-й вариант)

1. Дайте определение права.

2. Перечислите основные идеи марксистской теории права.

3. Покажите схематично соотношение таких понятий, как "правосознание личности" и "правовая культура личности".

4. Вставьте пропущенное слово в тексте: "Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении... дней после дня их официаль­ного опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

5. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: федеральный закон считается одобрен­ным Советом Федерации:

а) если за него проголосовало не менее трех четвертей го­лосов от общего числа членов этой палаты либо если в течение десяти дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

б) если за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа членов этой палаты либо если в течение семи дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

е) если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Задание к блоку № 2

(4-й вариант)

1. Перечислите основные идеи исторической школы права.

2. Дайте определение правового государства и укажите его принципы.

3. Покажите схематично соотношение понятий "правовые нормы" и "социальные нормы".

4. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: федеральный конституционный закон считается принятым:

а) если он одобрен большинством от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы;

в) если он одобрен большинством от общего числа членов Совета Федерации и не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Вставьте пропущенное слово в тексте; "Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат офи­циальному опубликованию в течение дней после дня их под­писания Президентом Российской Федерации".

Задание к блоку № 3

(1-й вариант)

1. Дайте определение частного права и перечислите отрас­ли, относящиеся к нему.

2. Перечислите основные принципы законности.

3. Укажите, к какому правовому акту относится следую­щее определение: "правовой акт, который содержит конкрети­зирующие нормативные предписания, выражающие разъясне­
ния юридических норм":

а) нормативный акт;

б) акт толкования права;

в) акт применения права.

4. Определите форму вины: "лицо сознает общественноопасный характер своих действий, предвидит возможность на­ступления вредных последствий, не желает, но допускает их наступление":

а) прямой умысел;

б) косвенный умысел;

в) преступное легкомыслие как разновидность неосторож­ности.

5. Покажите схематично соотношение таких понятий, как "преступление" и "правонарушение".

Задание к блоку № 3

(2-й вариант)

1. Покажите схематично соотношение понятий "институт права", "отрасль права" и "подотрасль права".

2. Укажите, для какой отрасли права в наибольшей мере характерен поощрительный метод:

а) уголовное право;

б) трудовое право;

в) семейное право.

3. Подчеркните, как называется способность лица иметь права и обязанности:

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность.

4. Определите, каким видом толкования является разъяс­нение закона, принятого Государственной Думой, данное самой Государственной Думой:

а) казуальным;

б) легальным;

в) аутентическим.

5. Дайте определение правонарушения и перечислите его основные признаки.

Задание к блоку № 3

(3-й вариант)

1. Покажите схематично соотношение понятий "правовая система" и "система права".

2. Укажите, какой из ниженазванных институтов выступа­ет сложным (межотраслевым):

а) возбуждения уголовного дела;

б) государственной собственности;

в) наследования.

3. Перечислите признаки отличия нормативного акта от акта правоприменительного.

4. Подчеркните, какие из юридических фактов относятся к событиям:

а) стихийное бедствие;

б) истечение срока давности;

в) сделка.

5. Выделите начальное звено механизма правового регули­рования:

а) появление юридического факта;

б) возникновение правоотношения;

в) принятие нормы права.

Задание к блоку № 3

(4-й вариант)

1. Покажите схематично соотношение таких понятий, как "правовой порядок" и "общественный порядок".

2. Дайте определение правоприменения и перечислите его основные признаки.

3. Подчеркните, что составляет юридическое содержание правоотношений:

а) объект правоотношения;

б) юридические факты;

в) субъективное право и юридическая обязанность.

4. Укажите различия таких юридических фактов, как юри­дический акт и юридический проступок.

5. Подчеркните, какая из названных мер принуждения выступает в форме юридической ответственности:

а) взыскание алиментов на содержание ребенка;

б) лишение прав на ведение охоты;

в) запрет выезжать из населенного пункта в связи с под­пиской о невыезде.

