Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV.4. Контроль в оздоровительной гимнастике
В занятиях оздоровительной гимнастикой применяются два основных вида контроля: врачебно-педагогический общего характера и специальный. Врачебно-педагогический контроль * Врачебный контроль проводится перед началом занятий и не реже одного раза в год. Целесообразно пройти его с участием специалистов разного профиля (терапевт, хирург, невропатолог, ларинголог и др.) с тем, чтобы наиболее полно определить состояние обследуемого, выявить все имеющиеся у него отклонения, правильно решить вопросы допуска и определить допустимую нагрузку. При этом применяются как клинические, так и инструментальный методы обследования (антропометрия, электрокардиография, спирометрия и пр.). Обязательны функциональные пробы. На основании такого обследования врач дает преподавателю заключение о здоровье, уровне физического развития и функционального состояния, решает вопросы допуска к занятиям, вносит рекомендации по лечебно-профилактическим мероприятиям, образу жизни, режиму и методике занятий. Два-четыре раза в год проводятся повторные (этапные) обследования по сокращенной методике, включающей опрос, общий осмотр, простые методы обследования, функциональные пробы. Их задача — выявить изменения, происшедшие под влиянием занятий и при необходимости рекомендовать соответствующие коррективы процесса оздоровления. После перенесенных заболеваний, травм, перерывов, а также при появлении жалоб, признаков переутомления, снижения работоспособности — проводятся дополнительные обследования. Кроме того, врач совместно с преподавателем определяет влияние нагрузок непосредственно в условиях занятий. Обследования проводятся в поликлиниках, кабинетах врачебного контроля при консультации во врачебно-физ-культурном диспансере; могут они осуществляться и при амбулаториях на производственных предприятиях, где динамические наблюдения и контроль ведут прикрепленные врачи. В качестве критериев для оценки эффективности оздоровления используются показатели: посещаемости, отношения к занятиям, самочувствия и настроения занимающегося, сон, аппетит, работоспособность, степень восстановленное™ к очередному занятию, заболеваемость, динамика здоровья, физическое развитие, объективные показатели врачебного и педагогического контроля, а также самоконтроля.
Регулярный контроль за состоянием занимающегося и определение эффективности занятий позволяет правильно планировать нагрузку и, при необходимости, вовремя вносить соответствующие коррективы. Эффективность занятий во многом зависит от рационального планирования и условий занятий, соответствия используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню физической и технической подготовленности, общей и гигиенической культуры занимающихся, их заинтересованности и удовлетворенности занятиями, контакта с преподавателем и многого другого — что должно учитываться в ходе врачеб-но-педагогического контроля на всех его этапах. Одним из важнейших критериев оценки правильности построения занятий и их эффективности является соответствие нагрузки состоянию занимающегося. Нагрузка в оздоровительных занятиях должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не превысить возможности организма, не вызвать чрезмерного утомления, снижая не только оздоровительный эффект, но и интерес к занятиям (причем, это в полной мере относится и к тем, описанным выше случаям, когда применяется «провокационное стимулирование» с целью вовлечения в работу функциональных резервов).
10* 291 Гиперкинезия (чрезмерная двигательная активность), как и гипокинезия (недостаток движений) отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нагрузку в оздоровительной гимнастике обязательно надо планировать с учетом привычного двигательного режима, в котором протекает жизнедеятельность занимающегося, определяя «разумную» добавку к нему в виде занятий физическими упражнениями. Оптимальным в оздоровительных целях считается вариант с 2-3 занятиями в неделю, при дополнении их ежедневной утренней гигиенической зарядкой, ходьбой или другими циклическими упражнениями в течение дня по 20-30 минут, двигательно активным проведением выходного дня. Время занятий теми или иными видами физических упражнений должно составлять 10-15 часов в неделю (в целом). Рекомендуемая продолжительность каждого занятия - 60-90 минут при двухразовой тренировке, 45-60 минут - при трехразовой, до 45 минут, если занятия проводятся чаще. (Например, по 20 минут пять-шесть раз в неделю).
