Из русского музыкального прошлого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из русского музыкального прошлого



 

СТАРЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР

 

Печатается по авторскому машинописному и рукописному недатированному оригиналу. В нем перед названием обозначена рубрика: «Из прошлого».

 

[061] Представление о Гофмане как пианисте «всегда одинаковом» справедливо лишь в том отношении, что по сравнению со многими другими исполнителями начала XX в. его искусство выглядело менее спонтанным. Однако по сравнению с сегодняшними пианистами Гофман в гораздо большей степени был подвержен влиянию минуты.

[062] Видимо, в конце XIX в. эта старомодная манера свидетельствовала о неприятии вагнеровских новаций — как известно, первым дирижером, повернувшимся спиной к публике, был Вагнер.

[063] Имеется в виду соперничество между Московским отделением Русского музыкального общества, основанного Н. Рубинштейном, и Московским филармоническим обществом, основанным в 1883 г. П. А. Шостаковским. Филармоническое общество проводило в Москве многочисленные симфонические и камерные концерты, на которых блистали крупнейшие зарубежные и русские музыканты. Здание весьма авторитетного тогда Музыкально-драматического училища при Филармоническом обществе располагалось напротив консерватории на Большой Никитской.

[064] Интересно, что подобное состояние во многом сохраняется и по сей день.

 

АБИССИНСКИЙ МАЭСТРО АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ

 

Печатается по авторской машинописи.

 

[065] См.. например, брошюру: Лазарев А.Лазарев и Бетховен. Творения их и музыкальные заслуги. СПб., 1860.

 

В. САФОНОВ

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953,

13 сентября. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

 

[066]Поводом послужило распоряжение Сафонова об увеличении до 40 человек числа учеников в классе специальной инструментовки (его вел в консерватории Г. Э. Конюс). См. об этом в кн.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Танееве. М., 2003. С. 141-143, 183-184.

[067]Этот эпизод так описан С. В. Смоленским (речь идет о репетиции оперного консерваторского спектакля, проходившей «при полной публикою зале Большого театра»: «Уставшие ученицы рискнули попросить трудный и высокий ля-мажорный хор полутоном ниже и услыхали: "Хорошо, послушаем вас, дур" <...>. Обиднее всего было то, что нашлись между ученицами такие, которым каламбур показался забавным, и из давно обезличенных барышень не нашлось ни одной возмутившейся грубостью публичного оскорбления, хотя две-три заплакали» (Смоленский С. В. Воспоминания. М., 2002. С. 224).

[068] Имеется в виду оригинальная система технических упражнений, опубликованная Сафоновым в брошюре: Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. Лондон, 1915. (Целиком переиздана в Приложении к кн.: Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., 1959.)

[069]Ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже. Анализ этой партитуры см.: Томпакова О. О вновь найденной партитуре «Прометея» // Ученые записки Музея А. Н. Скрябина. Вып. 3. М., 1998.

 

ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР А. ЭРАРСКОГО

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 29 сентября. В оригинале обозначена рубрика: «Из прошлого».

 

[070] Оркестр был создан в 1891 г.

[071] Эрарский преподавал в Синодальном училище до 1895 г. и умер в 1897 г.

[072] В наследии Кастальского есть ряд произведений «революционной тематики»: «В. И. Ленину (у гроба)», «Красная Русь» и т. д., однако композитор не был членом партии.

 

ПЕРВЫЙ ФОНОГРАФ

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 25 ноября. В оригинале обозначена рубрика: «Из воспоминаний».

 

[073] А.Н. И. Чайковский в разные годы служил вице-губернатором в Ревеле и Нижнем Новгороде.

[074] На самом деле фонограф был привезен Ю. И. Блоком в Россию в 1889 г. (См.: Блок Ю. И. Воспоминания о Чайковском // П. И. Чайковский. Забытое и новое. Воспоминания современников, новые материалы и документы. М., 1995).

 

О писателях и поэтах

 

ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ

 

Печатается по авторской машинописи. Опубликовано: «Современные записки», 1939,№ 69.

 

[075] Девичья фамилия Софьи Андреевны Толстой — Берс.

[076] Ср. впечатление Шаляпина о доме Толстых: «Как раз против меня сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за ременный пояс своей блузы. Нечаянно бросая на него время от времени взгляд, я заметил, что он с интересом следил за моими лицом, глазами и ртом» (Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Т. 1. М., 1958. С. 322).

[077] Об отношении Скрябина к Толстому см.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003. С.185-186.