 

Методические советы

по подготовке и сдаче экзамена

Экзамен — проверочное испытание по какому-нибудь учеб­ному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М,, 1991. С. 903). Это своеобразный "венец", конечная форма изуче­ния определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена - завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему по­нятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым экза­мены содействуют решению главной задачи высшего образова­ния — подготовке квалифицированных специалистов.

Основные функции экзаменов: обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники ин­формации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экза­менов "старые" знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень — на уровень системы как упо­рядоченной совокупности данных, что позволяет студенту по­нять логику всего предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложен­ных для самостоятельного изучения, новейшей научной лите­ратуры (монографий, статей и т. п.} и нормативной базы (зако­нов и т. п.).

Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям сту­дентов (что выражается в конкретной оценке), гак и в опреде­ленной степени всей работе по данному предмету.

Если экзамены принимаются объективно и доброжелатель­но, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, от­ветственное отношение к делу, развивают чувство справедли­вости, уважения к науке и преподавателям.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, име­ет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необхо­димо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к эк­замену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени ис­пользовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.

Перед экзаменом на консультации, как правило, спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходи­мо запоминать определение понятий, ибо именно в нем фикси­руются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания опреде­лений конкретных понятий "наращивает" свою правовую куль­туру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствую­щей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопус­тимо.

Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как сту­дент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать за­ученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экза­менов необходимо разумное сочетание запоминания и понима­ния, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запо­минанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, на­пример, идет о той информации, которая содержится в про­грамме курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдель­ных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса долж­на обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необхо­димо научиться максимально использовать сведения, содержа­щиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный ми­нимум.

Следует распространить этот метод запоминания и на не­которые классификационные критерии: предмет и метод пра­вового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и струк­тура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеоб­разной схемы, специфического универсального набора.

Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облег­чить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не те­ряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразитель­ности, ассоциативности, творческого отношения к анализу кон­кретного учебного материала.

Психологи для улучшения запоминания предлагают опре­деленные способы. Один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии — это связь, образующаяся при оп­ределенных условиях между двумя или более понятиями, пред­ставлениями и т. д. Другими словами, это такой психический процесс, в результате которого одни понятия или представле­ния вызывают появление в уме других. "С чем большим коли­чеством фактов мы ассоциировали данный факт, — писал из­вестный психолог У. Джеймс, — тем более прочно он задержан нашей памятью. Каждый из элементов ассоциации есть крю­чок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хоро­шей памяти есть, таким образом, искусство образовывать мно­гочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, ко­торый мы желаем удержать в памяти" (Джеймс У. Психология. М., 1091. С. 194).

Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнитель­ные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими поня­тиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зре­ния, связанный ассоциациями с другими событиями и неодно­кратно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

Важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилия­ми своей мысли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, ил­люстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие ау­диторию в данный момент вопросы. Для написания же и опуб­ликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложе­ние некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции прак­тически всегда ограничен.

На консультациях подчас задают вопросы: каким пользо­ваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно от­ветить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различ­ных школ, научных направлений, по-разному интерпретирую­щих философские проблемы государства и права и т. п., и по­этому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной ин­формации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.

Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается много­образие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с услови­ем ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лек­циями, учебниками и т.п. максимально использовать и про­грамму курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основ­ные проблемы предмета, в рамках которых и формируются во­просы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев про­грамму курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему помо­жет программа и в какой последовательности (чтобы структу­рировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

Программа окажет содействие, напомним, и на самом экза­мене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смы­словой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где распо­ложен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абза­це), как он связан и соотносится с другими вопросами и приме­няя приемы, так сказать, "систематического и логического тол­кования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

На экзамене преподаватель может задать студенту допол­нительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются по­мимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как прави­ло, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направле­ны на уточнение мысли студента.

Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент заведо­мо в своем ответе опускает какую-либо деталь, чтобы препода­ватель задал соответствующий вопрос. Блестящий ответ на уточ­няющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студен­та. Но здесь есть и негативные стороны, в результате действия которых студент сам может попасть в "вырытую им яму". Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискус­сионном аспекте, слаборазработанном понятии и т. п.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и дос­таточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески при­менять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, ана­логий;

7) культура речи.