Моторная плотность оздоровительных занятий составляет от 30 до 70 % (в среднем, 50-60 %), примерная затрата энергии — 300 ккал/час. Пульсовой режим достаточно вариативен: 140-160 уд/мин - в занятиях молодых людей, 120-140 - для лиц среднего возраста, 110-130 - в старшем возрасте и не более 120 уд/мин после 60 лет. В старшем и пожилом возрастах нередко встречаются достаточно хорошо подготовленные к нагрузкам люди - для них могут устанавливаться более высокие допустимые нагрузки. Однако, как правило, к этому возрасту люди успевают перенести различные болезни, которые ослабляют организм, снижают уровень подготовленности и поэтому они весьма склонны к тахикардическои реакции на нагрузку. Поэтому для них и установлены такие, казалось бы, низкие, а в действительности — адекватные уровни допустимой нагрузки, выраженные показателями пульса в 120 уд/мин. Через 1-2 минуты после серии упражнений и по окончании занятия частота пульса во всех случаях должна быть не больше 100 уд/мин, а к 15-20 минуте после занятия восстановление должно быть практически полным. Поэтому по врачебным показаниям в оздоровительных занятиях предпочтение должно отдаваться относительно легко дозируемым упражнениям — чем и отличаются упражнения гимнастики. Увеличение со временем величин нагрузки и сложности упражнений непременно должно связываться с улучшением функционального состояния, самочувствия и объективных показателей подготовленности занимающегося. Проявлению последних способствует расширение диапазона применяемых упражнений, повышение моторной плотности занятий с 30—40 % в начале до 60-80 % у молодых и 50—60 — у старших возрастов. Должного эффекта занятий оздоровительной гимнастикой можно добиться только при соблюдении занимающимся здорового образа жизни: рационального соотношения труда и отдыха, достаточного сна, сбалансированности и своевременности питания, исключения вредных привычек; закаливания и оздоравливании в экологически чистых природных зонах; нормальном моральном климате на работе, в семье, в быту — к которым и добавляются эффективные стимулирующие высокую двигательную активность и уравновешивающие неблагоприятные воздействия окружающей действительности физические упражнения. В решении задач оздоровления и контроля за ним важнейшую роль играет преподаватель. Он ведет педагогический контроль за занимающимся по показателям самочувствия, отношения к занятию, посещаемости, проявляемому интересу и степени удовлетворенности, но также и по объективным показателям: частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, восстанавливаемости их после упражнения, периодически проводимым тестам и контрольным измерениям. Эти показатели могут многое сказать об эффективности оздоровления. Поэтому тестирование и нужно проводить не реже одного раза в три месяца, не считая его лишним атрибутом, но проводя так, чтобы оно вписывалось в педагогический процесс как органичный, естественный его элемент. Исследования следует проводить до нагрузки (желательно и во время упражнения) и обязательно после нее, стараясь соблюдать при этом одинаковые условия: проводить в одно и то же время, предлагать одинаковые упражнения в разминке и в занятии, соблюсти режим приема пищи (за 1,5—2 часа до тестирования) и ее состава — этим будут обеспечены стандартные условия и обнаруженные в
ходе тестирования изменения можно будет с большим основанием отнести именно на влияние оздоровительных занятий. При этом следует иметь в виду, что каждый человек имеет индивидуальные особенности, реактивно влияющие на результаты тестирования. Поэтому в оценке его состояния и динамики показателей сравнивать полученные данные следует прежде всего с его собственными характеристиками и только во вторую очередь — с любыми среднестатистическими стандартами. В то же время и перед началом оздоровления, и в ходе него отношение индивидуальных показателей состояния занимающегося к стандартным величинам определять надо — так можно установить «нормальность» испытуемого. В качестве ориентира для определения нагрузки могут использоваться относительно простые показатели: —степень восстановления после нагрузки: через 1—2 минуты ЧСС не должна превышать 100—120 уд/мин; —после 2-минутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту или дозированного подъема по лестнице через 1— 2 минуты — не более 100 уд; —так называемые функциональные классы для лиц с признаками сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и ранее перенесенных: 1-й функциональный класс — подъем по лестнице на 6-й этаж без одышки; 2-й функциональный класс — до 5-го этажа, 3-й функциональный класс — одышка появляется уже между 2—3 этажами, 4-й класс — при минимальной нагрузке или в покое (удел этого класса — лечебная физкультура, хотя и с применением гимнастических упражнений с особой дозировкой). Следует заметить, что такие реакции вполне можно наблюдать у человека, просто имеющего плохое физическое развитие или подготовленность, вовсе не связанные с заболеваниями сердца. Но иметь в виду их необходимо: — оценка уровня физической подготовленности по анализу двигательного режима человека: низкая — ранее физкультурой не занимался, не делает даже утренней гимнастики, плохо переносит уже небольшие нагрузки; средняя — ежедневная утренняя гимнастика, ходит пешком в среднем темпе или бегает не менее 30 минут в день; высокая — регулярно занимается, хорошо переносит бытовые физические нагрузки.