[078] Ср. высказывание Толстого, приведенное его сыном С. Л. Толстым: «Музыка не действует ни на ум, ни на воображение. В то время, как я слушаю музыку, я ни об чем не думаю и ничего не воображаю, но какое-то сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство — воспоминание» (Толстой С. Л. Очерки былого. 2-е изд. М., 1955. С. 376).

[079] Характерно, что после того как в апреле 1904 г. такая «неловкость» все-таки обнаружилась (имеется в виду «нелепое», по выражению Танеева, письмо С. А. Толстой), он стал реже с ней видеться. (См. об этом там же, с. 360-361.)

[080] Имеются в виду сложные драматические отношения в семье Толстых, связанные с духовным переворотом в жизни Л. Н. Толстого, приведшим его к разладу с большинством родных и к уходу из Ясной Поляны в 1910г. Подробнее см. об этом в очерке Т. Л. Толстой «О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода» в кн.: Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1980. С. 357-414.

 

«ДЕКАДЕНТЫ»

 

Печатается с небольшими сокращениями по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 5 июля, 19 июля. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

 

[081] На самом деле «нежный как мимоза Поляков» значится в ряду тех, кому посвящена книга К. Бальмонта «Будем как солнце» (1903); Полякову посвящены также стихотворения Ю. Балтрушайтиса «Рассветные волны качают ладью», «Возврат», «Поклонение земле», «Молитва».

[082] Поляковы владели «Фабрично-торговым товариществом Знаменской мануфактуры». Балансы этого предприятия в начале 1900-х годов колебались между 3 и 4 миллионами рублей. В специально посвященном Полякову мемуарном очерке Сабанеев сообщает некоторые подробности о его родных: «Семья была в известном смысле старозаветная, еще не вполне изжившая традиции "быта Островского". <...> Дед его был — "рабочий порохового завода", неграмотный человек. При большевиках С. А., который, как и все буржуи, "пострадал" в качестве буржуя, отнесся к этому своему разорению с философским спокойствием, но был обижен, что его признали за буржуя. "Я самый пролетарский из пролетариев, — говорил он, — на пороховые заводы набирали самую последнюю сволочь"» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября).

[083] «Общество свободной эстетики» существовало в Москве в 1906-1917 гг.

[084] К. Д. Бальмонт — автор брошюры «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (М., 1917).

[085] Вот примеры некоторых «политически небезопасных» шуток Полякова. Так, он «пытался развивать тогдашние большевисткие мечты о "новой породе людей", о "человеководстве", высказывал мнение, что при построении коммунизма надо брать примеры с насекомых — с муравьев. Сам же лично предпочитал пчелиное устройство — "единую Женщину" — во главе, всеобщую жену. <...> Когда Ленин обмолвился своей знаменитой фразой, что "всякая кухарка должна уметь управлять государством", — он добродушно сказал: "Вот он и управляет как кухарка". Во время всеобщей переписи в начале большевизма он в анкете написал, что родился две тысячи лет до Рождества Христова, что он — женского пола и имеет в квартире три тысячи окон на улицу (там была такая графа). Когда я ему сказал, что подавать такую анкету небезопасно, он успокоительно сказал: "Ничего подобного — все равно никто ее читать не будет". И кажется оказался прав» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября). В 30-е годы Поляков снова жил в Москве, умер в 1943 г. в Новосибирске — в эвакуации.

[086] Здесь и ниже цитируется стихотворение А. Блока «Вячеславу Иванову (1912).

[087] Выражение из стихотворения Андрея Белого «Маг» (1903), посвященного Брюсову.

[088] «Фармацевтами» в кругах художественно-литературной богемы называли состоятельных завсегдатаев артистических клубов и кафе, не принадлежавших к артистическому миру, но желавших быть причастными к таковому.

[089]Сабанеев ошибается: стихотворение Брюсова «Два голоса», откуда он цитирует строчку, написано задолго до революции и не имеет никакого отношения к политическим событиям.

[090] Вероятно, имеется в виду старший сын Каменева, Александр, осужденный впоследствии по делу «троцкистско-зиновьевского блока».

 

БАЛТРУШАЙТИС

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 8 декабря. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы»

 

[091] На самом деле Балтрушайтис родился в 1873 г.

[092] Стихи Балтрушайтиса на литовском языке публиковались с 1930 г.

[093] Балтрушайтис был послом Литвы в СССР до 1939 г.

[094] Балтрушайтис умер в Париже в 1944 г.

 

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы».

 

[095] Драматическая поема «Человек» была издана в Париже в 1939 г.

[096] Имеется в виду литературный салон в петербургской квартире Иванова на Таврической улице, 25.

