Или (влияние высоких температур на орг чел-ка. Терморегуляция и Т. Д. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Или (влияние высоких температур на орг чел-ка. Терморегуляция и Т. Д. )



Тепловой комфорт - это метеорологические условия, обеспечивающие оптимальный уровень физиологических функций,. в том числе терморегуляторных при субъективном ощущении комфорта.

Состояние теплового комфорта поддерживается за счет работы системы терморегуляции.

Терморегуляция.

Цель терморегуляции - поддержание постоянной температуры тела при изменяющихся условиях внешней среды. В основе терморегуляции лежат два противоположных процесса – теплопродукция и теплоотдач а.

Основную роль в регуляции теплообмена играет теплоотдача. Она осуществляется следующими путями:

1. Конвекция - нагревание воздуха, прилегающего к поверхности тела или к поверхности одежды. Отдача тепла методом конвекции возможна только в том случае, если температура окружающего воздуха ниже, чем температура тела. Составляет примерно 20 % от всей теплоотдачи. Высокая влажность воздуха увеличивает потери тепла путем конвекции.

2. Излучение - составляет самую большую часть (56 %). Осуществляется только в том случае, если температура воздуха и окружающих предметов ниже температуры тела.

3. Испарение составляет 24 %. Отличается тем, что протекает при любой температуре окружающей среды. Является единственным методом теплоотдачи в том случае, когда температура окружающей среды выше температуры тела. Чем выше скорость движения воздуха и ниже влажность, тем быстрее идет процесс испарения. Неподвижный воздух и высокая влажность, напротив, сильно затрудняют отдачу тепла путем испарения.

Влияние высокой температуры воздуха на организм

К группе патологических состояний, возникающих при перегревании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар, тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные расстройства, тепловое истощение.

Тепловой удар. Возникает вследствие острой недостаточности терморегуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической работе в условиях высокой температуры окружающей среды. Клинические проявления: резкое увеличение температуры тела (до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость слизистых, увеличение частоты дыхания, тахикардия, слабость. Характерно прекращение потоотделения за несколько часов до наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком начинающейся гипертермии является необычное поведение человека (это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к повышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой летальностью.

Тепловой шок - коллапс (острое нарушение гемодинамики)

Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной радиации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно ЦНС (головного мозга). Профилактика - головной убор.

Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.

Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минеральные вещества - хлориды натрия и калия и возникают судороги..

Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать дисбактериозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая альбуминурия.

Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к повышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее функциональным нарушениям.

Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого обмена.

К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно отнести следующие:

1. Акклиматизация

2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.

3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате

3)Отравления бериллием
Бериллий отличается высокой прочностью, жаростойкостью, легко­стью, в связи с чем используется в авиастроении, космической, ядерной технике. Соединения бериллия широко используются в радиоэлектрони­ке, в силикатной промышленности, люминесцентных лампах, рентгенов­ских трубках.

В организм бериллий поступает

1. Ингаляционным путем в виде аэрозолей

2. Через ЖКТ

3. Через кожу

Выделяется бериллий через ЖКТ, почками и молочными железами, может накапливаться в костях и внутренних органах. Бериллий может оказывать

1. Выраженное раздражающее действие

2. Общетоксическое действие

3. Выраженное аллергенное действие

4. Канцерогенный эффект

Токсичность соединений Be зависит от их растворимости. При этом растворимые соединения вызывают как острые, так и хронические отрав­ления, а нерастворимые - только хронические. Токсическая концентра­ция бериллия в воздухе составляет 40 мг/мЗ, т.е. Be очень токсичен.

В патогенезе отравлений бериллием значительную роль играют ауто­иммунные процессы, т.к. под действием бериллия изменяются собствен­ные белки организма.

Клиническая картина отравлений бериллием:

1) При ингаляционном поступлении.

1. Острое отравление. Наблюдается местное раздражающее действие, поражение дыхательных путей - острый токсический ларингофарин-готрахеит и характерные поражения бронхиол и легких.

2. Хроническое отравление. Его особенностью является вариабельный латентный период. Последствия хронического отравления могут на­блюдаться через много лет после контакта с металлом. Хроническое отравление бериллием (бериллиоз) протекает в двух формах:

а) Интерстициальная форма - наблюдается разрастание соединительной ткани (пневмокониоз) в легких, что клинически выражается в виде одышки, кашля, аллергических проявлений, повышения температуры, цианоза.