Существенным дополнением к врачебно-педагогическо-му контролю служит самоконтроль — наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, влиянием занятий на самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, работу сердца и т.д. Причем, самонаблюдения должны фиксироваться в специальном дневнике, куда следует также заносить основные показатели нагрузки, сведения о ее характере, субъективной оценке ее величины и напряженности состояния во время упражнения. Дневник периодически должен предъявляться преподавателю для ознакомления, сверки со своими данными и внесения корректив в организацию, содержание и другие характеристики занятий, уточнения задач на определенные периоды и пр. Признаками несоответствия нагрузки состоянию занимающихся служат: резкая утомляемость на занятиях, бледность, одышка, слабость, чрезмерное учащение пульса (более 180 уд/мин у молодых и здоровых лиц и свыше 140 уд/мин у пожилых), нарушение сердечного ритма, значительное повышение или падение артериального давления, появление головной боли, болей в области сердца, уха, правого подреберья, замедление восстановления, нарушение сна, расстройство кишечника, ухудшение аппетита, настроения; появление раздражительности, либо наоборот — апатии, потери интереса к занятиям, снижение работоспособности, а также тестируемых показателей. В этих случаях необходима консультация врача и соответствующие изменения в организации и содержании цроцесса оздоровления. Чтобы предупредить негативные реакции занимающихся на возникновение таких признаков, следует проводить с ними разъяснительную работу, в которой пытаться убедить человека, что все эти изменения носят вовсе не фатальный характер, что мыслей типа «ах, мне это не дано, мне ничего не поможет» и т.п., не возникало, а если возникли, надо переубедить человека не только на примере окружающих, но и найти любую «зацепку» в его собственной деятельности, чтобы использовать ее в качестве положительного примера его потенциальных возможностей и помочь обрести веру в себя и гимнастику как подходящее ему средство оздоровления.
Специальный контроль (на примере фитнесса) Определение состояния здоровья и потенциальных возможностей различных систем организма как исходных условий для занятий фитнессом — весьма важная задача, решение которой требует участия как специалистов-инструкторов так и врачей, знающих специфику данной системы оздоровительных занятий. На подготовительном этапе существует особый порядок оценки состояния здоровья занимающихся и допуска их к занятиям: 1) составление личной карты (анкеты), 2) анамнез, проводимый инструктором и включающий сведения о нарушениях в состоянии здоровья, признаках и симптомах проявления, образе жизни и ее условиях и т.п., 3) составлении медицинской карты (включающей личные и семейные характеристики), 4) заполнение социокарты, 5) составление психограммы.