[097]На самом деле Иванов не был совсем чужд политической «злобе дня». Вместе с Бальмонтом он написал текст «Гимна Свободной России», положенный на музыку Гречаниновым (см. прим. 3 к статье «О Гречанинове» в настоящем издании). Перу Иванова принадлежит цикл стихов «Песни смутного времени».

[098] Разрешение на выезд Иванов получил в 1924 г. после четырех лет, проведенных в Баку; до 1936 г. он сохранял советское гражданство.

[099] Pudenda (лот.) — внешние половые органы.

[100] Среди них П. Я. Чаадаев, 3. Н. Волконская, В. С. Соловьев.

 

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1955, 13 ноября. В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи».

 

[101]К числу таких скандалов можно отнести, например, лекцию Соловьева, прочитанную им вскоре после убийства Александра II (в ней он публично призвал нового императора простить цареубийц), труды Соловьева, посвященные проблемам единства православной и католической церквей.

[102] Имеется в виду книга Соловьева «Оправдание добра» (1897).

 

О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ

 

Печатается по недатированной авторской машинописи.

 

[103] В противовес Сабанееву, многие мемуаристы утверждают, что в советские учреждения Флоренский приходил в рясе.

[104] Эти идеи развиты в книге Флоренского «Мнимости в геометрии» (1922).

[105] Флоренский был армянином по материнской линии.

[106]Умное делание», или «исихазм» — в православной аскетике особые приемы для приведения души в состояние религиозного экстаза.

[107] Флоренский был расстрелян в 1937 г.

 

Мои встречи

 

«ЧУДАКИ»

 

Печатается по тексту трех публикаций в газете «Новое русское слово», 1953, 1954. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

 

[108] На самом деле С. И. Танеев после смерти матери получил соответствующую до. о наследства. Так. Ю. И. Сабанеева в письме к С. И. Танееву от 17 декабря 1903 г. пишет: «Вы говорили как-то, что у Вас есть капитал в десять тысяч в конторе Волкова.... Вы говорили, что не берете проценты и на капитал нарастают проценты на проценты...» (РГАЛИ, ф. 880, on. 1, ед. хр. 440, л. 47 об.). При этом между С. И. Танеевым и братом не было столь решительного охлаждения, как пишет Сабанеев. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания о встречах с ним в «Дневни-I.TX» С. И. Танеева.

[109] Такое отношение В. И. Танеева к музыке было вызвано, несомненно, давлением отца: «Постоянно принуждая меня играть, притесняя, насилуя, он внушил мне к музыке отвращение» [Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем. М., 1959. С. 81).

[110] Весь этот эпизод передан Сабанеевым в стиле, характерном для эмигрантской печати 20-х-ЗО-х годов (ср. рассказы М. Аверченко, Тэффи и др.). На самом деле «толстой кипы писем», разумеется, не было. По воспоминаниям П. В. Танеева, «у отца был особый бумажник из красного сафьяна, который лежал отдельно от всех других бумаг. В нем лежала фотография Карла Маркса с автографом Владимиру Ивановичу и длинное письмо К. Маркса профессору М. М. Ковалевскому на французском языке с отзывом о Владимире Ивановиче» (Танеев П. В. Из воспоминаний о Владимире Ивановиче Танееве // Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем. С. 705).

[111] См.: Андрей Белый. На рубеже двух столетий. М., 1989.

[112] Лугинин происходил из семьи уральских заводчиков. Помимо химии, он занимался также теорией и практикой сельского кооперативного движения, опубликовав несколько трудов по этому вопросу, однако об участии его в революционной народнической организации «Черный передел» не известно.

[113] Лугинин широко занимался благотворительностью, построив на принадлежавших ему землях, школы, больницы и т. д.

 

СЫН РИХАРДА ВАГНЕРА И ВНУК ФРАНЦА ЛИСТА

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

 

[114] Приведенная фраза может быть истолкована двояко: «Зигфрид фон Вагнер лучше, чем Зигфрид Вагнер» и "Зигфрид" Вагнера лучше, чем Зигфрид Вагнер».

 

КЛУБ.АЛАТР.

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 10 апреля. В оригинале обозначена рубрика: «Из прошлого».

 

[115] От lancer (фр.} — запускать.

[116] Тангистами называли исполнителей танго.

[117] Имеется в виду Николай Романович Бакалейников, флейтист, композитор, брат альтиста Владимира Бакалейникова.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». Заголовок в оригинале: «Мои встречи. Московские артистические клубы».

 

[118] В доме размещался Московский комитет РКП(б), ныне — Прокуратура РФ. Литературно-художественный кружок был основан в 1899 г., с 1905 г. он арендовал здание на Большой Дмитровке.