Это значит, что преподаватель оценивает как знания дан­ного предмета (содержания), так и форму изложения их сту­дентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки ву­зовской педагогики. Саратов, 1984. С. 230—249).


Вопросы для повторения курса,

Выносимые на экзамен

 

1. Предмет и метод теории государства и права

2. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

3. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода

4. Причины и формы возникновения государства

5. Теологическая теория происхождения государства

6. Патриархальная теория происхождения государства

7. Договорная теория происхождения государства

8. Теория насилия по вопросу о происхождении государства

9. Органическая теория происхождения государства

10. Материалистическая теория происхождения государ­ства

11. Психологическая теория происхождения государства

12. Признаки государства, отличающие его от обществен­ной власти родового строя

13. Особенности возникновения права

14. Государственная власть как особая разновидность со­циальной власти

15. Понятие и сущность государства

16. Типы государства: различные подходы

17. Понятие и классификация функций Российского госу­дарства

18. Характеристика основных внутренних функций россий­ского государства.

19.Характеристика основных внешних функций россий­ского государства

20. Формы и методы осуществления функций государства

21. Понятие и элементы формы государства

22. Формы государственного правления

23. Соотношение типа и формы государства

24. Формы национально-государственного и административ­но-территориального устройства

25. Политический (государственный) режим: понятие и виды

26. Механизм государства: понятие и структура

27. Органы государства: понятие, признаки, виды

28. Принципы организации и деятельности государствен­ного аппарата

29. Политическая система общества: понятие и структура

30. Место и роль государства в политической системе об­щества

31. Понятие и сущность права

32. Понятие права в объективном и субъективном смысле

33. Право как государственный регулятор общественных отношений

34. Естественно-правовая теория

35. Историческая школа права

36. Нормативистская теория права

37. Марксистская теория права

38. Психологическая теория права

39. Социологическая теория права

40. Соотношение экономики, политики и права

41. Принципы права: понятие и виды

42. Соотношение убеждения и принуждения в праве

43. Функции права: понятие и классификация

44. Типы права: различные подходы

45. Правовая система общества: понятие и структура

46. Романо-германская правовая семья

47. Англо-саксонская правовая семья

48. Семья религиозного права

49. Семья традиционного права

50. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

51. Соотношение и взаимосвязь государства и права

52. Правовое государство: понятие и принципы

53. Разделение властей как принцип правового государства

54. Государство и личность: взаимная ответственность

55. Соотношение общества и государства

56. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

57. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

58. Соотношение права и морали: единство, различие, взаи­модействие, противоречия

59. Понятие, структура и виды правосознания

60. Правовая культура: понятие и структура

61. Правовое воспитание: понятие, формы, методы

62. Понятие и признаки нормы права

63.Предоставительно-обязывающий характер правовых норм

64. Структура нормы права

65. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

66. Классификация норм права

67. Понятие и виды форм (источников) права

68. Понятие и виды нормативных актов

69. Понятие, признаки и виды законов

70. Действие нормативных актов во времени, в пространст­ве и по кругу лиц

71. Правотворчество: понятие, принципы, виды

72. Понятие и стадии законотворчества в РФ

73. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

74. Юридическая техника

75. Понятие и структурные элементы системы права

76. Предмет и метод правового регулирования как основа­ния деления норм права на отрасли

77. Отрасль права. Краткая характеристика основных от­раслей права

78. Институт права: понятие и виды

79. Частное и публичное право

80. Юридический процесс: понятие и виды

81. Соотношение системы права и системы законодатель­ства

82. Правовые отношения: понятие и признаки

83. Виды правовых отношений

84. Предпосылки возникновения правоотношений

85. Взаимосвязь норм права и правоотношений

86. Понятие и виды субъектов правоотношений

87. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность

88. Субъективные права и юридические обязанности: по­нятие и структура

89. Объекты правоотношений: понятие и виды

90. Понятие и классификация юридических фактов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.363 с.)