В фитнессе широко применяется метод анкетирования с использованием разного рода вопросников. При этом условно можно выделить 4 части анкетной информации: 1-я часть — «общая информация: фамилия, адрес, пол, дата рождения; наличие страховой карты, рабочая'нагруз-ка в неделю (часы), характер работы (сидя, стоя, в движении, продолжительность фиксации отдельных поз и т.д.), определение лиц для оказания требующейся помощи. 2-я часть — медицинские сведения: наличие родственников до 50 лет (живых и умерших), дата последнего медицинского осмотра, дата последней оценки физического состояния, перенесенные операции, заболевания с вмешательством врача, принимаемые лекарства за последние 6 месяцев, частота обращения к врачу и симптомы заболевания. 3-я часть — факторы, влияющие на здоровье и образ жизни: курение (что, сколько, как часто), регулярность занятий физическими упражнениями (режим), возможность быстро пройти 6,5 км без усталости, пробежать трусцой 5 км, масса тела (в настоящее время, год назад). 4-я часть — черты характера: нетерпеливость, возбудимость, затруднения в двигательной деятельности, реактивность в экстремальных ситуациях, адаптация к психологическим нагрузкам и др. Для примера — анкета-вопросник, основанная на самооценке своего состояния по альтернативной схеме ответов «да — нет»:
—имеются ли сведения врача о нарушениях ССС, —случались ли боли в области сердца, груди, —были ли случаи потери сознания и головокружения (как часто), —случались ли нарушения кровяного давления, трав- ' мы опорно-двигательного аппарата (кости, связки, суставы, мышцы), —есть ли причины отказа от занятий физическими упражнениями, —есть ли отклонения в состоянии здоровья, связанные с возрастом, — привычна ли для Вас физическая нагрузка. определить условно степень готовности клиента к занятиям и при этом: 1) если есть хотя бы один положительный ответ, требуется консультация врача; 2) если все ответы отрицательны, то это означает, что имеется готовность к занятиям низкой интенсивности и возможность последующей оценки по стандартным методикам; 3) при временном (нестойком) недомогании желательно воздержание от занятий на ближайшие несколько дней (неделю); 4) в случае допуска к первому этапу занятий возможны две их формы: а) неограниченная двигательная активность с соответ б) конкретные ограничения (по характеру, интенсив Для медицинского тестирования используются следующие показатели: ЧСС, АД, ЖЕЛ, ЭКГ, профиль крови (биохимия), состав тела, психологические пробы. Анализ медицинских показателей направлен на оценку прежде всего функциональных возможностей и кардиореспира-торную подготовленность (при этом выделяются «основные» и «дополнительные» показатели, см. табл. 8). Медицинские пробы проводятся как в условиях покоя, так и после воздействия нагрузки разной степени, а при функциональной оценке состояния звеньев тела особое внимание обращают на поясничную область. Оценка физического состояния клиента включает измерение силовых показателей, гибкости и выносливости.
Для этого используются простейшие контрольные упражнения: отжимания в упоре, подтягивания в висе, наклоны, прогибания туловища, поднимание и отведение ног. Эти простые контрольные движения дают лишь общее представление об уровне развития физических качеств, поэтому требуется большее разнообразие тестов и более четкий, адресный, их подбор. Тестирование разных показателей имеет свои особенности. Измерение ЧСС. В практике используются несколько способов оценки ЧСС: а) максимальная контрольная ЧСС определяется вы б) определение диапазона ЧСС для конкретного уровня Средние нормативные показатели максимальной ЧСС для людей разного возраста даны в таблице 9; они позволяют выявить некоторую степень риска при выполнении физической работы и адекватность реакций ССС на нагрузку. Измерение массы тела. Соотношение показателей массы тела и % содержания жира является одним из основных показателей, принимаемых в фитнессе во внимание. Существует много способов определения этого соотношения: прямым взвешиванием, расчетным путем, измерением электрического сопротивления тканей тела и степени инфракрасного излучения и т.