[119] «Железка» — под этим названием в России приобрела широкую популярность азартная карточная игра «шмен-де-фер».

 

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».

 

[120] Лобковский пер., 5 (ныне ул. Макаренко). Теперь в этом здании находится НИИ теории и истории педагогики.

[121] Бест (перс. best) — неприкосновенное убежище; сесть в бест — укрыться от преследований, выжидать изменения неблагоприятных обстоятельств.

[122] На самом деле литературовед В. М. Фриче короткое время занимал пост помощника наркома иностранных дел».

[123] В. П. Потемкин в 1934—1937 гг. был послом СССР во Франции, потом заместителем наркома иностранных дел. С 1940 г. — нарком просвещения.

[124] Имеется в виду составленный Н. Д. Соколовым Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов от 1 марта 1917 г., которым отменялась старая система воинской дисциплины и воинские части переподчинялись Советам.

[125] От «Ame slave» (фр.) — «славянская душа».

 

АЙСЕДОРА ДУНКАН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 17 марта. В оригинале обозначение рубрики: «Из прошлого».

 

[126] В этом доме (Пречистенка, 20) ныне находится Управление по обслуживанию дипломатического корпуса.

[127] В литературе о Есенине обычно говорится, что Дункан познакомилась с ним на вечере у художника Г. Якулова (См., например: Шнейдер И. И. Есенин за границей // Воспоминания о С. Есенине. М., 1965).

[128] А. Дункан покинула Москву в 1924 г.

[129] Выступление Дункан в Большом театре состоялось 7 ноября 1921 г.

[130] Студия Дункан прекратила свое существование через много лет после отъезда Сабанеева — в 1949 г.

 

ТУХАЧЕВСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ И ТУХАЧЕВСКИЙ МИФИЧЕСКИЙ

 

Печатается по недатированной авторской машинописи. Статья написана, вероятно, вскоре после реабилитации Тухачевского в 1957 г.

 

В САНАТОРИИ «УЗКОЕ»

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 3 июня. В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи».

 

[131] Дом ученых поныне располагается в том же здании на ул. Пречистенка, 16.

[132] Санаторий «Узкое» сохранился по сей день. Теперь он оказался на территории Москвы (ул. Профсоюзная, 123а).

 

Miscellanea

 

ПИСЬМА О МУЗЫКЕ

 

Печатается по газетной публикации: «Русская мысль», 1956,13 ноября.

 

[133] См. прим. 2 к статье «Н. К. Метнер».

[134] Закон Бойля-Мариотта определяет обратно пропорциональную зависимость между объемом данной массы газа и его давлением.

 

МЫСЛИ О МУЗЫКЕ. НЕМНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Печатается по газетной публикации: «Русская мысль», 1958, 19 августа.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ

 

Печатается по тексту журнальной публикации: «Современные записки», 1937,№ 64.

 

[135] От avion [фр.] — самолет.

[136] Мистическая оратория «Книга жизни» так и не была закончена композитором. В данном случае печь идет об исполнении фрагмента — «Вступления к Книге жизни» для четырех солистов и оркестра под управлением С. А. Кусевицкого 3 июня 1926 г.

[137] Кроме Вышнеградского, четвертитоновую систему разрабатывали Р. Штайн и В. Мёллендорф в Германии, А. Хаба в Чехословакии и др.

 

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ, В ИСКУССТВЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 15 декабря.

 

[138] См.: Сабанеев Л. Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. Опыт позитивного обоснования законов формы // «Искусство», 1925, № 2.

 

 

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Абельман — петербургский врач

Авенариус, Рихард (1843-1896) — философ, основоположник эмпириокритицизма

Авербах, Софья Михайловна (1882-1951) — врач, сестра Я. М. Свердлова

Адамович, Георгий Владимирович (1892-1972) — поэт и литературный критик; с 1923 г. жил во Франции

Акименко, Федор Степанович (1876-1945) — композитор и пианист; с 1923 жил за границей

Алданов, Марк Александрович (1886-1957) — писатель, химик. С 1919 г. в эмиграции. Один из близких друзей Л. Л. Сабанеева в зарубежные годы

Александр III (1845-1894) — российский император

Александр II (1818-1881) — российский император

Александра Федоровна. (1872-1918) — императрица, жена императора Николая II

Александров. Анатолий Николаевич (1888-1982) — композитор и педагог

Алексеев, Александр Дмитриевич (1913-1996) — музыковед, автор трудов по истории фортепианного искусства