б) Гранулематозная форма - в органах и тканях и особенно в корнях легких образуются специфические гранулемы размерами до 0.5 см

2) При поступлении через кожу.

1. Острое поражение проявляется в виде ожогов, некроза

2. Хроническое - в виде дерматитов, язв типа птичьих глазков. Бериллий также обладает канцерогенным действием.

Профилактика отравлений бериллием, как и отравлений другими промышленными ядами, включает технологические мероприятия, санитарно-технические меры (вентиляция, тщательная уборка помещений и тд.), установление и соблюдение ПДК бериллия в воздухе рабочих поме­щений (0.001 мг/м), лечебно-профилактические мероприятия (проведение предварительных и периодических медицинских осмотров).


12 билет.
1. Охрана окр среды от радиологического загрязнения.

Загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами (радиоактивное загрязнение) происходит в результате работы с открытыми источниками в нормальных условиях. Кроме того его причиной Moiyr быть и закрытые источники в результате аварий с выбросом радиоактивных веществ.

Основные источники загрязнения окружающей среды:

1) Мероприятия ядерно-топливного цикла.

2) Ядерные взрывы.

Меры по охране окружающей среды:

1) Законодательные (нормы радиационной безопасности)..2) Технологические (изменение технологии для.уменьшения использования радиоактивных веществ и их попадания в окружающую среду).

3) Санитарно-технические (адекватная вентиляция, канализация)

4) Планировочные (создание санитарно защищенных зон и зон наблюдения).

Основной проблемой в области охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения является проблема радиоактивных отходов.

Радиоактивные отходы - это материалы или объекты, не подлежащие использованию, но имеющие уровень радиоактивности выше нормативного. По агрегатному состоянию они делятся на газообразные, жидкие и твердые.

Обезвреживание радиоактивных отходов осуществляется с помощью их дезактивации, в результате которой - как это видно из названия метода -они теряют свою активность или она снижается до допустимого уровня.

Методы дезактивации.

1) Оптимальным методом дезактивации является метод физической дезактивации путем выдерживания отходов в течение некоторого времени, основанный на законе радиоактивного распада. За счет распада радиоактивные изотопы распадаются с образованием изотопов, не обладающих радиоактивностью. Метод применим только для короткоживущих изотопов (с периодом полураспада не больше 15 суток).

- 2) Разбавление. Заключается в смешивании загрязненных продуктов с чистыми. Для жидких отходов применяется только при активности, превышающей ПДК не более чем в 10 раз при возможности 10-кратного разбавления.

3) Рассеивание (для газообразных отходов). Производится через высокие трубы. При этом используют фильтрацию (только для аэрозолей), адсорбцию и абсорбцию (для газов). Последние не применимы для инертных газов, которые просто рассеивают.

Для жидких отходов используются методы уменьшения объема, которые включают в себя выпаривание, фильтрацию, коагуляцию, в результате чего отходы могут переводиться в твердую фазу, а затем прессоваться, переплавляться и захораниваться в могильниках.

Источники питьевой воды. Требования к качеству питьевой воды.

Подземные водоисточники.

Подземные источники водоснабжения предпочтительнее чем поверхностные водоисточники тк качество воды в них как правило выше и часто она может употребляться без очистки и обеззараживания.

Использование подземных вод для водоснабжения возможно только в небольших населенных пунктах, так как количество их ограничено.

Подземные воды скапливаются в водоносных слоях: в порах рыхлых песчаных пород, суглинков, над водонепроницаемыми фунтами (глина, гранит и др), в трещинах твердых известковых пород. Благодаря фильтрующей способности почвы и глубжележащих пород вода очищается от мути, примесей, бактерий, теряет запах, цвет и тд. Чем глубже залегают, воды, тем они чище.

Выделяют 3 вида подземных вод:

1) Почвенные

2) Грунтовые

3) Межпластные

Почвенные воды образуются за счет просачивания в грунт атмосферных осадков и лежат у самой поверхности. Их количество значительно увеличивается в период снеготаяния и обильных дождей. Со временем часть воды просачивается в более глубокие слои, а часть испаряется. Поэтому почвенные воды не могут служить источником постоянного водоснабжения.

Грунтовые воды.