д. Возможен учет разнообразных расчетных показателей и их соотношений, например, измерение кожно-жировых складок с помощью калипера на талии и бедре — позволяющее условно определить степень ожирения. Нормативные уровни их приводятся в таблице 10. «Полевые тесты». Для оценки функциональной подготовленности помимо инструментальных методик широко используются так называемые полевые тесты, или виды циклических локомоций: а) ходьба на одну милю (1609 м) с оценкой либо време б) бег трусцой (тест К. Купера) с оценкой либо дистан- * в) бег на одну милю (нормативные уровни приведены в г) модификация «гарвардского степ-теста» со ступен Как правило, разработанные нормативные показатели по каждому из тестов позволяют путем сопоставления результатов тестирования с табличными значениями судить о функциональных возможностях человека. Измерение показателей физической подготовленности. Степень развития того или иного качества (и умений их проявлять) оценивается с помощью широкого набора специальных тестов и контрольных упражнений. В фитнессе чаще всего измеряются гибкость и силовые качества (динамическая, скоростная) а также силовая выносливость. Гибкость измеряется в процессе выполнения наклона вперед в положении сидя, руки вверх; при поднимании туловища, с опорой руками, из положения упора лежа на согнутых руках; при сгибании ноги с помощью рук в положении лежа на спине (подтягивание к груди). Силовые качества тестируются при: сгибании рук в положении «вис лежа» под углом 45° к опоре, подтягивании в висе, отжимании в упоре лежа, поднимании туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами («канадский тест», нормативы — в табл.12), динамометрии кисти, поднимании максимально возможного груза (один раз). Осанка. Определение осанки позволяет выявить особенности строения тела и физического развития. Визуальная оценка звеньев тела и его форм, проводимая по 11 показателям (см. рис. 4), сопоставление полученных данных с контрольными шкалами — позволяет рассчитать суммарный показатель и определить соответствующий рейтинг конкретно анализируемой осанки, на основании чего подбирать соответствующие направления и средства воздействия с.целью коррекции недостатков.
Ниже в качестве примеров даны нормативные таблицы оценки, используемые в разных видах тестирования в фитнессе.
физических упражнений и периодичность их повторений. Этот параметр более показателен при условии стабильности объема упражнений и темпа их выполнения. Хотя в целом он позволяет представить общую структуру тренировочного процесса и объем нагрузок, влияющих на текущее состояние занимающегося и его программируемую реактивность. Этим определяется и выбор тактики тренировки в целом, привлечение средств подготовки активного и относительно пассивного характера, а также способов восстановления. Характер упражнений определяет содержательную сторону тренировочного процесса с учетом интересов, возможностей и задач, определяемых исключительно для каждого занимающегося. Данный комплекс показателей в целом дает возможность выбора той или иной программы занятий. Примеры таких программ даны в таблице 13. Методические особенности организации занятий по фитнессу могут быть следующими: 1) оптимальная частота занятий в неделю — от 3 до 5, хотя границы режима довольно изменчивы в зависимости от исходных данных и мотивации, например: для сжигания жира лучше планировать 4—7 занятий в неделю с низким и умеренным уровнем интенсивности; 2) плавность изменения нагрузки с учетом требований безопасности и эффективности реализуется в виде «лесенки», т.е. со ступенчатым изменением нагрузки. Типичными вариантами чередования нагрузки по такому принципу являются следующие: а) маленькие и одинаковые ступеньки, б) большие и одинаковые ступеньки, в) широкие ступеньки, г) узкие ступеньки, д) комбинированные ступеньки. Должно быть ясно, что такое образное выражение нагрузочности в смысловом содержании имеет варьирование объемов, интенсивности, нагрузочности, сложности и физической трудности каждого упражнения, серий и занятий; при этом важен поиск оптимального режима; 3) вспомогательные части занятия (разминка и охлаж Общие методические правила: 1) соблюдать режим дыхания в соответствии с характером упражнений, 2) чередовать легкие и тяжелые по нагрузке дни, 3) уделять внимание технике движений, 4) обеспечивать достаточное восстановление, 5) прекращать занятие при появлении негативных признаков. ку в разминке выражается величиной ЧСС, соответствующей нижней границе индивидуального тренировочного диапазона ± 10 уд/мин, а в заключительной части должна составлять 100 уд/мин и ниже. В зависимости от интенсивности планируемой основной части занятия длительность: а) разминки обычно со-