Алин, Жура — танцовщица, актриса немого кино

Альберт I (1848-1922) — принц Монакский, основатель Океанографического института

Андреев, Леонид Николаевич (1871-1919) — писатель

Апухтин, Алексей Николаевич (1840-1894) — поэт

Аренский, Антоний Степанович (1861-1906) — композитор

Арцыбашев, Михаил Петрович (1878-1927) — писатель

Арцыбушев, Николай Васильевич (1858-1937) — композитор, член «Беляевского кружка»; с 1920 г. жил в Париже

Асафьев, Борис Владимирович (1884-1949) — музыковед, композитор

Ауэр, Леопольд Семенович (1845-1930) — австрийский скрипач, педагог; в 1867-1917 гг. жил в России

Ахрон, Иосиф Юльевич (1886-1943) — композитор и скрипач, один из основоположников «еврейской национальной школы» в музыке. С 1922 г. за границей

Ахшарумов, Дмитрий Иванович (1785-1837) — генерал, участник Войны 1812 года

Баженов, Николай Николаевич (1857-1923) — московский врач-психиатр и общественный деятель

Бакалейников, Николай Романович (1881-1957) — флейтист, дирижер и композитор

Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876) — философ и революционный деятель

Балакирев, Милий Алексеевич (1836/1837-1910) — композитор и пианист

Балтрушайтис, Юргис Казимирович (1873-1944) — поэт, дипломат

Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867-1942) — поэт и переводчик

Боратынский, Евгений Абрамович (1800-1844) — поэт

Баренбойм, Лев Аронович (1906-1985) — музыковед, педагог

Бартенев, Сергей Петрович (1863-1930)—пианист, композитор, историк

Батюшков, Константин Николаевич (1787- 1857) — поэт

Бах, Иоганн Себастьян (1685-1750) — композитор, органист

Белый, Андрей (Бугаев, Борис Николаевич; 1880-1934) — поэт, писатель, теоретик символизма

Беляев, Митрофан Петрович (1836-1903/1904) — музыкальный деятель, лесопромышленник-меценат

Бенедиктов, Владимир Григорьевич (1807-1873) — поэт —

Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) — философ, публицист

Берлиоз, Гектор (1803-1869) — композитор, дирижер

Вертело, Пьер Эжен Марселен (1827-1907) — французский химик — 167

Бессель, Василий Васильевич (1843-1907) — петербургский музыкальный издатель

Бетховен, Людвиг ван (1770-1827) — композитор, пианист

Бисмарк, Отто фон (1815-1898) — немецкий политический деятель, канцлер Германии — 23

Блаватская, Елена Александровна (1831-1891)—писатель и общественный деятель, основоположник мистического учения «теософии»

Блок, Александр Александрович (1880-1921) — поэт

Блок, Юлий Иванович (1858-1931) — предприниматель, музыкант-любитель, входил в дружеский круг Танеева, Чайковского и др.

Боборыкин, Петр Дмитриевич (1836-1921) — писатель

Бодлер, Шарль (1821-1867) — поэт

Бородин, Александр Порфирьевич (1833-1887) — композитор, химик

Брамс, Иоганнес (1833-1897) — композитор, пианист

Брондуков, Анатолий Андреевич (1856-1930) — виолончелист, музыкальный деятель

Броссен, Луи (1840-1884) — французский пианист, профессор Петербургской консерватории

Брюсов, Валерий Яковлевич (1873-1924) — поэт, переводчик, литературный деятель

Брюсова, Надежда Яковлевна (1881-1951) — музыковед, музыкально-общественный деятель

Брянчанинов, Александр Николаевич (1874-1918?) — общественный деятель, входил в дружеский круг Скрябина

Бугаев, Николай Васильевич (1837-1903) — математик, профессор и декан физико-математического факультета Московского университета

Бутлеров. Александр Михайлович (1828-1886) — химик, профессор Петербургского университета

Буюкли, Всеволод Иванович (1873-1921) — пианист

Вагнер, Зигфрид (1869-1930) — композитор, дирижер, сын Рихарда Вагнера

Вагнер, Рихард (1813-1883) — композитор, дирижер

Вахмейстер — шведский композитор — 226

Венявский, Генрик (1835-1880) — польский скрипач, композитор

Вересаев, Викентий Викентьевич (1867-1945) — писатель

Верлен, Поль (1844-1896) — французский поэт

Вертинский, Александр Николаевич (1889-1957) — русский артист эстрады, поэт; в 1920-1943 гг. в эмиграции

Верхарн. Эмиль (1855-1916) — бельгийский поэт и драматург

Вигом, Гануш (1855-1920) — чешский виолончелист, организатор «Чешского квартета»