Грунтовые воды располагаются в первом поверхностном водоносном слое ниже которого находится водонепроницаемый слой. Образуются грунтовые воды путем фильтрации атмосферных осадков через почву (из почвенных вод). Территория, на которой происходит фильтрация в почву атмосферных вод, питающих данный горизонт, называется зоной питания.

Грунтовые воды могут выходить на поверхность в пониженных местах рельефа с образованием нисходящих (без напора) родников или ключей.

Количество грунтовых вод непостоянно, так оно зависит от количества выпадающих осадков.

Качество грунтовых вод также может меняться. Чем глубже залегают фунтовые воды тем они чище. Бактериальный состав зависит от зафязненности почв зоны питания. В целом, из-за отсутствия водонепроницаемого слоя пород на водоносным слоем, фунтовые воды не защищены от зафязнения стоками и отбросами, просачивающимися сверху с дождевыми и талыми водами.

При использовании фунтовых вод, как правило, необходимо их обеззараживание.

Из-за ограниченного количества грунтовые воды могут использоваться чаще всего только в сельской местности. Однако, как правило, в населенных пунктах фунтовые воды (особенно залегающие на глубине не более 5-6 метров) непригодны для водоснабжения из-за загрязненности.

Межпластовые воды.

Межпластовые воды находятся на водоносном горизонте, залегающем между двумя водонепроницаемыми пластами и поэтому хорошо защищены от загрязнения. Нижний слой называется водонепроницаемым ложем, а верхний - водонепроницаемой кровлей. Питание межпластовые воды получают в местах выхода водоносного слоя на поверхность, чаще на большом расстоянии от места скопления воды (поэтому даже если запасы воды находятся в районе населенного пункта, пополняются они чистой водой на большом расстоянии от населенного пункта с его источниками зафязнения).

Межпластовые воды могут выходить на поверхность в виде восходящих (то есть имеющих напор) родников или ключей.

Глубокие межпластовые водоносные слои могут иметь наклонное положение и тогда вода в колодцах или скважинах, использующих этот слой в качестве водоисточника, имеет большой напор и может бить фонтаном. Tакие глубокие напорныемежпластныеводы называются артезианскими, р. скважины, через которые получают эти воды -. артезианскими скважинами.

Межпластовые и, особенно, артезианские воды отличаются, как правило, высокими органолептическими свойствами (прозрачность, отсутствие запаха, высокое вкусовое качество) и почти полным отсутствием бактерий. '

Постоянство качества воды артезианской скважины определяется близостью зоны питания (чем дальше зона питания, тем выше и постояннее качество воды). Возможно загрязнение артезианских вод (через зону питания) сточными водами промышленных предприятий.

Учитывая высокое качество артезианских вод, при их гигиенической оценке на первый план выходит вопрос об их количестве.

Поверхностные водоисточники.

Поверхностные водоисточники делятся на, 1) Проточные - реки, искусственные каналы

2) Стоячие - озера, пруды, водохранилища.

Поверхностные водоисточники являются наименее надежными в санитарном отношении источниками водоснабжения, однако являются единственно возможными для больших населенных пунктов (особенно городов).

Поверхностные воды всегда в отличие от подземных нуждаются в очистке и обеззараживании. По сравнению с подземными водами поверхностные более зафязнены, соответственно имеют плохие органолептические свойства, содержат большие количества микробов. Вода поверхностных источников содержит намного меньше минеральных солей по сравнению с подземными водами.

Загрязнение поверхностных вод особенно интенсивно протекает во время половодья, когда с поверхности почвы в водоемы смывается всякая фязь, бактерии, органические вещества. Зафязнение поверхностных водоемов также часто обусловлено промышленными сточными водами.

Легко догадаться, что проточные водоемы более пригодны для водоснабжения, чем стоячие, так как они обладают большим запасом воды, самоочищением, кроме того в них отсутствует цветение, характерное для стоячих водоемов.

Реки - наиболее распространенный источник централизованного водоснабжения. Они обладают большим запасом воды, способностью к самоочищению, как правило чище стоячих водоемов.

Из стоячих водоемов для водоснабжения имеют значение крупные озера, такие как Ладожское озеро, Байкал и др, которые отличаются чистотой воды. Кроме того для хозяйственно-питьевых нужд используются водохранилища.

Атмосферные воды.