ставляет 5—10 минут, а специальных упражнений на растягивание — до 5 минут; б) для охлаждения — 3—5 минут; 4) продолжительность выполнения упражнений в основной части занятия может колебаться в зависимости от типа тренировки: — в аэробном тренинге — от 15 минут и больше в зави — средняя нагрузка в силовой тренировке — от 15 ми — для циклической работы в силовой тренировке режим каждого подхода может быть укороченным — 30 секунд работа и 15 секунд пауза, но объем и продолжительность тренировки по суммарным показателям в этом случае возрастает: используется до 20 тренажеров и серий; 5) сочетание упражнений разного характера определя а) уровень подготовленности и ее слабые стороны; 6) повторность элементов локомоторных действий с в) акцентирование внимания на те мышечные группы, г) индивидуальный подбор отягощений в соответствии д) сочетание аэробных и силовых упражнений как сред Таким образом, учет отдельных методических требований к организации занятий фитнессом, а также параметрических условий и диапазонов физической работы является залогом в достижении существенных результатов улучшения физических кондиций и оздоровления человека. V.2. Занятие по общей физической подготовке Для решения задач общей физической подготовки («ОФП») наиболее целесообразны комплексные занятия. Они удобны для решения целого ряда задач. В одном занятии с помощью специальных разнохарактерных упражнений можно развивать способности к дифференциров-кам пространства и времени, гибкость, скоростную силу и ловкость, совершенствовать функцию равновесия или (в специализированном аспекте) вращательную устойчивость и т.п. Комплексные занятия играют особую роль в физической подготовке занимающихся на начальных этапах. Во-первых, потому, что здесь они легче поддаются воздействию, поскольку, как правило, уровень развития качеств и способностей — низок, а во-вторых, в работе можно использовать игровой метод, снижающий психологическую напряженность в целом большого труда (по объему, интенсивности, количеству и разноплановости применяемых средств), который необходим для обеспечения высокого уровня физической подготовленности. В начале подготовки могут использоваться комплексы, полностью составляющие содержание тренировки, на которую новичкам отводится по 60—90 минут 3 раза в неделю. В дальнейшем эти комплексы становятся составной частью занятий, также в целом направленных на решение задач только физической подготовки. В этом случае набор упражнений, их соотношение по характеру и на-грузочности должны определяться, исходя из конкретного состояния физической подготовленности занимающихся и поставленных в связи с этим задач физической подготовки на данный момент. Примерами построения комплексного занятия могут быть варианты, показанные ниже:
При достаточной подготовленности работа в комплексных занятиях по возможности должна проводиться непрерывно. Это не значит, конечно, что занимающиеся работают без отдыха. Каждый раздел работы идет своим чередом, без спешки, с достаточным отдыхом между повторениями, между упражнениями и при соблюдении обоснованной дозировки каждого. В группах «общей» начальной подготовки распределение и соотношение в занятиях разных разделов физической подготовки могут быть представлены вариантом, показанным в таблице 14. Как из нее следует, в начале периода, материал распределен относительно равномерно, и виды упражнений последовательно чередуются от занятия к занятию. Исключение составляют средства, развивающие выносливость (особенно силовую), которые в полном объеме используются в более поздних этапах, когда достаточно развиты «ординарные» силовые качества и организм подготовлен к продолжительной, напряженной работе. На более поздних этапах начального периода количество видов упражнений, используемых в полном объеме в одном комплексном занятии, увеличивается до 6—7. Чередование же их может быть произвольным, но при соблюдении определенных правил. В частности: - тренировка должна начинаться разминочными разогревающими (общими и локальными) упражнениями; — упражнения, требующие тонкой координации (точ —упражнения скоростного и скоростно-силового характера целесообразнее выполнять перед упражнениями на выносливость; —в случае большой нагрузочности упражнений их следует применять в таком порядке, который обеспечивает смену режимов работы с последовательным увеличением нагрузки; — при использовании в одном занятии силовых упраж —занятия необходимо заканчивать расслаблением мускулатуры, используя для этого не только пассивные висы или расслабленные махи, потряхивания и т.п., но и расслабления в удобных позах; в небольших количествах полезны также упражнения, в которых растягивающие воздействия оказываются на наиболее нагруженные группы мышц; —особое внимание необходимо обращать на обязательное планирование и использование длительного активного отдыха (купание, лыжные и пешие прогулки и т.п.) и пассивного, — рассматривая их как составную часть системы, обеспечивающей высокий уровень потенциальных возможностей и работоспособности.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.072 с.) |