Видор, Шарль Мари (1844-1937) — французский органист, композитор, педагог

Вильгельм II (1859-1941) — германский император

Винклер, Александр Адольфович (1865-1935) — русский композитор, член «Беляевского кружка»; с 1925 г. жил за рубежом

Виноградова, Вера Павловна (1892-?) — композитор и пианист, выпускница Петроградской консерватории; с начала 20-х гг. жила за рубежом

Виточек, Евгений Францевич (1880-1946) — русский скрипичный мастер

Витте, Сергей Юльевич (1849-1915) — русский государственный деятель

Волконский, Сергей Михайлович (1860-1937) — театральный деятель, критик; с 1917 г. в эмиграции

Волошин, Максимилиан Александрович (1877-1932) — поэт

Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) — художник

Вышнеградский. Иван Александрович (1893-1979) — композитор, и теоретик; один из создателей «четвертитоновой музыки»; с 1920 г. в эмиграции

Вышнеградский, Иван Алексеевич (1830-1895) — экономист, министр финансов России при Александре III

Гайдн, Йозеф (1732-1809) — композитор

Ганслик, Эдуард (1825-1904) – австрийский музыкальный критик

Голом, Георгий Аполлонович (1870-1906) — священник, агент охранки

Гарбузов, Николай Александрович (1880-1955) — музыковед, специалист по акустике

Гартман, Фома Александрович (1885-1956) — композитор, ученик Танеева; с 1921 г. в эмиграции

Гедианов, Лука Степанович (1774-1843) — князь, отец А. П. Бородина

Гедике, Александр Федорович (1877-1957) — органист, композитор и педагог

Гендель, Георг Фридрих (1685-1759) — композитор, органист

Генрих IV (1050-1106) — германский император

Герцен, Александр Иванович (1812-1870) — писатель, деятель революционного движения

Герцен, Наталия Александровна — дочь А. И. Герцена

Гёте. Иоганн Вольфганг (1749-1832) — поэт, естествоиспытатель

Гилелъс, Эмиль Григорьевич (1916-1985) — пианист

Гиляровский, Владимир Алексеевич (1853-1935) — журналист, писатель

Главач, Войцех Иванович (1849-1911) — дирижер, композитор чешского происхождения; с 1871 г. работал в России

Глазунов, Александр Константинович (1865-1936) — композитор

Глен, Альфред (Константин) Эдмундович (1858-1827) фон — виолончелист, и педагог; с 1921 г. жил в эмиграции

Глинка, Михаил Иванович (1804-1857) — композитор

Глиэр, Рейнгольд Морицевич (1874/1875-1956) — композитор, педагог

Гоголь, Николай Васильевич (1809-1852) — писатель

Гольденвейзер. Александр Борисович (1875-1960) — пианист, педагог, профессор Московской консерватории

Городецкий, Сергей Митрофанович (1884-1967) — поэт

Горожанкин, Иван Николаевич (1844-1904) — ботаник, профессор Московского университета, дед Л. Л. Сабанеева

Горчаков, Григорий Николаевич (1903-199?) —русский композитор, ученик и секретарь С. С. Прокофьева

Горький, Максим (Пешков, Алексей Максимович; 1868-1936) — писатель, общественный деятель

Гофман, Йозеф (1876-1957) —польский пианист

Гофман, Карел (1872-1936) — скрипач, возглавлял «Чешский квартет»

Гречанинов, Александр Тихонович (1864-1956) — композитор; с 1925 г. жил за рубежом

Гречанинова, Мария Григорьевна — жена А. Т. Гречанинова

Гржимали, Иван Войцехович (1844-1915) — скрипач, педагог чешского происхождения, с 1869 г. жил в Москве

Григорий VII (между 1015 и 1020-1085) — папа римский

Губерман, Бронислав (1882-1947) — польский скрипач

Губерт, Александра Ивановна (1850-1937) — пианистка, педагог, инспектор Московской консерватории

Гумпердинк, Энгельберт (1854-1921) — немецкий композитор, дирижер, педагог

Гунст, Евгений Оттович (1877-1938) — композитор и музыкальный критик, организатор «Московского общества распространения камерной музыки»; с 1922 г. жил за границей

Давыдов, Владимир Николаевич (1849-1925) — актер петербургского Александрийского театра

Данилов — путешественник, друг Л. П. Сабанеева

Дарвин, Чарльз (1809-1882) — биолог, естествоиспытатель

Даргомыжский, Александр Сергеевич (1813-1869) — композитор Дебюсси, Клод Ашиль (1862-1918) — композитор

Дельсаль, см. Сабанеева Ю. И.