Могут использоваться в безводных местностях. При этом дождевую воду собирают в специальные цистерны и приемники. Снег собираю с чистых участков. И дождевую воду и воду, полученную из снега необходимо кипятить. Атмосферная вода содержит мало солей и имеет поэтому плохие вкусовые качества, зато хороша для мытья и стирки.

Требования к воде водоисточника.

Естественно, что качество воды водоисточника почти всегда не удовлетворяет установленным стандартам, поэтому вода перед употреблением проходит обработку (очистку, обеззараживание). Однако возможности обработки воды не безфаничны и в связи с этим устанавливаются определенные пределы загрязненности воды водоисточника:

Окраска - Не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см.

Запах и вкус - Не более 2 баллов

БПКполн. - До 3 мг/л

Сухой остаток - Не более 1000 мг/л

Сульфаты - Не более 500 мг/л

Хлориды - Не более 350 мг/л

Жесткость - Не более 7 мг-экв/л,

Коли-индекс - Не более 10000

Вредные вещества - Не более ПДК

Температурно-влажностной и световой режимы школьных помещений. Требования к партам и учебникам. Физиологическое обоснование правильной посадки детей.

Температура воздуха в школьных помещениях должна составлять

• В классах - 18-20 °С

• В спортивном зале - около 15-16°С

• В учебных мастерских - 14-17°С Отопление - центральное. Влажность - 40-65 %.

Скорость движения воздуха - 0.16-0.25 м/с

Световой режим в школьных помещениях.

В классах очень важен световой режим, так как достаточное освещение обеспечивает лучшее зрительное восприятие, предупреждает развитие близорукости, повышает тонус нервной системы..

Естественное освещение.

Световой коэффициент 1:4 - 1:5 Угол падения не менее 27°

Угол отверстия не менее 6°

КЕО 1.5 %

Стены красят светлой масляной краской.

Искусственное освещение.

Обычно применяются люминесцентные лампы. Освещенность должна составлять не менее 300 лк (для ламп накаливания - 150 лк). Такая величина освещенности обеспечивает наилучшую остроту зрения (она растет при уве­личении освещенности до 150 лк для ламп накаливания или 300 лк для люминесцентных ламп). Освещение должно быть равномерным, не слепить.

Для классной доски должно быть предусмотрено местное отдельное освещение.

Гигиенические требования к школьной парте.

Парта должна соответствовать росту, возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку,

Результатами неправильно устроенной парты могут быть

• нарушения зрения

• искривление позвоночника

• излишнее мышечное напряжение и быструю утомляемость

• стеснение дыхания, внутренних органов и др.

Основные параметры парты и их нормы.

Основными параметрами парты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др..

1) Дистанция - это расстояние по горизонтали между задним (ближним) краем стола парты и передним краем скамьи, на которой сидит учащийся. Согласно установленным стандартам, это расстояние должно быть отрицательным и составлять 4-5 см, то есть, край скамьи должен заходить за крастола на 4-5 см.

При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед, что вызывает искривление позвоночника (кифоз), быструю утомляемость.

2) Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола парты до сиденья. В норме должно быть равно расстоянию от локтя до скамьи при. опущенной и согнутой в локте руке (то есть ближний край стола парты должен находиться на высоте локтя опушенной руки сидящего за партой ученика).

Если дифференция больше нормы, то ученик должен поднимать правое плечо, что вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз), а также нарушение зрения из-за уменьшения расстояния от глаз до тетради, книги и тд. Если дифференция ниже нормы, то ученик вынужден наклоняться вперед, приобретая сутулость, кифоз.

3) Ширина скамьи должна составлять 2/3 - 3/4 длины бедра

4) Высота скамьи должна быть равна длине голени и стопы + 1-2 см.

5) Наклон стола парты к учащемуся - 15°

Физиологические особенности правильной посадки ребенка.

Посадка считается правильной, если

• Учащийся опирается стопами о пол или подставку, а ноги согнуты в коленях под прямым углом

• Учащийся опирается нижнегрудной и поясничной частью позвоночника оспинку парты

• Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение

• Происходит разгрузка статического напряжения мышц

• Расстояние от глаз до тетради составляет 36-40 см

Гигиенические требования к учебным пособиям.

1) Достаточно крупный, отчетливый, контрастный шрифт.

2) Достаточно широкие промежутки между строчками (в 2 раза больше высоты букв) и между словами (не меньше высоты буквы)

3) Бумага должна быть белого цвета, с гладкой поверхностью, не просвечивать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.081 с.)