Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерлюдия доброжелательность
читывая всю сложность нашего времени, мысль уделить больше внимания медитации в течение дня может показаться дополнительной обузой. Но я уверен, причина, отчего так много людей не находят времени медитировать, — не в том, что они сильно заняты. Мы все чем-то заняты ежедневно каждую минуту, не важно, насколько загружен или свободен стиль жизни. Как именно мы заполняем день — это вопрос предпочтений. Здравый смысл подсказывает отдавать предпочтение собственному выживанию, уверенности в том, что у нас есть кров, хватает еды, одежды и медицинского обслуживания, а наши дети получают наилучшее образование. Скажем, используя педагогическую метафору: задачи, связанные с этими основными нуждами, — «обязательные предметы», а все остальное — факультативно. Какими именно факультативными занятиями мы заполняем день, зависит от нашей системы ценностей. Иными словами, удовлетворив основные потребности, мы делаем, что душе угодно. Это можно представить как стремление к счастью, удовлетворенности или осмысленной жизни. Что бы ни понимали под смыслом жизни, мы сосредоточиваем его на людях, предметах, обстоятельствах и на менее осязаемом, что приносит удовлетворение. Вы какое-то время уже ходите по этой земле и десятилетиями стремитесь к счастью. Приостановитесь на минуту и спросите себя: много ли удовлетворения успела принести вам такая жизнь? Выбор истинного счастья Многие выдающиеся мыслители за всю историю, от Св. Августина до Уильяма Джеймза* и Е. С. Далай-ламы, замечали, что цель жизни — в поиске истинного счастья. В этом примечательном заявлении они явно подразумевали нечто большее, чем погоню за доставляющими удовольствие возбудителями. Они имели в виду некое более глубокое, несомненное и истинное благополучие, идущее изнутри7. Признак истинного счастья — уравновешенный здравый ум, в точности как ощущение физического благополучия — признак здорового тела. Среди современных людей распространено представление, что страдание — неотъемлемая часть жизни, и что это попросту в человеческой природе — раздражаться, унывать и беспокоиться. Но чаще всего наши умственные страдания никакой благой цели не служат. Эти невзгоды нам без пользы. Они — лишь признак неуравновешенного ума.
В поисках счастья важно понять, как мало в мире того, что в нашей личной власти. Другие люди — родственники, друзья, партнеры по бизнесу, незнакомцы — ведут себя, как им заблагорассудится, в соответствии со своими представлениями и целями. Не сильно от нас зависит и экономика, международные Все имена собственные из западных языков приведены в соответствии с современной произносительной нормой. — Прим. ред. отношения или окружающая среда. Так что, если в поисках счастья полагаться на способность влиять на других людей и мир в целом, почти наверняка можно сказать, что такие попытки обречены на провал. Что нам подвластно? Какая на самом деле у нас есть свобода здесь и сейчас? Первый шаг к собственной свободе — мудрый выбор предпочтений. Волевое равновесие и оценка предпочтений Вглядываясь в то, над чем мы трудимся и к чему стремимся, как тратим время и средства, можно выяснить, каковы наши предпочтения. Понятием способности к волевому действию обозначается навык хотеть и изъявлять свою волю. Волевое равновесие — решающая составляющая умственного здоровья, и оно выражается в том, способствуют ли наши желания истинному счастью нас самих и других людей. С другой стороны, нарушения равновесия волевых усилий — то, как наши желания уводят нас от умственного здоровья к психологическим расстройствам. Подобные нарушения равновесия имеют три стороны: недостаток, избыток и неустойчивость способности к волевому действию. Недостаток проявления этой способности заметен, когда мы переживаем вялость в стремлении к высшему счастью и его причинам. Эта вялость обычно сопровождается бедным воображением и неким застоем: нам трудно даже представить, что можно чувствовать себя лучше, чем сейчас, так что мы и не пытаемся. Это лишает нас стремления к умственному благополучию. Избыток способности к волевому действию видно, когда назойливые желания затмевают действительность настоящего. Грезы о будущем — неудовлетворенные желания — делают нас слепыми к тому, что есть здесь и сейчас. И наконец, неустойчивость способности к волевому действию выражается в стремлении к тому, что разрушает благополучие наше и остальных, и мы отвергаем то, что ведет и нас, и остальных к истинному благополучию. Я включаю сюда «остальных», поскольку нельзя поддерживать равновесие ума отдельно от других людей. Мы существуем не вне зависимости от других, а потому и наше благополучие не может возникнуть отдельно от других. Чтобы процветать самому, надо заботиться и о благополучии тех, кто нас окружает. Как говорил Будда: «Кто любит себя, никогда не навредит и другому»8.
Индийский буддийский созерцатель Шантидева так описывает нарушение способности к волевому действию: Все жаждут прекращения страданий, Но сами тянутся к нему, его взыску ют. Отрады ищут, но невежеством своим Ее же убивают, как врага.9 В буддизме ложное желание называется влечением, и оно в данном случае означает, что мы тянемся к тому, чьи желанные качества преувеличиваем, а нежеланными пренебрегаем. Если тяга сильна, мы воспринимаем возможность счастья как неотъемлемую часть предмета, к которому льнет ум. Это лишает нас силы и придает власти предмету влечения10. Когда действительность прорывается сквозь наши мечты, мы испытываем разочарование. Это, в свою очередь, может приводить к враждебности и отторжению, и в результате мы начинаем усматривать отрицательные качества в предмете, к которому прежде тянулись.
Где взять время Вернемся к основной теме этой книги: одно из важных препятствий в воспитании внимания — отсутствие времени для этого. И вот причина, почему медитации не находится времени: мы отдаем его иным предпочтениям. Некоторые из этих предпочтений связаны с удовлетворением основных потребностей, но иные упакованы в обертку влечений так, как описано выше. В надежде добиться символов хорошей жизни — богатства, сиюминутных удовольствий, признания и положения в обществе, мы уводим себя от действительности хорошей жизни. Причина, почему мы не уделяем больше времени уравновешиванию ума, заключается в том, что мы на все готовы ради счастья, которое ищем в сиюминутных удовольствиях. Психологи называют это гедонистической беговой дорожкойи\ и первый шаг к побегу из этой утомительной молотилки — стремление увидеть истинное счастье, проистекающее из наших почти не тронутых внутренних ресурсов. Вот так мы начинаем развивать доброжелательность — сначала к себе, а затем и ко всем вокруг.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.006 с.) |