Деляков, Иван Давыдович (1818-1897) — государственный деятель, министр народного просвещения при Александре III

Дервиз фон — русский дворянский род немецкого происхождения, известный широкой благотворительностью

Державин, Гаврила Романович (1743-1816) — поэт

Дидерихс — династия фортепианных мастеров, выходцев из Германии; фортепианная фабрика Дидерихса в Петербурге существовала в 1810-1914 гг.

Дорошевич, Влас Михайлович (1864-1922) — журналист, театральный критик

Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881) — писатель

Дункан, Айседора (1877-1927) — американская танцовщица

Дюбюк, Александр Иванович (1812-1897/1898) — пианист, композитор, педагог

Дютш, Отто Иванович (1825-1863) — русский композитор датского происхождения

Дягилев, Сергей Павлович (1872-1929) — театральный деятель

Евреинов, Николай Николаевич (1879-1957) — русский режиссер, драматург, театральный деятель; с 1925 г. жил за рубежом

Екатерина II (1729-1896) — российская императрица

Есенин, Сергей Александрович (1895-1925) — поэт

Есипова, Анна Николаевна (1851-1914) — пианистка, педагог, профессор Петербургской консерватории

Ж иляев, Николай Сергеевич (1881-1938) — музыковед, композитор, педагог

Жуковский, Василий Андреевич (1883-1852) — поэт

Жуковский, Николай Егорович (1847-1921) — профессор Московского университета, основоположник современной аэродинамики

Захарьин, Григорий Антонович (1829-1897) — врач-терапевт

Зверев, Николай Сергеевич (1832-1893) — пианист, педагог, профессор Московской консерватории

Зилоти, Александр Ильич (1863-1945) — пианист, дирижер, музыкальный деятель; с 1919 г. жил за рубежом

Иванов, Вячеслав Иванович (1866-1949) — поэт, теоретик символизма; с 1925 г. жил за рубежом

Иванов, П. (Мак) — популярный в 1910-е гг. художник-карикатурист, исполнитель танго, выступал в дуэте с Эльзой Крюгер

Игумнов, Константин Николаевич (1873-1948) — пианист, педагог, профессор Московской консерватории

Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич; 1829-1908) — православный священник, в 1990 г. был причислен к лику святых

Погашен, Юлий Иванович (1826-1904) — музыкальный теоретик, педагог и композитор; родом из Дании, с 1848 г. жил в России

Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович (1859-1935) — композитор, педагог, музыкальный деятель

Каблуков, Иван Алексеевич (1857-1942) — химик, профессор Московского университета

Кавос, Катарино Альбертович (1775-1840) — композитор и дирижер итальянского происхождения; с 1799 г. работал в Петербурге

Козин — один из основателей артистического клуба «Алатр»

Каменев, Александр Львович — советский офицер, сын Л. Б. Каменева

Каменев, Лев Борисович (1883-1936) — советский государственный и партийный деятель

Каменева, Ольга Давыдовна (1883-1941) — жена Л. Б. Каменева, в первые годы советской власти руководила культурными учреждениями

Карсавина, Тамара Платоновна (1885-1978) — балерина; с 1919 г. жила за границей

Кастальский, Александр Дмитриевич (1856-1926) — композитор и хоровой дирижер, фольклорист

Катуар, Георгий Львович (1861-1926) — композитор, музыковед, педагог

Кошкин, Николай Дмитриевич (1839-1920) — музыкальный критик, педагог

Керженцев, Платон Михайлович (1881-1940) — советский партийный и государственный деятель

Киркегард (Кьеркегор), Серен (1813-1855) — датский теолог и философ

Китцнер — посетитель артистического клуба «Алатр», агент охранки

Ключевский, Василий Осипович (1841-1911) — историк

Ковалев, П. — русский композитор в эмиграции

Ковалевский, Максим Максимович (1851-1916) — историк, юрист и социолог либерального направления

Коган, Петр Семенович (1872-1932) — историк литературы, критик, президент Государственной академии художественных наук

Константинов — русский композитор; жил за рубежом

Константинович — заведующий домом отдыха ученых

Конюс, Георгий Эдуардович (1862-1933) — композитор, теоретик, педагог, профессор Московской консерватории

Конюсы — семья русских музыкантов французского происхождения

Карелин, Михаил Сергеевич (1855-1899) — историк-медиевист, профессор Московского университета

Корещенко, Арсений Николаевич (1870-1921) — композитор, пианист и музыкальный критик

Коровин, Константин Александрович (1861-1939) — живописец; с 1923 г. жил во Франции

Кошиц, Нина Павловна (1894-1965) — певица, с 1921 г. жила за рубежом

Красин, Борис Борисович (1886-1936) — композитор, возглавлял в 1920-е гг. МУЗО Наркомпроса, брат Л. Б. Красина

Красин, Леонид Борисович (1870-1926) — советский государственный и партийный деятель

Крашенинников, Федор Николаевич (1869-1938) — ботаник, профессор Московского университета

Крашенинниковы — семья текстильных фабрикантов, финансировала артистический клуб «Алатр»

Крейн, Александр Абрамович (1883-1951) — композитор; во многих произведениях разрабатывал еврейский музыкальный фольклор — 181

Крейны — композиторы, братья Александр и Григорий (1879-1955)

Крейслер, Фриц (1875-1962) — австрийский скрипач

Крюгер, Эльза — танцовщица, артистка театра и кабаре, актриса кино, с 1920 г. в эмиграции в Берлине, инициатор «Русского романтического театра* (1922)

Кузнецова, Тамара Герасимовна (1895-1980) — пианистка, выпускница Петербургской консерватории, жена Л. Л. Сабанеева

Кузнецовы — текстильные фабриканты; финансировали Московское филармоническое общество — 104

Кукольник, Нестор Васильевич (1809-1868) — писатель и поэт

Купер, Эмиль Альбертович (1877-1960) — дирижер, с 1924 г. жил за рубежом

Куприн, Александр Иванович (1870-1938) — писатель; в 1919-1937 гг. жил в эмиграции

Кусевицкая (урожд. Ушкова), Наталья Константиновна (1881-1941) — жена С. А. Кусевицкого, совладелица крупной чаеторговой фирмы

Кусевицкий, Сергей Александрович (1874-1951) — контрабасист-виртуоз, дирижер, музыкально-общественный деятель; с 1921 г. за рубежом

Кюи, Цезарь Антонович (1835-1918) — композитор, музыкальный критик

Лазарев, Александр Васильевич (1819-?) — композитор и дирижер

Лазарев, Петр Петрович (1878-1942) — физик

Лапшин, Иван Иванович (1870-1952) — философ, автор трудов о Скрябине и Римском-Корсакове: в 1922 г. был выслан из РСФСР

Лоунис, Армас Эмануэль (1884-1959) — финский-композитор

Лебедев, Алексей Петрович (1845-1908) — историк церкви, профессор Московской духовной академии и Московского университета

Левин, Иосиф Аркадьевич (1874-1944) — пианист, выпускник Московской консерватории; с 1906 г. жил за рубежом

Левин — композитор русского происхождения, писал музыку для кино

Ленин, Владимир Ильич (1870-1924)

Леопольд П (1835-1909) — бельгийский король

Лесков, Николай Семенович (1831-1895) —писатель

Лешетицюш, Теодор (Федор Осипович; 1830-1915) — польский пианист, создатель всемирно известной пианистической школы; в 1852-1878 гг. жил в Петербурге

Лист, Ференц (1811-1886) — композитор, пианист и педагог

Лобачевский, Николай Иванович (1793-1856).— математик

Ломброэо, Чезаре (1836-1909) — итальянский психиатр и криминалист, автор книги «Гений и безумие»

Лопатин, Лев Михайлович (1855-1920) — философ, профессор Московского университета

Лугинин, Владимир Федорович (1834-1912) — химик, профессор Московского университета

Лузин, Николай Николаевич (1883-1950) — математик, коллега Сабанеева по Московскому университету

Луначарская-Розенелъ (урожд. Сац), Наталья Александровна (1900-1962) — актриса Малого театра, жена А. В. Луначарского

Луначарский. Анатолий Васильевич (1875-1933) —литератор, критик, публицист, нарком просвещения (1917-1929)

Лурье, Артур Сергеевич (892-1966) — композитор и музыкальный деятель; заведовал музыкальным отделом Наркомпроса в 1918-1920 гг. С 1922 г. жил за рубежом

Лядов, Анатолий Константинович (1855-1914) — композитор, педагог

Ляпунов, Сергей Михайлович (1859-1924) — композитор, пианист и педагог

Мак — см. Иванов П.

Максимов, Леонид Александрович (1873-1904) — пианист, педагог, музыкальный критик; ученик Зверева и Пабста

Малер, Густав (1860-1911) — австрийский композитор и дирижер

Малиновская, Екатерина Константиновна (1875-1945) — театральный деятель, с 1917 г. комиссар, позднее управляющий московских государственных театров

Маркович, Игорь Борисович (1912-1983) — композитор и дирижер; с 1913г. жил в Европе

Мословы, сестры — Анна Иван



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.268 с.)